На пик Ворошилова с ребенком. Фоторассказ

Пишет Sergey Durachenko, 08.11.2017 23:23

Казахстанский Алтай – место, где встретить туриста можно не многим чаще, чем медведя. Расскажу об одной из вылазок, сделанной в этих краях с 8-летней дочерью. Восточный Казахстан, Западный Алтай, Ивановский хребет, 4-10 августа 2017.

В эти малолюдные места с дружелюбными высотами мы ездим с дочерью с ее 6-летия, проводим там недельку. В этом году решил, что дочь уже потянет Вышеивановский белок (он же пик Ворошилова, 2776 м, высшая точка хребта). Слышал, что с ребенком туда можно попробовать.
До первого пункта, города Риддер (б. Лениногорск), едем из Усть-Каменогорска на рейсовом автобусе. Нескучных 2,5 часа по щедро аранжированной пейзажами дороге – и мы в горняцком городке на высоте порядка 1000-1100 м. Ивановский хребет - вот он, на маршрут можно выходить из города, но нам надо проехать километров 30 по грунтовке в сторону Западно-Алтайского заповедника и границы с Россией. Еще час (вообще-то быстрее, но таксист берег подвеску) – и выходим на дорогу, ведущую к Подбелковому озеру, цели нашего предприятия.

Идти предстоит 11 километров с набором высоты порядка 600-700 метров. Перекусив, отправляемся. Первая часть пути проходит по красивому ущелью с небольшим подъемом и 6-ю бродами через ручей. После первого брода продолжаем в шлепанцах.
В сухую погоду, как выпало нам, идти тут легко и приятно – тенистая аллея, небольшой уклон, сбоку журчит ручей, парк!

Наконец броды заканчиваются, дорога серпантинами забирает круто вверх и 27 кг в рюкзаке начинают заметно снижать мою скорость, позволяя больше внимания уделять пейзажам (на остановках). Дочь начинает лидировать. Долго ли, коротко (через 5 часов), после очередного поворота выходим на финальный отрезок пути.

Расположенное у подножия двух видообразующих пиков, озеро Подбелковое, оно же Радоновое, в этот вечер оказалось безлюдным – и это добавило нам впечатлений.
Дочь первым делом оценивает воду – последняя, помимо того, что чиста и прозрачна, терпима для купания (на мели у берега успевает немного прогреться). Более того, вода обогащена радоном, но об этом позже.

Прямо над озером – пик САВО (Средне-Азиатского военного округа, часть которого квартировала здесь летом в советские годы), на заднем плане – Вышеивановский белок.
Хочется и есть, и осмотреться, и искупаться, и пошариться по берегу, но солнце скоро зайдет за гору - надо обустраиваться.
Перекусываем, ставим палатку, раскладываемся.
На ужин гречка с тушенкой и спать. Завтра наверх.

В 8 утра выходим. По плану пик САВО – перевал Красное Седло -- пик Ворошилова.
Смотрю, откуда бы зайти на САВО. Вроде можно слева – по ручью наверх и далее направо. Но этот путь неочевиден.

Самый простой путь – справа, по гребню.
Но до выхода на гребень идти далековато, из лени выбираю вариант посередине и «покороче» - по кулуарчику из сыпухи, по границе серого с рыжим.

Не знаю, выиграли ли мы во времени, но в спортивности – точно.

Для дочери это первое восхождение по такому рельефу и на такую высоту

Учимся держать дистанцию, чтобы от меня не прилетело камнем.

Уклон хорош, кругом камни, поддувает ветерок – сказать, что дочь шла, как стойкий оловянный солдатик я не могу). Сделали остановку. Попили водички, пожевали арахис. Произнесены слова поддержки. Идем дальше.
Вот уже и на гребень вышли. По крупным камням ползти проще.

Еще минут 20 по курумнику и мы на вершине.

На часах 11, а на озере уже 3 машины.

Тут около 2480, если верить моему приложению на смартфоне.
Делаем снимок.

Читаем записки, оставляем свою.

Погода хорошая, времени валом – надо идти на Ворошилова. Дочь, правда, намекает, что лучше бы вниз, но в этот раз побеждает возраст :) Перекусываем и дальше.

Дальше это – по перевалу Красное седло (1а) и по гребню.

Справа по курсу перевал САВО (2а-2б)

Красное седло пройдено, начали подъем по скалистому гребню.

Красивый букетик неизвестных цветов

По левую руку – перевал Энергетик, Метеоритное озеро и дальше вершины порядка 2600 метров.

По правую - путь по хребту в сторону Риддера

Долина речки КазачихиНа пик Ворошилова с ребенком. Фоторассказ (Горный туризм, Восточный Казахстан, Западный Алтай, Ивановский хребет, Вышеивановский белок, Подбелковое озеро, Риддер)

Останавливаемся часто. У дочери ноги не особо идут – по сторонам сбросы) Прямо по курсу – жандарм.

Он обходится справа.
На обходе есть небольшой, но психологический сложный участок с сыпухой под ногами.
Покрутились так-сяк - и никак. Повздыхал, что не взял хотя бы шнур метров 5-6 сделать обвязку ребенку и развернулись.
Идем обратно. Дочь повеселела

По дороге встречаем 2 группы по двое. Сегодня суббота, людно)

Обратно спускаемся по гребню.

В этом году много черники.

Оставшиеся 5 дней мы так и провели на озере, в полуматрасном режиме: до обеда радиалка, после обеда недалекие «прогулки в шлепанцах» и «разное».

Рассветы встречать не получалось, а вот закаты были традиционно что надо.

Зашли на давешнее, бирюзово-купоросное сверху озерцо.

Был не жарко, но пришлось-таки лезть в эту ледяную водичку, вслед за земноводной дочерью.

Воскресный день и машин уже штук 8.

Заросли карликовой ивы.

Местами ее грызет какой-то жук, в количествах колорадского

Незабудки, маки, водосборы.

Этот воскресный день был самым людным (относительно, конечно). Люди приезжают, в основном, на день, в режиме «семейный отдых». Заметили, что в озеро почти никто не лезет. И мало кто знает историю этих мест. В 1975 году гелогоразведка тут что-то нашла. По это что-то построили дорогу, прорубили две штольни в недра горы. Но вскоре проект свернули и законсервировали – вроде как из-за того, что пошел радон. Из одной штольни до сих пор бежит ручей¸ впадающий в озеро. Так Подбелковое озеро стало Радоновым. Официальной информации по насыщенности вод озера радоном практически нет, по неофициальным же каналам сообщают, что пить эту воду не рекомендовано, купаться же вполне можно.
Кстати, в это воскресенье удивительно было встретить на озере земляков из Екатеринбурга! Это была группа с детьми, пришедшая на озеро с пасеки за два перевала отсюда.

Шикарная поляна водосборов, целый склон.

На одном из гребней дочь подобрала себе кол – толстую рябиновую, брошенную кем-то палку (полюбилась ей настолько, что привезла в Екатеринбург).

Наши давешние маршруты

Это лето было сухим, за неделю дождь с хорошей грозой был лишь один вечер.
В память о нем остался поваленный кедр, и нам немного шишек.

От упомянутой выше воинской части осталось полно артефактов – железо-бетонные останки и гильзы. Или вот такой домик для стрельб в соседнем ущелье.

Очередной вид на пики.

Вот те штольни в горе

Последний наш перламутровый закат на озере

Последнее утро

И дорога домой ждет

Собираемся, завтракаем, окунаемся в озеро и делаем прощальный автопортрет

И два часа вниз по нашей живописной дороге

Нам повезло – пока спускались, наверх, навстречу нам проехала буханка, полная туристов (первая за неделю). Было бы неплохо на ней доехать до Риддера, подумал я. Так и случилось (иначе нам пришлось бы автостопить по ну очень не оживленной дороге).

Тут и сказочке конец.
В качестве бытового приложения расскажу о наших продуктах на неделю.
Для утренних каш у нас были геркулес, какие-то еще хлопья (пшено или кукуруза, забыл), упаковка сухого молока (эквивалент 10 стаканов молока). Плюс грамм 150 топленого масла.
Для чаев и перекусов – 5 пачек баурсаков по 200 грамм (супер-вещь, жаль, что в России их нет), килограмм арахиса (конфеты), 3 шоколадки. Килограмм кураги с черносливом.
Для ужинов и иногда обедов: 5 банок тушенки, банка гороховой каши с мясом, гречка, пюре картофельное сухое, сыр плавленый типа янтарь, палка сырокопченой колбасы 350 г, и лапша лагманная.
Подножный корм: маслята, немного, и черника, достаточно.

Спасибо за внимание!
Приезжайте в Восточный Казахстан, ходите в горы с детьми!

Сергей! Спасибо Вам огромное за рассказ! Очень теплый пост о хороших малолюдных местах! Может в спортивном плане район и не очень привлекателен, но зато здорово подходит для путешествий в том числе с детьми. Обязательно в избранное!

Спасибо за теплый отзыв, Ольга! Все верно, спортивность там "алтайская", перевалы 2а(б) это край. Но интересных мест - очень много :)

Сергей, я так поняла из рассказа, что Вы из Екатеринбурга и мы соседи. Поделитесь логистикой, как добирались до места))))

Классный рассказ и шикарные фото! Вы отличный Отец!

Большое спасибо! :)

как родители похожи на детей...... или наоборот
здорово сходили

А я боюсь пока детей в горы брать...Хотя саму папа с 4-х лет водил

Если начинать с малого - не страшно)

Ну пока в мелких вылазках деткам с нами нравится)

Тут вопрос спорный. Я тоже поздно начал брать в дальние походы, с 10 лет у младшего. Зато и проходили со мной - дочка до 21 года, сын до 18. У большинства знакомых дети раньше отпали - у некоторых явно от "пресыщения" походами.
Может, оно и лучше - не спешить?

Тут никогда не угадать) Но цели привить ребенку на всю жизнь любовь к походам у меня нет.

++Учимся держать дистанцию, чтобы от меня не прилетело камнем.++
А зачем такую большую держите? По-моему, как раз наоборот - лучше вплотную друг к другу идти.

Дистанция чтобы успеть отреагировать на камень. Вплотную получалось опасно.

Пускаете дочку вперед, сами идете за ней следом вплотную. Всяко безопаснее, чем растягиваться. Откуда Вы знаете, как камень отскочит с разгона?

Отличный рассказ, прекрасные фотографии! Вопрос один - откуда 27 кг рюкзак? Ходил летом с ребёнком на Кольский, в 20 уложился, у ребёнка - 5.
А ещё я бы никогда не стал надевать на собственного ребёнка шорты на маршруте с курумом и сыпухой.

Спасибо за комплименты! Вопрос про вес рюкзака из холиварных вроде, скажу лишь, что год назад мой рюкзак был тяжелее) В этом году, как мне показалось, вообще ничего лишнего.

++В этом году, как мне показалось, вообще ничего лишнего.++
Тушенка в банках - железо+вода.

++Вопрос один - откуда 27 кг рюкзак? Ходил летом с ребёнком на Кольский, в 20 уложился, у ребёнка - 5.++
У вас 20+5, у него - 27. В чем вопрос - откуда 2 кг разницы? Да не такая уж и разница, даже по мелочи запросто набирается. :)

У меня за спиной - 20. У него - 27. Разница 7кг. Это очень большая разница. 5кг рюкзак у 9-летнего ребёнка.Спальный мешок, коврик, личные вещи, книжка.

О! Родные места, неожиданно...
Рассказ отличный, доча подрастет то же будем прогуливаться (:

В общем-то, и для меня родные)

Фото, краски, лица- ярко, весело. Курумник не понравился. У нас на таком взрослой девочке руку камнем серьезно приложило. Я сыновей с 4-х лет за собой таскал, там, где есть куда подать репиком коротким к себе привязывал.

Репик постоянно в рюкзаке, но в большом) Тут, когда он помог бы, оставил в лагере.

А почему ребенок без каски? И идет с большим отрывом без бокового смещения подо взрослым?

) Без каски потому что опасности срыва/падения нет, снежников/ледников сверху, чтобы камни валились, тоже нет. А чтобы сам я не сыпал на голову своему ребенку, для этого идем, конечно, не по линии, а с хорошим смещением. О чем вы совершенно верно говорите (на кадре, где дочь прямо подо мной, я стою ее жду, это уже гребень, там все крепко сидит).
Там же, где не помешала бы каска, там в первую очередь нужна была обвязка, и туда мы в итоге и не пошли.

Все! Пошли "учителя")))))

На самом деле, ничего плохого нет, чтобы сделать замечания по технике исполнения.
Другое дело, что про каску перебор, я своим тоже не надевал на таких склонах да и вообще не брал - ни им, ни себе. Просто так там не должно лететь, а чтобы самим не спустить - так самим и надо смотреть, а не на каску уповать.
Но никто ведь и не заставляет принимать все замечания к безусловному исполнению.
Свою голову никто не отменяет, пусть читает и думает, какие замечания учесть, а какие проигнорировать :)

Я вовсе без претензий)) Такова уж специфика посетителей Риска стала в последнее время..Каска мне тоже кажется абсолютно лишней!

Да бросьте "учителя", обычная халтура, склон на фото достаточно крут, ребенок на четырех точках лезет, что за проблема каску нацепить? И идти близко сзади ребенка, дабы подстраховать немного, и камни не сыпать .. "учимся держать дистанцию, чтобы камнем не прилетело"))) Может я и зануда, но хорошему надо сразу учить...

Каска не для "прилетит", а для "сам ребенок упадет", и , конечно, касается, именно ребенка. Рост меньше, при случайном даже несильном падении головой бьются. И, повторюсь, крутизна великовата... И не забудьте, череп менее крепкий, а мозг ребенка еще продолжает активно расти, и любая ЧМТ может оказать весьма непредсказуемое влияние.. Собственно, мне не кажется, что это требует столько обсуждения - это дети, притом наши, не чужие...

Спасибо за внимание! Замечания в принципе верные, думаю, не грех о них напомнить лишний раз) Про "сам упадет" выше ответил, там не так все, как выглядит на фото, вероятность падения исключена. На снегу иду, конечно, сзади.

++Каска не для "прилетит", а для "сам ребенок упадет", и , конечно, касается, именно ребенка. Рост меньше, при случайном даже несильном падении головой бьются.++
Так это не только к горам относится, и на улице тоже упасть можно, и на лестнице - и самому, и толкнет кто-нибудь. Я уж не говорю про машину - сам ого-го как головой приложился пару лет назад в ДТП. И что ж тогда - вся жизнь в каске?
Если нет -тогда почему именно в горах советуете надевать, а не садясь в машину? Риск-то во втором случае явно больше. Или у Вас ребенок без каски вообще никуда?