Наш выезд в Узункол в 2016г.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Почитал свою прошлогоднюю публикацию на внутреннем ресурсе.И вот только сейчас решил представить здесь.

Впервые я планировал попасть в Узункол со сборами еще в 1974 году. Но пришлось переиграть на школу инструкторов… С тех пор излазил почти весь Кавказ, но к своему стыду так и не побывал здесь. И вот наконец судьба пустила в эти края.

После двух лет вынужденного перерыва нас пригласили друзья на выезд, а у нас получилось в установившемся затишье выбраться. Получается, что через 30 лет жена с одноклубниками опять попадет туда, где начинала свой путь в альпинизме.
Так как в этом году, мне собираться в горы еще не приходилось. Все решилось буквально в считанные часы. Уже были заказаны билеты до Ростова. Куплены билеты детям в Нижний – порадовать бабулю с дедулей. И тут сын отравился творогом... Капец! Ночь кормили активированным углем и поили ромашкой. Утром к врачу. Тот посмотрел и решил что ничего серьезного и можно ехать, соблюдая режим питания. Грузим в такси наши баулы, на всякий случай собранные заранее. Дождь. Говорят что в дорогу это хорошая примета.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Автобусная остановка на трассе. На мобилу звонит диспетчер и предупреждает что автобус на подходе. К остановке подплывает синий "китаец". Грузим баулы в багажник и быстро в салон. А там после наших +36 стоит "дубарь" в +22! Закручиваем кондишен над нашими креслами и впадаем в дорожный транс. Попутчиков мало и мы, с разлегшимся на заднем сиденье Иваном, располагаемся кому как удобно.

Путь наш проходит мимо Саур-Могилы - мемориала в честь освободителей Донбасса. В июле-августе 2014 здесь ополчение держало оборону перед наступающими украинскими войсками. Многометровая стела с фигурой солдата практически сровнена с землей. На оставшихся барельефах следы осколков.

Сгорело здание музея, а с ним, скорее всего и книга почетных посетителей. Смотритель в 2009 году вынес ее для наших севастопольцев, чтобы они сделали запись рядом с записями президентов.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Но жизнь продолжается. И когда окончится война, памятник восстановят, отметив на нем и подвиг ополченцев.
Ниже Саур-Могилы по дороге село Степановка. Ей тоже досталось. Треть домов до сих пор в развалинах. Но уже видны восстанавливаемые.

И вот граница. Проходим достаточно быстро. Вопросов по поводу наших рюкзаков, набитых железом, не возникает. Не задали даже традиционных вопросов по холодному оружию и сильнодействующим препаратам в аптечке. Через три часа после границы мы в Ростове на ЖД. Отправляем детей. Теперь надо созвониться с коллективом. Перебираю варианты. Один абонент «не абонет». Второй отвечает с интонацией в голосе "ща всех порву!" Номер-то мой еще не известен. Да и время уже заполночь. Обозначились. Отметились что мы уже в Ростове и будем поддерживать связь. Проблемой оказалось что утренний автобус на Черкесск отменили и оставалось только добираться через Невинномысск. Оседлали первую маршрутку на Невинку(следующая пришла бы поздно вечером) - и понеслась! По пути узнали от тетушек-пассажирок много нового о манере вождения водителя, неработающем кондиционере, качестве дорог и пр... Все это время нас "вели" по телефону Ира с Аллой, корректируя и сообщая расписание. В общем было очень приятно. В Невинку, как ни странно, прибыли даже чуть раньше. Спокойно переехали с автовокзала на ЖД. И вполне успели на вагончик до Черкесска.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Вот тут мы уже вздохнули, измученные дорогой. Тем более что я выезжал после ночного дежурства и не спал вторые сутки.

Ехалось весело. Нашелся разговорчивый попутчик. На подъезде к городу, телефонный звонок - нас у вокзала будет ждать машина с водителем Юрой. И вот нас встречает Юра и везет на базу. Давненько мне хотелось посмотреть на площадку под Бавуко...

Встреча была шумной. Перезнакомились, вспомнив что уже встречались с некоторыми в Архызе. Сразу усадили за стол "перекусить". Через какое то время прибыла "крымско-крымская" фракция. На кухне парилось, жарилось, шкварчало. Резались и поджаривались сухарики.Готовились пироги в дорогу. А потом нам устроили экскурсию на локатор! С удовольствием полазили и пощупали железо, поднявшись к «тарелке».

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Пояснения были весьма эмоциональными. Видно что человек любит свою работу.

Надя - прекрасная хозяйка, повар и специалист.И еще поет!

А на мониторе показали архив самых крутых моментов зарождения градовых облаков и борьбы с ними.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Спал после всего этого как убитый. И проснулся отдохнувший и свежий. Чашка кофе с утра. Легкий моцион.

6 утра.
Пришла машина и началась забивка свободного пространства ящиками с едой, палатками и всевозможными прибамбасами для комфортной жизни в полевых условиях. Сверху всего этого были загружены тела участников в весьма живом состоянии. Причем некоторые пытались пристроиться на мягкое типа помидоров или спелых дынь. Возглавляемая "Тайгой" колонна быстро промелькнула через Черкесск. Остановились перед Карачаевском, заправиться, оправиться и зарядиться батарейками на фотоаппарат и фонарик.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Купили свежего хлеба. И началась дорога через "двести двадцать два лежачих полицейских" на километр дороги. А вот дальше от Хурзука до погранзаставы дорога стала наполовину "лежачим полицейским". Доехали до шлагбаума. Приличный городок себе отгрохали погранки! А вот документами занимался всего один человек. Тут произошла заминка. Пока юридически мы являемся гражданами Украины.И по всем документам - Украина. Вот пограничники и задались вопросом о месте пересечения границы при въезде и сильно не могли понять что у нас работают свои погранпереходы в Ростовскую область. Им все казалось что сначала мы едем на Украину а там в Харькове на Белгород и Воронеж. Долго разглядывал миграционную карту с отметкой Ростовского погранотряда. Хорошо что не было очереди, поэтому стояли недолго. Наконец пропустили за шлагбаум и наша веселая компания продолжила утряхивать организмы. После заставы дорога уже сплошной "полицейский". Въезжаем на территорию альплагеря.

Пока решается вопрос со стоянкой "Тайги", которую не рискуют переправлять вброд, как этот "бусик"

Народ разошелся посмотреть и вспомнить где жили 30 лет назад. Однако времени прошло! Поностальгировав, выдвигаемся выше уже одной машиной, перебросав в нее вещи из «Тайги». Осталось немного. И вот слияние Мырды и Кичкинекола. Вода двух цветов бурлит.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Даже наш вездеход не решился переправляться на другой берег. Кстати, по воду мы ходили на другой берег именно к потоку Мырды. Носим вещи по мостику из бревен. Перебросили на удивление быстро. Что значит наличие молодых, крепких организмов.

Закипела работа по обустройству. В черкесской команде удивила слаженность. Парни резво принялись пилить сухостой на дрова, колоть чурки и строить столы и лавки из местного и привезенного материала. Мы в этой слаженной суете годились только на роль "принеси-подай", поскольку остальные уже знали свои задачи. В момент был сварганен стол. Процесс его окончательной доводки напоминал перефразированный анекдот о синей изоленте - "Все можно закрепить скотчем.Если скотч не держит, значит вы его мало намотали".

В это время уже горел костер и Леша приглядывал за булькающими котлами. Но желающие могли перекусить заготовленными еще внизу пирогами и огромным подобием пиццы в четыре пальца толщиной. А на вкусные запахи сползались местные лесные жители.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

А потом было "планирование планов". Сплошная "изба-читальня".

В дальнейшем частенько возникала ситуация с выяснением "Куды? Сюды!".

А нам с Юлей не терпелось взглянуть на большие горы. И прямо в шлепанцах мы пошли вверх по Кичкинеколу. Вот они!!! Ура, мы в горах!

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Утро 3 августа.Уже взошло солнышко.
Первые лучи сушат палатку от ночной росы.

После завтрака, приготовленного ранними дежурными, выдвигаемся в ущелье Мырды на акклиматизацию.
Одежда по выбору.Радмир - компьютерный гений, выбрал несколько экстравагантный. Ну, если ему так удобно...

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Здесь еще начало лета, цветет шиповник.

Постепенно открывается долина с вершиной Пирамида.

Кстати, местные "автохтоны" оказывается не знают что шикша съедобная ягода.А мне она нравится даже больше черники после камчатских времен.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Пройдя почти по всей долине, решили переправляться к озеру на противоположной стороне. Самого младшего - Сашу перевез через речку пастух.

Для остальных протянули веревку и цепочка "проходимцев" потянулась на другой берег.

Озеро еле нашли в зарослях. Парни не поленились занести надувной матрас и устроили заплыв, оглашая окрестности здоровым молодецким смехом. Это они поставили перед собой такую цель – поплавать во всех озерах ущелья. Зрители тоже были в восторге.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Некоторые "освежились" в озере и без матраса, после чего организм потребовал пополниться энергией.

Виды вокруг обалденные.

Сиди не сиди, а идти надо. Решили, что после подзаправки логичнее - вверх. Хотелось заглянуть за поворот и увидеть Далар с запада. Парни хотели еще на какой-либо перевал взобраться. Хотя по логике, самый ближайший был в ГКХ и туды - ни-ни!

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Идем по камням морены. Справа, на противоположном склоне ущелья над водопадом видна тропа к мырдынским ночевкам. Юля расказывает как они ходили оттуда на Мырды и Гвандру.Жаль, но главная Гвандра в ГКХ.

Острый гребешок морены.Справа стены Кирпича. Уже виден перевал Далар и вершина Малого и главного Далара. Тропа местами обвалилась в сторону ледника и приходится аккуратно обходить.

Молодежь, во главе с Эльдаром уже в месте подъема с морены на бараньи лбы. Там навешена старая веревка и можно попытаться выйти на ледник. Но тут начинается дождь. Несильный. Но на камнях сразу становится скользко. Разум побеждает хотелку дойти до Шоколадного. Поворачиваем вниз. Если дождь усилится, обратный путь через реку может стать проблемой.Спустившись к реке, находим место с максимальным разливом на рукава и бодро, подгоняемые течением, буквально перебегаем протоки. Саша, за неименеем лошади и пастуха, переезжает верхом на Эльдаре. За огромными камнями у начала тропы на ночевки уже примостилась какая то группа. Похоже на сегодня вверх уже никто не пойдет.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

А мы бредем вниз, пересекая вздувшиеся ручьи. И, как ни странно, абсолютно не переживаем. Ну дождь. Ну и что, дождя мы не видали? Шуршат полиэтиленовые плащики.
А в лагере уже ждет чай, приготовленный дежурным. И полное отсутствие дождя.

4-е августа.
Сегодня идем в сторону Доломитов. Выход тоже акклиматизационный и радиальный. Задача максимум - залезть на перевал Ю.Доломит у самых резвых. Района я не знаю и планировать нужно с осторожностью после двух лет "наличия отсутствия". Да и как себя поведет травмированная нога… Поэтому для себя задача - залезть повыше-вспотеть поменьше!
Идем по Кичкинеколу. Облачность помогает выполнять второй пункт программы.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Виды радуют глаз. Все же Узункол своеобразный район.

Тропа серпантинит по крутяку. Терраса за террасой.

Встречаем спускающихся ребят в камуфляже с "железками". Тоже тренируются.
Уже за спиной лагерь ребят альпинистов, проходивших мимо нас позавчера. Встречаем и двойку из этих палаток, возвращающуюся из-под маршрута -стало плохо от резкого набора высоты.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Прислушиваюсь к себе - полет нормальный! Яблоки и сухофрукты, выданные на перекус утром идут на ура. А на озере еще ждет колбаса и сало, ушедшие с передовым отрядом.
Наконец за очередным взлетом открывается озеро и стоянки.

Козы пасутся в дух метрах от палаток, с неприязнью поглядывая на нас. Очевидно подозревают конкурентов.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Часть нашего народа замечаем на противоположном берегу. Обходим озеро по хорошей набитой тропе. О, отсюда вид на озеро классический.

Поднимаемся к следующему озеру. С него виден перевал Ю.Доломит и фигурки наших ребят на нем.Видно даже движение вправо в сторону вершины 40-летия ТАССР - попросту "татарки".
Фото "30 лет спустя"- тот же камень. Тот же перевал…

Эти же озера сверху.

И панорама Доломитов.

Выше еще озера, но уже мутные.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Ребята начали спускаться с перевала и мы тоже тронулись потихоньку вниз. Козы провожали, ожидая, не останется ли чего вкусненького.

Опять серпантин вниз. И чудные виды.

Шли мы тише таких "лосей в квадрате" как Эльдар и остальное общество. Поэтому с нами как замыкающими, радиостанция и периодическая проверка ситуации.

Выходной, это не значит валяние кверху пузом. Накопившуюся внизу энергию за два акклиматизационных дня не потратить. Так что молодые организмы начали строить баню, таскать в нее булыганы для каменки со всего берега.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Затем баню заботливо прогревали.

Сделали запруду для заныривания, чтобы кто случаем не уплыл по Кичкинеколу.

А мы пошли к альплагерю. По пути посмотрели водопад.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Вода вымыла в скале такой каньон.Вода кипит.

Возле альплагеря с удовольствием наблюдали попытки народа поймать сигнал на мобилу. Я предложил отправку СМС - набираешь текст, нажимаешь "отправить" и резко подбрасываешь телефон повыше. Пока летит - ловит сигнал и отправляет СМС. Для получения отчета о доставке подбрасываешь еще раз. А для приема ответной - еще.

По этой дороге Юля пришла в лагерь из Хурзука 30-ть лет назад!

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

А вот наша будущая дорога к Трезубцу. Пытались расспросить поточнее у ребят которые как раз возвращались оттуда с восхождения "из лагеря в лагерь". Первый смог произнести только "здрасссьте". Вопрос понял второй и сказал "нормальная". Третий только мутно посмотрел. Не ходите горы "из лагеря в лагерь" если «физика» слабая.

А еще по дороге встречались интересные камни.

Катя открыла художественную мастерскую и всем желающим рисовала их портреты. Для этого нужно было достаточно долгое время просидеть напротив художника.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Часть народа пошла по грибы/ягоды целенаправленно, не довольствуясь собранными мимоходом.

Попутно передавали привет пограничникам, следящим через расставленные по лесу камеры.

Кроме основного казана с грибным блюдом, были приготовлены для гурманов грибочки, которые не рискнули положить в общий котел.
Блюдо было съедено несколькими участниками и потерь в личном составе не наблюдалось.
Это позволило со слезами умиления на глазах записать новый рецепт в поваренную книгу.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

День прошел. Наелись грибов и ягод. Напарились в бане. Наговорились и поиграли во всякие интеллектуальные игры у костра, благодаря неугомонной Кате.
А завтра нам четверым на гору.

Утро 6-го августа. Выходим к Трезубцу. Четверо смелых.(но дурныыыых!) По этому поводу берем наверх наш "Пингвин".Для четверых в нем места с запасом.
В лучших традициях, прослушав рассказ как не надо идти горелым лесом, чтобы потом лезть по бурелому на правильную тропу, поперлись именно по неправильному.
Но вот страверсировали таки на нужную тропу и под нами ущелье с альплагерем во всей красе. С другой стороны Чат-Баши и Доломиты. Наши «лоси» во главе с Эльдаром таки сбегали ее «из лагеря в лагерь»!

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Тропа достаточно крутая и сворачивает в криволесье превращаясь в "обезьянью тропу".
Потеем.
"А давайте я понесу рюкзак а вы понесете меня".

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Растянулся наш караван по горным лугам.

И вот добрались до стоянки.
Мы, горы и козлы в количестве 50 штук(сам не считал, но народ утверждает что было 50).

Смеркалось. :-)
Обсуждаем где должен быть виден Эльбрус.Вроде как леве Чат-Баши странные облачные образования.

Ну да утро вечера мудренее.
Пока мудровали, начал накрапывать дождик. Спрятались в палатку. А Виталя накрыл от дождя горелку(которую я видимо не закрыл полностью ) своей пластиковой мисочкой. Через некоторое время, выйдя прогуляться, обнаруживаю такую картину.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Трагическим голосом сообщаю Витале что его мисочка проплавилась на горелке. На вопрос хозяина - "А есть из нее еще можно будет?" с радостью отвечаю - "Да! Если через это колечко черпать ложкой прямо из котла!"

С этими позитивными впечатлениями и залегли в люлю харю мять!

Утро 7 августа.
И поперлися мы сдуру
Аж на саму верхотуру.
А бодай бы черт ее забрал!
(из альпинистских хокку)

Всю ночь моросило с перерывами.Алла, чтя заветы вождя, сожалела что после дождя выход наверх делать нельзя. Уговорили что по возможности сделаем подход под маршрут. А там посмотрим.
Под утро стихло. Выглянув наружу, в утреннем сумраке увидели на востоке снежную гору. Эльбрус! Некоторые сильно посомневались, пока им не втолковали что видим его с запада, а значит отсюда никакой он не двуглавый.
Так у нас вышел классический "завтрак с видом на Эльбрус".

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

"Рюкзака на спину пхнули.
Ремешками притянули.
И какой их выдумал дурак."

Подходим.Начались крутяки.Камни сухие и погода понемногу расходится.
И вот седловина и наша гора.По совету бывалых вышли не на саму седловину а чуть правее.В результате сэкономили метров 150 ползания по разрушенному гребню.

Начинаем "запрягаться".
"Безик не безик.Стринги не стринги".

"Ах, вот оно куда напяливается!А резать не будет в ..."

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Мы, вообще то не спортсмены.Мы из разряда тех, кто на вопрос «какой маршрут выбираете – для начинающих или посложнее?», честно отвечаем – «для заканчивающих!»
Поэтому, посмотрев на гору, решили что полезем «задом наперед». Главное – получить удовольствие от процесса.
Первым прохожу пробку справа по трещине. За мной «тетки». И Виталя замыкает.Юле не хватает роста дотянуться до зацепки. Вяжется «стремечко» и проблема снимается.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

"Уф! Да, умел Пал Палыч "единички" подбирать!"

Сумрачно и не жарко.А погодка-то налаживается!

Дошли до перемычки между 1-й и 2-й Западными зубцами.
На 1-й влево вверх по трещине и полочке.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

В раже непотраченной энергии прем к дальней высшей точке.

Ищем записку. Ничего нет. И тут последним выходит Виталий - "Пацаны, вершина не там! Вы ее пробежали! Назад!"

Вертаем в зад.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Нашел вершину - лезь за запиской!

Кроме записки был найден и силикатный кирпич. Видимо пытались увеличить высоту для повышения категории.
А виды сверху..!

Выше нас только орлы!

Пишем ответную записку."Пишу тебе из горящего танка на сапоге товарища командира..." (зачеркнуто) "Группа восходителей..."

Средний возраст восходителя - 55лет и 3 месяца!
Пусть завидуют!
Сиди не сиди, пиши не пиши, а спускаться надо. Идем с двумя небольшими дюльферами. Спустившиеся уходят в сторону насколько возможно. Камней живья много и попасть под "обстрел" нежелательно.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

"Альпинисты на привале. " (не Перов!)

Все это на фоне нашей горы.

Распогодилось и получилась панорама из под маршрута.
Эльбрус уже в облаках.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Интересный гребень слева по пути спуска в лагерь. Слева Трезубец.

С удовольствием часть пути упростили, скатившись по снежнику.

В лагере первым делом чай и сушка обуви. Цыганский табор. Хорошо когда мы одни без посторонних. Вся поляна наша!

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Варим нажористый супчик из вермишели, тушенки и приправ.
Виталий на раздаче.Теперь баночка из под тушенки заменит ему мисочку.

А над нами в лучах заходящего солнца - Кругозор Мырды 3476 2А.Прикидываем как на не сходить завтра.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Но тут опять задождило. Хорошо когда палатка - "хата хама"! Для четверых с рюкзаками вполне комфортно.

Что еще делать в такую погоду - Пелевина обсуждать и громкую читку устраивать. Глянуть со стороны маразм полный! А некоторым советовали еще почитать "Чапаева и Пустоту". Эти чтения сильно напомнили Фаны. Только в Фанах литература была попроще и на бумажном носителе. А здесь ГАДЖЕТ И ПЕЛЕВИН!!! :-):-):-)

Дождь так и шел всю ночь и утих только к 10 утра. О восхождении не могло быть и речи. Свернулись и по сырой тропе двинули вниз. Народ нас ждал и мог забеспокоиться. Тем более что 9 августа уезжали все кроме нас.

Итак, вернулись мы 8 числа после дождичка в четверг(зачеркнуто) понедельник. По пути Виталя опять посетил начуча Юрий Юрьевича и сменял описание на Трезубец на кроки маршрута на Талычат и Распопова. И совет идти не со стороны ледника Средний Кичкинекол, а со стороны подхода на перевал Малый Кичкинекол.
Тогда мы еще не знали что толкового описания на них нет а эта самодеятельность за 2011 год и числится в классификаторе ФАР как "Таллычат". Правда позже оба маршрута стали «Таллычат».
Вернулись на базу, где нас радостно встретили и поздравили с очередной горой в копилку "Ирбиса".
Утро. Потихоньку все сползаются на завтрак.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

На костре готовятся оладушки и в турочке свежий кофе. Вкуснотища!

Чем в походных условиях замешивается тесто для оладушков? Ну конечно же шуруповертом(их было два) и сосновой веточкой-растопыркой.

Очченно нужный инструмент в полевых условиях! Да и дома может заменить часть бытовой техники. Меджду прочим, этот шуруповерт за секунду открывает бутылки с вином. Это в Алма Ате продемонстрировали, а мы все по старинке - штопором Женщины, подарите мужьям на ближайший праздник шуруповерт! И книгу - . "1001 способ применения шуруповерта в быту". Это облегчит бытовые хлопоты!
С горячим кофейком и оладушками можно посидеть на бережке в таких экзотических креслах.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

По случаю разъезда все мохнорылые, бородатые-усатые делают снимок на память.

А опосля, те кто считает что настоящий джентльмен должен быть слегка пьян и чисто выбрит, проводит необходимую процедуру.

Фото на память.Удалось сняться всем - мимо проходил Юрий Юрьевич(опять!!! ) и его спутнице вручили фотоаппарат "щелкнуть". Жаль фракция Сочи и Белоруссии уехала раньше.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

И вот пришла машина.Грузим вещи отъезжающих.

Нам еще остается чувал продуктов на оставшиеся дни(так и не использованных до конца, кстати). Прощание, бросание чепчиков махание руками - мы остались вчетвером. Рассиживаться некогда.Часть вещей и продуктов отдаем на сохранение в кош. Сами под рюкзаки и вверх. В спешке проскакиваем начало тропы и приходится выходить на нее вертикально по склону. Потеряли почти час времени. Но вот уже на тропе и долина Кичкинекола внизу.
Навстречу идет народ - отдыхающие налегке и туристы с рюкзаками. Пропускаем, сами присаживаясь отдохнуть и поглазеть вокруг.

Периодически натягивает облака.
Пик Узункол.

Выходим на альпийские луга.Открывается панорама - Фильтр, Замок, Двойняшки, Далар, Шоколадный и уголок Трапеции.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Перед нами по склону, справа-налево ползет цепочка туристов, которые проходили мимо нашей базы утром.Вы их видите? Нет!? А они есть!

И мы за ними. Скребем копытами по траве.
Наконец выбрались на искомую поляну, всю заросшую пушицей.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Рядом с старыми стоянками слишком уж шумно.

Поэтому проходим дальше от молодежи и водопада.Ближе к озеру.И вот уже шумит горелка.
"Опять ужин!"

Сон.

Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля(зачеркнуто) Далара,
Просыпается с рассветом
Вся Советская земля(опять зачеркнуто!)Наша палатка.
(А туристы дрыхнут без зазрения совести!!! )

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Зрелище прекрасное!Фотоаппарат не передает всех тонов красок утра. Впечатление что Далар и Трапеция облиты золотом.
Кто это ползает по пластунски по поляне?! Это Алла пытается сделать рекламное фото бутылки кизлярского коньяка, подаренного ей на день рождения в прошлом году под Эльбрусом.

Это ж надо сохранить и припереть на стоянку!И целый год лелеять мечту пригубить в горах!
Пора выходить .Закинув майно в рюкзаки поплелись потихоньку вверх. Выйдя к мутному верхнему озеру под ледником, наконец увидели начало маршрута согласно кроков..

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Зрелище откровенно не радует. Весь низ сплошной лед с пятнышками снега. Справа с Распопова уже кидает камнями и по самому короткому пути идти чревато. Выход на перемычку(самая нижня в гребне со снегом) вроде как снежная. Но не исключено что там тонкий слой фирна на льду.Да и крутизна за 30 градусов. Ледоруб не забьешь.Короче – зачикаемся лезть подход. Далее по описанию на Талычат влево по гребню на тот пичок и спуск по левому гребню и леднику на перевал Малый Кичкинекол(ушел за левый край фото).

Решили идти на перевал и с него по пути спуска на Талычат. Похоже в этом сезоне мы ходим «задом на перед». Виталя расстроился. Так хотелось по 2А на Распопова. Но в данной ситуации лишний риск ни к чему и лучше синица в руке...
На подходе к перевалу проходим небольшой снежник. Хотя и на западной стороне гребня и солнце только тронуло, но снег уже "кислый" - ночью тепло.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Вот и перевальная точка.Эльбрус почти рядом!Принимаем героические позы для эффектных фото.

Наконец Виталик поставил фотоаппарат на автомат и прекратил всю эту вакханалию.

С превала на восточном гребне заметно было интересное сооружение типа ворот из камней. Сходить бы туда поближе и взглянуть.Но тут граница рядом и припрешься еще куда либо в непонятки. Даже по пути от перевала к вершине на гребне стрелковые ячейки встретили. Причем свежие.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Прошли по гребню с перевала на ледник.Наклон вначале не большой и привыкаем к кошкам на ногах.Ледник небольшой.Снега мало и вязаться смысла нет.

Ближе к скалам крутизна увеличилась, но не существенно.Больше опасались рантклюфта.
Но повезло и на скалы перешли удачно, скребя когтями по скале.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Нашли удачную полочку для раздевания и складывания кошек с ледорубами.Дальше только камни.

И камней этих было не просто много... Стопятьсотмиллионовхренегознаетсколько! И мы брели по ним как по тонкому льду.

Шкарябались по осыпи типа "шаг вперед и три назад". Потом по полкам под гребнем. В одном месте наблюдали дюльферную петлю – не мы тут одни такие лазим!
Наконец выгребли на гребень. Похоже что искомый пик оказался позади. За спиной хорошо видны Доломиты и 40 лет Татарии.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Но гребень впереди был повыше. Причем явно повыше. Виталиков девайс показал высоту ближе к описанию. Попытка найти записку потерпела неудачу.

А когда я снимал панораму с высшей точки, то у меня мелькнула мысль, что ближайшая к нам вершина по гребню возможно и есть настоящий Талычат. Вот только меж нами провал, до низа которого пару дюльферов(я там петлю на средине углядел). И тогда это явно не 1Б по гребню. А может я чего не понимаю…
Справа ушелье Кичкинекола с Даларом, Замком, Фильтром и Кичкинеколом.Слева Чунгур-Баши.На склоне Эльбруса поблескивало в лучах солнца здание канатки.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Тут "проснулся" Аллин телефон и счастливая именинница стала принимать поздравления от родных и друзей. Главное было не смещаться в сторону, иначе пропадала связь. Значит правильный маршрут на сегодня мы выбрали!
Посидели. Помлели. Пора и вниз. Вниз перли толкая все камни перед собой и срывая потоки каменных ручьев.А потом бросали веревку и по прочищенному вниз.

Последняя скальная веревка. Главное не сбросить оставшиеся на краю камни. Для этого уходим "по диагонали".

Последним идет Виталя.

Снег раскис и кошки решено было не одевать.Но веревочку для подстраховки бросили.Дальше уже, при всем желании поехать по раскисшему снегу было невозможно.

Без приключений спустились до нашей поляны. Вот такая она большая. С озером, которое, как мне сказали, называется Акварельным.
Наша палатка почти возле озера. Рядом с большим камнем и сама похожа на камень.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

А над всем этим пик Распопова. И куча коз, бродящих по склонам.

Лепота!!!
Лежишь себе. Делаешь "сэлфи".
А над тобой - кумулюсы, кумулюсы, сто тысяч кумулюсов!

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

А внизу у палатки уже шло приготовление к торжественному ужину. Именинница забегалась и совершила кульбит через камень, достойный сборной страны по художественной гимнастике.
Вначале сердце екнуло и по телу покололи острые иголки. После осмотра пострадавшей выяснилось что мозги не задеты и непосредственной опасности для жизни ушибленная нога не представляет. Виталя слетал за озеро и принес миску снега.Так что холодный компрес был обеспечен.
После этого продезинфицировали рану кизлярским коньяком изнутри. Произнесли заговор за здоровье пострадавшей: "Вай какие горы! Вай какие кручи! Выше в мире не найти!Кто на свете самый лучший!? Наша Аллочка яааакшиии!"

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Потом был отдых на свежем воздухе и беседа с пришедшими на наши радостные голоса туристами из Питера. Ребята совсем молодые. Самому старшему 22, кажется. Остальные 16-17. Задорные, веселые. Молодцы, в общем.

Ночь прошла относительно хорошо. А под утро ветер расходился так, что порывами ложило палатку, сдвигая многокилограммовые камни на растяжках.И последним порывом порвало тент на нашем стареньком "Пингвине". Выдержал "старичок" девять лет испытаний горами, морем и степями.Но видать пришла пора на покой.

И сразу почти перестал дождь, ветер и засияло солнце. Видимо природа предупредила - "Пацаны, хорош! Пора домой!"

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Дорога вниз оказалась почему то быстрее. Вышли из пятикилометровой зоны. Горы позади. Впереди только спуск вниз.
"И спускаемся вниз..." Может банально. Но так верно.

Обустроили лагерь на опустевшем и осиротевшем биваке "альплагеря "Веселый Мухомор." Забрали у пастухов заброску и подтвердили завтрашний отъезд в 09.00 . Пришел бдительный пограничник проверять документы. Опять долго не понимал как мы с Юлей могли приехать в Россию минуя украинские блокпосты. Опять разъяснили что Украина к нам никаким боком уже два года и у нас свой погранконтроль. Хотя ДНР вроде как и не признанная, но погранпереходы работают исправно и для людей и для транспорта и для товара.
После всего народ ломанулся за грибками и ягодой. Я немного похозяйничал с костром для уюта.
Вернулись все с синими губами от черники. В результате и мне досталось ягод в кружечке от любимой жены. Затушили грибков. Открыли банку "заморской икры"(вот всегда хотел посмотреть как мечут икру кабачки). Накрыли стол в нашем "Пингвине" и продолжили "деньрожденькаться".

Потом это плавно переросло в посиделки у костра.Не, не буянили.Вели себя прилично.
Алла все жалела что не смогла насмотреться на звездное небо в горах.Поступило предложение уложить ее в спальнике на улице, от чего она благоразумно отказалась.

И вот последнее утро в Узунколе.
"Крылья сложили палатки - их кончен полет..."
Выкатился фургончик.Довольно странный.Правые габариты разбиты.Вместо левых - куски проводов торчат.Но двигатель работает.Значит поедем не пешком...
Ожидали пока заведется трактор.Это еще зачем?
Поехали со всей кавказской спецификой - остановиться проезжая возле старушки и поговорить, поговорить...

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

А трактор так и ехал за нами.

И возле переправы выяснилось, зачем нам трактор! Это чтобы через речку перетаскивать, поскольку сам фургончик этого делать не может!
Что по этому поводу сказала Алла? А ничего не сказала.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

В салоне все покрылось туманом от вспотевших пассажиров.По спине побежали мурашки.
""Интеpесно: вши или блохи?", - подумал Штиpлиц."

Наконец переправа закончилась и мы выбрались на земную твердь.В салоне сразу стало светло и свежо.
"Пронесло, подумал Штирлиц. Меня тоже, подумал Борман."

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Дальше было дорога направление движения в сторону заставы. Там мы пересели с таратайки на "газельку", которая недалеко ушла от таратайки. Зато у нее были фары, габаритные фонари и номер.Правда задняя дверь закрывалась, подпираясь деревянным клинышком в бампер.Но это лучше чем привязывать мотявочкой.
Ехали мы ехали. С разговорами, уговорами и подсадкой попутчицы-почтальона. И в конце концов водитель решился отвезти нас не только в Карачаевск, но даже в Черкесск. На Невинномысск он так и не решился - "У меня прав нет. С местными я, если чо, договорюсь. А ставропольские менты сильно злые." - "...Тут и сел старик."
Нормально так доехали.
С маршрутками на Невинку в Черкесске напряг - слишко редко ходят, как для нас. Пока мы сторожили рюкзаки, Алла выцепила подходящего на её взгляд таксиста. Каково было мое изумление когда из-за руля вылезла знакомая морда лица - "Где кепка? - А, да, была у меня боцманка. - А машину сменил? - Да, "волжана" старая уже. - Это мы с тобой обсуждали особенности абазинского алфавита! - Да, там китайские иероглифы нервно курят в сторонке!"
Оказалось это тот самый таксист, который несколько лет назад вез нас с детьми из Черкесска в Невинку на вокзал!Тесен мир!
Доставили нас на вокзал достаточно быстро. Оказалось что мы с Юлей успеваем взять билеты на челябинский поезд до Ростова. Кассир с извинениями сказала что нижние места только возле туалета и предложила скидку в 200 с лишним рублей. А-хре-неть!!! У нас, до войны, на Украине - "бери шо дают и ехай...".Взяли мигом. Вещи ребят закинули в камеру хранения - им еще по городу гулять несколько часов до поезда. Попрощались и - "Михаил Светлов" ту-ту!"
Вагон встретил чистотой и жарой. От туалета "не пахло" и двери тамбура не грохотали а мягко щелкали. Народ доставал проводницу насчет включения кондишена. "Кондишен в плацкарте?" - на меня смотрели как из дикого края. Да давненько мы не прикасались к российскому сервису! Разговоры с попутчиками. Живо интересовались, узнав откуда мы. Пикантности добавила женщина, учительница, родом из Киева, живущая нынче в Воронеже, возвращающаяся с отдыха в Кисловодске. Долго слушала. Выдала фразу, положившую всех - "Была у родителей в Киеве недавно. Выдержала четыре дня- сбежала от идиотов!"
Долго ли - коротко, вот и ночной Ростов.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

На первой платформе(подали чтобы не носить наши рюкзаки через переход) встречает улыбающийся Коля. Забирает Юлин рюкзак. Сразу берут в кольцо таксисты и предлагают отвезти хоть на край света, хоть на Украину или в ДНР. Причем правильно перечисляют наши города. Сервис, однако! Отбиваемся, заявляя что машина у нас есть. Упорствуют - "на такие рюкзаки нужна хорошая машина!" И только когда от сигналки, пискнув, начал открываться багажник "инфинити", позади послышался грохот - стучали упавшие челюсти такститов.
Пробежались на автовокзал, благо он рядом. На утро были билеты на наш автобус. Фсё! Остался последний рывок!
Тихий ужин с разговораами у Коли. Сон и не такой уж ранний подъем(по сравнению с горами).И вот мы грузимся в донецкий автобус.
Приятно удивило наличие Vi-Fi даже в таком малыше, больше похожем на маршрутку.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Пока Россия! До встречи все!
"В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться."
И о этом напоминает сорванная башня укровской "брони", валяющаяся у дороги рядом с нашим КПП.

Однажды 30 лет спустя... (Альпинизм, кавказ, узункол, альпинизм)

Что я для себя вынес из этой поездки.
В альпинистском плане – новый район, который хотел посетить уже давно.
В плане «организма» - еще есть порох…
В плане общения(самое дорогое…) – почувствовал реальную поддержку не только друзей и знакомых, но и просто случайных попутчиков и других людей, оказавшихся рядом. За что я им очень благодарен.
Особо хочу сказать большое спасибо группе активного воздействия города Черкесска за заботу и гостеприимство. А также всем друзьям за поддержку и помощь в организации поездки.