22 часа на 2А, или как мы третий разряд закрывали. Триллер. Часть 3.

Пишет Сам, 01.11.2017 22:55

Перед прочтением ознакомтесь с содержанием предыдущей серии.

Настоятельно рекомендуем убарать от экранов новичков.
День добрый участники и инструктора. Я инструктор отделения участника Tislo. Наслышан о мегаразборе, но не было времени почитать, да и сомневался в надобности. После того, как инструктор хорошо меня знающий предъявил мне: « Ты что, охренел, людей в грозу вести?», сомнения снялись. И интонация была такая, что я вел участников в эпицентр грозы. Что ответил, предоставлю ему высказаться, если сочтет нужным. И это сказал инструктор, не только меня хорошо знающий, но и водивший со мной Саратов, и бывший на наших ночевках в тот день. Если у него после прочтения нарисовалась такая картина, то остальных читателей инфаркт уже настиг под столом, где они еще не отошли от третьего инсульта.
Только вышел из запоя и немного трясутся руки, так что не судите строго, если попадать буду не в те клавиши. После прочтения и мне стало очень страшно с самим собой ходить, даже за хлебом. Лучше бы и не выходил из царства прозрачных витаминов. Но зато хоть тему сисек раскрыли в комментариях. Прошу прощения у участников «не при делах» за обнародование интимностей разбора. Но так уж карта легла. Постараюсь не касаться лишнего, если не относится уже к известному. Хотя нам всем, в том числе и нашим читателям есть, что сказать про скилеты в шкафу.
Вспомнилось: « Все было именно так. Только не Билл, а Джон. Не в пижаме, а во фраке. Не застрелился, а был застрелен». Подобно фразе вырванной из контекста, факт вырванный из всего события, даже если автор его не интерпретирует, может рисовать умопомрачительные картины. Так что надо расширить описание ситуации и попытаться быть объективным.
Занятия и выезды до больших гор.
В нашей секции действительно разрядники ведут занятия и лекции наравне с инструкторами. На практических занятиях инструктор (он же и тренер, их всего два, а то и один), ведет занятия вместе с разрядниками для новичков. Следит и за новичками и за разрядниками. На лекциях присутствует инструктор, для корректировки преподаваемого материала. А как же Коруз воспитывать?
Я выезжал с ребятами новичками на Жигулевские скалы. Там ребята лазили со статикой от 4-ок до 6-ок. Завешивали с нижней и старались с ней лазать, по моему указанию. Кто побаивался, лазили с верхней. Шестерки, хорошо если провешивали по одной оттяжке. Каждый день по паре секторов. Так обошли всю стенку и собрали все 4-ки и 5-ки. Процентов 80 участников пролезло большинство пятерок. Двое участников в крайние дни (не ходившие на скалодром и я от них не ожидал), взяли веревку и давай завешивать пятерку поочереди. Результатами выезда я остался очень доволен. Заодно и посмотрел отношения в группе для формирования отделений для гор.
Был еще выезд на боулдренговые скалы, зачетный пеший поход, зачетный забег «вертикальный километр». По итогам физ.зачетов в горы не взяли одного человека. Про занятия с веревками, ледовые, снежные много не буду говорить. Их было в достаточном количестве. Мое заключение было таким, что все готовы для выезда в горы. И группа по готовности ходить в горы ничем не уступала другим новичковым отделениям, а по ряду вопросов и отдельным участникам превосходила среднюю группу новичков.
Подготовка к большим горам.
Изначально планировало ехать 14 новичков. И тут руководитель секции захотел сорвать их амбициозные планы и поставил перед ними невыполнимую задачу. Он поручил новичкам самим организовывать выезд. Руководитель, конечно же, был не в курсе, что три выезда секции они уже самостоятельно организовывали, и ровно половина участников имела опыт выездов на Кавказ. Для повышения шансов на невыполнимость миссии назначили по двое ответственных по каждому вопросу и добавили: «По каждой мелочи не обращайтесь – не отвечу, а по делу – спрашивайте». (Не дословно, но смысл такой.) И начальника стопроцентно решил добиться своего, не добавив в обязательное для выезда памперсов, слюнявчиков, присыпки и жумара. Последнее, кстати, легко – готовьте денюжки.
Из 14-ти потенциальных участников 10 находилось в парах (не обязательно по принципу влюбленности). Понятно как участники хотели бы сформировать отделения. Я «не первый год замужем» и предчувствуя альпинистский апокалипсис, а также посмотрев взаимоотношения на выезде, высказался коллеге за разбиение всех пар по разным отделениям. Он был против и не видел в этом ничего дурного. Второй инструктор, сходив с группой в зачетный поход , пришел к такому же выводу, что и я. В начале июня мы огласили список двух отделений. И тут началось… Катализатором был Tislo, заявив, что не согласен с волюнтаристским решением руководителя-инструктора и теперь не знает поедет он или нет, и сообщит о своем решении через неделю или две( по срокам могу ошибаться). К этой буче, естественно, присоединились другие пары. Аргумент, что оба отделения будут ходить на одни и те же ночевки и спать им в одной палатке никто не запрещает, и так надо для безопасности не прекращал начавшуюся истерию. Не знаю уж как все это улеглось. Тут наложились отпуска, учеба, финансы и их осталось 8. Шесть из которых ужу выезжали на кавказ совсем не с матраснами целями и три пары.
а/б УЛЛУ-ТАУ. Занятия.
Занятия по индивидуальной скальной технике лазания, проходили на «учебных скалах». Инструктор, у которого я брал консультацию по дороге к скалам, предпочитал заниматься на маршруте №5. Мы его тоже высматривали и участник решил, что этот маршрут именно для нас. Номера маршрутов выцвели и мы остановились у маршрутов второго десятка. Хоть скалолазание до гор было на приличном для новичков уровне, лазание по маршруту ~3+,4 к.тр. в ботинках и кошках с верхней страховкой было … утомительным. Инструктор был опечален таким зрелищем и чтобы не свалится от расстройства сел около скалы раздавать умные советы и помогать подгонять кошки. И закрывал он глаза, чтобы не видеть страданий и мучений участников. Но во сне продолжал бормотать и раздавать участникам уже надоевшие советы. И каким-то невероятным образом узнавал, кто пролез или нет обе трассы в кошках и ботинках, должно быть еще и подглядывал. На работу со снаряжением и организацию станции потратили часа полтора. Каждый забил по два крюка, два стоппера, две гексы, френд, станцию на трех готовых точках сделало большинство участников. Станции до этого делали в лесу на деревьях и на ледовых занятиях в Саратове. С фонарями я не доглядел, и их не взяли, поэтому время до захода солнца я учитывал. Спустились по скалам по светлому и подошли к верхней границе леса к сумеркам. В сумерках плотной группой по лесу (а там освещенность еще уменьшилась) спустились на альпбазу, ходьбы там минут 10. За работу колбочек и палочек каждого участника не могу отвечать, все таки индивидуально все, мне все было видно. По моему никто не падал и тоже все видели куда идут. На разборе все усвоили, что брать фонари надо даже в полет на Солнце.
На занятиях по взаимодействию связок я тоже спал. И даже научился во время сна ходить от лидера до крайнего на перилах, раздавая советы, указывая и поправляя ошибки. Работу каждого лидера контролировал, подсказывал и поправлял ошибки, только вот за ручку никого не водил. К окончанию «восхождения» погода начинала портиться. И скорости в «низхождении» это абсолютно не прибавило.
На день ледовых и день снежных занятий мы вышли на Гумачинские ночевки. Ледовые занятия проходили в зоне видимости от наших палаток. Закончили часов в 18 и по мере окончания выполнения упражнения, я отправлял парами или группами участников к палаткам. Ну а если участники убегали друг от друга и ленились достать фонари (а может кто и не брал их, не заглянул каждому в рюкзак, ведь все знали, что заниматься будем не долеко от палаток,) то, конечно же, инструктор сильно не прав.
Занятия провели в полном объеме, за исключением переправы через горные реки, но об этом вопиющем хождении по реке в конце сборов Tislo не написал, что я бы на твоем месте непременно сделал бы, если пошла такая пьянка.
Тютю-баши 1б.
Первое восхождение - как первое восхождение. Медленно. С погодой не подфартило, да и высоковато для первого восхождения. Вернулись засветло.
Куллумкол 2а.
Перил на подъеме было неоправдано много. Несколько участников, когда им доставалось лидировать, отвечали мне, что страшно, вот и делаю перила. Ходить одновременно только к вершине стали сносно. Если б инструктор не вмешивался, да не шел с лидером или впереди и вверх и частично вниз, до окончания сборов и провели бы время на Куллумколе. Когда посередине дюльфера решают снять кошки, затормозив еще группу. Делайте или до или после, какие проблемы сдюльферять по скалам в кошках? Занятия не впрок. А что не у всех все получается, на то и верхняя страховка была. Фонаря не было у одного (хотя может у него сел). У меня и еще одного участника отказал. Яркий был у Tislo, который подсвечивал тем, у кого не было или неярко светили. Я взял фонарь у участника, дабы ставши ведомым, не очень обрадовало бы группу, да и меня. Спасибо участнику J-zef . Безфонарных поставили рядом с фонарными. Вернулись ночью, под утро, в лагерь.
Время Х (разворота) было в 17:00, три часа до перевала, а с перевала уже трижды протоптанной дорогой до палаток можно и при фонарях дойти (как я думал). Но в нашей консерватории все пошло не так. Два коротких дюльфера сказали, что процесс образования тормозной жидкости в организме активизировался. Итого на спуске вперлись в ночь, из-за чего скорость еще упала, главным образом потому-что, не знали куда идти по гребню, может и лучше, что сидели, а то бы еще собирать пришлось. А инструктор спускался крайним, дабы застрявший дюльфер сулил интереснейшее занятие (что мы, конечно же, испытали, на последующих восхождениях).
Шогенцукова 2б.
Инструктор не смог услышать вашего срача, так как сдюльферял на полверевки. Косяк у вас с командным голосом. Угол наклона спускового снежника кто у кого перекопировал? Хоть бы в описание заглянули. По закрытому леднику идти самостоятельно в связке-четверке – инструктор псих. Опять на занятих не ходили по такому леднику? Даже фото с занятий J-zef в свой отчет вложил. Уже темнело, но иди можно без фонаря, там более по светлому снегу. Предпочли сидеть, мерзнуть и ждать темноты, хорошо хоть в безопасном месте и ждать товарища инструктора, который придет и выдернет всех нас из жопы. Вообще последний девиз стал актуальным для сборов и его старлись придерживаться.
Время Х. Шли нормально. Ключевое место – выход на жандарм и дюльфер с него. Прошел я первым. Тут мы, естественно, надавили на тормоз, чтобы не превысить скорость хода привычный вещей. Но по времени мы все успевали в светлое время суток. Тут застревает дюльфер, участники пытаются его сдернуть. Зря накануне показывал правильное сдергивание дюльфера, это я сглазил. Я, ушедший вперед, и не наблюдая крайних уже приличное время, вернулся к дюльферу, так и начали операцию Чипа и Дейла. Суммарно потеряли часа два. Этих двух часов и не хватило нам вернуться засветло, а в темноте для нас это время можно смело умножать на 2. С этой точки уже проще слинять через вершину. А на спуске по снежнику до ледника у меня борода посидела.
ВИА-тау 2а.
Говорят тем, кому удалось прочесть отчет сразу после публикации, нашли там инструктора болевшего опохмельем. Затем эту формулировку автор Tislo подменил. Мне не пришлось уже читать подлинник и еще чего о себе, а зря. На базе, после возвращения мы действительно употребили известный в узких кругах напиток в количестве, не скажи это, участники бы и не знали о сем факте. Это сколько надо выпить на базе, чтобы после подхода и полутора суток после базы, да еще и без соответствующего запаха и с другими симптомами, болеть похмельем. Tislo мне льстит, я столько не выпью. Группу я отпустил самостоятельно, назначив условного руководителя, сказав ему, что постараюсь догнать. Группу, имевшую фору более часа я полностью догнал на перевале. Плохое самочувствие ЖКТ отпустило меня только на середине гребня.
Время достижения вершины уже хорошее. Спускались очень слабо. Тут, я думаю, суммировалось: отсутствие воды, хорошая погода, адекватное время вершины, накопленная усталость организма. Пришли к палаткам уже с наступлением темноты.
1000-летие Ярославля 2а.
Взял на восхождение 50% отделения. Tislo я разбудил перед восхождением и снова ему предложил идти, так как его физическая и техническая подготовка соответствует 3-ему разряду. Я брал консультацию по маршруту у руководителя, накануне ходившего этот маршрут. Надо было выйти на понижение в гребене, идущему к узловому жандарму, раньше, чем тут описывал кто-то из комментаторов. Обойти слева, выйти на гребень, до жандарма, налево по гребню до вершины. Не спросил я, где надо выходить на гребень после обхода. Посчитал, что смогу прочитать путь. Вышли в провал на гребне от жандарма. Обойдя слева гребешок, был вариант выходить на гребень. Я, принимая во внимание, лагерное описание: «Двигаться по простым, разрушенным скалам слева от гребня, затем перейти направо на снежник», и то, что этот маршрут «раздевали» до 1б, посчитал, что этот выход на гребень не соответствует категории маршрута и повел я слева от гребня «огородами» искать более легкий путь подъема на гребень. Через некоторое время Tislo сказал, что в направлении, которое я отмел для подъема, видел спусковую петлю. Отошли уже прилично от этого места, я решил вылезти на гребень дальше по ходу, а не возвращаться, что для меня было по прежнему сомнительным. Ведь спусковая петля не всегда обозначает подъем. Шли по 1- 2 к.тр, временами с плохим рельефом для страховки и живьем. Один раз вышли совсем «не туда», потеряв минут 10. Вылезли на гребень веревках в четырех от спусковой петли, которую видел участник. По моим оценкам потеря времени около 2-х часов. После узлового жандарма начался дождь. До вершины 15-20 минут. Как только первый участник и я взошли на вершину и написали записку, почувствовав ионизацию, была дана команда не просто идти, а бежать, в связке обратно. Может ионизацию я и поздновато почувствовал, ледорубы и кошки я разрешил оставить еще до узлового жандарма, что может и к лучшему оказалось. При спуске с предвершинного взлета начались разряды молнии на расстоянии 1,5-1,2 км от нас и они не приближались. Как только первому в связке можно было спуститься ниже гребня, это и было сделано. Спускались ниже гребня метров на 10 по высоте и параллельно гребня двигались по пути подъема под дождем. Когда двое участников оставались еще на гребне, а остальные уже спустились, тут всех приложило «сверху доской по каске», что присели все. Скорее всего ударило в соседнюю вершину. Кстати жаловались только на эффект «доской по каске», стеснялись? Далее разряды прекратились, но двигались ниже гребня. Воспользовавшись оставленными перилами, прошли узловой жандарм. Через некоторое время прекратился и дождь, но все замерзли и промокли. И если бы не мое плутание в начале маршрута, мокрый спуск, и не застрявший один из двух дюльферов, то к палаткам пришли бы часов в 19.
Много:
Уж так случилось, что термин «учебно-тренировочное восхождение» я понимаю буквально. А не учебно-паравозное или учебно-скоростное. Чтобы научиться бегать, надо бы сперва ползать научить, а потом уж ходить, да еще и безопасно. А восхождения - это лучшие занятия для восхождений, конечно, проводимых только после цикла занятий.
Знания и умения полученные на равнине в течение года не смогли перенести на реальность, кроме того перестали правильно делать то, что на равнине получалось. А на равнине было все не хуже, чем у других новичков. Какое-то помутнение случилось у большинства участников +каждый сам себе на уме +пары +переизбыток информации +физичекое перенапряжение + + + = адская смесь. К великому моему сожалению и расстройству самая слабая группа за все мои ХХ сезонов.
Насчет м.даки, Tislo к себе и группе самокритичен. Не использовал таких и подобных терминов. Так же на высоте самокритика участников лайкающих статью, где они тоже «хорошие». Участников не оскорблял. Один раз в эмоциях обозвал участника (не матом) в опасной ситуации. От меня было можно слышать: «Какого хрена вы тут делаете?», когда все собирались на ручнике или «Тормоза» и «Суицидники» - но это уже ваше родное. Конечно, в эмоциях и в опасной ситуации, мог пару раз отпустить ненормативную лексику, но в общем, а не конкретно в чей-то адрес. А запомнилось всем, что инструктор матершинник, за то, что разбор после третьего восхождения на Шогенцукова 2б разбор я проводил с использованием ненормативной лексики, так как нормативная уже иссякла и к результатам абсолютно не приводила. При этом никого конкретно не оскорбляя. Несмотря на одни и те же ошибки и обмусоливание их на разборах, мы регулярно получали граблями. А вообще по количеству матерных слов инструктора можно определять степень «суицидальности» отделения. С группой которую водил перед вами я не использовал ни одного непечатного слова (надеюсь читают и поправят, если подзабыл их подвиги).
На разборе обсуждаются действия не только участников, но и инструктора. Почему вы молчали? А решили провести разбор в России. В этом есть и свой плюс. И люди тут гораздо квалифицированнее меня, и читал их не только я с удовольствием, ради этого можно и бучу поднять. Рекомендую к прочтению комментарии. Я давно хотел, что бы участники тоже писали характеристику инструктору. Ну хоть так. А вообще, спасибо Tislo, ибо хорошие отзывы не лечат. Хочется посоветовать участникам, которые попадут в отделение инструктора-неадеквата, обратиться к вышестоящему инструктору. В лагере почти всегда есть другие группы. Я думаю всегда можно решить вопрос, а не загубить вам сезон.
У меня, конечно же, есть косяки. Инструктор не претендует на роль целкового. Инструктор видит свои ошибки еще до того, как их видят участники, а не увидит – вы же помогете?!.
Если отделению дают самостоятельность на восходжениях, то это, конечно же, пассивность и раздолбайство инструктора, а в итогах отчета Tislo: инструктор «берет лишнюю инициативу на себя и лезет лидером участок». Может скоро участники будут заявлять инструктору: « Тут я полезу, а вот тут инструктор пролезь». Да почему скоро? Tislo уже это сделал. В лидерстве я никому не отказывал, если участник изъявлял желание, спрашивал его готовность. А если уж кого-то где не пустил и сделал для вас непонятное, то на это всегда у меня были доводы, которые вам иногда и не говорил, но и не скрывал. На все мои поступки есть аргумент и инструктор не делает что-либо просто так, хотя цветы – это исключение. А за все сборы инструктор лидиром шел и лез: веревка на крутой осыпи, две веревки выхода на купол (Куллумкол 2а); ключ 10м, дюльфер с него, веревка гребня, веревка снега, дюльфер вниз к бергшрунду (Шогенцукова 2б); ничего (Виа-тау 2а); все за исключением 4-х веревок (100-летия Ярославля 2а), ну и почти все движение вниз в темноте на всех маршрутах.
Кому приходилось списывать после второго восхождения половину отделения? Расскажите. Мы не выбираем участников, а работаем с тем, что есть и кто этого хочет. Можно разным сейчас аргументировать, что в интересах большинства, мотивация участников и т.д.. Высшим удовлетворением большинства участников было получение 3-го разряда и ради этого они не спали, ни ели, мерзли… Это было мое решение, вести всех дальше.
Tislo говорит, что его устроило бы отстранение некоторых участников от восхождений, и тут же поднимает хай, почему инструктор этого взял на пятое восхождение, а этого нет. Потому что для восхождения не обязательно быть лосем, есть и другие критерии. Очевидно, что его не устроило бы любое решение инструктора. И даже не представляю себе его отчет тут после потенциального обрезании группы «как надо». Участники сходили бы 2 и 3-4 восхождения соответсвенно.
Я дал большой аванс, может слишком большой. Хороший пример: дал много денег в долг.
У более подготовленных всегда есть вопросы к отстающим и претенциии ко всем, что дали им огромную тетку. Подготовка техническая и физическая участника Tislo соответствует 3-ему разряду. На маршруте можно на тебя положиться. Молодец, что выполнил армейский принцип: «Сначала выполни приказ, а потом обжалуй». Не могу не оправдать оказанного мне вами высокого доверия. Tislo – ты мудак.

По отчету второго участника J-zef немного, дабы он тут более вменяемый и менее эмоциональный. У J-zef есть тоже неточности и наезды на инструктора, но в целом отчет более объективный. Пиши то, в чем уверен и правильными терминами, а то ты тоже пару раз убил группу в своем отчете. Бунтом и терками назвали проблемы и предьявы на разборе, что абсолютно нормально. И звучали они от тебя только на разборе, к заслугам J-zef.
Если подход на Гумачинские с адскими сыпухами вас выматывал, то можно было в любой момент воспользоваться четырьмя словами Визбора. Написав, что Гумачинский бивуак стоя на склоне ты, поставился в камнеопасном месте. На бараньих лбах посередине ледника. Если игнорировали стеклотканью и оборудованием очага (чем мы с тобой начали заниматься), то ветер виноват. А готовку в палатку перетащили из-за дождя с приличным ветром, что не очень приятно делать.
Восхождения.
Покоцали две веревки камнями. На одной два, на другой одно «хорошее» повреждение. Замотали очень синей изолентой, чтоб не страшно было, и работали с ними дальше. Спуск с перевала Куллумкол проходил по осыпи на границе с ледником. Для вас это было более безопасно. Да и инструктор наблюдал за этой осыпью в июле и неделю в августе. Ни разу туда камень не прилетал. Катилось живье по другой траектории. Да и лучше вам перебдеть, чем не добдеть, и лишнего не знать. А все будете знать, что у инструктора в голове, то морда лица треснет, на то и хлястик для каски придумали. У вас и так был переизбыток информации в ограниченное время, что тоже очень даже могло отразиться на работе.
Репик при спуске является твоей страховкой, ты так это и не уяснил. Даже если предположить, что в течение года, а также инструктор в горах не говорил это, то после пяти восхождений сказать: «спускались без всякой страховки, на самофиксирующемся репике». Не силен в диагнозах, но ты же доктор. И это можно распространить на весь процесс обучения.
За потерю тропы на спуске с 1000-летия ты принимал метание инструктора по гребню, чтобы выбрать более легкий спуск по мокрым скалам.
В последнее время есть тенденция искать няньку, и почему-то мужскому полу. Накладывает отпечаток тенденция всего общества. Обращаюсь к присутствующим тут представителям ФАР с ответом ихнему гиду. Ввести звание Инструктор-нянька. А в состав рюкзака инструктора ввести платочки и памперсы. Кстати последнее, неплохая идея, можно взять на вооружение. На разборе будет эффектно предложить его участникам.
Вообще не представляю себе инструктора-суицидника, «забивающего» на обучение участников. Отношусь к каждому участнику предвзято, потому как мне с вами не только сало трескать.
Ну и по результатам восхождений каждый для себя решит (решил), учил ли инструктор или нет.
В жопу вы все равно залезете. Моя задача научить оттуда выбираться.

Всем комментаторам посящается.
lange
Я слышал, что Куллумкол не рекомендовал для учебных отделений человек гораздо опытней меня. Я был предупрежден. На гору ходили все учебные группы всех сборов. Знаю, что скажешь про гору, но ты это скажешь про половину учебно-тренировочных маршрутов Кавказа.
Почему не разворачивал в час Х? Кстати, на вершину Куллумкола группа не дошла две веревки в 17:00. Поднялся инструктор и один участник. Не дошли не столь из-за опастности трещин, обнажавшихся на вершине, а из-за времени, о чем участникам было сказано. Так вот. Это не лечит и не вылечило от долгих восхождений. На 90% уверен, что это не вылечит, будь сделано в любой точке маршрута. ( Думаю все понимают, что мы говорим о конкретной ситуации, а не распространяем на весь мир).
А про время Х, время достижения вершин или ключевых точек и прогнозах на спуск я старался описывать для всех маршрутов. Остальные восхождения заканчивались бы засветло, если бы не возникало каких либо тормозов и обстоятельств именно на спуске/после ключевых точек. После разборов я надеялся (впрочем как и многие), что мы больше не будем пользоваться граблями.
Да, время Х у меня позднее ваших Х, отчасти из-за «учебно-спортивного», а не «учебно-паровозного» восхождения. Тут паровоз-это не перила, а впереди лидирующий инструктор тащит локомотив. И к этому я тоже прибегаю, в случаях подсказки пятой точкой, но не факт, что вагоны успеют. И я не вижу катастрофы спускаться с перевала с наступлением темноты в конкретных случаях.

Да возвращаться с маршрута ночью это ужас, но не ужас, ужас, ужас. Главным аргументом я читаю у комментаторов слово НОЧЬ. По мне, так главное обеспечить безопасность в любой среде. Да, медленно. Да, печально. Не можешь безопасно обеспечить спуск, лови холодную. С новичками еще не приходилось. Знаю все аргументы, которые посыпятся. Большим косяком вижу только подставу другим группам сидящим на связи. А что возвращаемся по обратному известному пути (кроме Шогенцукова, но там спуск мне известен), да еще и все маршруты гребневые (вероятность камнепада мала, проще ориентирование). А почему никто не против ночных выхождений на маршрут? Участники впервые идут куда-то, где еще не были, мало ли какая опасность их ждет, и в темноте они тоже мало что видят вокруг.
Вы только не подумайте, что я сторонник поздних возвращений и ночных блужданий. Просто я люблю спать в теплом спальнике и в комфортном месте, а еще мне просто понравились ваши комментарии.

toporchillo
Они мутируют!

Комментаторам типа ДА Я, ДА ТАМ и т.п.
Съездите поработать в не раскрученный лагерь; сходите 2А на Кичкидар через «зайцы» в августе; откорректируйте и напишите описание маршрутов, если их нет, вам только руку будут жать наши Легенды. Любая глупая и нелепая ситуация кажется полым идиотизмом и чушью до тех пор, пока в ней не оказываешься.
У меня было два НС. Растяжение и подвернули голеностоп. Вижу в этом только лишь отсутсвие опыта НС, как бы это не звучало.

53


Комментарии:
6
Смех сквозь слёзы. Уважаю.
Спасибо!

3
еще 3000 комментов.

8
«доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?»

Не-а, не доедет. Караул устал, и появление лица, вызвавшего давеча море эмоций, положение не спасает.
Хотя кое-что, за что можно ухватиться и «продолжить банкет» таки проявилось.
Вот, например.
Весьма впечатлило: «Когда посередине дюльфера решают снять кошки» .
Это уже попахивает арт-хаусом и за такое можно многое простить, если б там ещё кучи живых душ не было.
Также не до конца раскрытой осталась тайна «22 часов». Окромя «Перил на подъеме было неоправдано много» и упомянутого арт-хауса, ничего проясняющего не увидел.

P.S. По поводу «Комментаторам типа ДА Я, ДА ТАМ и т.п.». Хотя себя к ним не причисляю. (Сначала даже сочувствовал «молодёжи». Но убедившись, что «молодая была не молода» и заявив об этом, сразу получил обещание меня «послать» от оной.)
Так вот.
Многие из упомянутых комментаторов неоднократно бывали в "Уллу-Тау" и ходили эти маршруты и слева направо, и справа налево, пусть и в «стародавние времена». Изменения рельефа, несомненно, имеют место, но не до «22 часов».
Поэтому - не надо.

3
Мне больше всего понравилось про "посидела борода". Да и, ещё много чего, полагаю что сей бестселлер разойдётся таки на цитаты. И это - прекрасно! Прям, "белое солнце Адыр-Су" :-D
Конечно, как сам ходивший на все эти вершины (разумеется, кроме переименованного жандарма) - был рад почитать этот триллер с таким хождением. Как будто в 3D-кино сходил!
В "Избранное" - однозначно

2
:) Не такой оказывается страшный черт, как его намалевали...

14
Объективной истины не существует! Количество мнений у присутствующих о произошедшем событии равно или более числа присутствующих...))

А написано здорово!
Чувствуется класс и в стиле, и в подаче материала. Короче: инструктор в очередной раз показал своё превосходство над новичком, причем, совершенно в иной сфере деятельности.
Браво!

1
Спасибо.

1
Мне нравится в Форесте Гампе:"Вы никто! Вы говно, которое к подошвам пристает!".Всё правильно,от горшка не оторвались,а уже обсуждать.

6
Прочитал на свежую голову еще раз... автору смело можно рекомендовать дальнейшее занятие клавой... несмотря "на немного трясущиеся руки" )) попадает он классно

20
Спасибо, что написали свой взгляд на вещи. И из первого поста было очевидно, что участники те еще пряники. Но это никак не связано рядом моментов. Можно несколько вопросов?

1. Скальные занятия.
Каждый забил по два крюка, два стоппера, две гексы, френд, станцию на трех готовых точках сделало большинство участников.
Боюсь, этого может быть достаточно для выхода на единичку, но для скальных двоек явно мало. Практика в таком минимальном объеме — забывается тут же, вы сами это понимаете. Почему не сделали еще один день скальных занятий? В непосредственной близости от лагеря, налево-вверх от учебных скал есть отличный гребешок, где участники могут оттренировать все до автоматизма, и точки, и дюльфера.

2. Ледовые занятия.
Ну а если участники убегали друг от друга и ленились достать фонари (а может кто и не брал их) — почему не проверили, с учетом опыта скальных? Не проверкой рюкзака, а прямым вопросом перед выходом. Это нормальная практика, перед стартом задать ряд вопросов, по перечню основного снаряжения.

Занятия провели в полном объеме. Один день ледовых занятий не дает достаточного объема практики, если только группа не имеет уже опыта. Навыки хождения в кошках, даже по простым склонам, слишком отличаются от привычного всем на равнине хождения. Но, опять же — вы это сами знаете, почему не добавили день занятий?

3. Куллумкол 2А
Перил на подъеме было неоправдано много.
Не понятно совсем. Инструктор, насколько я понял из текста, контролировал лидера, это отлично. Значит, мог влиять на ситуацию. Почему не повлиял? В чем смысл учебно-тренировочного восхождения, еще в самом начале, без ключей и плохой погоды, начинающегося с избыточных перил? По перилам можно отлично научить ходить и внизу. Зачем это делать на горе, если не случилось чего-то неожиданного?

 Фонарь у меня и еще одного участника отказал.
Бывает, все ломается. А где запасной у инструктора?

Время Х (разворота) было в 17:00, три часа до перевала.
Темнеет в августе в Уллутау часов в 19, так что дай бог два. С перевала еще склон, вполне осмысленный для новичков. То, что спуск уставшей группы будет медленным — и так понятно любому инструктору. Почему так поздно разворот?

4. Шогенцукова 2Б

Основной вопрос — почему группа пошла на 2Б, не сумев сходить на 2А? (то, что было описано выше, никак не тянет на то восхождение, которое можно засчитать, с учетом возвращения под утро)

Опять, хотя уже был негативный опыт на 2А, явно слишком позднее время разворота. Плюс, потеря контроля инструктора за группой (ушел вперед, не наблюдал, и проч).

Фонари — опять на грабли? Вообще не понятно, в чем сложность проверить.

5. 1000-летие Ярославля.
Ну, плавали, знаем — маршрут действительно путаный и длинный. Но на этот гребень посмотришь (с ВиаТау он просматривается) и это сразу понятно. Почему запас по времени не организовать? Вопрос к инструктору, не участникам.

6. Итоги.
Какое-то помутнение случилось у большинства участников +каждый сам себе на уме +пары +переизбыток информации +физичекое перенапряжение + + + = адская смесь.
Ну вы серьезно? Это вообще нормально для новичков. И инструктор для того и нужен, чтобы регулировать этот переизбыток стресса и информации — и в зависимости от зажигательности этой адской смеси не выпускать туда, куда люди не готовы.

Кому приходилось списывать после второго восхождения половину отделения?
Не обязательно списывать. А водить на горы категорией, а то и двумя, ниже — пока не научатся. Выводить на следующую категорию — только после успешного восхождения, без косяков и вмешательства инструктора, на предыдущую. Это нормальная и частая практика.

Мы все косячим, это в природе людей. И когда ходим на спортивные восхождения, и когда работаем инструкторами. Но было бы неплохо при косяках не кричать — они сами еще хуже - а все-таки, признавать то, что можем исправить в будущем. Как мне кажется.

1
На 100% согласен с jen. И еще с пяток вопросов бы и сам добавил. Как общий мой вывод: рановато Вам инструкторить. Базовых вещей не знаете. И, если по результатам поста участника (tislo), оставались сомнения, то после "добросердечного Вашего признания", плохой вывод-Вы не в состоянии даже для себя понять, как напортачили.

5
Jen,"Почему не повлиял? В чем смысл учебно-тренировочного восхождения"

Интересный вопрос... Может быть это мне так не повезло с инструкторами ? (или повезло?) теперь вот и не знаю. )) Я не помню что бы мои инструктора хоть как то вмешивались в процесс восхождения... даже советами(указаниями), тем более что бы инструктор шел лидером, ставил точки, станции... По принципу - хороший судья тот, которого не видно на поле... Косячили ? теряли время? бурились не туда? все это периодически было... но нам давали самостоятельно работать, а это заставляло вникать в процесс, думать самому, принимать решения... Следствие - КПД учебно-тренировочного восхождения был намного выше... А разве не в этом смысл?
Примерно такой подход к обучению похоже и у "сам", проще всего ему было своим более активным вмешательством ускорить процесс, а то и развернуть всех взад.... а он тем не менее терпел все тяготы и лишения)) таких восхождений со всеми заодно... Участники же получили опыт... понимание того, что все в первую очередь зависит от них самих... Уважуха инструктору.

3
Вмешиваться можно по разному. Ходить инструктору лидером - разумеется, моветон, мягко говоря. А вот вместо перил настоять на другй схеме передвижения крайне стоило бы.
Я, к сожалению, с вами не согласен с высокой оценкой инструкторской работы, в данном случае. Люди явно мало чему научились, да еще и получили в зачет горы, которые на самом деле им было нельзя зачитывать. Имхо, результат так себе, хотя опыт какой-то и приобрели.


4
Уважаемый коллега инструктор,

хотелось бы понять, почему были запланированы в одном выходе восхождения 1Б + 2А.

Насколько мне известно (может уже опять что-то поменялось, конечно), восхождением 1Б заканчивается этап НП-1. После этого должен быть спуск вниз, принятие новоиспеченных значков в "альпинисты России" (хоть в каком-то усеченном формате, но должно быть), а утром на свежую голову - разбор.

На разборе, после детального обсуждения восхождения на 1Б, участникам сказать, что по "Правилам совершения восхождений в горах" на этапе НП-2, в отличие от НП-1, инструктор может руководить только 6 участниками (еще лучше было бы сказать об этом заранее в городе до выезда в горы...).
Попросить участников высказаться, кто хочет и считает себя готовым идти на 2А-2Б.
Вполне возможно, что тут само собой состав бы подкорректировался. Если нет, то гамбургский счет - пусть сами участники пишут, кого считают более подготовленным.
И не было бы у Вас таких проблем.

После разбора провести еще раз занятия по взаимодействию связок (можно на деревьях). После этого выходить на цикл 2А + 2Б.

Общий план примерно такой:
1д. - заброска в лагерь, занятия по узлам, горному рельефу и т.д.
2д. - скалы над лагерем.
3д. - связки (раньше мы это делали на контрфорсах пика Зимнего).
4д. - утром "переноска пострадавшего", после обеда выход на Гумачинские.
5д. - лед.
6д. - Гумачи 1Б, спуск в лагерь, праздник.
7д. - разбор, взаимодействие связок (на березках).
8д. - подход на Тютюйские.
9д. - Тютю 2А.
10д.- Шогенцукова 2Б, спуск в лагерь.
11д. - разбор (еще раз спросить, кто хочет и может идти), отдых.
12д. - подход под Виатау.
13д. - Виатау 2А (или 2Б, если остались подготовленные бойцы), спуск, праздник.
14д. - разбор, оформление документов, отъезд.

3
График из серии "впихнуть невпихуемое".
Лишь один день на лёд(при совмещении то двух этапов подготовки), полдня и на занятия по спасам и на подготовку к выходу и т.д.
По идее бройлерских программах все возможные темы осваиааются дома, в клубе, оставляя на выезд только те, что без рельефа не провести...уж березки точно можно найти в Саратове.
Да и Гумачи с пер. сейчас не для новичков маршрут.

2
По-моему, "впихнуть невпихуемое" - это зачем-то делать за 1 выезд 1Б + 2А + 2Б + 2А + 2А.
Погнавшись за количеством 2А, потеряли сильно в качестве и в осмыслении, что это было.
Зачем тогда ФАР делает этапы НП-1 и НП-2? Наверное, есть же в этом определенный смысл, и мы все его знаем. Пусть в современных, как говорится реалиях, участники стремятся "закрыть 3-й разряд" за один выезд. А инструктора их в этом поддерживают.
Но зачем же все смешивать в кучу.

Должен быть определенный барьер - вот ваша первая гора, молодцы, вы теперь альпинисты России, круто, молодцы. А теперь давайте посмотрим, кто технически и физически готов к выполнению норм 3-го разряда. Двойки - это вам не единички, по статистике очень много участников бьется на двойках... и т.д..

Тогда у участников будет складываться какая-то картина этапов подготовки в альпинизме, будут втягиваться в процесс или отсеиваться


0
Не "1Б + 2А", а "1Б+2А (день отдых) +2Б", к слову.

0
Думете, ответит?

1
Смысл графика в том, чтобы провести некую черту после выполнения этапа НП-1, отобрать участников на следующий этап. Конкретная реализация может отличаться.
Это помогло бы избежать многих проблем

6
Мне кажется, Виктор имел в виду, что в вашем графике очень мало времени отводится на учебные занятия. Я тоже согласен с этим.
Например, как показывает практика, полноценные занятия по подручным средствам - это минимум 5 часов (это, кстати, отлично можно было бы провести в Саратове). А у вас в тот же день и выход на Гумачинские, до которых еще часа 3-4.
Один день на лед для новичков очень мало. После этого на двойки выходить нельзя - так что между 1Б и 2А должен быть мимнимум еще один день ледовых занятий.

8
Я вообще считаю, что бройлерские двухнедельные программы могут себе позволить только те редкие клубы, где все участники а/м проходят достойную подготовку в межсезонье с инструктором.
Все остальные популярные попытки сделать из недоученных новичков трехразрядников в такие сроки - профанация или попытки чуть заработать/обеспечить себе отдых на стремлении участников к лычкам.
И этот триллер, безотносительно личностей и действий участников и инструктора, тому подтверждение.


1
Перил на подъеме было неоправдано много.

Если я правильно поняла, Инструктор сказал, что каждый новый лидер (участники) вешал их, потому что страшно.

0
>Tislo – ты мудак.
Апофеоз объективности. Нужно было с этого начать и этим же закончить)

6
А вы в своем исходном сообщении сообществу, конечно, образчик объективности и прямой конкурент фемидам :)

0
Ну до уровня личных оскорблений я себе, вроде, не позволял опускаться.
А так, конечно, любая точка зрения будет субъективна, правильно тут выше написали.

Свою неправоту в виде "выноса сора из избы" я уже осознал, не мог предположить такой резонанс. Продолжать тему было глупо (по крайней мере в этой форме), но тем не менее.

Теперь у вас три варианта событий на выбор) Тем не менее найти общее и сделать выводы по ним можно.


0
Такого "учебного процесса" в туризме не встречала... Прям "экспресс-курсы".
Создается впечатление, что в школах ГТ учат лучше. И новички в горах более подготовленные.

И, как правильно сказали выше - вроде бы раньше (я слышала) сначала обучали "на значок", а уж потом - на 3-й.

0
Это было ооооочень давно. И в другом государстве

0
Да вроде и сейчас сборов с такой программой достаточно много.


3
Сколько праведников собрались, большинство из которых наверное работало при советах.
Сам инструктор пишет что хотел только дать большинству сходить за тем за чем приехали.
Сколько раз слышал в разговорах участников- не, этот инструктор половину отделения списывает. И выбирают другого, полегче
Tislo, вас почитать и хочется списывать сразу

5
Марат, не перегибайте. В пределах разумного, я Вас понимаю. Есть деньги, есть задача. Если она выполнена, пусть с ошибками инструктора, -все ОК. Так ли это? В стандартных случаях-да. В данном же случае ошибки зашкаливают, от массовых спасов был буквально шаг. А, особенно, если учесть, что у Кима под рукой и людей для полноценных спасов не было- то и могло совсем плохо закончиться. И,самое главное: ошибки были НЕВЫНУЖДЕННЫЕ. И вызваны исключительно некомпетентностью, либо инфантильностью инструктора. И списывать досрочно никого не надо было. Просто внести коррективы в планы восхождений и грамотно и ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО объяснить участникам, почему начальных планов не надо добиваться любой ценой. Думаю, после 22часов на двойке, все бы поняли, несмотря на затраченные деньги.

1
ну да
"а если бы он вез патроны"
с него никто не снял бы ответственности, если что
Да еще до 22 часов это было ясно, группа слабая и что
просто это был инструктор из секции, хотел как лучше для своих участников
ну так согласен, растрелять

2
Да нифига это не лучше. К сожалению инструктор этого не понимает.

Инструктор не должен опускаться до уровня курсантов, в смысле потакать их хотелкам.

2
Я фигею, дорогая редакция. Прошу простить за мой французский.
Kostal, я в горах с середины 80х, по стечению обстоятельств не получил в 90е корочки инструктора (но и не жалею об этом), находил только по книжке полсотни гор - и не считаю себя вправе УЧИТЬ ИНСТРУКТОРА что он должен делать и что нет.
А Вы - без году неделя - и уже поучаете.
Фейс - не трескается у Вас, от такой наглости?!

5
=)))) Я один вам маленький секрет открою, инструктора бывают не только в альпинзме. Законы поведения учителей, инструкторов, профессоров, , во всех отраслях одинаковы.

Мне не слишком интересно сколько у человека седых волос на голове, сколько ему лет, какой у него опыт. У меня есть некие собственные критерии оценки, сформировавшиеся ещё до моего 20-летия. Если я вижу, что человек рулит не туда, я прямо ему об этом говорю. Если он отвечает в стиле "безгодунеделя", он мгновенно перестает для меня существовать.

Вы тут себе позволяли наезды на dimon, а у него, на минуточку, два Золотых Ледоруба. Чем вы лучше меня? ))))))

1
Это где и по какому поводу я наезжал на dimon?
Цитаты и ссылки, плиз. Чтоб без голословия.
Я вот инструктировал по ТБ работы на электроустановках св.1000В. Мне значит можно Вам советовать как учить всяких там боксёров? Самому - не смешно?


1
и со всеми этими лаврами вы жумарите на Сокол с Ермачеком и учитесь ходить Сюрприз у Ситника?
чота не вяжется.


4
Да ладно Вам, чего нам друг на друга обижаться? Мы ж из одного корыта выросли. Парень накосячил, это очевидно, конечно и Вам. Бывает со всеми. И все было бы нормально: обсудили, посоветовали- на следующий сезон мужик бы сделал выводы. Так он же НЕ ПОНЯЛ! Он до сих пор считает, что все делал правильно. А это уже опасно.

5
2Сам. Написал красиво, особенно вступление понравилось. Странно все это. Объективно понятно, так ходить нельзя, что то идет не так. Мне кажется нет командного духа, нет коллектива. Вспомнил как на других сборах участники катили бочку на пожилого инструктора, снежного барса, что медленно водил их на тройку, не понимая, что с этим человеком просто знаться -честь а уж тем более сходить вместе. Коллектив надо сплачивать. Я предлагаю в след раз на Жигулях больше времени уделять вечерним посиделкам до рассвета. Как специалист, в свое время списанный за это из альпинизма, с удовольствием помогу чем могу.

1
Интрига у триллера что то затянулась.. где в конце концов "Сам" начальник транспортного цеха?

3
А его и не будет. Судя по хорошо поставленной речи, есть образование, и, далеко не примитив. Отягощен, слегка алкоголем, но, думаю (надеюсь)-все понял. Поэтому, мне кажется, завязывать с обсуждением надо. Дальше-бессмысленно.

10
Не мне судить какой инструктор Сам, но то что он отработал по полной это очевидно.Возможно есть проколы, тактические ошибки.Но кто из нас родился сразу профи инструктором? Опыт инструктора тоже набирается годами. Если вспомнить свое прошлое, так всегда было большой удачей поехать в лагерь своей группой и вдвойне если и инструктор свой. Повторюсь <Сам> отработал по полной это факт, чего не скажешь о группе.

-3
Если бы "родился", но тут ситуация "...за все мои ХХ сезонов".

4
Имеете глупость и упрямство продолжать предъявлять претензии к инструктору ?


3
"Уважай своего инструктора, у тебя мог бы быть инструктор и хуже."(с)

0
О!!! Я понял! Тисло есть значкист, ........!!!!!

3
Для Тети Моти, Уважаемая для меня крутые перцы это ребята которые сходили зимой на Хан и Победу, а так же те пацаны которые в походе по Тяньшаню по пути окучили выше названные вершины,
В альпинизме есть такая процедура как разбор восхождения где и надо высказывать все и плюсы и минусы, а выносить сор из избы на разбор клавишным стукачам и трепачам это есть такое ёмкое русское
Слово ......... говорить Вам мне неудобно.

1
для меня крутые перцы это ребята которые сходили зимой на Хан и Победу, а так же те пацаны которые в походе по Тяньшаню по пути окучили выше названные вершины,

А для меня - те, кто, кроме озвученных Вами мероприятий, ещё и Людьми остаются, относясь терпимо к более слабым, к новичкам, к женщинам (я про недавние обсуждения на Риске) и т.п.
А почитайте-ка (не только Вы лично, это ко всем "крутым") книжку "Восходитель" (автор Ю.Бурлаков), для начала.)) Там есть, с кого брать пример.)

4
Ну, наверное, раньше так и было (разборы восхождений). А сейчас появились компутеры и некий вакуум в общении. А рассказать кому-нибудь хочется. Опыт - он и плохой - опыт.
Тем более - тут же, вроде, "свои". Где ж он ещё узнает альтернативные мнения, если видел только одного, например, инструктора в своей жизни? Он хочет понять, а как бы было правильно.
Раньше, без компутеров, разве все новички , приехав со сборов, молчали? Мне кажется, они делились впечатлениями - хорошими и плохими.
И, кстати, в рассказах Тисло мне не мерещатся между строк понты или какая-то неадекватность. Я чувствую такие "загибы" обычно.

12
И внезапно, срачик продолжается :) ну окей, раз ты отвечаешь мне на этом сайте, тоже отвечу публично =)
Прежде всего: за Tislo не скажу, а лично у меня нет и не было желания "провести разбор в России". Свои впечатления я описал в своём личном блоге, как и для всех остальных своих активностей. И это именно впечатления: я не претендую на их правильность и точность, я не говорю, что всё понял верно. Я просто рассказываю, как я увидел произошедшие события. Хобби у меня такое :)
Не согласен и с претензией:

> На разборе обсуждаются действия не только участников, но и инструктора. Почему вы молчали?

Точно помню, что обсуждал твои действия как минимум дважды:
1. На разборе после Куллумкола, когда ты предъявлял претензии "нафиг вы там перила организовали, там можно было с одновременной страховкой идти", спросил "а не инструктора ли это задача, объяснить участникам, в первый раз в жизни вышедшим на реальный рельеф, в каких случаях можно позволить себе идти с одновременной страховкой, а в каких - организовывать перила?" Аналогичная дискуссия и по дюльферам в ночи была - помню, Tislo тоже в обсуждении тогда активно участвовал.
2. Во время спуска с плеча Шогенцукова, и во время разбора этого восхождения, полемизировал с тобой: "какого хрена вы спускаетесь без ледорубов???" - "мы первый раз на таком рельефе, нам страшно спускаться, мы устали и замёрзли, и растерялись, и вообще не понимаем, что мы будем дальше делать, ты не мог нам сразу сказать что-то типа "мы дюльферяем по склону, кто спустится - организует такую же страховку на ледорубе и дюльферяет следующего, а после трещины собираемся и ждём всех"? да, мы дебилы, мы не можем догадаться до этого сами, но почему ты вместо руководства нами предъявляешь нам претензии?", "какого хрена первая связка не пошла по леднику и осталась ждать меня?" - "они этот закрытый ледник первый раз в жизни видят, опыта перемещения по нему нет, что делать если кто-то провалится в трещину, знают только теоретически и то не факт, правильно они остановились и тебя ждали, отстань от них".
Полагаю, имея установку "В жопу вы все равно залезете. Моя задача научить оттуда выбираться", мои претензии ты отмёл как малосущественные, и даже не запомнил. Но, пожалуйста, не надо говорить, что мы всё время "молчали" - это не так.
Все моменты, которые я отметил в своём отчёте как непонравившиеся, я озвучивал ещё в горах.

У нас с тобой разное понимание инструкторских обязанностей. Я придерживаюсь мнения, что инструктор - "Лицо, инструктирующее в области какой-нибудь специальности, обучающее правильной постановке дела" (с). Учитель, грубо говоря. И твоя задача - научить, рассказать, объяснить, провести, и потом ещё проконтролировать. А пускать всё на самотёк - значит получать вот такие разборы на всю Россию.
Позиция сидеть на попе ровно, позволяя группе залезть в самую глубокую из доступных ей жоп, и только потом начинать лихорадочно суетиться и вытаскивать её оттуда, допустима для групп, уже имеющих какой-никакой опыт. И абсолютно недопустима для групп, этого опыта не имеющих в принципе.
Мы в первый раз в горах, впервые вышли на гребень, впервые идём по закрытому леднику, и вообще всё - впервые. Чёрт, да мы даже лагерь организовываем впервые (да, мы на три дня съездили на "Жигули", теперь мы 100% готовы организовать житьё-бытьё в горах в течение трёх недель). Кто из нас оказался готов к своим должностям? Завхоз? Завснар? Завбиваком? Староста? Никто не готов был. Чёрт, я - врач, я много раз аптечки на выезды составлял, и я тоже серьёзно накосячил с составом аптечек. Кто нас проконтролировал, кто нас научил свои походные обязанности выполнять? Тоже никто. Когда я состав аптечек на утверждение высылал, получил ответ типа "я не смотрела, да и вообще ты врач, тебе виднее". Ну окей, мне виднее, вот и получили, что штурмовые аптечки доукомплектовывать уже на месте пришлось, потому что в Саратове мне про восхождения совсем другое рассказывали. И половину снаряги в Саратове оставили по тем же причинам. И так по каждой должности.
Я считаю, что со своими инструкторскими обязанностями в части обучения группы (как ходить, как выбирать маршрут, как организовывать бивак, как строить отношения внутри группы) ты не справился. От слова совсем. Но. Это НЕ претензия: то есть, я на тебя не обижен, и ничего от тебя не требую - в рамках своего подхода к инструкторскому делу ты всё сделал: все живы, здоровы, успешно выведены из всех жоп.
Да, у меня другое видение обязанностей инструктора, но это уже отдельный вопрос.
Полагаю, если бы мы были не новичками, а третьеразрядниками с опытом жизни, быта и передвижения в горах, результаты и эмоции были бы совсем другие.
Ну и в заключение: выездом в целом я доволен, свои личные цели я реализовал: узнал, что такое альпинизм, получил практический опыт, интересно и с пользой провёл отпуск.

1
J-zef эмоции это хорошо, это честно

-2
Помнится мне, в студенческие времена при сдаче экзамена (чаще всего, тому же преподавателю который читал лекции) - никому из студентов не приходило в голову претензию выдвинуть: а ты (преподаватель-экзаменатор, на минуточку) - не учил меня сдавать экзамен, давай учи, как мне тебе на вопросы отвечать.
Даааа, мир - изменился

1
Если ознакомиться с "Правилами проведения альпинистских мероприятий", а конкретно с разделом 3.4. "Учебно-тренировочная работа и подготовка к восхождению" то можно найти много интересных вещей, как-то:

"учебно-тренировочное отделение - группа спортсменов (два и более), имеющих квалификацию не выше второго спортивного разряда;"

а также

Инструктор учебно-тренировочного отделения:
• руководство учебно-тренировочной работой отделения;
• проведение занятий по «Программе подготовки альпинистов» этапов НП и СП;
• руководство учебными восхождениями отделения;
<...>


и далее

4.1. Руководство восхождением
Руководство восхождением – направление деятельности одного из членов учебно-тренировочной или спортивной группы, добровольного взявшего на себя ответственность за принятие всех решений, направленных на успешное совершение данного восхождения.
4.1.1. Непосредственное руководство восхождением осуществляет:
• для учебно-тренировочного отделения, совершающего восхождение по маршрутам 1Б-2Б категории сложности – инструктор отделения;
• для учебно-тренировочных отделений, выходящих на самостоятельное восхождение 2А-2Б категории сложности - руководитель отделения;
<...>


А вот пункт "спортивные альпинистские квалификационные (нормативные) соревнования – альпинистские мероприятия, на которых проходит подготовка и совершение восхождений с целью выполнения квалификационных нормативов на спортивный разряд по альпинизму.", "экзамен", по вашей аналогии, это уже, извините, немножко отдельно и множко позже.

5
приятно то как что есть кому в такие документы читать и вчитываются

0
А скажите кто-нибудь, руководитель отделения - это кто и насколько оговаривается с инструктором за что отвечает руководитель и за что инструктор? Всё равно на НП1 и НП2 не закрывают руководство, а новички обычнотакие зелёные, что какое там руководство.


4
Уважаемый Старый чайник.
В ваши годы и преподаватели были лучше, и горы выше, и инструктора снежные барсы со степенью доктора педагогики и психологии. Как показывает практика, возраст чаще всего ничего не значит. Некоторые и в 60 делают то, что в 25 некоторые не делают. Время изменилось, строй другой, взаимоотношения другие. А вы пытаетесь натянуть презерватив на глобус.

0
Уважаемый pazilov,
горы с годами не становятся безопаснее. Возраст, разумеется, не означает автоматически какого-то преимущества.
Однако, бОльший возраст позволяет иметь бОльший опыт. А вот именно он - кое-что но значит. Особенно, в части безопасности.
И ни время, ни строй, ни взаимоотношения - этого не изменят.

Кроме того, Вы даже не знаете и смешали 2 выражения:
1. натягивать сову на глобус (то есть пытаться совершить нечто чего невозможно достичь без разрушения составных частей)
2. натягивать презерватив на свечку (то есть некоторая излишняя предосторожность)
В результате, у Вас получилась белиберда. Извините, но полагал что Вы умнее.


0
И что, руководство вами - это вам ноги переставлять?

• руководство учебно-тренировочной работой отделения;
- в зале, на скалах, на выезде, в походе - это что, не учебно-тренировочная?

• проведение занятий по «Программе подготовки альпинистов» этапов НП и СП;
- так у вас скальные и ледово-снежные занятия были?

• руководство учебными восхождениями отделения;
- добровольного взявшего на себя ответственность за принятие всех решений, направленных на успешное совершение данного восхождения - он снял с себя ответственность? Когда и как?

- А вот пункт "спортивные альпинистские квалификационные (нормативные) соревнования – альпинистские мероприятия, на которых проходит подготовка и совершение восхождений с целью выполнения квалификационных нормативов на спортивный разряд по альпинизму.", "экзамен", по вашей аналогии, это уже, извините, немножко отдельно и множко позже -
а вот это как раз не так. Ибо, именно эта хитрая формулировка означает что совершая эти восхождения - вы все участвовали в соревнованиях (вы же - спортсмены, вы же - на разряд ходите!), отчёт о которых ваша федерация отослала в ФАР а та потом в Минспорта.
То что Вы этого не знаете - простительно. Именно потому что Вы - не инструктор и не деятель ФАР. Вы - "значок", самый опасный человек в горах, который узнал 10% но полагает что знает 110%. Шутка. Но, в каждой шутке есть доля шутки :-)

13
Стиль руководства инструктором группой определяется её подготовкой.

Он варьируется от командного/авторитарного(когда инструктор даёт прямые и однозначные указания, что и как делать) ч/з демократический/сотрудничество(когда инструктор участвует в принятии решений на правах эксперта) до либерального(когда инструктор даёт участникам полную свободу действий, оставляя себе лишь право вмешать в принятие решений при угрозе безопасности).

Выбор стиля руководства зависит от оценки подготовленности группы, что является одной из главных и сложных задач инструктора при проводении подготовки группы.

На практике для отделений НП чаще всего применяется (по причинам ещё недостаточной подготовки для принятия самостоятельных решений) командный стиль руководства с некоторыми элементами демократии в вопросах, напрямую не влияющих на безопасность.

Применение либерального стиля для этапа НП - методический экстремизм(мягко говоря).

0
Не могу и не стану спорить.
могу лишь процитировать написанное выше и не мною:
a1batros, 04.11.2017 21:29 2
"Уважай своего инструктора, у тебя мог бы быть инструктор и хуже."(с)

Прав был Марат: пора в Правила вводить графу "права потребителя"


2
Абсолютно исчерпывающее и точное пояснение, йодолом. И все, что здесь писали до того,(и я, в том числе), уже не нужно.

14
Вообще странно что никто тут не вспомнил то, что для многих (для меня-однозначно) аксиоматично - обсуждение восхождения происходит на разборе, касается только группы, руководителя и старшего тренера, а всех остальных не касается ни в каком месте никоим образом. Только участники группы знают что реально происходило, и только собравшись ВМЕСТЕ они смогут обсуждать ничего намеренно не "забывая" и избирательно не вспоминая и не выделяя. Рисуя картину в одиночку, когда рядом нет ребят которые при какой-либо... неточности оборвут и расскажут как реально было, велик риск кого-либо оговорить и т.д. А конфликты группы и инструктора на разборе может судить только их старший тренер, и никто более, и там без разницы на опыт и статус.
Эти вещи называются "дисциплина" и "субординация", очень жаль что многие их забыли.

5
АЛЬБАТРОСУ плюс за последний коммент,выше я написал примерно тоже. Есть комменты читая которые под стол закатываюсь, то инструктор слишком либеральный,то участники испытывая дискомфорт от неуважения к ним со стороны инструктора не могли с этим смириться . У ребят был хороший шанс, своя группа, свой инструктор, все из одной секции,была предсезонная подготовка. Я не понимаю в чем проблема,они что действительно несовершеннолетние мальчики и девочки ,которых инструктор из ложки должен кормить и задницы подтирать? Может в этом его главная ошибка, что он свой, что дал возможность сделать больше. В Союзе инструктора делились на практиков и теоретиков, к счастью первых было значительно больше, сейчас похоже наоборот.

P.S. Тетя Мотя, а вы Диренфурта читали?

0
Искренне не понимаю смысла выносить новичку ситуацию из отделения с отдельного мероприятия на уровень всей России. Вот зачем? Это что, проблема всей России? Всей федерации? Всего альпинизма? Это вопрос даже не организации отдельного мероприятия и ЧС (не дай Бог, конечно). Этот инструктор что? представляет всю систему? Он систематически так делает?

Вот чего пытался добиться парень? Опубликовал что то уникальное? Нет. Давайте обсуждать еще косяки на уровне тренировки. Это вопрос клуба, выезда или максимум федерации города. Кукольный театр, блин!

2
Пазилов! А что делает монашка перед сном?


0
Нет (или не помню. не все книги можно было раньше найти на переферии). Спасибо за наводку - буду читать.
Кстати - еще одна "настольная книга" - "Аннапурна".)

5
Ну вот а я даже Пушкина не читал,а вы мне про Восхождение (Бурлаков) для начала рекомендуете, у нас здесь такая периферия и люди темные.

1
)) Шутку оценила)


1
ой.. сорри.. ошиПка у меня.. - "периферия"...

0
Для Тисло, мальчик ваш минус на мой коммент меня позабавил. А вы знаете в чем сходство между женскими ногами и Эйфелевой башней? Это очень легкий вопрос.

3
Давить авторитетом, не самое достойное занятие.

1
Уважаемый KostaL, вы хотите что бы тут время от времени кто то голову пеплом посыпал, забудьте. Это мелочь, грехов гораздо больше что бы этим замарачиваться.
А выводы давно кому надо сделали, кроме немногих и некоторых

1
Для visotnik, 07.11.2017 20:25

По-видимому они (минусующие) таки не знают ответа на «лёгкий вопрос» (хотя, судя по пребыванию здесь, должны), а спросить неудобно – вот и нервничают.

11
Костал, я этого мальчика не знаю и он меня тоже и авторитет здесь не при чем. Я очень надеялся что обсуждение этого поста закончиться анекдотами,и большинство это поняли, но похоже у вас зуд в мозгах и еще кое где. Раз пошла такая байда, слушайте, у меня достаточно смен в советских альплагерях где я вырос от нуля до кмс, видел всякое и хорошее и плохое. Меня называли 1.буржуем, 2.клеточником и 3.бройлером. Буржуем, потому что ездил за полную стоимость путевки а 2 и 3 пункты были слествием 1го. Так же имею достаточно инструкторских смен, работал как с чужими так и со своими участниками, с чужими легче, со своими из своей секции сложнее, особенно когда эта секция только встает на ноги
выкладываешься вдвойне, а когда вырастают ещё и ночами не спишь. Хватает опыта как положительного так и отрицательного, были и успехи и попадали в передряги как холодные ночевки, но никогда после разборов восхождений не выносили сор из избы, все оставалось внутри группы, потому что только участники знали что и как происходило.
Свою точку зрения в комментах я озвучил. Ваш минус Костал и минусы других меня не удивили, это вы себе наляпали, я легко забиваю на это. А по поводу достойного занятия начните с себя.

5
Рустам!
И тебя "ксендзы охмурили"...
Втянули в бессмысленные споры. -:)))

1
доннер веттер. шени траге модитхан зузу. онанги сикай джаляб! извращение в альпинизме страшное дело, наверное я старею.

0
А у второй серии закрытый показ был? Я только первую видел. А, если имеется ввиду рассказ на другом сайте второго участника, то понятно.
Автор, спасибо за разъяснения, теперь всё раскладывается по полочкам.

очень сочувствую инструктору :(
... какой бы неквалифай был бы инструктор , такое писать об своём учителе .
Хвала всевышнему , что за мою не долгую работу инструктором ( точно не скажу , но сезонов пять шесть отработал со всеми этапами участников ) ... так вот ... участники отделений стояли за своих инструкторов грудью , какими бы не были их приключения .
Вот маленький пример на одном из сборов :
Абсолютно все восхождения , отделение одного из инструкторов , возвращалось затемно или вообще в ночь . Так участники наоборот бахвалились перед нами , что у них больший опыт и романтики , а не то что мы слоны бегом на вершину и обратно .
У каждого отделения была своя изюминка и все мы радовались успехам друг друга . А всякие приключения обрастали байками и поводами к различным приколам , а уж представить , что кто то может вылить ушаты грязи на инструктора ... волосы дыбом встают , ежели честно .

5
Главная ошибка инструктора то, что он взялся выполнить с таким отделением программу двух этапов.
Были у меня "бройлеры", так на Шогенцукова выйдя в 4 часа с Райских, раньше 10 уже были в лагере.
Долго ходили? Зато самим приходилось думать. Все, что не представляет прямой опасности не обязательно требует вмешательства.
Попали в грозу... А кто с уверенностью может предсказать ее? И куда может ударить?
Меня било на полпути от хижины до п. Местийский и пощадило прямо на туре Тютю Ц.
Фонарики. Мое мнение: если нет у всех, то не пользуется никто (за исключением подсветки опасных мест), т.к. участник без фонаря слепнет.
Матерился? Так для устранения опасной ситуации можно и ледорубом,если другое не помогает.
Пол отделения списывать не довелось. Но хорошо помню кого, когда и за что списал.
Надеюсь данная ситуация поможет инструктору лучше разбираться в людях. А это чуть ли не важнее альптехники.
Ну и, конечно, учесть свои косяки.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru