Казбекиада 2017 с АК "Каскад".

Пишет Печёнкин Андрей, 01.09.2017 09:39

Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)

На г. Казбек я хотел сходить со своей командой, с которой мы ходили в поход, в рамках которого зашли на Эльбрус, в прошлом году. Но, пока участники думали и мялись с решением (а торопиться нужно было, т.к. маршрут проходит по погранзоне), моя хорошая знакомая, дала ссылку на новость о проведении альпиниады АК "Каскад" на г. Казбек. Всё, что требовалось для участия: позвонить Валентине Клеменовой для регистрации, скинуть копию паспорта, оформить страховку с рисками при занятии альпинизмом (хотя, этот пункт вызвал сомнения по целесообразности, но, на всякий случай, сделал), сдать 1500 р на орг.расходы (проезд, футболки, значки, сертификаты, но кажется, что организаторы неплохо добавили сверху для группы, так как, по моей оценке, то, что они проделали, явно больше этого бюджета). Место и время встречи участников: г. Владикавказ, пл. Штыба 17 августа в 7 утра. Минимальное требование к участникам: наличие значка "Альпинист России" (т.е. прохождение программы НП и схоженная 1Б) или участие со свои инструктором, как это сделала команда из Ростова. Я со своим 3-м разрядом с превышением вписывался в эти требования. Начал искать информацию по уже проведенным альпиниадам на Казбек и к моему удивлению, последний рассказ-отчёт нашёл аж от 2012 года. За решением в карман лезть не пришлось - нужно было принять участие в этом массовом и веселом действе!

Дорога из Брянска на поездах с пересадкой у меня заняла 41 час. К слову сказать, первый вопрос после "Из какого города ты приехал", следовал "И охота же тебе в такую даль было переться...". Но мне не кажется, что это слишком далеко. Тем более, в июле я уже успел слетать в Туюк-Су, с намерениями закрыть 2 разряд, а это всё-таки подальше. По плану альпиниада должна была продлиться с 17 по 27 августа. План проведения был интересный, но представления о формате разошлись с реальностью, которая мне все равно понравилась. Билеты назад были куплены на вечер 28 августа.

День 1 (17 августа)
Первым удивительным впечатлением от Владикавказа были трамваи. Ходят с самого раннего утра. Вышел из хостела, который располагался недалеко от жд вокзала, в 6 часов и уже в 6:40 я был на площади, куда, буквально через 10 минут, подъехали мои новые товарищи. После 7 часов людей становилось всё больше и больше. Валентина говорила, что зарегистрировалось 45 человек. Забегая вперед скажу, что на вершину выдвинулось 29. Остальные обитали на горячих источниках, больше известные как "ванны". Дальше становилось интереснее, на место сбора приехали телевизионщики с "Россия" и "МИР", которые поехали с нами до верхнего поста. А корреспонденты с "Россия" поднялись до высокогорной базы "Колка" (3000 м) и 3 дня снимали репортаж про альпиниаду. Сделали общее фото с флагами на фоне сквера и начали грузиться в автобусы и машины. Когда все погрузились, Валентина бегала со списками и отмечала всех, кто приехал и отъезжает наверх.

На нижнем погранпосту на нас оформляли коллективные пропуска. Кто сделал заранее, просто отдавали их на проверку. По мере готовности участники выходили пешком до верхнего поста - там было место старта для всех. А кто остался, с энтузиазмом, взвешивали рюкзаки электронным безменом, который я всегда с собой беру. Мой на старте весил 32 кг (с 0,7 л термосом с кипятком и 1 л воды). Рекорд был 36 кг у одного из участников. Некоторые наоборот по ощущениям говорили про 40 кг, оказывалось, что меньше 30. Дорога между постами проезжая, при наличии умений, даже для легковушек, и пешком занимает 1,5-2 часа. Так сложилось, что по этой дороге я передвигался только на машине, так что точного времени по прохождению пешком я не скажу.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
Пока мы ехали, корреспонденты уже во всю брали интервью у самого старшего нашего участника - Александра Петровича, который в 1967 году принимал участие в первой альпиниаде на г. Казбек, 50-летию которой посвящена эта альпиниада.
Интересно сложилось, что в этом году ему исполнилось 67 лет. По дороге, в с. Тменикау, наш старший тренер и руководитель Рыжанов Олег Николаевич договорился насчёт заброски общественной снаряги до горячих источников на осликах.

Дорога от верхнего поста до ванн проста и приятна - хорошо натоптанная тропа, промаркированная стрелочками. В одном месте выходит к реке Геналдон, и именно это место сбило меня с толку по дороге назад.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
От погранзаставы выдвинулись в 12 часов дня, а на фоне нашего шествия корреспондент говорил какую-то речь для репортажа. В 15 часов я уже был в лагере на ваннах. По дороге шёл рядом с мчсниками, когда на пути нас остановили пограничники. Выяснилось, что для группы поддержки из мчс тоже делали коллективный пропуск, но у проверяющих не было распечатки с фамилиями, а тот у кого был оригинал убежал далеко вперед раньше всех. В общем, все люди и всё понимают, поэтому, они просто переписали на листик данные и у нижнего поста всё уточнили. У меня же проверили паспорт, нашли в общем списке и отпустили с миром. У большого камня, с гордой табличкой "Место привала", встретил парня с девушкой и по одежде сразу понял, что они в такой движухе впервые. Спросили сколько ещё идти, а я отшутился: "Пока не стемнеет... а потом достанем фонарики и дальше пойдём", потому что сам тут первый раз. Тут они сказали, что возьмут у меня интервью и стало понятно, что это журналисты, но я и подумать не мог, что они тащат с собой профессиональную видеокамеру в рюкзаке. В лагере поставил палатку, сходил посмотрел на сами ванны, но купаться не рискнул, дабы не простудиться в первый же день. На следующее утро по плану должно было быть торжественное открытие альпиниады, регистрация в выпускающей комиссии и прочие бытовые дела.

День 2 (18 августа)
С утра, в 8:20 меня разбудила какая-то возня возле палатки. Открываю тамбур и вижу там ... ослика.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
Вышел, отогнал ослика, во избежание образования осло-туалета рядом с палаткой, осмотрелся, узнал планы. К моему удивлению, торжественная часть не состоится, выход назначен на 11.00. В лагере кто-то активно готовит завтрак, кто-то уже завтракает, кто-то просто шатается туда-сюда и собирает вещи. По дороге от ванн, для того, чтобы выйти на морену ледника Майли нужно пересечь речку по полуразрушенному мостику. На мостике уже стоит Олег Николаевич, держит в натяжении единственный трос и инструктирует, как правильно по нему идти.
В перерывах между людьми немного его подлатывает - вставляет обратно доски и забивает их камнем.
Если бы этого мостика не было, то брод был бы веселым для такой толпы... Чуть выше мостика есть нарзанный источник. Спуск помечен туриком. Набираем и пьем вкусную минералку с газиками, корреспонденты снимают красивые кадры.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
Наша толпа начинает растягиваться, накрывает туман. В начале морены поочередно меняются "направляющие". Пришёл, тебе показывают направление, ждёшь следующего, указываешь направление, и уходишь туда же. Последним идёт "местный", собирает отставших и потерявшихся. Таким нехитрым образом доходим до одного из притоков р. Геналдон, накидываем камней, переходим реку, ждём отстающих.
Дальше нам предстояла ещё одна переправа, но уже по бревну.
Тут меня оставили на полчаса в качестве ориентира для остальных и помощи, кому тяжело. Через полчаса я сменился и через 15 минут оказался на той самой высокогорной базе "Колка". Нашёл удобное место для палатки, походил, осмотрел окрестности. Вечером, Олег Николаевич сказал, что я поставил палатку в русле и при хорошем дожде я проснусь в луже. Рядом стояла ещё одна палатка, но ниже, она тоже была в зоне риска. Подумав, я решил, что вот как будет дождь, так и перенесу куда-нибудь. Вечером Олег Николаевич обнаружил, что забыл на мосту ледоруб. Но ребята, Алан и Вова, его нашли и запрятали там же. На обратном пути вернули владельцу.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)

День 3 (19 августа)
С утра журналисты брали интервью у некоторых участников, ну и конечно же нашего руководителя.
На этот день были запланированы ледовые занятия. Для тех, кто ни разу не был на льду и фирне, рассказывали какие бывают кошки, как их одевать и как ходить, для ребят поопытнее: практика наведения переправ на леднике и спасение в группе и в двойке из трещин. По квалификации я попал во вторую группу.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
Пошли искать, где бы переправиться. Первую речку перепрыгнули. На второй нашли место, вкрутили бур, лезть через речку вызвался Олег. Андрей его страхует. На финишном берегу Олег вкрутил бур, сделал перила.
Переправлялись кто как мог. Кто на скользящем, кто с корзинкой или восьмеркой и жумаром, кто со схватом.
После переправы, мне выдали бур, и пошли вдоль речки. Инструктор Женя сказал Олегу съезжать в трещину. Я зарубился, вкрутил бур, перенёс нагрузку на схват кардалеты и вывязался из веревки. Остальные стоят. Видимо, впервые всё делают. Женя подсказал, чтобы все бежали ко мне и вместе тянули Олега. Получилось так: двое подбежали и стали тянуть, а хвост связки остался и тоже начал тянуть. Получилось перетягивание каната, а Олег всё висел в трещине над речкой. Женя опять подсказал, что всё не так и, через некоторое время, ловким рывком, Олега выдернули на берег. Это была практика спасения в группе. В двойке спасались тот же Олег и Марина по методу "грудь - нога". Когда Марину спускали, не подрасчитали и в какой то момент услышали "Вода! Вода!". Перебор... Чуть подтянули вверх. По результату вытаскивания, это было не спасение в двойке, а спасение в двойке + "помощь зала" с подкидыванием ещё одного бура и кардалеты. Но главное, что спасли.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
По дороге, с Женей обсудили особенности разных методик спасения и как оно бывает в реальности. Далее был путь назад в базовый лагерь. Место, где наводили переправу уже проскочили в связке. В этом же месте мы делали брод, когда уходили на штурм Казбека. На подходе к базе на нас обрушилась стена дождя. Как только дошли до лагеря, дождь ослаб. Благодаря высокотехнологичной одежде, полностью высох в палатке в течении 30-40 минут. Пока мы были на ледовых занятиях, журналисты сходили к леднику Колка, поснимали материал, вернулись, собрались и решили уходить вниз. Недолго думая, я перенес свою палатку на их место - мало ли. Вечером было озвучено, что завтра выходим в 4 утра на штурм п. Геодезиста, как заявляли, высотой 4200 метров, по маршруту 1Б. Для некоторых это была первая вершина.
День 4 (20 августа)
Ранний подъем под бодрящие крики Андрея Павловича, завтрак, сборы в темноте. Вышли на полчаса позже и это стало тенденцией на оставшуюся часть нашего мероприятия. До выхода на гребень шли плотной группой.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
На гребне, почти везде, ловит связь МТС и даже 3G-интернет. Марик умудряется снимать видео и тут же выкладывать его в инстаграм. Сколько же радости и восторга было на его лице. Я ещё подумал, что какой-то он странный. Оказалось, что парень первый раз в горах. На гребне в некоторых местах, для безопасного прохождения участников, пришлось скинуть пару камней-чемоданов, чтобы никто случайно не кувыркнулся.
В процессе, все растянулись на большое расстояние, но в зоне видимости и образовалось 2 группы. Чуть ниже Мадине стало сильно тяжело идти, началась истерика, подробностей на тот момент не знал. И тут выяснилось, что врач Артур шёл в первой группе. Олег Николаевич его потом не раз ругал, за то, что убегает вперед, а не идёт сзади, рядом с ним. Сделал фото первой группы с флагами и улыбками на лице.
На вершине мой Garmin Etrex 20x показывал высоту 4085 метров, у инструктора Андрея, на другом Garmin (модель не узнал, но что-то из старых версий) тоже. На спуске Олег Николаевич усомнился в точности наших навигаторов, и сказал, что военная триангуляция точнее и вершина всё-таки 4200. Я говорю, а как же на Эльбрусе он показывал 5640? В общем, консенсус достигнут не был. Пока дождался остальных участников, делал фото, первая, быстрая, группа по "лифту" убежала вниз. А у нас был долгий, медленный и нудный спуск до базы, т.к. во второй группе оказались участники послабее. Зато, не спеша, безопасно и наслаждаясь красотами.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
Когда пришли в лагерь, у ребят ветром немного снесло палатку в сторону обрыва. Видимо тяжести камней не хватило для удержания такой парусности. Вечером была связь с "землей" и оттуда передали прогноз: 4 дня погодное окно, солнце, но сильный ветер. По плану на завтра был запланирован день отдыха, но учитывая новые обстоятельства, Олег Николаевич объявил, что выходим в 5 утра на 3500.

День 5(21 августа)
Будильник прозвенел в 3:45. Встал, не вылезая из палатки собрал рюкзак, приготовил завтрак, позавтракал. Пока суетился, не заметил, что вокруг тишина. И вот выхожу я из палатки в 4:45, а все спят. Буквально через несколько минут все начали вылезать из палаток, собираться. Выходит из своей хижины Олег Николаевич и громко негодует по поводу того, что все проспали. Собрались и вышли, с горем пополам, в 6 часов. Поскольку в реке воды было мало, переправлялись не по бревну, а чуть ниже по камням. Быстро, не надо набирать высоту до бревна и удобно.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
Олег Николаевич со словами "Ты сильный, догонишь", оставил ждать самых последних. Ими оказались Марик и Мадина. Дожался, пошли в сторону ледника. Шли не спеша - Мадине совсем тяжко. После ледовых занятий, ребята делали заброску: кто-то оставил кошки и общественные верёвки. На этой заброске мы все и встретились. После брода через первую ледовую речку, Олег Николаевич решает отправить Мадину вниз на ванны, т.к. при дальнейшем её участии в таком состоянии, был риск сорвать восхождение всей группе. Возможно, ей просто не хватило отдыха и усталость наложилась на лёгкую горняжку. Андрей, как самый "местный", был назначен сопровождающим до развилки на конце морены. Дальше она безопасно по тропе добралась до ванн. Андрей же нас догнал ближе к 3500. Очень быстро шёл.
Мы же все аккуратно переправились через вторую, широкую, речку. Олег Николаевич стоял внизу и всех подстраховал.
Дальше нас ждали бесконечные троса и перила до 3500.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
В целом, троса больше полезны на спуске для равновесия, а на подъёме достаточно идти по тропе. Но шеф настоял, чтобы все держались тросов. Кстати, все верёвки и троса провешивал сам Олег Николаевич. По дороге он показал как раньше тропы проходили и какие он пробивал. Подъём не сильно вымотал из-за низкого темпа прохождения первой части. На плато стоянок 3500 есть много заготовленных площадок с ветрозащитными стенками. Но все они к нашему приходу были уже заняты. Ребята из МЧС помогли расчистить площадку под мою и соседнюю палатку. Стенку я выстроил со стороны ущелья, правда сил и терпения хватило только на невысокую и из мелких камней. Т.к. выход на 4200 был назначен на 6 утра, уже в 19 часов я пошёл спать.
А в 20:30 налетел ветер. Сначала был боковой, не сильно нагибающий палатку, а потом одну из дуг начало гнуть внутрь. В соседней палатке жили Андрей и Марик. Их палатка, как и моя, была кемпинговая, но оценив шансы, что при таком ветре, нас троих вряд ли снесет вниз на ледник, попросился жить с ними. Ребята были не против. Кое-как пережили ночь...

День 6 (22 августа)
По традиции вышли не в 6:00, а на полчаса позже. Подъём не сложный, наверху тропы ближе к плато провешен трос.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
На плато 4200 вышли в 9:20 Когда оказался на плато понял, что предыдущая ночь была не такой уж и ветренной по сравнению с тем, что дует здесь и сейчас.
С Андреем выбрали площадку с неким подобием стенки и поставили палатку. Через какое то время, когда дуги палатки стало гнуть, поняли, что место так себе и уже втроём с Мариком начали копать себе новую площадку, облагораживать её большой стенкой. В течении дня многие сбегали на вершину пика Полякова "для галочки" - 2А как никак и оставили общую записку в туре. На сегодняшнюю ночь назначен штурм. В попытках уснуть, ведем разговоры про то, кто как и где лазил, всякие истории, в общем, весело проводим время. Часа в 3 дня, слышим, что пришла Мадина с каким то инструктором и ещё девушкой, которую тоже зовут Мадина. Местные ребята все знаю друг друга, я же даже не запомнил его имени. Всё-таки, нашей Мадине не хватило отдыха, раз она смогла в один приём одолеть подъём с 3100 на 4200. Их штурм назначен на следующую ночь после нашего. Ближе к 6 вечера пытаемся лечь спать.

День 7 (23 августа)
Штурм был назначен на 4 утра. Наша палатка проснулась в 3. Завтракаем. В 3:45 Марик заявляет, что без термоса на гору не пойдёт, а кипятка у нас нет. Мы с Андреем нервничаем по этому поводу, т.к. Олег Николаевич обещал выйти ровно в 4 и никого не ждать. В 3:55 выходим из палатки. Марик что-то забыл и возвращается. На месте старта какая то суета: кто-то кошки надевает, кто-то уже в связки становится - жизнь кипит. Но против тенденций не попрёшь и выходим мы в 4:30. В нашей связке изначально было 10 человек.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
В процессе выяснили, что у Олега и Даниила общая вода, но кто-то из них пришёл позже, поэтому оказался в другой связке. На привале Даниил перестегнулся к нам. Процесс перестежки сопровождался сложными манипуляциями перемера веревки. Путь от старта по леднику простой и логичный, единственное, что мне было не понятно, зачем мы прошли каменную гряду, где не дуло, спустились на казбекское плато и там, на ветру, устроили привал для намазывания кремом, одевания очков и прочих процедур. На привале заметил, что над вершиной висит облако и никуда уходить не собирается. Это было грустно, но с этим ничего не поделать.
Путь на вершину проходит по набитой тропе, т.к. в погодное окно со стороны Грузии идёт плотный поток. Со стороны России вышли только наши 3 связки, да ещё 1. В тумане я так и не смог запечатлеть путь. В какой то момент мы прошли седловину, незаметно оказались на предвершинном взлете. По пути, по настоянию окружающих, к нам в связку на скользящий вщелкнулся товарищ из мчс. На взлете, мне казалось, путь идёт напрямую по крутому склону. Но на деле - это некое подобие серпантина. На вершину вышли около 10:20. Для такой большой группы - это неплохой результат. Делаем фотографии, отдыхаем и топаем вниз, т.к. на вершине места мало и нужно её освободить для ниже идущих связок.
Навигатор почему-то показал высоту 5043 м. Видимо снега 10 метров насыпало...
На связи со штурмовым лагерем 4200 выяснили, что туман накрыл весь ледник. Ну что ж, на спуке немного поплутали, Марик одной ногой провалился в трещину, но в итоге все связки успешно добрались до штурмового лагеря к 3 часам дня.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
В лагере нам сказали, что на гребне пика Полякова ветер достигал 103 км/ч. После штурма было принято решение не уходить вниз, а переночевать на 4200, т.к. до ванн мы не успеем, а на 3500 дуть все равно будет. У нашей палатки, пока нас не было, разорвало 3 оттяжки прямо по центру, но не унесло. Раскрепили её заново и пошли спать. Ориентировочное время выхода завтра: 9 утра, а дальше смотрим по погоде.

День 8 (24 августа)
В нашей палатке без будильника все проснулись в 6 утра. Я заметил, что моим ногам холодно. Огляделся - низ спальника мокрый. Оказалось, Андрей плохо закрутил свою алюминиевую фляжку, вода вытекла и намочила мой спальник, его спальник и штормовые штаны. Ветер, по нашим ощущениям слабый. Задумали мы втроём собраться и валить вниз, пока есть возможность. Андрей вышел посмотреть обстановку, вернулся и сказал, что спим дальше, т.к. ниже туман и пойдём мы только всей толпой. Через 3 часа ветер разгулялся. Палатки собирать было тяжело, но совместными усилиями, мы смогли. На спуске запомнился момент, когда на гребнеподобном участке кидали веревку, а якорем был Олег Николаевич, потому что некоторых девушек сдувало со склона. И там же ближе к плато 4200, иногда ветер сдувал булыжники, которые летали горизонтально. Это было необычно. Спустились на стоянки на 3500. Там стоит только 1 палатка, в которой люди никуда не спешат и снизу подошли 2 парня с просьбами скинуть трек нашего гуляния по плато. Трек мой не помог, но по фотографиям я показал куда и как идти. Так же ребят предупредили, что идти на 4200 в ближайшие дни не стоит. Надеюсь, у них всё получилось в итоге.
На спуске наша группа опять растянулась. В какой то момент сзади начали что-то кричать. Остановился вслушиваться, в зоне видимости появился Вова и кричит: "Врача, врача". Я прямо испугался – ни каких подробностей. Докричались до Артура, который снова шёл впереди. Он захватил аптечку и побежал наверх. Оказалось, у Аллы на спуске начало болеть колено и он просто не могла идти дальше. Сделал ей укол обезболивающего, перемотал эластичным бинтом колено, а остальные вытряхнули её рюкзак, заодно, совместно съев пакет изюма.
Казбекиада 2017 с АК "Каскад". (Альпинизм)
На ванны пришли в районе 18:30. Спуск немного вымотал, но терпимо - всё-таки 2 км высоты сбросили. Мест катастрофически мало для такой толпы. Мою и ещё 2 палатки поставили до ванн, со стороны ледника. Это тоже неплохое место: тихо, ровно, правда за водой далеко ходить. Т.к. понятно, что это последний боевой день, а еды было рассчитано на 10 + аварийный запас, то ужин, как и следующий завтрак, был из двойной порции гречки, а это целых 100 грамм и двойной порции сырокопченой колбасы. Прямо праздник жизни. После ужина думал пойти посидеть в ваннах, но прилёг с мыслями "Полежу 5 минут и пойду". Через 5 минут было уже 6 утра следующего дня. Вечером объявили, что торжественная часть с вручением сувениров и поздравлением состоится в 10 часов.

День 9 (25 августа)
В 9:30 утра я был уже на основном месте лагеря, где почти все уже встали и собирали палатки, паковали рюкзаки. В 10 часов состоялась торжественная часть с поздравлениями, вручением сертификатов, футболок, а тем, кто впервые зашёл на 1Б, значков и книжек альпиниста. Надеюсь, ребята и дальше продолжат заниматься этим увлекательным видом спорта.
В лагере познакомился с парнем из Питера, который в одиночку путешествует автостопом с 5 августа. Узнал его планы: собирался на Казбек. Спрашиваю, знает ли он маршрут, что есть из снаряжения. Он же ответил, что его уже один из инструкторов запугал и собирается вниз во Владикавказ купить всё, что ему недостаёт, а недостает у него всего. Оказалось, что у него из снаряжения только одна трекинговая палка. Конечно, бывают разные случаи, но мне кажется, что если бы его не направили на путь истинный, это был бы труп в 99% исхода. Пока говорили, он обмолвился, что после планировал на Эльбрус. Я ему подробно рассказал, а он записал, где взять в прокат кошки, ботинки, ледоруб, конкретный график восхождения, сколько что стоит.
Выход с лагеря по готовности с расчётом прибытия на нижний погранпост к 17:00, где нас уже будет ждать автобус. Я вышел в 11:30 вместо с ребятами из Ростова. Они заказали какой то свой автобус и собирались жить в том же хостеле, где и я. В какой то момент я их сильно обогнал, и на какой то развилке срулил вдоль реки. Я же помнил, что в первый день я шёл прямо рядом с ней. Смотрю, есть следы, турики стоят. Шёл я так минут 30-40, пока не дошёл до уже конкретных прижимов. Достал навигатор (а первый день я трек не писал, т.к. забыл его включить), увидел, что Тменикау находится на хребте и понял, что пора разворачиваться. Пока шёл назад, встретил того самого паренька. Подумал, что правильный он выбор сделал. Сообщил, что идём не туда и полезли по траве вверх. Наверху увидел Валентину, попросил постоять на тропе, чтобы с разбегу не проскочить. Дальше был незамысловатый путь по хорошо натоптанной тропе. На верхнем погранпосту, после своих блужданий, я оказался около 15 часов. Дальше нам предстоял путь домой, а мне ещё приключения с обменом билетов...

P.S. Мероприятие мне очень понравилось и я бы с удовольствием принял в нём участие ещё раз.