Пишет Михаил Ситник, 29.01.2018 17:29

Продолжение, часть 5.
Предыдущие статьи:
1. Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО)
2. Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО). Средства создания ИТО: крючья.
3. Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО). Средства создания ИТО: закладные элементы, регулируемые кулачковые устройства (френды-камалоты).
4. Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО). Средства создания ИТО: скайхуки, камхуки, копперхеды.

В предыдущих статьях мы рассмотрели различные средства создания искусственных точек опоры: скальные крючья, закладные элементы, регулируемые кулачковые устройства, скайхуки, камхуки, копперхеды. Особняком стоят скальные фифы:
Это многофункциональное универсальное снаряжение, используемое иногда- как якорный крюк (молотком забивается в трещину), иногда - как большой скайхук, а иногда - как закладка. Воткни фифу в щель, проведи носиком по щели вниз- она обязательно за что-то да зацепится. Если в щели есть сужение или камень-пробка, фифу можно просто "зацепить" в этом месте. Фифу можно использовать как "удочку" для доставания далеко расположенных чужих крючьев или закладок. Еще одна ипостась фифы- она может использоваться как инструмент для драйтулинга (до сих пор сомневаюсь, к какому виду скалолазания отнести драйтулинг, уж очень он близок к ИТО, хотя и в большой мере похож на свободное лазание).

Многие ИТО-маршруты проходятся с использованием различных видов снаряжения, но зачастую их можно пройти, имея для создания ИТО лишь пару фиф (для страховки при этом используются обычные страховочные средства: крючья, закладки, камы).

На льду фифы "от ноги" превращают выживание и борьбу с природой в легкую игру: именно поэтому их применение во всем мире (кроме постсоветского пространства) считается неэтичным. У нас многим на этику плевать: "Цель оправдывает средства!", поэтому ледовые фифы в фаворе. Но отношение к скальной фифе иное: в последние годы на официальных соревнованиях их применение запрещено (хотя на восхождениях многие продолжают пользоваться ими: мол, судьи все равно не видят!)

И так, мы создали искусственную точку опоры. Следующий шаг- её опробывание, т.е. выяснение её надежности. Как минимум она должна выдержать наш вес. Лучше - если её можно будет использовать и как точку страховки, но для этого она должна выдержать динамический рывок значительно превышающий наш вес! При опробывании нельзя сразу полностью перенести вес нашего тела на новую точку: в случае её вырыва мы полетим, создавая динамический рывок на предыдущую точку. Поэтому новую точку мы нагружаем плавно и постепенно переносим на неё часть нашего веса (оставаясь висеть на предыдущей точке).

Во многих случаях при опробовании очень не желательно смотреть вверх (на точку): если точка вылетит- может и в лоб прийти. Особенно фифа. Но и скайхук- мало не покажется!

Процесс лазания на ИТО- циклический, состоит из ряда постоянно повторяющихся на каждой ИТО действий. Но каждый цикл- процесс непрерывный, и одно действие переходит в следующее. Поэтому опробование точки мы только УСЛОВНО выделяем в отдельное действие. На самом деле способ опробования зависит от избранного нами способа лазания на ИТО, который в свою очередь зависит от имеющегося у нас специального снаряжения. Поэтому временно прервем рассмотрение способов опробования ИТО на прочность и рассмотрим способы передвижения на ИТО и необходимое для этого снаряжение.

1. Самый простой способ использования ИТО- ухватиться за неё рукою (через карабин или оттяжку) или наступить ногою (непосредственно или через одетую на точку петлю). Когда речь идет об одной-трех точках- так и делают: нет смысла ради пары метров на ИТО брать на маршрут специальное снаряжение (например комплект: крюконоги, кольчатые лесенки, клифу и крюкопуз). В этом случае опробование точки делается её плавным нагружением (страховочная веревка до окончания опробования в эту точку не прощелкивается, чтобы в случае вырыва точки уменьшить фактор рывка).

2. "Зальцуг" - подтягивание к точке веревкой. Очень старый способ. Вот рисунок из старого учебника по альпинизму:
В забитый крюк прощелкивается веревка, и страхующий тянет за неё, подтягивая лезущего к крюку. На уровне крюка лезущий зависает на закрепленной веревке и бьет выше следующий крюк (устанавливает точку). Прочность новой точки испытывается самостраховкой (сейчас это дейзичейн или клифа- регулируемые самостраховки для позиционирования,- с ними работать намного удобнее).
Зависнув на самостраховке на новой точке, лезущий просит страхующего ослабить веревку, и прощелкивает её в верхний крюк. После чего процесс повторяется.

Со временем этом способ усовершенствовался. Первый работает на двух веревках, а страхуют его два человека. Веревки вщелкиваются в забиваемые крючья попеременно, на одной (нижней) он висит, вщёлкивает вторую веревку в верхний крюк и зависает на ней, испытывая новую точку. Отпадает необходимость в самостраховке: т.е на одну операцию в каждом цикле меньше, а скорость - выше. Лезущий помогает страхующим себя подтягивать:

3. Зальцуг с лесенками:
На рис.4 лезущий позиционирует себя (принимает нужное удобное для работы статическое положение) с помощью петли на леву ногу. На рис.3 - позиционирование с помощью лесенки.

Работа на лесенках на стене:

Работа на лесенках на карнизе:
Этот способ (зальцуг двумя веревками на лесенках) не потерял актуальности и сегодня. Но кое-что существенно поменялось: используются динамические веревки. Поэтому вначале участка способ (в сочетании с лесенками, клифами или крюконогами) работает лучше (быстрее), чем работа на одинарной веревке с самоподтягиванием (см дальше) с тем же снаряжением, но через 20-25 м из-за растяжения веревки страхующие хорошо подтянуть лезущего уже не могут. Поэтому появились способы самоподтягивания и позиционирования лезущего с помощью Daisy Chain (дейзичейна, по народному - дейзика):
Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО). Скальные фифы. Способы и средства передвижения на ИТО: "зальцуг", стремена, лесенки, клифы. (Альпинизм, школа ито, михаил ситник) или
От беседки дейзик идет через карабин на точке, а нога лезущего с помощью лесенки или крюконоги, вщелкнутых в петли дейзика, подтягивает лезущего, аналогично способу на рис.4.

Еще удобнее самоподтягивание с помощью клифы (регулируемой самостраховки для позиционирования):
Клифа в этом случае присоединяется к грузовому кольцу беседки:
Если потянуть за кольцо на конце клифы- её длина увеличится. Нагрузив стропу клифы - пряжка зажимается. Если потянуть за свободный конец- длина клифы уменьшится. Клифа может быть полиспастной- присоединяться к лезущему через карабин, образовывая двукратный полиспаст,- что облегчает самоподтягивание на нависаниях и карнизах:

Вот полиспастная клифа в работе, но передвижение уже на крюконогах и кольчатых лесенках:

Существует много лесенок для ИТО различных конструкций, вот несколько:
Ступеньки могут быть "мягкими" (из стропы, как в примерах выше), или "жесткими":
Лесенки не обязательно тащить с собою, если на маршруте участок ИТО короткий. Их можно импровизированно сделать из подручных материалов: репшнура, станционной петли и т.п.:

Я уже писал ранее, что передвижение по ИТО на лесенках- наиболее распространенный способ во всем мире (кроме СНГ- у нас популярнее крюконоги). Но о них - в следующей статье.

Продолжение следует!

В следующей серии статей по ИТО- средства позиционирования на ИТО и средства передвижения по ИТО (клифы от ноги, крюконоги с кольчатыми лесенками).