Надежда (софийский хребет) первый трехтысячник

Пишет Tislo, 22.02.2017 23:51

Многое, что здесь будет описано, это пособие "как не надо делать", а не призыв к действиям, так как это рассказ о самостоятельном восхождении малоподготовленной группы.
P.S. Много хайрез фото и парочка таймлапс видео

Итак, идея заняться альпинизмом (горным туризмом, тогда мы разницу не знали) возникла в голове у меня и моего товарища еще достаточно давно, где-то прошлой зимой. И, не очень долго думая, в конце концов мы решили сходить в поход в район Архыза. Это место было выбрано по рекомендациям знакомых моего друга, так как там много популярных маршрутов, не очень сложно и т.п. После изучения региона нами была выбрана, ни много ни мало, для восхождения аж София. И свой первый именно горный (опыта обычного туризма достаточно) поход мы запланировали на вторые майские 2016-го (было все несколько дней. но мы решили, что этого хватит). Теперь-то, конечно, понятно, что это время весьма на любителя, но тогда мы были уверены в успешности нашего мероприятия, имели необходимый минимум снаряжения (системы, веревку, ледорубы, хреновые китайские кошки, каски и т.п.) и представление о том, как им все таки пользоваться.
Изначальный маршрут был весьма амбициозен, со стартом от Софийских водопадов, спартаковские, София, затем назад Иркиз, озера и там уже дальнейший спуск. До Архыза добирались на машине - вез брат товарища, который вместе со своей девушкой потом уехал в Пятигорск). После прибытия зарегистрировались у спасателей, сообщили контрольные сроки, а на вопрос о лавинах они ответили "ну они есть", однако там прошло уже достаточно большое количество групп и никаких чс не происходило.
Начало маршрута было практически от съезда с асфальта, так как на нашей машине (особенно полной) ехать дальше было затруднительно и опасно для нее. На первый день планировалось дойти до ущелья Ак-Айры, там внизу где-то поставить лагерь и на следующий день уже стартовать вверх. Однако, из за определенных проблем с машиной мы приехали заметно позже, чем планировалось, поэтому дойти за остаток светового дня до ущелья явно не успевали, и с первыми признаками сумерек решили ставить лагерь "где есть место", а не неизвестно где в темноте. Тем более все было не так уж фатально, и "где есть" было километрах в двух от "где хотелось бы".

это место ночевки утром
к слову, палатку использовали freetime mountain 2 dlx, лукавый убедил, что "mountain" это горы, что не особо соответствует действительности. В девственном виде у нее отсутствует юбка (мы перед походом пришили в ателье), при этом тент до земли не достает прилично, а внутренняя почти целиком из сетки, так что на высоте, еще и со снежком можно найти разных приключений, если жить в ней.

вот она же в подходящем для себя климате - в Индонезии

Но, тем не менее, с пришитой юбкой было неплохо.
Собрали лагерь и вышли где-то в районе 7 утра, подошли к устью ущелья, сделали небольшой перекур и пошли вверх. После первого подъема практически сразу вышли на остатки, а затем и не полноценный снег.
Ак-Айры сразу после первого крутого подъемчика из Софийской долины

Когда склон стал круче снова остановились, одели кошки, связались (хотя это было не так уж необходимо, скорее просто для тренировки). И тут, весьма скоро, мы поняли одну из наших главных ошибок в планировании дня - на снег мы вышли где-то в районе половины десятого, солнышко пекло уже хорошо и снежок раскис, поэтому достаточно часто охотно проваливался, что очень сильно сбивало темп движения, замедляло, и вынуждало тратить лишние силы и делать больше перекуров. Всемто палочек я взял ледоруб, ну мало ли. Еще несколько позже стало жарко, решили раздеться. Крема от солнца, конечно же, не было) Но об этом чуть позже. Тогда я думал "ну я же полтора месяца назад приехал с экватора, какой обгореть, пффф". Но, кстати, новое ощущение - идти по снегу в футболке, и при этом тебе жарко, оказалось забавным.

очередной перекур

Следующий большой перекур мы решили устроить как только поднимемся на крутую часть склона и выйдем к спартаковским, в результате сделали его непосредственно на первой же ровной площадке за подъемом, около камня с мемориальной табличкой. Да причем сделали его так, что решили там же и поставить лагерь, так как достаточно сильно устали, и уже начали ощущать действие солнышка, ожоги получили весьма приличные. Пообедали, отдохнули. Я поснимал. Вобщем-то время до вечера пролетело незаметно. А как только легли спать, погода несколько испортилась - сначала пошел дождь, затем нечто среднее между крупной крупой и мелким градом. Но самым ярким воспоминанием ночи было случайное касание липучки спальника обгоревшим лицом :D Думаю общее не очень состояние (что у меня, что у друга) было как раз вызвано в основном солнечными ожогами. А еще под утро я подумал, какой глупой мыслью было "а может не брать зимнюю куртку", эту мысль я, к счастью, победил.

Под утро погода снова улучшилась, и удалось сделать несколько кадров, радующих глаз

Так весь предыдущий день с обеда и до заката мы наблюдали сходящие в самых разных местах лавины, самого разного размера, то решили идти только до того, как снег начнет раскисать. Форма наша была так себе, и дошли поэтому мы опять не совсем до туда, до куда хотелось (хотелось до песчаных), и лагерь снова поставили "где есть место", но место было вроде бы неплохое, за исключением того, что оно все-таки достаточно открытое. Пообедали, отдохнули, ставить платку было очень лениво, а еще к тому же вытоптать площадку и т.п. Но с этой задачей мы справились, еще позже привалили щедро юбку снегом и сделали небольшую стеночку.

на самом деле палатка маленькая, просто объектив широкоугольный

Собственно, вечером в ходе обсуждения состояния нас и предполагаемого маршрута (ледник закрыт, все сыпется), идти решили вниз. Ночью поднялся достаточно сильный ветер, палатку неплохо пригибало - тут мы подумали, что прикопать ее было очень правильным решением. Тем не менее, палатка стойко перенесла все тяготя без урона для себя и нас внутри, а мы утром спустились вниз - на этом горная часть путешествия закончилась лишь с приобретенным самым разным опытом и выводами, а лицо пришлось возвращать к прежнему виду еще с неделю). На основе того, что наснимал, смонтировал небольшое видео и еще пару фоточек сделал внизу

Надежда (софийский хребет) первый трехтысячник (Альпинизм, архыз, софия, май, август) это уже внизу, от дороги сотня метров в лес к реке
Надежда (софийский хребет) первый трехтысячник (Альпинизм, архыз, софия, май, август) и это тоже

Но, как можно понять из названия поста, от идеи своей мы не отказались и запланировали вернуться снова в августе, с примерно таким же планом, только уже с солнцезащитным кремом и менее амбициозным маршрутом, поэтому в этот раз в качестве кандидата для восхождения рассматривали Надежду, изучили и взяли с собой описания маршрутов на нее тоже, а также в этот раз к нам присоединился еще один друг. Придумали даже название для своей группы и аж лого сделали и флаг (по каким-то причинам выбрали к2).

Порядок действий был такой же, приехали, зарегистрировали группу, сделал пару фоток внизу и выдвинулись по тому же маршруту. Но поскольку в этом раз приехали вовремя, дойти до устья ущелья успели с запасом. Почти все время шел дождь, сначала небольшой, затем достаточно сильный, это было неприятно, конечно, но совсем не фатально. Зато ночью была отличная погода, и подгаданное мной новолуние позволило также чуть-чуть поснимать.
Надежда (софийский хребет) первый трехтысячник (Альпинизм, архыз, софия, май, август) снова река, но заимел ND фильтр)
Надежда (софийский хребет) первый трехтысячник (Альпинизм, архыз, софия, май, август) панорама близкая примерно к 200 градусам, из вертикальных одиночных кадров
Надежда (софийский хребет) первый трехтысячник (Альпинизм, архыз, софия, май, август) композитная фотка, полученная по технологии сложения

Практически все время компанию нам составляли гуляющие повсюду лошадки, разок даже одна цепанула слегка оттяжку палатки, поэтому пришлось их немного отогнать. Ночь прошла без приключений, утром встали и вышли не особо рано, но без снега на маршруте это не имело принципиального значения. По плану же за день было дойти до спартаковских или песчаных - по состоянию группы. так как идти по нормальным тропинкам, конечно же, сильно быстрее и легче, чем по раскисшему снегу, в районе 11 часов мы были уже там, где у нас была ночевка в мае (рядом со спартаковскими), там решили сделать большой привал, поесть и просушить одежу и снаряжение, намоченные дождем за предыдущий день и не высохшие до конца за ночь.
Пообедав продолжили движение, местами было не понятно, где именно тропа, однако туров выложено достаточно, а где не было, между и мы выложили несколько.
поднявшись до того места, где мы остановились в мае, сбросили рюкзаки и пошли налегке на разведку, чтобы найти место для лагеря. Остановится решили не на песчаных, а около чистого озера (к сожалению, не знаю, есть у него название) под софийским ледником. Вернулись за вещами, забросили их и немного отдохнули, поставили лагерь.
Спустя некоторое время услышали непонятные свистящие звуки сзади, внезапно это оказались козлы
Кстати те, которые стояли на гребешке, не дождались когда я сменю ширик на телевик и убежали, а когда я вышел на гребень спусти минуту - найти их не смог. Еще пару раз видел горностаев, но успеть сфоткать их не удалось.
Позднее вечером подошла еще одна большая группа, остановилась чуть ниже нас. Выяснилось, что они также планируют взойти на Софию завтра, поэтому мы решили, что пойдем на Надежду, а еще на день позже, если будет погода и желание, попробуем взойти на Софию. А вечером вдалеке (даже гром не доносился) была гроза, над нами же погода была вполне хорошая.
Утром погода также была отличная, поэтому позавтракав выдвинулись на маршрут, правда вдвоем. Наш товарищ вечером чувствовал себя неважно, возможно переутомление, острая гипогликемия или легкие проявления высотной болезни - так точно и поняли, но коллективно решили, что от восхождения ему лучше оказаться. К слову, утром он чувствовал себя хорошо, охотно позавтракал, но решение мы не поменяли, а он и не был особо против). В качестве основы маршрута взяли описание отсюда (прошу простить, если этот человек есть здесь в том числе, но я его не знаю, если понадобится, могу исправить ссылку). Никаких особых сложностей на подъеме не было, кое-где помогать руками, конечно, пришлось. Но двигались одновременно без веревки. Сыпуха крупная, ничего не падало.
Около 10 утра вышли на вершину, сфоткались с флагом, снял пару панорам и фотографий окрестных вершин и своего лагеря.
Надежда (софийский хребет) первый трехтысячник (Альпинизм, архыз, софия, май, август) мы на вершине г. Надежда
Надежда (софийский хребет) первый трехтысячник (Альпинизм, архыз, софия, май, август) Пшиш
Надежда (софийский хребет) первый трехтысячник (Альпинизм, архыз, софия, май, август) 360 панорама с вершины Надежды
Надежда (софийский хребет) первый трехтысячник (Альпинизм, архыз, софия, май, август) наш лагерь оттуда же на 300мм стекло
Надежда (софийский хребет) первый трехтысячник (Альпинизм, архыз, софия, май, август) и горки вдалеке

записку под туром не нашли, свою оставили. Поправили флаг и начали думать по поводу спуска. И тут в голову ударила шальная идея, так как (зачем-то) с собой взяли кошки и ледорубы, обоюдно решили спуститься по леднику Соловьева. Но этот маршрут мы не разбирали, просто знали, что он есть. Это решение было ошибкой, так как пошли мы (вполне ожидаемо) не там, вышли на крутую часть ледника, которую в наших кошках и без возможности организации страховки на льду было бы проходить самоубийственно. Поэтому было принято решение двигаться по небольшому рантклюфту в самой левой части ледника. В начале в самых крутых местах двигались поочередно страхуя (не совсем правильно, но исключая полет по леднику до скал) друг друга. В результате этих маневров спуск оказался очень длительным и занял раза в три больше времени, чем подъем. Но был снова приобретен бесценный опыт).
Около 5 вечера вернулись в лагерь, внимательно посмотрели на некоторые части софийского ледника и решили, что в наших кошках мы туда не сунемся.
трещинки Софийского ледника

Конечно они легко обходятся и ледник открыт, но мало ли, полетать не хотелось. Вобщем, не уверен, не обгоняй :)
К тому утром погода немного испортилась, на софии видимости не было, и это было точкой в решении не идти туда в этот раз. Поэтому спустя некоторое время собрали лагерь и двинулись вниз. И снова на этом горная часть путешествия закончилась. На этот раз с успешным восхождением и целым лицом)
По результатам этого похода также склепал видео

Собственно, по возвращению записались в местный альпинистский клуб и тренируемся в нем по сей день, и не планируем останавливаться.

Спасибо за прочтение, прошу прощения за возможные ошибки и буду рад конструктивной критике!