На север через Мерцбахера.

Пишет ritik01, 23.04.2017 11:39

На север через Мерцбахера. (Путешествия, центральный тянь-шань, озеро мерцбахера, ледник Северный Иныльчек)
Экстремально-романтическое путешествие прошедшего лета по Центральному Тянь-Шаню для влюблённых в горы и не только...

Нас двое и мы оба любим горы. Почти всю свою сознательную жизнь ежегодно две-три недели мы проводим в разных горах. Каждый раз, планируя путешествие, мы стараемся немного разнообразить маршрут, по возможности отходя от классики.
Выбирая район для очередного путешествия, он спросил:
- Дорогая, а не хочешь на Хана?
- Конечно, я хочу, но боюсь. А можно идти не с юга, а с севера? Очень не хочется лезть в «бутылку».
- Может быть тогда пойдем пешком на Северный Иныльчек?
- А это возможно?
- Теоретически да. Озеро Мерцбахера обойдём через перевалы.
- А так ходят?
- Кто-то, когда-то ходил, вот отчёты в инете. А ты сможешь осилить 750 метров набора по сыпухе?
Дело было в феврале, вечером, после бокала вина... Конечно, я смогу!

А озеро к нашему приходу в начале июля почему-то слилось. Редкая удача, у нас появилась возможность пройти по дну озера Мерцбахера. Это была моя идея, и я его уговорила. Информации о состоянии озера почти не было. Решение принимали в споре за полчаса на поляне Мерцбахера. Вода, конечно, ушла, но никто из опрошенных нами людей не знал, набирается она вновь или нет. С другой стороны, мы ещё никогда не ходили по «лежачим ледопадам», а плотина озера представлялась мне именно так. И мы рискнули.

Всё закончилось благополучно. Прогулка по редко посещаемым и удивительно красивым местам удалась на славу. Правда, потом от восхождения на Хан-Тенгри пришлось отказаться. Ну да сходим ещё. Какие наши годы...

А пока мы хотели бы поделиться с вами фотографиями этих мест, красотой которых нам удалось насладиться за восемь дней романтического трека в северный базовый лагерь Хан-Тенгри по леднику Иныльчек и по дну озера Мерцбахера:

Необычная радуга на подходе к языку ледника Южный Иныльчек.

Панорама ледника Южный Иныльчек на закате второго дня пути.

Вдоль ледника Южный Иныльчек на подходе к поляне Мерцбахера.

На поляне Мерцбахера.

Спускаемся с поляны Мерцбахера на ледник Южный Иныльчек и идём к озеру.

У зоны трещин на леднике Южный Иныльчек по пути к озеру Мерцбахера.

У начала спуска с плотины озера Мерцбахера.

Наш лагерь на плотине озера Мерцбахера.

С утра отправляемся в путь через плотину озера Мерцбахера.

Очередной ледовый сброс на плотине озера Мерцбахера.

Белые ледяные зубы плотины озера Мерцбахера.

Зашли в тупик в центре плотины озера Мерцбахера с впечатляющими сераками.

С трудом пробились в рантклюфт у западного края озера Мерцбахера.

На выходе из рантклюфта к краю плотины озера Мерцбахера.

На краю плотины озера Мерцбахера.

Дно озера Мерцбахера.

На обеде за плотиной озера Мерцбахера. Слева вверху видны перевалы Броненосец и Мирошкина, через которые мы планировали пройти изначально, но передумали.

Среди айсбергов на дне озера Мерцбахера.

Река Мерцбахера - всё, что осталось от озера.

Необычная находка - разбитая лодка у северного края озера Мерцбахера.

Утром в долине Северного Иныльчека.

Долина ледника-притока на склоне хребта Сарыджаз по пути к озеру Верхнее.

Перспективный утренний вид до самых верховий долины ледника Северный Иныльчек.

Зелёные озёра в складках морен между озёрами Верхнее и Мерцбахера. На заднем плане хребет Тенгри-Таг, пик Коляды 5250 и ледник Сорокина.

Впереди показался язык чёрного льда Северного Иныльчека.

Озёра незабываемой красоты под языком ледника Северный Иныльчек.

На входе в рантклюфт ледника Северный Иныльчек.

Что нужно русскому человеку для счастья? Да просто залезть черти-куда, чтобы выпить кружечку кофе с шоколадом ))) Обед в рантклюфте ледника Северный Иныльчек напротив ледника Шекланова.

Путь по рантклюфту ледника Северный Иныльчек.

Закончившийся тупиком рантклюфт заставил нас надеть кошки и подняться на ледник, где идти стало ещё веселее.

День непогоды на леднике Северный Иныльчек закончился радугой. А это ведь добрый знак...

И вот после непогоды, вечером шестого дня пути, мы увидели, наконец, его, величественный Хант-Тенгри.

Утренний путь по боковым моренам ледника Северный Иныльчек напротив пика Петровского и ледника Жавжарова.

Очередное приключение - переправа через бурную речку на крутом склоне хребта Сарыджаз.

Увлекшись хождением по террасам борта долины, вылезли высоко над ледником на склоне хребта Сарыджаз.

Примерно от пика Крупской в хребте Тенгри-Таг решили идти дальше не по краю, а по центру ледника, так как он стал заметно ровнее.

В лагере возле устья ледника Михайлова с шикарным видом на Хан-Тенгри.

Величественный Хан-Тенгри на закате превратился в кровавого Кан-Тоо.

После устья ледника Михайлова на поверхности ледника Северный Иныльчек появляется, наконец, белый, свободный от слоя камней, лёд.

Возле устья ледник Гусева на фоне пика Максима Горького 6050 в хребте Тенгри-Таг.

На подходе к северному БЛ путь нам преградила ледниковая река, бегущая в красивом глубоком каньоне.

Реку перешли по найденному естественному мосту.

Меандры ледниковой реки и найденный нами мост.

Вечерний вид на Хан-Тенгри из северного БЛ.

На склоне Хан-Тенгри. Здоровье и безопасность превыше всего, поэтому в самом начале, на высоте 4200, приняли решение прервать восхождение.

В ожидании вертолёта, отправились на прогулку в верховья ледника Северный Иныльчек.

На прогулке у ледникового озера.

На прогулке в верховьях ледника Северный Иныльчек.

Вид на Хан-Тенгри с северо-востока, из дальней точки нашей прогулки в верховья ледника.

Снова красивое ледниковое озеро на обратном пути в БЛ.

Лавина со склона Петьки напротив нашего БЛ.

Прощальный закат в БЛ.

Утром в последний день, пока ждали вертолёт, проводили наверх двух ребят из Питера, которые прошли тем же путём через слившееся озеро Мерцбахера вслед за нами.

На обратном пути с вертолёта с интересом разглядывали озеро Мерцбахера, узнавая места, в которых нам посчастливилось побывать...

Если кого-то заинтересуют подробности, полноценный рассказ о нашем путешествии, фотографии и видео можно найти по ссылке.

Очень красивые фотографии!спасибо за интересный и подробный рассказ по ссылке.

Классные фото, спасибо за рассказ! Если кому интересно архивные данные по прогнозам погоды, можно посмотреть здесь.

Рита, ты - "девушка с плотины озера Мерцбахера"... Классные фото, особенно с радугой.

Да нет, я девушка, прошедшая Мерцбахера. Начальник БЛ Северный не сразу поверил, что такое возможно.

Спасибо, за проделанную для нас работу по ссылке- все подробно и к делу.

Красивое и интересное путешествие! Спасибо за увлекательный рассказ и замечательные фотографии!

Да, спасибо! Верхнее, значит, тю-тю. В 93-м было огромное озеро...

Верхнее озеро вообще-то было, но с нашей стороны его было не очень видно, так как оно было вытянуто вдоль правого по ходу борта долины. Похоже что вода ушла, потому что нет подпора снизу. Конечно же мы не ожидали, что за плотиной воды не будет вообще. Река же между верхним и нижним была очень мощная. Даже опасалась, что попадем в прижим и не сможем обойти. Назад же идти снова этот ужас было просто невозможно.

Просто на фото по крайней мере до 93-го оно было большим - как-то пройти по любому берегу, не увидев во всей красе, было невозможно. И соответственно не было кучки этих мелких озер... Когда Мерцбахера стекало, Верхнее оставалось... Потом, видимо, что-то размыло...

Очень рада, что вы посмотрели наш отчет, так как не один ваш отчет был прочитан и внимательно изучен мною при подготовке различных походов. За что вам тоже огромное спасибо!

"Необычная находка - разбитая лодка у северного края озера Мерцбахера."

Припоминаю я эту лодку! В 1991 году после 10 класса я устроился рабочим в геологическую партию. Жили на поляне Мерцбахера и около озера. Однажды вертолет привез две такие лодки. Одна использовалась по назначению, а другая так и не понадобилась и лежала перевернутая на берегу. Через несколько дней при взлете вертолета под перевернутую лодку поддуло потоком воздуха. Лодка взлетела в воздух, встала вертикально и полетела кувыркаясь в сторону озера. Упав в озеро она тутже затонула. В полете она еще и человека ударила. Так как было непонятно насколько ранен этот человек, мы его запихали в тот же вертолет и он улетел.

Спасибо за фоторепортаж! Очень интересно.

Вообще-то увидев разбитую лодку, я лично даже обрадовалась, поскольку было приятно увидеть там следы хоть какой-то жизнедеятельности. Еще меня очень взбодрила и добавила оптимизма метеостанция, установленная на скалах на левом по ходу борту долины. Где-то в полном отчете есть фотография.

Красотища-то какая! Спасибо авторам, что поделились фотографиями и впечатлениями :)