Утюг (Быль)
В кавказских горах начинался май. В лесистых ущельях вдоль троп уже проклюнулся весенний первоцвет, а склоны хребтов ещё были покрыты толстым снежным одеялом, на котором виднелись цепочки разных следов. Такая же цепочка тянулась от Марухского перевала за нашей командой. Шёл восьмой день путешествия из Теберды в Архыз, впереди оставался последний перевал из семи заявленных под названием Карабет.
Около полудня уселись на обед возле полуразрушенного строения бывшего сырзавода. Начавшийся мокрый снегопад заставил нас перебраться через пролом стены под защиту уцелевшей крыши. Пока на примусе грелась вода для чая, я прошёл в соседнюю комнату и увидел валявшийся в куче мусора ржавый утюг с откидывающейся крышкой с крючком-защёлкой и высокой деревянной ручкой. Подняв его, поразился весу, оказывается, этот бытовой предмет был сделан из чугуна, а расположенные в ряд небольшие отверстия над подошвой однозначно указывали на то, что нагревался он углём. Соответственно и назывался он угольным или паровым.
Неожиданная находка пошла по рукам ребят, почти каждый пытался прикинуть вес утюга, покачивая его в руке, кто-то тщетно пытался разобрать фирменный знак фабрики-изготовителя и надпись, явственно проступавшую на обратной стороне крышки. Меня вообще поразил факт существования в этом, забытом Богом захолустье предмета, назначением которого было наведение красоты и порядка в одежде! Откуда среди глуши здесь взяться модницам и что за наряды гладились этим изделием далёкой старины? Может это были джаулуки и чепкены,* а может простые передники и халаты доярок?
Не помню только, кто из ребят предложил подсунуть утюг в рюкзак одной из наших девчонок, которые в это время вышли прогуляться. Сказано – сделано! В несколько пар рук раскрыли рюкзак, оказавшийся Наткиным, вынули сверху часть вещей и вложили завёрнутый в пакет утюг. Затем также аккуратно уложили всё обратно и прислонили к рюкзаку ледоруб хозяйки. Едва отошли от него, вернулись девчата. Снегопад закончился, надо было поторапливаться, чтобы успеть подойти под Карабет до наступления темноты. Понятно, что все глаза исподтишка наблюдали за Наткой. А та вскинула на плечи свою ношу, вышла вон и, как ни в чём не бывало, потопала по дороге.
Спустя три часа остановились на ночёвку в берёзовом редколесье. Инициаторам учинённой шкоды резко поплохело. Зная вспыльчивый характер Натки, они разместились на некотором расстоянии от неё и с заметным беспокойством смотрели, как она распаковывала свой рюкзак. Одно дело, если шутка обнаружилась бы сразу, совсем другое, когда "издевательство" затянулось... И дождались! Сначала раздалось звонкое – «А это ещё что?!», заставившее ребят напрячься перед броском врассыпную. А потом послышалось восхищённое с придыханием – «Ах! Какая прелесть!» Гроза миновала…
Прошло немало лет. Волею случая мне довелось попасть в город, где жили мои бывшие воспитанники, в том числе и Натка со своим мужем Андреем – тоже горным туристом. Вместе мы сходили на Бештау, а вечером посидели в гостиной за столом, вспоминая наши былые походы. Одним из элементов интерьера комнаты оказался тот самый угольный утюг, горделиво стоявший в углу на полке посреди разных безделушек! Старый знакомец, очищенный от грязи и ржи, выглядел франтом и, похоже, что улыбался мне щелью между корпусом и крышкой. Каким неожиданным и разнообразным бывает этот мир вещей! А то всё только про жумары да какие-то ледобуры...
*джаулук – платок, чепкен – платье из национального наряда карачаевских женщин.
Раритеты рулят!
Ну и, девушка - в моем вкусе! ))
В 1984, после горной 2ки спустившись с Бечо на юг, сидели на полуднёвке перед последним марш-броском до Ингурского шоссе. Делать было нечего, после всех постирушек пошли погулять по окресностям лесной поляны. Нашли обломок корня толщиной в руку, с вросшим в него камнем. Мне это показалось очень символичным. Поскольку обратно ехали поездом, с лимитом веса 36кг - решил взять его домой. Как довёз не помню, но вот после очистки и ошкурения - сей артефакт занял место на полке. Сейчас сфотографировать не могу, может позже немного, но в январе точно!
но я не злой, просто сначала он эту чушку мне в подушку засунул.
НО это и понятно: 7 перевалов в межсезонье - в такие походы случайные люди не ходят.
Однако, оценивать «девушек» заочно (да и вообще оценивать) - крайне неблагодарное дело.
И учитывая жизненный подход Виктора (чуть-чуть знаю), возможно, при таких «исходных», утюг был и не лишним.
Этот перевал ходил несколько раз, но из Архыза с турбазы ЖЗТМ. Для километража. И называли мы его "ласково" - Карапет.
Но вот «идейного обоснования» у шутки никакого.
Ну, за что вы впихнули в рюкзак субтильной дамы железяку? Изверги.
А девушка, судя по всему, была замечательная. Во всех отношениях.
(Поэтому, скорее всего, и впихнули.)
Разве так можно с женщинами? Их надо любить и беречь.
Вот в своё время (в 79-ом, в «Торпедо») мы всей стационарной палаткой (три из четырёх) добавили в рюкзак Сани Безлепкина, собранный перед выходом, кирпич. Так тогда владелец пошёл вечером «по девочкам» (блин, перед выходом!!!), а мы посчитали сей факт изменой «святому делу» и решили воспитать.
«Выше гор, только горы» был законом прямого действия.
Эх… Где те времена, когда лишний кирпич в рюкзаке был такой мелочью.
А с временами - что поделаешь, настаёт такой момент... Как там у Маршака?
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду...
Но брызги пускать стараемся!
Если так, то поделом.
За всё надо платить.
КСС проверяла строго наличие зондов, снежных лопат и лавинных шнуров, без них не выпускала группы на маршрут. Выпускались тогда в Теберде у Хасана Зекерьяевича Кочкарова, замечательного человека!