Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полный траверс Кавказа на лыжах
Первый в истории лыжный траверс всего Кавказского хребта от Баку до Сочи через три страны (Азейбарджан, Грузия и Россия) – звучит неплохо! За три месяца французско-русская команда прошла линию по самым интересным и перспективным для лыжников и треккеров районам Кавказа.
О проекте
Сроки проведения: с 2 февраля по 28 апреля 2017
Полный траверс Кавказа на ски-турах в максимальном приближении к Главному Кавказскому хребту, был пройден:
- за 87 дней от Каспийского моря до Черного моря, с востока на запад;
- по территориям 3 стран: Азербайджана, Грузии и России;
- разложен на 71 этап из Баку до Сочи (63 этапа на лыжах, 5 этапов на велосипедах и 3 пешком);
- по ходу: 26 ночей в палатках, 24 ночи в высокогорных хижинах, альплагерях и турбазах, 34 ночи в гостиницах / в гостевых домах / у местных жителей.
- маршрут по самым высокогорным склонам, доступным для лыжников в каждой из вышеупомянутых стран: Базардюзи 4466 м (Азербайджан), Казбек 5033 м (Грузия/Россия), Эльбрус 5642 м (Россия);
- 27 вершин, 78 перевалов, 120 ущелий;
- 86000 метров перепада на подъем, и на 40 метров меньше на спусках (уровень Каспийского моря -40 м);
- 1425 км протяженность на лыжах;
- в среднем в день по 20 км протяженности и 1000 м перепада.
О старте проекта на Риске писали здесь.
Алексей Шустров о маршруте
Из всех вышеперечисленных проектов по пересечению горных массивов на лыжах «Траверс Кавказа от моря до моря 2017» был самым сложным как по подготовке, так и по реализации. Мы были первыми, кто решился пройти на лыжах вдоль всего Главного Кавказского хребта за одно путешествие. Мы сами ещё не до конца поверили, что смогли пройти почти 1500 км в сложных погодных условиях, отягощенных опасной снежной обстановкой, по неизвестным склонам с большими автономными переходами.
Во время проекты проводились уникальные съёмки, которые вошли в двухсерийный фильм о проекте. Премьеру фильма о траверсе Кавказского хребта 2017 на ски-туре смотрите на канале Телепутешествия, 26 ноября в 19:00 и 27 ноября в 11:00.
Этот уникальный маршрут на высотах 2000-5642 метров значительно превышает все предыдущие траверсы горных массивов по протяженности, перепаду высот и количеству совершенных первопроходов.
Онлайн-карта проекта
О команде
Жан-Рене Минелли - горный гид уже 32 года, автор книг, гид-преподаватель курса переподготовки горный гидов в Шамони, страстный специалист ски-тура. Живет в маленьком Альпийском поселке вместе со своими тремя детьми и женой Бетти. Азартен и свободолюбив. Любит находить решения в самых сложных и неопределенных задачах. Автор и инициатор этого проекта. В 2004 году полностью пересек Альпы, а в 2012 - Пиренеи.
Эрик Перейра – горный гид, уже более двадцати лет. Учитель труда, преподаватель физкультуры и инструктор горного велосипеда. Женат, 2 дочери. Родился в Гренобле, живет в Бриансоне. Близость к горам и любой вид активности в горах, является источником удовлетворения.
Лоран Нифенекер – кинезиотерапевт и остеопат, живет на юге Франции в Прованском городке Кейраз со своей женой Энн и их 4-мя детьми. Страстно любит лыжи во всех их видах. Хорошо знает и любит горы, где жил и работал много лет, то в одиночку, то с семьей, то с друзьями.
Давид Маррет – родом из Пиреней. Горный Гид и фотограф, любитель искусств. Отец малышей Макса и Лу, и, конечно, влюбленный в свою жену Аньес. Смысл своей жизни иллюстрирует цитатой из Рене Шара: "используй свой шанс, зови свое счастье, иди на риск. Они привыкнут тебя видеть!".
Элизабет (Бетти) Шадт/Минелли - живет в горах в Орнон ан Уазан. Врач со специализацией по спасению в горах и шеф гест-хауза. Всегда интересуется всем вокруг и с сильным устремлением разрабатывать и осуществлять проекты. Любит смеяться, большие открытые пространства и быть вместе с друзьями. В 2004 году полностью пересекла Альпы, а в 2012 - Пиренеи.
Константин Заздравных – горный гид со стажем 10 лет. Родился и вырос в горах Алтая. Женат, детей нет. Работает горным гидом в Сибири, Алтае, Кавказе (с Закавказьем: Азербайджан, Грузия, Армения, Иран) и других горных районах России и стран СНГ. Непрерывная тяга к приключениям и всестороннему развитию заставляет все время делать шаг вперед в неизведанное, но как следует прощупав, что этот шаг не будет сделан в пустоту.
Алексей Шустров – горный гид и руководитель экспедиций с 1987 года, мастер спорта, «Снежный Барс» с восхождением на 21 семитысячник. Первое восхождение на Эльбрус в 1977. В 2009 году лыжный траверс Северного Кавказа, а в 2015 лыжный траверс Киргизии. Женат, 2 дочки, 1 внук. Живет в Санкт-Петербурге редко, остальное время в горах, тайге, тундре. Любит все, что скользит - лыжи, телемарк, сноуборд, а также каяки и другие плав средства.
Алексей Шустров рассказал в интервью Риску о русско-французской дружбе, многогранном Кавказе и удивительном лыжном траверсе, который запомнится надолго!
Вы уже не в первый раз исследуете неизведанные лыжниками горные районы да и проекты с уникальными лыжными траверсами у вас уже были: «Альпы 100 дней» в 2004 году, «Северный Кавказ 42 дня» в 2009-ом, «Пиренеи 66 дней» в 2012-ом, «Киргизия 34 дня» в 2014-ом… Подготовка уже шла как по маслу или новый проект – новые трудности?
- Основная трудность при подготовке – отсутствие информации. Наш Кавказ в отличие от Альп или Пиренеев не имеет развитой инфраструктуры вдоль всего Кавказского хребта (дороги, населенные пункты, высокогорные хижины, связь). Наша цель была пройти максимально близко к самому Главному Кавказскому хребту, а в этих районах цивилизация оставила очень слабые следы или просто туда не доходила.
Подготовка к этому траверсу началась ещё в 2014 году и мы столкнулись с большими трудностями по разработке пути следования и проработке основных моментов, связанных с обеспечением жизнеспособности и безопасности нашей команды в высокогорных и удаленных от населенных пунктов районах Азербайджана и Грузии, да ещё и в зимнее время. Опыт, полученный в 2009 году нам, конечно, помогал. Но то был траверс Северного Кавказа, региона, имеющего большую альпинистскую историю и более развитую инфраструктуру. Маршрут же полного траверса Кавказа нам пришлось разрабатывать по военным картам и информации из Google Earth.
Ещё на этапе подготовки мы столкнулись с большими техническими и психологическими сложностями, так как должны были довериться виртуальной информации из интернета, при отсутствии реальной информации о целых горных районах: крутизна и проходимость склонов, состояние долин и рек, снежная обстановка, лавиноопасность склонов, наличие действующих дорог и возможность эвакуации в случае травм или других непредвиденных обстоятельств.
Так что трудностей было много больше, чем в предыдущих экспедициях.
Как и чем обеспечивалась группа на протяжении всего проекта? Что всегда было с собой, а что доставлялось дополнительно?
- Наши переходы (этапы) мы планировали от 3 до 6 дней автономии. Далее мы спускались в долины, чтобы отдохнуть, проверить снаряжение и пополнить запасы продовольствия и газа. Помогала нам в этом машина сопровождения, которая ожидала нас в назначенное время в назначенном месте.
Самый длинный переход 12 дней планировался в Грузии от Лагодехи до Казбеги. Наши рюкзаки весили более 20 кг на выходе, так как для выживания на высоте 2000-3500 метров мы несли все необходимое: палатки, газ, продукты и т.д.
Основу питания составляли сублимированные продукты французского и российского производства. Эти продукты нельзя сравнивать, как мы имеем обыкновение сравнивать французскую и русскую кухню. В сушеном виде в продуктах никакой разницы и никакой радости. Истинное гастрономическое удовольствие мы получали в дни отдыха от кавказской кухни, натурального красного вина без ограничений и искренних улыбок хозяев, которые старались представить нам свою кухню в обрамлении вековых традиций и мудрых изречений (тостов).
6 из 71 этапа было пройдено на велосипеде? Что на этих этапах запомнилось больше всего?
- На велосипедах мы начинали траверс в Баку и заканчивали в Сочи. В Баку в день начала траверса выпал снег, что крайне редкое явление в этих широтах. Мы, конечно, очень обрадовались снегу и надели лыжи, чтобы прогуляться по заснеженному пляжу Каспийского моря… Но это было кратковременное развлечение…, а дальше началась настоящая пахота на велосипедах вверх по обочинам автомобильных дорог в предгорьях Восточного Кавказа. Особого удовольствия подъем в горы на велосипедах по скользким дорогам в феврале нам не доставил. Невозможно расслабиться, необходимо все время следить за ледовыми участками, как на подъемах, так и на спусках.
Совсем другие впечатления от путешествия на велосипедах было по окончании траверса.
Хочется сказать большое спасибо Николаю Полякову за предоставленные велосипеды в конце траверса. Спуск на велосипедах (подъемов практически не было) из Красной поляны к Черному морю доставил всей команде огромное удовольствие, так как ледовых участков в конце апреля на подъезде к Сочи не наблюдается. А вот все фруктовые и прочие деревья распространяли аромат курортной и комфортной жизни, о которой мы в тайне уже давно мечтали.
Как вы решали вопрос безопасности, личной и поддержки извне?
- Вопросы безопасности были заранее согласованы со службами МЧС России, Грузии и Азербайджана.
Связь обеспечивалась спутниковой связью, что позволяло наблюдать за нашими перемещениями в режиме онлайн и в случае ЧП автоматически передавать аварийный сигнал.
Личная и командная безопасность обеспечивалась опытом участников траверса. Основные члены команды – профессиональные горные гиды. Лоран – врач, а Бетти – медсестра.
Расскажите про экипировку и лыжи! Какие плюсы и минусы были у вашего снаряжения?
- Вопрос касательно снаряжения. Очень хочется отметить, что совершение подобного траверса было бы невозможно без современного ски-туровского снаряжения: легкого, прочного, очень функционального, дающего возможность проникать в совершенно недоступные горы в совершенно недоступных условиях, да еще получая от этого удовольствие!
Понятно, что мы, как горные гиды имеем все необходимое для работы, но, так же понятно, что непрерывное использование его три месяца не обновит состояние лыж, одежды и всего остального снаряжения: палатки, спальники, рюкзаки и т.д и т.п. Dinafit, производство лыжного снаряжения, заявил свое генеральное спонсорство на лыжи и одежду, далее наш магазин Кант обеспечил нас спальниками Deuter, палатками Salewa и горелками Primus, фирма Термос предоставила термоса, с французской стороны нам были предоставлены рюкзаки, веревки, некоторое альпснаряжение и часть сублимированного питания. Большую благодарность хочется выразить Иридиуму, которые выдали нам и обеспечили контроль за движением на всем протяжении треккером Iridium 360, и помогли в обеспечении спутниковой связи на территории России. Ну и, наконец, все лавинное снаряжение от датчиков до лопат, которое в такой экспедиции было бесконечно важным, никто нам не предоставил и мы взяли свое рабочее.
Лыжи Dinafit, у нас было несколько моделей, но это были, для из-за долгого пути, принципиально не самые легкие, которые, как правило наименее прочные. Но и эти лыжи по прошествии трёх месяцев пришли в негодность. Только надо понимать, что для нормального пользователя, обычного ски-туриста, такая нагрузка на лыжи накопиться лет за пять, и то при большой интенсивности использования! Ботинки для ски-тура безусловно вполне хорошие, они сейчас все термопласты и важно правильно подгонять под ногу. Опять же, по окончанию нашего пути в 1500 км, подошвы у них практически стерлись. Про камуса могу выразить только позитивное впечатление, до конца даже столь долгого и напряженного пути они остались в приличном состоянии, хотя для этого мы все внимательно следили за правильным процессом их использования. Крепления, 2 из них ломались, один из них у меня на ноге на спуске в долину Юсеньгибаши, но для этого у нас были комплекты ремонта и при доступности все чинили.
Аптечка была собрана нашими врачами. Внимание! на границе с Грузией особое отношение к некоторым видам медикаментов (просто не надо их показывать!).
Одной из задач проекта было максимально глубоко оценить лыжный потенциал Кавказских гор – вы с этой задачей справились на все сто процентов? Каков результат?
- На 200%! Огромное количество нетронутых ски-туристами горных склонов в окружении красивейших гор. В настоящий момент большинство районов труднодоступны, нет дорог и гостиниц. Но во многих местах функционируют старые альпинистские лагеря и уже построены новые турбазы. Как, например, Узункол и окружающие его долины, база Уллу-тау и Эльбрус.
Большой отклик на возможности развития ски-тура и ски-альпинизма мы получили от грузинских специалистов по горнолыжным курортам. В Грузии не только богатая история и красивейшие горы, но и отличные склоны для развития ски-тура.
Какие районы заняли первое место в вашем личном лыжном рейтинге по красоте, техничности, разнообразию?
- Первое место – от Омало до Казбеги и от Уллу-тау до Архыза. Особое место, которое выделили французские участники нашего траверса – Узункол. Красивых и подходящих для любительского ски-тура и профессинального ски-альпинзма на Кавказе очень много.
С какими непредвиденными сложностями и экстремальными ситуациями вы столкнулись?
- Самый большой риск пересечения снежных склонов – это сход лавин. Все гиды внимательно отслеживали состояние снежного покрытия и в случае сомнений даже одного из участников, принимали совместное решение по выходу или уходу со склона. Но, тем не менее, несколько лавин мы не смогли избежать, что за 3 месяца непрерывного нахождения на склонах неудивительно. Одна из них захватила Лорана, но к счастью, он успел крепко уцепиться за дерево. Лоран легко отделался: два сломанных ребра и потеря пары лыж. Пришлось на месте мастерить снегоступы, потом в ближайшей хижине нашли пару досок и сделали «лыжи», чтобы продолжать двигаться по глубокому снегу.
Второй несчастный случай не связан с лавинами, произошёл с Бетти на спуске с крутого фирнового склона. Перелом ноги и эвакуация с помощью вертолета (из-за недоступности места) грузинской МЧС в Тбилиси, а потом во Францию. Присоединилась Бетти к нам уже под Эльбрусом и следовала с машиной сопровождения до Красной поляны, а там пересела на велосипед и вся команда закончила траверс живыми и... функционирующими!
Как интернациональная команда преодолевала языковой и культурный барьер? Он вообще был?
- Один наш участник – Константин Заздравных не говорил по-французски, потому первоначально мы общались на английском языке. Но со временем перешли на французский, так как Костя начал всё понимать. Никаких барьеров во взаимодействии не было. Перед нами стояла сложная задача, которую мы могли решить только все вместе. Очень скоро мы научились понимать друг друга иногда и без слов. А обмен мнениями на культурные и философские темы разнообразил наши впечатления, бодрил мозг и не давал зациклиться на трудностях. Мы были одной командой: «один за всех и все за одного».
Помимо лыжных маршрутов вы наверняка смогли прикоснуться к местной истории и культуре, пообщаться с коренными жителями и узнать что-то новое для себя?
- Впечатления от общения с людьми, проживающими в высокогорных районах трудно передать словами. Люди живут в тяжелых условиях, но есть ощущение, что они много более счастливы, чем городские жители. Они искренне любят свою землю, уважают свою историю и традиции, почитают своих стариков и не собираются покидать Кавказ в поисках лучшей жизни.
В каждой долине свой язык, своя культура, традиции и своё вероисповедание. То, что объединяет эти народы – это открытость, добродушие, гостеприимство и какая–то особенная мудрость, передаваемая из поколения в поколение аксакалами (старейшинами).
Но кроме культурного общения, мы очень благодарны местным жителям за теплый прием, истинно кавказское гостеприимство, которое всегда несло в себе заряд бодрости, позитива и благодушия.
Фото из архива команды
Публикацию и интервью подготовила Любовь Мориц
Отдельная благодарность Ирине Карповой, жене Алексея Шустрова, за предоставленные материалы и ответы для интервью.
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Всё о Хрустальном пике - на сайте премии
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный партнёр премии: Black Diamond
Партнер номинации "Outdoor-проект года": функциональная спортивная одежда и термобельё CRAFT
Небольшие уточнения.
г. Базардюзи ( Азербайджан\Россия)
уровень Каспийского моря не минус 40м, а минус 28м.
Для справки: в июле этого года группа альпинистов г. Баку прошла траверс вершин Чолохсу-Муллар- Чарын-Рагдан- Несендаг-Базардюзю