Притяженье северов

Пишет dimon, 28.08.2017 14:16

Притяженье северов (Альпинизм, хан-тенгри  с севера)
«Хорошо что ветер встречный, а то бы постоянно кипели»- сказал наш драйвер незадолго до перевала. До этого я думал, что от направления ветра зависят только летательные аппараты. Вообще, дорога до Майдадыра уже сама по себе отдельное путешествие, а, иногда и приключение. Но Хан с севера это Вам не семечки и пятичасовой трип на ревущей от натуги шашиге- достойный аперитив.

Каждый год, получая предложения сводить кого нить куда нить на высоту, я находил кучу вежливых вариантов отказа, почему то умалчивая о главном. Да я сам не был на этой высоте с 2010го года! Как я могу взять на себя ответственность за чужую жизнь, не имея представления о том, как поведёт себя мой метаболизм после столь долгого перерыва! Да и самому было весьма интересно прочувствовать вновь прикосновение в настоящей гипоксии. Так наверное торчков, перешедших с герыча на травку, снова тянет попробовать реальный хардкор с пятнадцатиметровыми руками , попытками перешагнуть через трёхметровый забор и прочими увлекательными тюками, на которые не подвигнет доза банального пластилина.

И тут опять таки- юбилейный год и 2800 км набега за восемь месяцев нездоровых тренировок. И, самое главное- понимание руководства и возможность остаться на любимой работе после двухмесячной одиссеи! Ну просто грех не ширнуться!
Притяженье северов (Альпинизм, хан-тенгри  с севера)
Стараясь не загонять себя в капкан грандиозных планов, решил: еду на Север, первый раз иду сходу ради интереса, второй раз для акклёма ночую на 6400 и 6900, а дальше, как получится.

Майдадыр конечно не так шикарен в плане окружающей природы как Каркара, зато отсюда гораздо короче лететь плюс, зачастую здесь погода лучше, чем в Каркаре, куда напрямую сносит всю облачную ботву с Иссык-Куля. Эх, кабы не безумный хайвэй до Каракола!

На базе нашу команду ждал радушный приём и, отставший от вертолёта, начальник Северного ВС Миха Кузьмин- человек, которому Камеди Клаб должен по жизни за то, что он не подался в стенд-ап, иначе на Волю никто бы не ходил.

Наша команда тоже заслуживает некоторой расшифровки, ибо коллективчик подобрался ещё тот. В Бише шеф сказал, что раз я могу спикать, то он не будет посылать переводчика ,и вверил мне двух шотландцев с кучей багажа. Парни оказались что надо ,и в Караколе мы закатили отличный тимбилдинг в одном из лучших местных барюг. Благо контора платит. Мы ведь всё таки клиенты, как никак. Очень понравилось дарвиновское отношение шотландцев к альпинизму. Каждый волен убиться, как ему угодно, лишь бы страховка была. Судя по отсутствию понтов и реальным планам, Скотт и Йен- смотрелись реальными пацанами. Дак вот в результате Скотт спустился с вершины Хана на параплане, а в двойке они облазали все окрестные вершины со спусками на лыжах! Такие вот тихие шотландские парни.
Притяженье северов (Альпинизм, хан-тенгри  с севера)
Но даже за такими реальными пацанами борт в первый день не прилетел! На второй день, прибежав на базу после треньки, я застал оптимистичную предполётную суету. Погода звенела и вскоре мы стартовали на Север заодно поучаствовав в тренировочном взлёте с передней стойки. Мероприятие, скажу я Вам весьма очковое, когда борт задирает хвост и стартует с места набирая скорость на безумно малой высоте.

Я не был на Севере 8 лет, но Хан был всё там же. А вот лагеря уехали заметно ниже. Бесполезно пытаться передать всю гамму эмоций. Эта радуга не поддаётся спектральному анализу. В общем, накатили, и я пошёл маркировать подход под маршрут.
Ах, как было волнительно на следующее утро вступать на склон плеча Чапая! Восемь лет! Тропа до второго лагеря уже была и никаких сюрпризов не ожидалось. Миновав обе площадки первого лагеря, я потихоньку догрёб до своей. Этот гребешок на две палатки я заприметил во время работы с клиентами. Он метров на 200 по набору выше и от него не так тоскливо выходить во второй лагерь, как со стандартных ночёвок. Тишина и абсолютная отвлечённость .Только я и Гора. Вот оно-Счастье!
Притяженье северов (Альпинизм, хан-тенгри  с севера)
Утром без особого напряжения поднялся во второй лагерь и наконец то столкнулся с высотой. То есть с ветром, который был явно против моего гнездования на 5600. На установку палатки и строительство крепости вокруг неё ушло 4 часа. В очередной раз убедился, что пещера на высоте- безальтернативное жильё. Всё остальное- полумеры.
Но зато ветер развернул всех, стартовавших во второй лагерь позже меня и я провёл этот день в приятном уединении, которое периодически нарушал один пОляк, уже не первый день торчащий во втором лагере и ждущий, когда гиды провесят верёвки и протопчут на плечо. Под вечер он собрался вниз, но увидев, что я пошёл тропить наверх, остался.

После того как ветер вдоволь нарезвился и стих, я протропил до ножа над вторым лагерем и, вернувшись, обломал соседа, сказав, что верёвок на ноже и склоне нет и у меня тоже нет.

Утро встретило шикарной погодой и, поблагодарив себя за вчерашние следы, я почапал наверх. Сначала пытался выдёргивать из под снега запрессованные верёвки, но потом оставил это увлекательное занятие на спуск. На самом деле, верёвка у меня была. На всякий пожарный я нёс 60м моего любимого тендоновского репа, проверенного не одним десятком дюльферов. Напрягала инфа о каком то берге на спуске с плеча. После 15го года я как то перестал легкомысленно относиться ко всяким снежным дыркам, побывав на дне одной из них и полетав потом на вертолёте за счёт страховой компании. В общем, я срезал ещё метров 30 перильной десятки на подходе под скалы и потащил её за собой. Ну, так…мало ли что.
Притяженье северов (Альпинизм, хан-тенгри  с севера)
Небольшой сюрприз ожидал в начале финишного скального пояса. Все верёвки наглухо ушли под ледовый склон, который хотелось пролезть с двумя тяпками, а пришлось с одной. Хорошо, что я давно хожу везде с нормальными инструментами, а не с классикой, иначе пришлось бы туго. А так просто испугался немного. Благо, волочащийся за мной тридцатиметровый хвост, нигде не заклинил.

Муторный финишный снег на куполе как обычно закончился, не смотря на кажущуюся бесконечность, и передо мной открылся Юг! Как всё таки иногда классно вернуться туда, где тебе было хорошо, в пику известной мудрости!

Оставалось только спуститься на перемычку, не упав в берг, не провалившись в карниз и не уехав с доской на Юг. Берг порадовал. Метров десять нависающей ледовой стены. Прошлогодняя верёвка натянулась, как троллея, и закрепив свою, я прицепился к старой и с криком «За ВДВ» свистанул вниз. Шикарный аттракцион на 6000!
Притяженье северов (Альпинизм, хан-тенгри  с севера)
Дальше всё оказалось гораздо проще, чем ожидалось, но определённая усталость накопилась.
Поэтому я решил рыть не пещеру, а нору. Не до жиру, как говорится. Моя пластиковая лопата показала чудеса живучести и через три часа я смог насладиться тишиной в уютной и достаточно комфортабельной норке. Надо было отдыхать в полный рост, ибо решающий день всегда тот, который перед. Смог сохранить силы и восстановиться- всё получится. Выжался до упора, даже если дойдёшь, никакого кайфа. Поэтому есть, пить и спать!

Поскольку темп предполагался невысокий, решил выйти пораньше, часов в пять. После пробуждения обнаружил, что вход замуровало, значит мело…или метёт. Проковыряв щупом дыру, увидел звёзды, значит всё как надо! Снаружи меня встретил Саммит дэй! Идеальная погода и никого на Горе! Просто прэлессно! Высота всё таки создана для соло!

Не торопясь добрёл до 6400 и, судя по состоянию верёвок, вторгся в ещё нетронутую в этом сезоне часть гребня. Благо на крутых участках всё было в порядке.

На куполе темп заметно упал, но на дыхание ртом решил не переходить, ибо и временной запас и погода позволяли.
Притяженье северов (Альпинизм, хан-тенгри  с севера)
Вершина! Как приятна встреча со старым знакомым после долгой разлуки!

Ветер к полудню окреп и особо тусить на макушке не захотелось. Через пару часов я сидел в норе и думал, как завтра выгребать на плечо.

Как и ожидалось, завтра выгребать на плечо было не просто. Опять порадовал аттракцион «За ВДВ». Грудь-нога с чувалом на 6000. Север рулит! На спуске походу провесил очковое место на льду и продёрнул верёвки на снегу.
Притяженье северов (Альпинизм, хан-тенгри  с севера)
«Кружка свежего» в базе как обычно была необычайно вкусна.

На следующий день бритты пошли на разведку боем. Йен съехал на лыжах из под первого лагеря, а Скотт спланировал. Пришёл ободранный, но довольный. Сказал, что при приземлении ветер кончился, пришлось падать так.

Два дня отдыха протекли в метаболистических утехах, и 23.07 сосранья я снова стартовал на Гору. По пути до второго лагеря постоянно поражался тупости коммерсов. Ну как не хватает ума протоптать подъёмные следы и спусковые! Сами потом умирают на своих тупых тропах, но, получается, даже через пятую точку не доходит, что гораздо выгоднее не полениться и натоптать две тропы!
Притяженье северов (Альпинизм, хан-тенгри  с севера)
Перекусив во втором, двинулся дальше. И тут я попал в ловушку к жаре. Ненавижу жару на высоте! Я её внизу то не люблю, а на верху она меня просто убивает. Пришлось дышать всем, что есть.
В хлам упаренный ввалился в свою нору на перемычке. Радовало только, что завтра короткий день, надо дойти только до 6400.

Утро опять встретило звенящей погодой и пустым гребнем. Приглядевшись заметил на нём лишь одну муху в янтаре.

Не торопясь за пару часов собрался и стартовал. Муху обогнал в районе 6100. Ей оказался одинокий турок, объяснивший, что он типа алпайн стайл, сразу с вертолёта. Охоты объяснять ему чем алпайн стайл отличается от стьюпид стайла не было и я побрёл дальше.
Притяженье северов (Альпинизм, хан-тенгри  с севера)
На 6400 уже стояло две палатки, но мне хватило места на мой скромный Assault. Вечером, выйдя пофотаться, заметил палатку мухи верёвкой ниже. Опять же радовал следующий короткий день и возможность отлежаться. О сне речь не шла, так как на новой отметке я никогда не сплю пару ночей.

Утром, ещё по темну, возле палатки раздалось тяжёлое сопение и скрежет кошек. Муха поползла на вершину. Повалявшись до светла, не торопясь собрался и почапал наверх. Муху обогнал до начала траверса, подивившись упорству. Мне бы точно не хватило терпения так долго шагать на месте.
На куполе не без труда удалось найти подходящий надув для площадки. Через пару часов лагерь был готов ,и я предался плотским утехам на фоне идеальной погоды. По пути обдумывал, когда идти на вершину, сегодня или поутру. Вдруг верёвка, напротив входа в палатку задёргалась, клюёт! Отдав должное упорству моего попутчика, напоил его чаем и накормил. Муха попросила палки, но я сказал, что тоже пойду на верх, и они мне понадобятся. Турок стартанул дальше, и я начал собираться, поскольку не идти уже было бы некрасиво. Палки то зажилил.
Притяженье северов (Альпинизм, хан-тенгри  с севера)
Выйдя через час, обогнал турка перед началом подъёма на нож. Всего до вершины получилось чуть больше получаса медленного хода. Погода пляжная, позволил себе видеосешн и по домам.

За это время муха прошла одну верёвку. Отдал ему палки и погнал расслабляться. Через пару часов расслабления, меня начали тревожить смутные сомнения, как бы мои палки не прилетели на Север раньше меня, но около пяти вечера Хакан появился у меня перед входом. Посидели, почаёвничали. Нормальный вроде мужик, не чайник, зачем ерундой занялся? Немного отдохнув, он ушёл вниз, а я начал готовиться к очередной бессонной ночи. В семь по связи услышал, что Хакана видели в конце траверса, значит он уже на гребне и до палатки ему совсем не много. Хорошо.
Рванул вниз, едва дождавшись утра. Пройдя траверс, увидел на гребне в районе 6500 капюшон пуховки Хакана. Он не дошёл до своей палатки три верёвки. После трёх бессонных ночей ввязываться в спасы не хотелось категорически, но такова селява.

Хакан тусовался на маленькой полочке без кошек и без системы, сказав, что спусковуха улетела и он не смог спуститься на руках. До первой связи больше часа. Начал кипятить воду и отпаивать его остатками провианта. Хакан был вял, но двигался. Взглянув на гребень, увидел поднимающихся новосибов и крикнул, чтобы включили рацию. Обрадовал, что их ждут очередные спасы.

С подошедшим Лёхой организовали станцию. Я показал Хакану, что мы будем его спускать парашютом, поскольку тащить по такому гребню, даже вшестером просто не реально. Хакан сделал несколько шагов и потерял равновесие. Я начал показывать ему, как надо спускаться парашютом на четвереньках. Сделав пару шагов, он опрокинулся и безвольно повис на верёвке. Пульса, дыхания и реакции зрачков на свет не было. Жаль. Глупая смерть не самого глупого человека.

Началась транспортировка. Благо мужики были грамотными, свежими и акклёмаными. Плюс чуткое руководство Глеба Соколова.

На 6400 меня накормили колбасой и вежливо послали вниз. Видя, что моё поюзанное участие реально не требуется, я почапал до хаты. А сибиряки два дня спускали тело до места сброса в мульду под перемычкой, а потом всё таки сходили на Гору! Вот это мегачелы!

После трёх бессонных ночей первое же касание спиной каремата привело к отключению света до вечера.
Притяженье северов (Альпинизм, хан-тенгри  с севера)
Утром последнего пакетика Галы-Галы как раз хватило, чтобы выгрести на плечо, ну а дальше под горку по инерции.
Полный новых планов и желания нажраться до смерти, к обеду я спустился на базу. Планы толкались, устраивали потасовки, но, исходя из юбилейности мероприятия и долгой разлуки, конечно же потянуло на Победу, и после трёх дней беспробудного отдыха с попутным бортом я стартовал на Юг.