Ледолазанье на леднике Кашкаташ

Пишет Бричевский Антон, 03.07.2017 15:26

Лето в горах это разнообразие рельефа, погоды и других условий для тренировки и проверки себя. Возможности совершать технические восхождения, восходить бегом, скитурить на лыжах. Как оказалось, лазать по льду в июне тоже возможно. Отличное ледолазное мероприятие было организовано Михаилом Ситником и его школой "Категория трудности" на леднике Кашкаташ в ущелье Адыл-Су, Кабардино-Балкария.

Ледолазанье на леднике Кашкаташ (Альпинизм, альпинизм, горная школа, ситник)

Мне, как активно развивающемуся альпинисту, лазать с инструментами по льду еще не доводилось. Тем более, казалось, что лед для лазанья недосягаем в летнее время и единственное место, где в этом можно практиковаться - это пик Селлы в Безенги. Оказывается, всего в двух часах ходьбы от альплагеря УМЦ Эльбрус и в часе - от альплагеря Джантуган, находится отлично подходящий для ледолазанья начального уровня язык ледника. Язык имеет стенки высотой до 20-25 м с уклонами от 60 до 90 градусов. Поверхность испещрена трещинами, порой достигающими 15-20 м в ширину. Стенки подобных трещины также подходят для тренировочных маршрутов. По ходу пятидневной программы тренировки проходили на стенках различной крутизны: от пологих к вертикальным. Самые сложные трассы даже казались участникам нависающими.

По программе было запланировано 5 дней занятий. Все участники проживании на базе УМЦ Эльбрус. Рано утром снаряжение грузилось в Газель, и начиналась разминка до ворот Джантугана, а потом еще час с рюкзаком до ледника. Рюкзаки получались объемными - ведь почти на каждого участника приходилась пара инструментов, кошки с коваными зубьями, комплект ледобуров, а самым невезучим доставались еще и веревки с общественными карабинами и станциями под верхнюю страховку. Благо много запасной одежды нести не приходилось. Погода нас баловала, солнце стояло все дни, и только один раз пошел непродолжительный град.

Программа обучения лазанью была построена от простого к сложному. Первоначально мы вспомнили как перемещаться по пологому льду с одним ледорубом, как правильно ставить кошки, и, конечно, как зарубаться. Остальное время тренировки проходили на стенках с инструментами. Мы тренировались правильно лазать с верхней страховкой, правильно забивать инструменты, ставить ноги и переносить вес. Труднее всего приходилось после полудня, когда лед подтаивал, а неакуратная работа кошками или инструментом приводила к срыву.

Ледолазанье на леднике Кашкаташ (Альпинизм, альпинизм, горная школа, ситник)

С первых дней ледолазанье показалось довольно простым занятием, но все изменилось как только появились серьезные уклоны. Зависая на одной руке, приходилось как можно выше подбирать ноги и, вставая на них из приседа, забивать второй инструмент. Особенно тяжко давались движения левой рукой - уже после двадцати энергичных забиваний инструмента в лед стало ясно, что нужно уделить внимание правильной технике вбивания клювика. Иначе после пары веревок силы в руках закончатся.

Рассказывая новые и новые технические моменты, Михаил Александрович переводил занятия на все более крутые уклоны и давал участникам серьезные задания. На этом этапе отделению предстояло пролезть маршрут вкручивая свои буры с нижней страховкой. Для упрощения вкручивания буров была продемонстрирована техника позиционирования себя на ледовом склоне с помощью инструмента и клифы. Такая техника экономила много сил, но вот довериться ледовому инструменту было не так-то просто. Приходилось забивать его очень аккуратно и надежно.

Завершением курса должны были стать уверенные подъемы по маршрутам разной степени крутизны с нижней страховкой и организация надежной станции для приема напарника в верхней точке. 5 дней интенсивного ледолазанья стали отличной тренировкой перед сезоном восхождений. Для многих это была возможность лучше акклиматизироваться, для кого-то возможность вспомнить забытое или узнать новое. Были замечены участники страстно желающие попробовать все возможные модели инструментов и ледобуров. А выбор был велик Nomic и Quark от Petzl, X-Dream от Cassin, Anaconda Cup от Simond, Venom от Black Diamond, Rebel от DMM и неизвестная карбоновая модель от Grivel. Возможно названий было и больше, привожу те инструменты, которые удалось подержать в руках. Скажу так, неискушенному человеку в ледолазаньи все эти инструменты будут хороши, когда хозяин их аккуратно подтачивает.

Ледолазанье на леднике Кашкаташ (Альпинизм, альпинизм, горная школа, ситник)

Организаторам курса хочется сказать большое Спасибо, пожелать им сил проводить подобные курсы перед сезоном в дальнейшем. Говорят, они еще учат лазать по зимнему льду в феврале-марте. Посмотрим. Михаил Александрович и Александр Александрович, до встречи!

Добрый день, Антон!
Судя по всему занятия проводились на языке ледника Кашкаташ. Он хорошо известен среди альпинистов и горных туристов старшего поколения. В сентябре 2000 года на базе альплагеря "Джантуган" в том районе проводились Российские соревнования туристов-горников. В своём архиве нашёл несколько фото того времени. Интересно увидеть, насколько отступил ледник за 17 лет...

Общий вид языка л-ка Кашкаташ

момент соревнований
Мне с товарищем Игорем Носковым довелось готовить трассу для ледового этапа соревнований.

"Чёрнорабочие" трассы.
Больше всего запомнилось сверление проушин для судейской страховки в ледовых блоках с помощью ледобура для подлёдной рыбалки. Труд был ещё тот, того, кто сверлил второй с другой стороны блока прижимал его верёвкой к стене, ведь опоры под ногами не было!
Немного пришлось воспользоваться самодельными айсфифи.

Пусть неказист с виду, но очень дорог для нас...
Нам тогда были незнакомы всякие Nomic и Quark от Petzl, X-Dream от Cassin, Anaconda Cup от Simond, Venom от Black Diamond, Rebel от DMM и тем более неизвестная карбоновая модель от Grivel...

Скальная лаборатория
После этапа состязаний на скалах, мы отпросились у Главного судьи на три дня, чтобы "сбегать", как это не кощунственно звучало, на Эльбрус. Гора оказалась милостивой к нам, а погода благоприятствовала удаче.
Удачи и Вам на горных трассах!

Добрый день, Виктор! Ледник действительно сильно отступил. Сейчас край языка находится на высоте примерно 2600 м. На нижних бараньих лбах где когда-то был ледник теперь скальный сектор "Черная скала".

Рельеф поверхности на леднике сейчас не такой разнообразный как на ваших фото. Хотя думаю, если пройтись в глубь там можно много интересных трасс придумать.
Спасибо за коментарий, удачи Вам!

25 июня ходили до "Рыжих камней" с орнитологами из Москвы. Группа с Ситником обогнала нас на подъёме. Выкладываю несколько фото с гребня морены.

А уж как мне было бы интересно узнать, насколько ледник отступил! Дело в том, что в августе 1962 года я пробыл смену в лагере "Юность" (рядом с "Итколом") - его и в помине нет сейчас. Мы ходили по Кашкаташу, останавливались в "Джантугане". Он был брошен тогда из-за угрозы камнепада: жилые корпуса стояли слишком близко к скале. Эта стоянка очень запомнилась.