Еще немного из истории альплагерей. Альплагерь Уллутау

Пишет Irina Morozova, 03.06.2017 12:52

В продолжение интервью с Виктором Николаевым, бывшим начальником Управления альпинизма Всесоюзного Совета ДСО профсоюзов, о бывшей в Советском Союзе системе альплагерей, публикую короткий рассказ Юрия Ивановича Порохни, начальника учебной части альплагеря «Уллутау»

Зайцев Ким Кириллович и Порохня Юрий Иванович

Одним из прекраснейших уголков Кабардино-Балкарии является ущелье Адыр-су. Его природа поражает воображение своей первозданной красотой. Изумрудная зелень лесов сменяется здесь роскошью высокогорных альпийских лугов, за которыми лежит царство белоснежных вершин, ледников, неприступных орлиных скал…
Здесь, на отметке 2380 м над уровнем моря, в великолепном сосновом бору расположилась альпинистская учебно-спортивная база «Уллутау», которая имеет богатейшую историю и на протяжении многих десятилетий сохраняет альпинистские традиции.

Еще немного из истории альплагерей. Альплагерь Уллутау (Альпинизм)

Это боковое ущелье Баксанской долины уникально тем, что оно находится в стороне от Приэльбрусья, а альплагерь Уллутау расположен в 12 километрах от главной дороги. К сожалению, условия у нас не очень хорошие, мы до сих пор живём «в каменном веке», но это ущелье тем и прекрасно, что люди могут сюда приехать и почувствовать саму природу, единение с ней. Палатка, костёр, общение с природой… Поэтому многие стремятся сюда.
Помимо этого, наше ущелье характерно тем, что здесь есть более 70 альпинистских маршрутов от 1 до 6 категории трудности. Очень много разнообразных маршрутов для начинающих альпинистов. Так что новички приезжают сюда с удовольствием.

Подход под маршрут на пик ВМФ

Впервые я оказался в ущелье Адыр-су будучи еще разрядником в 1958 году в составе свердловских альпинистских сборов, а в 1961 году приехал в альплагерь Уллутау работать инструктором, и с тех пор, можно сказать, застрял здесь.

В прошлом году мы отметили восьмидесятилетие альплагеря «Уллу-Тау», который имеет долгую и богатую традицию по подготовке молодых альпинистов: разрядников, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта. За эти 80 лет было много учеников, которые сумели доказать, что в горах они преодолели трудности, познали самих себя и покорили те вершины, которые им были доступны. Не только здесь, на Кавказе, но и на Памире, Тянь-Шане, в Гималаях. Мы гордимся такими альпинистами, которые внесли весомый вклад в развитие нашего родного лагеря «Уллу-Тау».

Еще немного из истории альплагерей. Альплагерь Уллутау (Альпинизм)
1965 г. Зима после первопрохождения Уллу-тау. Юрий Порохня, Юрий Черносливин, Михаил Хергиани, Шалико Маргиани, Шелико-Соколовский. Фото Вацлава Ружевского.

К нам приехали ветераны из разных городов России, с Украины и из Прибалтики – более ста человек, – которые всей душой стремились сюда: посмотреть ещё раз на окружающие лагерь горы, на природу ущелья Адыр-Су, подышать горным воздухом, насладиться солнцем и, самое главное, увидеть те вершины, на которых они когда-то бывали. Эти ветераны, убелённые сединой, почувствовали прилив бодрости, ещё раз убедились в том, что горы живут и зовут молодое поколение. Именно эти ветераны воспитали плеяду альпинистов, хорошо зарекомендовавших себя в последнее время.

К сожалению, советский альпинизм канул в Лету. Тогда действовала профсоюзная система, были дешёвые путёвки, за которые боролись в секциях, тренировались для того, чтобы попасть в любой лагерь. Таких лагерей в СССР было 24, а сейчас их осталось всего пять или шесть. «Ак-тру» на Алтае, «Альтуч» на Памире, здесь, на Кавказе – «Безенги», «Уллу-Тау», «Дигория» и частично «Узункол». Остальные лагеря прекратили своё существование. Характерность нынешнего времени в том, что альпинизм – дорогостоящий вид спорта. Только чтобы купить всё необходимое снаряжение, нужно затратить порядка 35-40 тысяч. Кроме этого нужно нанять тренера или инструктора. Если в советские 80-е годы за зиму и лето в лагеря приезжало порядка 25 тысяч альпинистов, то сейчас по России, основываясь на итогах прошлого года, – порядка 4 тысяч, не более. Потом, для молодёжи сейчас очень много соблазнов: каких только нет видов спорта, где можно проявить себя, почувствовать адреналин. В альпинизме это всё-таки сложновато. Наш спорт в первую очередь связан с природой, опасностями. Поэтому молодёжь сейчас меньше стремится им заниматься.

Когда был Советский Союз, у нас была логика, воспитание Человека с большой буквы: коллективизм, оказание помощи друг другу в любых случаях. Сейчас молодёжь немножко разъединена в том смысле, что у них мало дружеского общения, когда они приезжают в лагерь. Все группы стараются совершить восхождение обособленно. А ведь раньше у нас были отрядные занятия, в которых принимало участие по сто человек. Это и есть дух советского альпинизма: единение, стремление вместе сделать так, чтобы быть на высоте. Сейчас в этом плане трудно работать с молодёжью. Мы стараемся привить им чувство товарищества, но они как-то разобщаются. Когда в советское время к нам приезжали иностранцы, мы были как небо и земля. У нас всё коллективно – отделения большим отрядом выходят на бивак, вместе разводят костёр. А иностранцы приезжали по одному, по два человека, у каждого свой примус, своя пища. Они вообще-то странно смотрели на нас, что мы таким коллективом живём. И сейчас, когда мы в России перешли на капиталистические рельсы, Запад очень сильно влияет на нашу молодёжь. Через Интернет, через кино и т.д.

Когда у нас заезжали первые, вторые и третьи смены – новички, значкисты, разрядники, – инструктора, которых у нас было по 30-50 человек, всегда проводили концерты. Пели наши песни: туристские, альпинистские, много шутили. Все, глядя на это, решали, что в последний выходной день перед отъездом каждое отделение должно делать номер художественной самодеятельности. И старались делать. У нас были хоровые песни, наши гимны. Когда участники уезжали, они прощались со слезами на глазах и всегда говорили: «Мы обязательно вернёмся сюда». Да, было дело. Сейчас этого нет. Вот хорошо, вчера ветераны собрались, попели песни. А молодёжь как-то издалека посмотрела, но не почувствовала той тяги, что и мы, чтобы им тоже хотелось попеть. Это видно было.

Еще немного из истории альплагерей. Альплагерь Уллутау (Альпинизм)

Ностальжи. Классный был лагерь! Печально, что в Горах всё у нас меняется только в худшую сторону. И люди в том числе.

Уважаемая Ирина Морозова. При всем уважении к Вам и тем более к Ю.И.Порохне хотелось бы "немного обидеться" за альпбазу "Узункол" , которую охарактеризовали как "частично" альпбазой. Для справки: только за последние пять лет на этой "частичной" альпбазе прошли сборы 1617 человек и совершены 4951 человеко-восхождений. Наверное на "настоящих альбазах" эти показатели намного выше ? ("Безенги" разумеется вне ранжира)

Не поставить плюс «рассказу» Порохни, вроде западло.
Ведь сам птенец Уллу-Тау и безмерно уважаю Юрия Ивановича, не взирая на все нонешние «запоры» (а что, при имеющейся реальности, ещё ему остаётся).
Но не поставлю.
Понятно в «рассказе» всё: время, которое не повернуть вспять, тоскливость имеющегося коммерческого бытия, закрытый ГКХ, имеющийся контингент и т.д. и т.п.
Но, что не понятно, каким боком, написанные в сердцах, слова Порохни имеет отношение к «Управлению альпинистских лагерей», на которое ссылается автор.
Закрадываются смутные мысли…

Конечно же это ностальгия!
Времена меняются и всё меняется вместе с временами.
И всё же

Вот Уллу-Тау, вот Кавказ,
где ты не раз бывал.
Там молот Порохни из нас
Инструкторов ковал!

"Все было, все было, было и прошло. Удачи Ю.И. Порохня. Помним Вас , Уллу-тау и .......всех родом оттуда.

"Горы слева, горы справа, посредине Уллу-Тау. А я сижу посредине, словно мышь в пустой корзине". Распевали, во время вынужденного безделья, при закрытом, по погоде, районе. А Юрий Иванович гонял полуночников. А потом уставал и садился петь и пить с нами. Прошло.. Страшно сказать, больше сорока лет... А выглядит отлично! И Ким тоже красавец!

Я не старожил Уллу Тау, но хочу пожелать и Юрию Ивановичу и Ким Кириловичу, да и всему административному составу альпинистского лагеря хорошей погоды в их работе и долгих, долгих, долгих лет активной жизни !

Юрий Иванович! Будь здоров и передай это пожелание Киму Кириллычу! Спасибо за рассказ. Нам - ветеранам любое напоминание о славном прошлом сладко сжимает сердце, и долгое время мозг перелистывает приятные, героические и печальные воспоминания. Слава Уллу-тау! А.Д.Калашников