Пишет Nikolai is Taqanroqa. i Tashkenta., 22.04.2017 15:37

Все фото поста Валерия Сидоренко 1978г, сделаны широкоформатным каким-то фотоаппаратом.

Просто факты.

Восхождение совершено в августе 1978г усиленной группой ОКЭ-223, по план - заданию Предприятия №12 ГУГК при СМ. СССР. Она значилась, как безымянная вершина - Пик 5170м, расположена в Матчинско-Зарафшанском узле, на Памире. Вершина красивая, с мощными ледопадами и стенами. По согласованию с начальником Горной Партии Меньшовым Вячеславом Петровичем и руководством ОКЭ-223, мною лично была написана и подана через них заявка на присвоение безымянной вершине 5170м – «Пик Таш.Обл.Совета ДСО Спартак». Заброску совершал Душанбинский вертолётный отряд . Наш, самый лёгкий на неё маршрут оцениваю, как ледово-скальный, категории наверное не ниже 5-а.
Как и где всё это выглядит на картах или юридически, не знаю.
Состав группы: Андрей Русин - техник, любитель охоты, ни разу не охотился. А Могилевцев - мастер спорта СССР по альпинизму. Виктор Митрофанов -кмс по скалолазанию, термист. Анатолий Шаталов-кмс по скалолазание, термист. Алексей Цигин - большой любитель гор, кузнец 3-х тонного молота. Валерий Сидоренко - кмс по альпинизму, фотограф и лаборант, «жил» с лабараторией мышей, под п.Ленина-7134м . Иван Щербицкий - инженер-топограф, специально просившийся на практику в горный район. Валентин Золотарёв - большой любитель гор, термист. И автор этой публикации - мастер спорта СССР по спортивному скалолазанию.

Первовосхождение на пик -5170м.
Короткая предыстория. В 1977г наши друзья-скалолазы из Чирчика отработали летний сезон в горах, в экспедиции-223 в районе Гарма. А весной -78 года, таким же образом и несколько моих друзей из Спартака уже собирали рюкзаки ехать на Памир работать. Я, в общем-то, не собирался ехать, мне хватало скалолазания, соревнований и проблем с тем, чтобы не уволили с работы за частые поездки. В цехе ведь литейщики тоже нужны! Но, как-то враз, я загорелся ехать. Загорелся ехать, после разговора с начальником партии Меньшовым В.П., в прошлом альпиниста. Он, довольно настойчиво, звал меня ехать и расписал историю, что точно, и вне конкуренции, отдаст именно нам покорение совершенно новой вершины пик 5170м. Расположена она в труднодоступном месте, и на которую ещё не ступала нога человека. А уж топографы и гляциологи знают это наверняка. И самое главное, что именно первовосхождение, даст нам возможность назвать её и занести в официальные карты имя «Пик Спартак». В честь нашего любимого Спортивного общества. Они уже облетали её, в прошлом сезоне, и стало понятно, что это не рядовая горка. А кто не мечтает о таком случае… - я согласился.

........База Партии ОКЭ-223 в Гарме. Июнь, июль мы ходили по каким-то горкам и горам, работали, акклиматизировались. Не буду утомлять читателя разными историями, скажу только, что в памяти осталось ещё одно не простое, не без испытаний и приключений, восхождение на пик Фитурак-4650м. Возможно его высота-4633м., как говорят некоторые карты . Судя по всему, там совсем рядом, проходят туристические маршруты. Но в районе пика и на самой вершине мы никаких следов, банок, записок не обнаружили. Так что возможно, на пик Фитурак, мы тоже совершили первовосхождение. Как узнать, кто скажет?

Наш Ташкентский пик «Спартак».
Первое августа, делаем облёт вершины, я еле понял, где она. Прямо с вертолёта делаем заброску продуктов и некоторое «не убиваемое» оборудование на ледник «текущий» с северных склонов горы. Нам не миновать её при любом раскладе подъёма. Затем мягко, но очень быстро выбрасываемся ниже, на прекрасную лужайку, примерно на -3000м. И только когда видим улетающий вертолёт, и когда уже еле различаем его маленькую точку на фоне ущелья, и он всё ещё гораздо ниже вершин начинаем полнее ощушать величие гор. Но это всё как-то мельком, просто врезается момент в память. Устанавливаем наш базовый лагерь, рядом хрустальный ручей, сурки и какие-то птички. Готовим снаряжение.

Второе августа. Промежежуточный лагерь и начало маршрута.
Не спеша начинаем подъём по крутому травянистому Памирскому склону. Хотя чаще всего пишут альпийский склон. Идём практически каждый своим темпом. А я раздумываю, каким же это «макаром», за пару часов до вылета сюда, нам «подсунули» Анатолия Могилевцева – он постарше нас, МС по альпинизму, всё срывает цветочки в шляпу-тирольку. И ещё нам добавили- Валерия Сидоренко- кмс по альпинизму. Валера спокойный, чуть полноватый постоянно щёлкает каким-то мудрённым, фотоаппаратом. Ведь вроде должны мы были идти сами. Ни с кем из них мы не были знакомы. Но, наверное, Меньшов В.П. - начальник нашей Горной партии так и планировал, в последний момент, чтобы мы не заартачились. Ведь всё-таки мы уже схожены здесь, и давно знакомы, и «скалолазим», наверное, года четыре. Присматриваемся, потихоньку знакомимся на коротких пятиминутках отдыха. А что собственно говорить, через пару часов выходим к левой части ледниковой морены .Ледник уходит вправо. Резко холодно. Идем и идём.
Ближе к середине ледника, без проблем, прямо по ходу, находим «заброску» и снова вперёд.
......На верхней части ледниковой морены мы примерно в 16-00. Это северная сторона массива и солнца здесь почти не бывает. Часть группы начинает разбивать бивак, а «шерпы-скалолазы» выходят на работу. Прямо отсюда фирновый подъём, становится всё круче всё более и более жёстче. И уже через 10-15 минут начинается рубка. Это настоящая, без прикрас и преувеличений рубка со льдом. Натёчный, звенящий лёд. Сталь ледорубов, сталь льда и даже испытание на сталь характеров. На миг вспомнилась литейка. Литейке, наверное, я должен быть благодарен и за выносливость, и за то, что практически никогда, при переходах, не пью воду. И ещё и за точность и дозированную силу в движениях рук. Когда заливаешь металл в формы, то приходится интуитивно, на мышечном уровне, регулировать усилия, чтобы залить именно столько металла, и желательно не перелить металл. Так и здесь, - удар ледоруба, только что-бы отколоть кусок льда не расходуя лишних сил.
.....Это не ледяная стена. Ледяная стена по факту чуть правее, а ещё правее за гребешками скального ребра тоже вросшего в лёд, настоящий ледопад. Он грозными уступами весь в синеватых разломах и кажется рвётся вверх, а не вниз. Там, иногда, что-то грохочет разными звуками.
Мы прижимаемся левее, к стеночкам, уходящим к гребню. Это даёт возможность рубить ступени чуть помельче , придерживаемся за стеночки.. Нам везёт, нам очень везёт, - ничего не падает сверху по стеночке, и ничего не капает, и не видно свежих следов упавших камней. Значит, здесь всё упало, или выше просто монолиты или просто удачный наклон.

Это удивительно, но очень здорово облегчает и ускоряет нам движение. Навешиваем в наиболее сложном месте верёвку и вниз, уже темно. До седловины ещё может метров сто.
Третье августа. Вершина.
С утра пораньше выходим все. И меня очень радует, что проверка лёгким боем для Ивана Щербицкого и Андрея Русина- нашей инженерной команды проходит нормально. Теперь ясно, что не зря мы пусть понемногу, но отрабатывали с ними щёлки и перещёлки карабинов через пункты страховки. И даже пробовали ходить на скользящем «прусике». Да и то сказывается, что эти ребята в прошлом году были в альплагере в рамках подготовки к этой, Памирской экспедиции. Абалаковские страховочные пояса и обвязки с трудом, но одевают сами! Анатолий Николаевич и Валера в работе абсолютно спокойны , и это очень здорово. Всё-таки мы впервые идём в связках. И всё становится на свои места с первых движений и шагов. Как – будто рентген проецирует внутренне состояние , всё нормально.
Мы снова рубим и рубим, мы вешаем перила и идём безостановочно. Лёд сверкает на солнце и со звоном улетает уже очень отвесно. Примерно в 12-00 мы на седловинке.
Фото прямо перед выходом на седловинку.

....Сколько мы вырубили ступеней, да кто его знает. От места ночёвки , там осталась стоять палатка. Мы, наверное метров 700 по высоте поднялись. Нашу вершину не видно, но виден путь к ней. Про седловину, можно сказать это, наверное высотный перевал. Снега здесь очень много. Нам к вершине вправо , почти сразу – бершрунд , который нужно идти в «лоб». Ещё дальше, вправо, он уходит в ледопад. А влево врезается в небольшой но отвесный жандарм, и какую-то снежную шапку, которая неизвестно на чём висит. Туда даже не смотрим, страшно. Мы ориентируемся правее, там скалки, кулуары, и в общем-то , всё уходит вверх, чуть вправо и там уж, где-то она, -вершина.
.....Нужно торопиться. Кусочек сахара, глоток чая, пару печенек. И мы с Шаталовым идём на разведку. Метров 100 и мы у начала пути. Осматриваем бершрунд. В нашем случае, вблизи, - это огромная трещина ледника, начинающего здесь отрыв от своей верхней части, уцепившейся в скалы предвершинного взлёта. Для нас – это ледовый карниз-стена, метра 3-4 который нужно преодолеть стоя на той части которая уже много веков потихоньку ползёт вниз. Сверху висят сосульки-натёки. Местами просто огромные. Но нужно идти, рассматривать особо некогда.
....Толик страхует, а я взбираюсь самому крупному из нас, уже подошедшему Вальку Золотарёву , на плечи, на каску. На полностью вытянутых руках вбиваю первый ледовый крюк, стальной, белый, ныне наверное «музейный» ВЦСПС-совский крюк. На крюк - лесенка, далее уже с неё вырубаю пару зацеп для рук, ног. И только потом всё чуток выполаживается, ещё ступени и я касаюсь спасительной скалы. Это мне, и нам, более привычно и знакомо. Выхожу на полную верёвку метров- 40м. И её внатяг хватает что-бы на скале хорошо организовать пункт. Здесь уже всё по другому. Если на пути к седловине даже при срыве можно было предвидеть , что всё равно скатишься к морене , то здесь думать об этом нельзя. Здесь не скатишься. Просто через десяток метров уже полетишь по уступам километрового ледопада. Мы сейчас как раз над ним. Немного давит эта ответственность, ведь просто небходимо тысячепроцентно надеяться на свои забитые крючья. И ещё одно - они ведь для всех!Для всех кто пойдёт снизу… Но всё. Хватит нагнетать про лёд и скалы…
.....Логика более лёгкого пути, скоро приводит меня в камин. Скальные стеночки, а между ними, как в жёлобе ледовый поток. Где-то он пошире, где-то уже. Крючья бью в стену слева, ноги в упор или в щель, где возможно между скалой и льдом. Но вот пункт приёма перестёжки организовываю на трёх очень мощных крючьях. Я понимаю, что верёвка будет нагружаться всеми именно как перила. Да и рюкзаки по камину затаскивать вроде сподручнее.
.....Работа пошла. И всё идёт как-то слаженно, хотя мы и не обсуждали, что и как. Я всё время, как теперь говорят в альпийском стиле, иду вверх. Выглядит это так. На пункт принимаю Толика или Витька, он начинает принимать нижнего , а я пристёгиваю к себе новую верёвку, прощёлкиваю её в страховочный карабин а свободный конец, закрепляю на крюк. Свою верёвку складываю очень аккуратно, кольцами наверх, к себе и начинаю движение. Если верёвка немного запутается, Витёк поправит. По сути я иду самострахуясь сам, навешиваю перила и по возможности очищаю путь от камешков. Время торопит. Так и выхожу на всю длинну верёвки. А когда к Виктору подходит напарник, я начинаю принимать его к себе и так далее. Как то ползут вверх и рюкзаки. И все страхуют, и помогают Инженерной группе, ни на секунду не оставляя их без перил и страховочной верёвки. Рядом к ними практически всегда Могилевцев и Валера. Алексея мы оставили на седловине, всё-таки нагрузка большая и у него начинает болеть горло. Чуть позже, уже с вершины, вижу и как будто слышу рёв, будто чёрный медведь кланяется. Это Леха, безмедикантозно, начал лечить начинающуюся ангину по методике нашего друга Жени Балько.
.....Навесили все основные свободные верёвки, не хватает. По цепочке снизу забираю у ребят вспомогательную, диаметром- 6мм. длинной метров - 50 . Это от Могилевцева, это у него она «случайно» пролежала в рюкзаке, до самого нужного места. Удлинняю ею перила. Затем навешиваю, последние 15м. репшнура. Это для подстраховки, уже в 5метрах от вершины. Не ворчите ребята, тащим рюкзаки по 10-15 метров на себе, без верёвок. Сам пару раз сбегаю с вершины метров на 50-60 вниз за рюкзаками. Перила нужней, так надёжней и безопасней. Всё!
.....Вершина нам покорилась. Сплошняком, метров около 300, через пункты страховки, висят перила. Вершина красивой, правильной, почти круглой формы. На ней сейчас нет снега, она обзорная. Не зря её наметили как пункт триангуляции Первого класса. Обрывы к стенам и ледопадам совсем рядом. Это действительно горный пик. Это наш Ташкентский пик Спартак. Пару метров ниже, с западной стороны небольшая площадочка, для одной палатки. Солнце в зените, через пару- тройку часов будет темнеть. И мы сразу начинаем вбивать и бетонировать репер и геодезическую треногу. Панорама круговая, обширная. Отсюда Иван и, немного схвативший горняшки, Андрей, увидят все направления и отнаблюдают нужные пункты за три видимости. Техники наши молодцы. Устали очень, но не ворчат, а готовят теодолит. Время есть, погода безоблачная.
Закат красив, завораживает своей хрустальной чистотой и кажется диск солнца вот он, рядом.
Мы с Витьком, после установки треноги и «репера» уходим вниз. Вовсю помогаю Виктору, «виноватый я» . Наверняка это «мой» камешек из-под верёвки или молотка саданул ему по правому бедру, чуть выше колена. Но всё обошлось его витееватыми матюками и эластичным бинтом. Все спуски прошли без шероховатостей.
У Алексея и Андрея, ангино-горняшки, быстро пришли в норму в базовом лагере.
Два или три дня ждали вертолёт. Между делом сходил с ночёвкой в засаду на тропу, на медведя. Когда увидел потом горного, памирского медведя в Ташкентском зоопарке то понял, что остался я жив, только потому, что он не пришёл ко мне и к моей засаде.
Подружились и позднее встречались в Ташкенте и с Валерием Сидоренко и с Анатолием Николаевич Могилевцевым. Для него, как оказалось, это был уже 15 сезон в горных экспедициях.
Конец истории. Написано 1978г. Окончено-2017г.

Вместо эпилога.
Страничка, под именем «Ташкентский пик Спартак-5170м»- это совершенно маленький, почти незаметный вклад в освоение неизведанного. Это была привязка космических снимков, к наземной географо-топографическим картам. И рассматриваю её сейчас как подарок судьбы.
Сейчас, с этой публикацией, я передаю привет всем участникам этого восхождения. И вертолётчикам и работникам ОКЗ-223. И всем кто просто работал в горах.Разбросало нас нынче по странам.
………………………………………………………………..
Мои же замечания.
1.Присвоено ли название официально, не знаю. Тогда мне сказали, что это сложно и долго. И результата я узнать не смог.
2.Возможно ли, что высота 5170м разнится с какими-то картами, Не знаю.
3. Благодаря интернету теперь знаю, что есть пик Спартак-6194м.3-а, есть перевал Спартак-6140, 3-а и есть перевал Спартак-4500м,2-б.
4. Надеюсь, не осудят меня слишком строго коллеги горовосходители за то, что присутствует где-то на Памире вершина пик Ташкентский Спартак 5170м. Категории 5-а или выше. Скально-ледовый. Первовосхождение август 1978г.
И последнее.Буду безмерно рад и благодарен за возможные подсказки по месту расположению вершины.
..............................................................................................................................................................
Очень важно .
Итак, вершина пик Ташкентский Спартак 5170м., Первовосхождение август 1978г.Расположена в верховьях Шахисафедского ледника, Зарафшанского хребта, Матчинского узла. Восхождение совершено с северо -запада, с левого притока р. Дараиванджруд. Это ледово-скальный маршрут, реальной категории сложности не ниже- 5-а .Труднодоступна для прибытия туда и труднодоступна для покорения. МС СССР по спортивному скалолазанию Н.Олейников.
Памирский этюд. Первовосхождение на вершину – 5170м. Ташкентский Пик Спартак. Прошедший век. Записки скалолаза. (Альпинизм)Памирский этюд. Первовосхождение на вершину – 5170м. Ташкентский Пик Спартак. Прошедший век. Записки скалолаза. (Альпинизм)

Источник: Собственный.

Привет Николай!
Это Памиро-Алай, у меня есть карта этого узла. Чтобы её идентифицировать, хорошо бы знать к какой точке (ходу) она привязывалась. Должен быть ориентир в долине. Тогда можно найти. Отсканирую, выложу часть карты.
Вы наверное были с юга. Есть Пик Фитурак.

Сережа, по твоей схеме это должна быть одна из этих двух вершин, в гребне западнее Кшемыша, эта:

или эта

Мы там были в 2008-м. Как видишь, обе непохожи.

Ой, ты уже поменял карту. Я - о той, где Кшемыш и 5190.

Привет Сергей и Alisher. Классно вы разбираете.. Пик Фитурак, да вижу.Только не могу разлядеть точно отметку высоты. Мы заходили прямо от реки Заравшан, но значительно ниже от ледника из под которого она выходит. Пик Ташкентский Спартак должен быть на предельной видимости новейшего по тому времени невелира того времени(30-40км?), по моему так. Но пока не могу ничего добавить про орентиры. Заходили мы с северной, его стороны, где-то так.
Фото Валеры Сидоренко сделано старым широкоформатным апаратом, и как-бы формат он по своему вытягивает... вот это ребро правое,на его фото, которое как-бы на уровне вершины, оно на самом деле с вершины очень , ниже!

Да, ещё. Хребет который влево идёт, тянется очень, очень далеко.

Я боюсь, что с высотой там все непросто. Нынешняя топокарта Зеравшанского хребта ужасна, поскольку делали ее в момент смены технологий. Поэтому высшую точку Зеравшанского хребта - ныне пик МГУ (5418), например, просто потеряли. Нашли мы ее только в 2007. Ее отрог (реально около 5300, а не 5435) альпинисты из команды В.Глушко нашли в 1986. Так что на высоту там ориентироваться не стоит.
Посмотрите фотографии из отчета с шифром 1052 на tlib.ru. Это экспедиция Вейцмана-Ганцевича-Романова 1960-61 годов. Они подробно исследовали этот кусок. Фотографий района плато Фитурак-Парак-Шикорхана там много.
Там есть и другие отчеты по этому району и поиск по названиям в нитке маршрута.

Спасибо entv,. Попробую посмотреть tlib.ru. Но с п.Фитурак мне практически всё понятно. На карте Сергея он есть и точно расположение совпадает.А вот 5170м...

Интересно читать такие воспоминания!

Коля. Замечательно, что начал свои воспоминания. Ждём дальнейших воспоминаний.

Привет Борис, дорогой. Только хотел закрыть комп и увидел твой комент. Давай не меняй планы, приезжай. Буду очень рад увидеться. Так в голове иногда, что-то шелестит и крутится, вот и пытаюсь... ну ты об этом прекрасно имеешь честь знать! Читаю тебя.

Увеличил немного карту-

Так Пик Спартак недалеко от Фитурака? Там искать?

Рядом перевалы 2.1.16 - Парак Сев.-Зап. 4270 (2А), 2.1.17 -Лосако 4100 (1Б), 2.1.18 - Футурак Зап. 4340 (2Б).

А я вспомнил-таки вчера! Действительно, есть на Зеравшанском пик 5170 (по карте именно такая высота, по крайней мере)! Но еще западнее. Он в верховьях Шахисафеда. В этом узле из туристов почти никого не было. Братков, Крахмальный, Будянский, да мы. Ближе всех был Братков (отчет 7367), но его фотографий на ту 5170 мало (56 и 66, сбоку, только надо их сжимать и отсканированы они по частям). У меня в отчете 6388 вершина 5170 есть на фото 86 (с запада, издалека), 92 (с северо-запада, "из-за угла") и 97 - с севера издалека. В отчете Будянского ее нет. А отчет Крахмального (он, кстати, из Ташкента) шифр 255, доп. шифр tlib - гигантский, там полдюжины походов, надо смотреть подробно. Зато он и с севера и с юга, по идее, должен был быть.
Вот кусок той же ташкентской карты

Он между буквами А и В в слове Зеравшанский. Тот?

entv , почти не сомневаюсь, наверняка это он, а совпадает ли это с фото -Say, Сегодня в 07:55.?
На его фото точно- он- Пик Ташкентский Спартак.

Сергей , ночью с Увеличительным смотрел. Что-то крутится рядом. Но сорентируй карта верх это север справа восток? Я ж не топограф.Мне трудно орентироваться. А вот прочти комент-entv, Сегодня в 06:50. Это наверное в точку, но я ещё не рассмотрел как след, да и названия мудрённые, я их не понимаю.

Из отчета 1052, пер. Фитурак.

Есть, кстати, очень подробный и хороший совсем свежий отчет из Новосибирска по узлу Фитурак https://yadi.sk/i/2HPql8uReSMbt

Мне кажется, что я нашел.
Из Отчета Крахмального.
Фото № 21 SW0689 с комментариями - "Вид с седловины пер. Барсучий лаз в сторону вершины 5170м в гребне Зеравшанского хребта."

Я немного увеличил -

Немного другой ракурс, и с другой точки, но все детали совпадают с фото Николая...

Мне кажется ДА!ДА!ДА! Это просто какое-то нереальное событие. Найти её ! Спасибо мужики..

Смотрите сами-

Очень похоже! А я ее сейчас в гугле крутил как раз. Там такого точного совпадения не было, но общие контуры тоже совпадают.
Ну, вот, похоже, безымянная вершина 5170 восстановила свое честное имя.:-)
Вид этот - с запада-северо-запада. Значит, пик Ташкентского Спартака, маршрут 5а Н.Олейникова по северо-западному склону. Можно уточнять пост.
PS. Но попасть туда без вертушки - непросто.

Кстати, всегда было 2 ступени официальности названий - туристско-альпинистская и картографическая. Вторая, действительно, безумно сложна. А первая - нет.

Спасибо за этот комент. за помошь! Очень грамотно всё нашли. Честно даже сам удивляюсь нынешним возможностям . Благодарю Вас entv, .

Сергей, точь в точь-ОНА! И вот видишь как крутизна видна на твоём варианте. А то я уж ставил фотку и думал, посмеётся альпинистский народ, мол откуда там 5-а. Я просто потрясён. Ведь правда толком не знал где она. А вертушкой летели к ней долго!!!
Спасибо огромное!

На карте она там, где показал entv.
Это Гораздо западнее в. Фитурак, как он написал.
Это она, можете не сомневаться, детали рельефа двух фото совпадают. Особенно вправо по гребню видны совпадения, ну и остальные детали рельефа.

Вот её расположение-

Спасибо entv и всем кто сканирует отчеты, база отчетов обалденная, столько всего интересного, даже не для туриста...

Рукописи не горят. (с) Если им помогать в этом... Так что присылайте, если есть что-то полезное. Там и альпинистские отчеты есть.

entv, Спасибо ещё раз. А вопрос к вам возник, что значит присылайте полезное? куда присылать полезное? Это что, просто клуб или сообщество? Мне для понимания...
И ещё если можно, вы написали ранее-"Он в верховьях Шахисафеда." А что такое это Шахисафеда. Река, ущелье, район, посёлок?

Важно!!!23 .04.2017г -Точное местоположение найдено 23 апреля 2017г. усилиями, опытных и грамотных Рисковчан- Сергея Тишкова-Say, < entv,> и Алишера из Ташкента. Огромная благодарность за помощь. Их работа видна в коментариях.
Итак, вершина пик Ташкентский Спартак 5170м., Первовосхождение август 1978г.Расположена в верховьях Шахисафедского ледника, Зарафшанского хребта, Матчинского узла. Восхождение совершено с северо -запада, ледово-скальный маршрут, реальной категории сложности не ниже- 5-а .Труднодоступна для прибытия туда и труднодоступна для покорения.

Да нет, Коля, моего участия - мизер. Это спасибо Тлибу, ентв и Сереже, скорее. Кстати, пасле армии, в 81-м, Коля Калугин помог мне устроиться подработать в 222-ю экспедицию, май-сентябрь. Летали по всему ЮЗ Тянь-Шаню на вертолетах с бригадой геодезистов, ремонтировали и сгущали сеть триангуляторов на вершинах. Классное было время, иногда в один день по паре вершин ходили в разных цирках. Вертолетчики были - просто асы, даже в грозы нас забирали, иной раз - зацепившись едва одним колесом, МТ-шки. Потому, бывало, идешь на "первовосхождение", а на горе уже - турик и триангулятор.

Наверное, надо еще уточнить, что маршрут восхождения - с левого притока р. Дараиванджруд. А то кто-нибудь еще подумает, что с Шахисафеда.

entv, Приветствую Вас! Сейчас уточню. Я думал об этом ручье, но для меня он был, как бы просто- "бегущий куда-то" Спасибо.

Привет. Да насчёт лётчиков могу сказать то-же самое. Было у меня пару слайдов как рни взлетают с пермычки вниз, винтом задним косят травку и пыль. Да, и насколько я знаю 222 специализировалась на горах. Наверное и А.Могилевцев там всё время работал. Но я всего два сезона в 223-ей. Рад тебе , привет Ташкентскому народу.

Как я вам завидую! Мир в его первозданном виде повидали, и сверху - в общем плане, и снизу- в деталях.

putnik-kz, Коллега, спасибо. Думаю, что нам немного повезло побывать там.

Следствие ведут знатоки - как интересно видеть становление истины в том, что стало историей!
Спасибо автору!

Vikzhi, Да уж , я был ошарашен результатом поиска. Даже вот фото Крахмального, которое нашёл Сергей- Say? это просто как -будто в один день, только облачка появились.

Действительно - удивительно и рядом!

Фантастика! Через столько лет раскопать! Причем "кабинетно". Браво, мужики!

vasilijivanishin, полностью солидарен с Вашим коментарием.- Фантастика.

Обращайтесь, мы как "следствие ведут колобки"...все найдем... -:)))

Say, не прибедняйся, я в поиске информации (любой), не мальчик. Поработали вы с Alicher неслабо. Молодцы!