Поход на Чарские Пески и Среднесакуканский хребет (массив Кодар) в июне 2016 года
Идея похода в Каларский район Забайкальского края возникла давно. Очень заманчивой выглядела возможность посетить весьма интересный массив Чарские Пески, остатки Борлага и горы Среднесакуканского хребта за один маршрут, тем более что с тех времён, когда Борлаг функционировал, здесь сохранилась дорога, до сих пор находящаяся в относительно неплохом состоянии.
Постепенно идея оформилась следующим образом: начать маршрут в пос. Чара, центре Каларского района, оттуда направиться к Чарским Пескам, пройти их, затем по старой дороге выйти к р. Средний Сакукан, перейти её вброд, далее двигаться по дороге до Мраморного Ущелья - основного участка Борлага, где расположены заброшенные рудники, - затем спуститься вниз по долине Среднего Сакукана до кл. Шаньго, подняться по нему до одноимённого озера, оттуда радиальным выходом подняться на пик Москва (2933 м) - одну из самых высоких точек Кодара, - и затем выйти в пос. Чара по долине Среднего Сакукана, где проходит хорошая грунтовая дорога. Маршрут выглядел довольно простым на бумаге, что, впрочем, в целом подтвердилось и на местности.
Про Чарские Пески, Борлаг и Кодар написано очень много: Чарские Пески - уникальный песчаный массив, о происхождении которого до сих пор идут дискуссии; Борлаг - исправительно-трудовой лагерь, созданный с целью добычи урановых руд в Мраморном Ущелье, правда, месторождение быстро истощилось, и лагерь был закрыт и т.д. Поэтому вводное подробное описание давать не вижу смысла. Лучше всё это увидеть, оно того стоит. В своём рассказе хочу ограничиться описанием того, чтобы было замечено по пройденному маршруту, а также характеристикой проходимости нитки маршрута в то время года, в которое состоялся наш поход, а именно, во второй половине июня (13-28 июня).
Нитка пройденного маршрута выглядит следующим образом (практически полностью совпадает с запланированным маршрутом, за исключением нескольких участков, о которых упомяну по ходу описания): пос. Чара - ур. Чарские Пески - ур. Синельга - долина р. Средний Сакукан - зимовьё ГМС - ур. Мраморное Ущелье - долина р. Средний Сакукан - долина кл. Шаньго - оз. Шаньго - пик Москва - долина кл. Шаньго - долина р. Средний Сакукан - пос. Чара. Общая длина маршрута составила 139 км, он был пройден за 10 дней. Количество участников: 2.
Схема маршрута. Жёлтыми треугольниками обозначены места стоянок.
13 июня
Вылетели из Москвы в Братск. Билет стоит довольно дорого (35 000 руб. в обе стороны), но время у нас было ограничено, поэтому пришлось потратиться.
14 июня
Утром - прибытие в Братск. В воздухе чувствуется дым от лесных пожаров. Очень жарко. Вечером - отъезд в Новую Чару на поезде. Ехали на поезде Москва - Нерюнгри.
15 июня
В пути в Новую Чару на поезде.
16 июня
В 02:00 по местному времени прибыли в пос. Новая Чара. Переночевали в гостинице "Кодар". В посёлке это единственная гостиница, поэтому места лучше бронировать заранее. Стоит отметить, что летом постоянного горячего водоснабжения в Новой Чаре нет, в гостинице работает только одна душевая кабинка на всех постояльцев, вода нагревается с помощью водонагревателя. В общем, не всё так хорошо, как хотелось бы... Новая Чара представляет собой небольшой посёлок железнодорожников в несколько кварталов с большим, построенном с размахом, вокзалом, как и везде на БАМе. В 10:00 выехали на такси в пос. Чара. Стоимость - 400 руб. за машину. Доехали до брода через р. Средний Сакукан (юго-западнее посёлка), где и начали маршрут до ур. Синельга. Сразу же появилась мошка, правда, немного. Брод - по пояс, вода холодная, по воде плывут куски слежавшегося снега, снег лежит и под берегами у воды. После того, как перешли реку, выяснили, что водитель привёз нас не совсем к тому месту, к которому было нужно, а немного ниже по течению, из-за чего мы вышли не на ту грунтовую дорогу, на которую планировали. Возвращаться не стали, пошли по ней. К юго-востоку от Чарских Песков расположена большая сильно заболоченная равнина. Пришлось сделать небольшой крюк по болоту, пытаясь выйти на нашу дорогу, что, впрочем, увенчалось успехом (некое подобие грунтовки, по которой мы шли, периодически скрывалось в болотных водах). В районе оз. Грязное вплотную подошли к Чарским Пескам, дальше решили идти по ним, т.к. дорога идёт преимущественно по заболоченной местности, в то время как по песку идти оказалось очень удобно, он довольно твёрдый. В 18:00 вышли на небольшое озеро в ур. Синельга (иногда в описаниях оно фигурирует под названием Таёжное). Весь день была переменная облачность, прохладно. Всего за день прошли 15 км.
Брод через р. Средний Сакукан близ пос. Чара
К юго-востоку от Чарских Песков
17 июня
На следующий день решили посетить участок Борлага, расположенный поблизости, а затем погулять по Чарским Пескам. Сначала отправились на участок Борлага, где ничего особенно интересного не обнаружили, кроме сложного геодезического сигнала и остатков некого строения. Кое-где есть столбы с остатками колючей проволоки. Некоторое время находились в поиске чего-либо более интересного, но безрезультатно. Затем пошли на Чарские Пески, дошли примерно до их центральной точки. В центральной части песчаного массива растительность встречается только в понижениях между барханами, в то время как ближе к окраинам на песках обильно растут различные псаммофиты. Вернулись на наше озеро к 17:00. Весь день снова переменная облачность, но уже существенно теплее, вечером - небольшой дождь. Длина радиального маршрута: 12 км.
Озеро Таёжное
Сложный геодезический сигнал в урочище Синельга
В урочище Синельга
Чарские Пески
Чарские Пески
18 июня
Этот день оказался одним из наиболее сложных и интересных, хотя поначалу ничего не предвещало приключений. В 11:30 вышли по намеченному маршруту на р. Средний Сакукан. Посетили монумент рядом с озером, на котором мы останавливались, очевидно, имеющий отношение к Борлагу. Примерно до отметки 760,7 м на карте грунтовая дорога отличная, сухая, идёт по песчаным грунтам в сосняке. Далее эта замечательная дорога уходит влево, а нам - по заросшей дороге, которая, по сути, представляет собой тропку с нависающими над ней стволами и ветвями деревьев, за которые постоянно цепляется рюкзак. Тут ещё и дождь пошёл, в этих зарослях мы, конечно же, сразу вымокли. Вплоть до долины р. Средний Сакукан дорога сильно заросла, местами - сильнее, местами - слабее, однако, вполне проходима. Во многих местах видны остатки гатей. Есть пара хороших мест для стоянки. Когда мы подходили к спуску в долину Среднего Сакукана, дождь закончился, выглянуло солнце, и мы быстро просохли. Дорога идёт по заозёренной заболоченной возвышенности. После спуска с заозёренной возвышенности в долину Среднего Сакукана к нашей дороге справа подходит другая, гораздо более хорошего качества, однако, через пару километров дорога теряется и становится труднопроходимой тропкой, заросшей ольхой. Отмеченные на топографической карте протоки р. Средний Сакукан, которые дорога пересекает вброд, не существуют, и ничего не напоминает об их возможном существовании. В районе показанного на карте брода через них - развалины строений (участок Борлага); вероятно, к ним и ведёт хорошая грунтовая дорога. Чуть далее по дороге наткнулись на медведя. Ближе к реке дорога совсем заросла, даже тропа пропала. Шли без тропы по направлению к реке. Наконец вышли к предполагаемому броду... Разочарование: отмеченного на карте брода через р. Средний Сакукан не существует (по крайней мере, в это время года). Река бурная, течение быстрое, русло здесь глубокое, да ещё и большое количество здоровенных валунов в нём. Перейти едва ли возможно. Решили идти по правому берегу Среднего Сакукана вверх по течению в поисках брода. Далеко не лучший вариант маршрута: берег крутой, весь в зарослях кедрового стланика. Шли по медвежьей тропе. Таким образом прошли чуть далее устья р. Хорогда, где, хоть и с трудом, но перебродили Средний Сакукан. Здесь русло довольно широкое, разделяется на два рукава, кроме того, кое-где оно было перегорожено стволами деревьев, по которым можно было пройти. Самая большая проблема в этом месте - вода очень холодная. В остальном место нормальное, вода выше колена. Вышли, отогрели ноги, затем выбрались на грунтовую дорогу, которая идёт по левому берегу Среднего Сакукана до Мраморного Ущелья, прошли на запад примерно до устья реки с отметкой устья 981,7 м, где разбили палатки на дороге (на следующий день обнаружили, что чуть далее по дороге на запад есть прекрасное место, до которого мы не дошли метров 500). Добрались до указанной точки к полуночи. Итого за день прошли 20 км.
Грунтовая дорога в урочище Синельга
По пути к Среднему Сакукану
Развалины участка Борлага в долине Среднего Сакукана
В долине Среднего Сакукана
Средний Сакукан на выходе из горной долины
19 июня
На следующий день вышли в маршрут в направлении Мраморного Ущелья очень поздно, уже после обеда, т.к. переход ожидался небольшой, а вчерашние поиски брода несколько измотали. По пути - много разрушенных строений (участки Борлага), в том числе, в два этажа. Не знаю, зачем там такое строили - земли, вроде, достаточно... Примерно в 3 км к западу от места нашей стоянки автомобильная дорога подмыта Средним Сакуканом и переходит в тропу. Тропа хорошая, прочищена (как позже выяснилось, оленеводами). Нашли ответвление на перевал 60 лет СССР. На пик Москва - туда. В долине ключа Шаньго лежал большой снежник. Русло Среднего Сакукана во многих местах также занято снежниками, правда, удобных снежных мостов мы нигде не обнаружили. По тропе установлены указатели (кл. Шаньго, кл. Того, пер. 60 лет СССР, пер. Архар). Около 22:00 перешли ключ Того (все ключи по тропе проходимы в обуви) и остановились на ночёвку напротив Мраморного Ущелья - здесь есть место для стоянки, обозначенное указателем "Стоянки Мраморные". На стоянках - недостроенное (судя по всему) зимовьё (или что-то вроде того). Рядом с этим местом - разрушенный деревянный мост через Средний Сакукан - далее дорога поднимается по серпантину в Мраморное Ущелье. Переход через кл. Того - по довольно интересному мосту, образующему своеобразный карниз на склоне. Функции моста он, правда, перестал выполнять уже давно: воды ключа текут поверх брёвен. Весь день снова пасмурно, прохладно. Прошли в этот день 13 км.
Грунтовая дорога по левому берегу Среднего Сакукана
Развалины участка Борлага в долине Среднего Сакукана
Развалины участка Борлага в долине Среднего Сакукана
Долина Среднего Сакукана
20 июня
Отправились в радиальный маршрут в Мраморное Ущелье. В поисках брода через р. Средний Сакукан дошли по тропе до точки с отметкой абс. высоты 1502,0 м. Тропа здесь хорошая. По пути обнаружили загон для оленей. Рядом с ним Средний Сакукан протекает по небольшому каньону, над которым натянут трос. Перешли вброд Средний Сакукан и его правый приток. Вода ниже колена. По правому берегу Среднего Сакукана недалеко от этого места - зимовьё ГМС с баней. Задерживаться там не стали. Здесь, по правому берегу, идёт тропа (состояние - нормальное) к Мраморному Ущелью. Прошли по ней, поднялись до развалин лагеря, частично - по старой дороге (серпантин), частично - по тропе, осмотрели развалины. В Мраморном Ущелье довольно холодно, оно и неудивительно: ущелье открыто к северу, и солнце сюда заглядывает редко. Представляю, насколько весело тут зимой... Строений довольно много, все - деревянные и, что удивительно, все - в довольно неплохом состоянии. Подниматься до штолен не стали, вернулись к своим палаткам около 21:00, перейдя Средний Сакукан вброд в районе его пересечения с горизонталью 1400 м. Вода - по колено. Погода: пасмурно, прохладно. Длина радиального маршрута: 16 км.
Долина Среднего Сакукана выше Мраморного Ущелья
Вид на долину кл. Того из Мраморного Ущелья
Бараки в Мраморном Ущелье
Мраморное Ущелье
21 июня
Проснулись в этот день поздновато, я ещё и приболел немного, поэтому вышли в маршрут на озеро Шаньго к 14:00. Спустились по долине Среднего Сакукана по тропе до ответвления на перевал 60 лет СССР. Тропа от дороги идёт по левому борту долины кл. Шаньго, прочищена оленеводами. На высоте около 1600 м встретили троих оленеводов (ребята 10-15 лет). Их стадо (20 голов) паслось чуть выше, на высоте около 1700 м. Идти здесь хорошо, прохладно, ветерок, мошки нет. После места впадения правого притока кл. Шаньго, стекающего с пика Москва, тропу потеряли, но больших сложностей от этого не возникло: местность здесь хорошо проходима и без тропы. А вот чуть выше, в месте, где долина кл. Шаньго круто поворачивает на запад (если идти снизу) начинаются крупнокаменистые россыпи, и идти без тропы по ним довольно неудобно. До оз. Шаньго добрались к 21:30. Лагерь разбили на его северном берегу (больше негде). Здесь - кустарничковая тундра. Вокруг повсюду - осыпи, скалы и россыпи без растительности. Озеро Шаньго большей частью под снегом. Погода: переменная облачность, существенно потеплело. Вечером, только успели поставить палатки, прошёл довольно сильный снегопад, температура воздуха опустилась до 0 и, видимо, ниже. Длина маршрута в этот день составила 15 км.
Снежник в долине кл. Шаньго
Северные олени в долине кл. Шаньго
Долина кл. Шаньго
На озере Шаньго
22 июня
В 13:30 вышли в радиальный маршрут с озера Шаньго на пик Москва. Поднимались по долине кл. Шаньго. По пути - крупнокаменистые россыпи и снежники. Последних в днище долины довольно много. Правда, после вчерашнего снегопада температура воздуха особо не поднялась, и наст держал хорошо. Стоит сказать, что топокарта масштаба 1:100 000 довольно плохо отражает рельеф долины кл. Шаньго выше озера: на карте подъём выглядит постепенным, на деле долина перегорожена обвалами, и подъём получается по своеобразным гигантским ступеням. По долине Шаньго поднялись до самого её верха, до седловины, затем поднимались на пик Москва по его северо-западному, наиболее простому для подъёма, склону. Крутизна склона здесь не превышает 30°, по склону - крупнокаменистые россыпи. На вершине пика Москва - скалистый останец с воткнутой в расщелину лыжной палкой. Дошли туда к 18:00. Когда до вершины оставалось около 200 м по высоте, нас настигла довольно сильная метель, которая закончилась, когда мы на обратном пути почти дошли до седловины. После метели сразу заметно потеплело. Идти обратно по мокрым россыпям было весьма сложно. Вернулись на озеро Шаньго к 23:00. Длина маршрута: 10 км.
Вид с озера Шаньго на долину кл. Шаньго и пик Москва (слева)
Верховья долины кл. Шаньго
Вид на пик Москва с северо-востока
Вершина пика Москва
23 июня
В этот день решили устроить днёвку на озере Шаньго. Почти весь день шёл дождь, прохладно.
24 июня
В 13:00 вышли с озера Шаньго к р. Средний Сакукан по долине кл. Шаньго. Обратно спускались всё время по тропе; она идёт непосредственно от озера Шаньго. Под перевалами Архар и 60 лет СССР встретили стадо оленей (тех же, что и по пути на Шаньго). Пришлось проходить стадо насквозь, что быкам явно не очень понравилось, была пара напряжённых моментов. Группа оленеводов была в прежнем составе и на прежнем месте. Встали лагерем примерно в 500 м ниже по течению Среднего Сакукана относительно отмеченного на карте (и не обнаруженного нами ранее) брода. Время окончания маршрута - 21:00. Наконец настала безоблачная погода, при этом не очень жаркая. Прошли в этот день 18 км.
Долина кл. Шаньго под перевалом 60 лет СССР
Долина кл. Шаньго под перевалом 60 лет СССР (справа)
Долина кл. Шаньго
Низовья долины кл. Шаньго
25 июня
В 13:00 вышли со Среднего Сакукана в сторону пос. Чара. Автомобильная грунтовая дорога хорошая, по выходу из горной долины есть несколько бродов, все легко проходимы. Погода улучшилась, и тут же появилось довольно много гнуса (я видал его и в гораздо больших количествах, но всё равно было несколько неприятно). В районе большого разветвления русла Среднего Сакукана напротив Чарских Песков (наледь) дорога выходит на пойму и далее идёт по ней, пересекая рукава Среднего Сакукана. Здесь броды преимущественно мелкие, самый глубокий - по колено. Затем, когда протоки соединяются в единое русло, дорога выходит на берег Среднего Сакукана и так идёт до пос. Чара. Ближе к Чаре на дороге встречаются довольно большие лужи, которые нужно обходить по обочине. В Чаре были в 20:00. До пос. Новая Чара добрались на такси. Переночевали в гостинице "Кодар". Весь день было жарко и солнечно. Прошли 20 км.
26 июня
Отъезд на поезде в Братск. Уезжали на поезде Тында - Кисловодск.
27 июня
Вечером - прибытие в Братск. Ночёвка в гостинице.
28 июня
Утром вылетели в Москву.
Общие замечания и рекомендации по маршруту
Мне трудно судить, насколько удачно было выбрано время для этого похода, т.к. в другие месяцы я здесь не бывал, но мне погода показалась весьма подходящей: нежарко, но и не слишком холодно. Маршрут могу рекомендовать с двумя оговорками. Во-первых, путь от ур. Синельга до Среднего Сакукана по заброшенной дороге (как шли мы) несколько удручает - как я говорил, дорога довольно сильно заросла, идти по ней не очень комфортно, да и за кустами не видно окрестностей, смотреть особо не куда, кроме как себе под ноги. Во-вторых, по описанному маршруту проблемой является брод через Средний Сакукан в районе его выхода из горной долины. Учитывая всё это, могу порекомендовать вместо маршрута по заброшенной дороге от ур. Синельга пересекать Чарские Пески, переходить Средний Сакукан в месте сильного разветвления русла, и далее подниматься по его долине по грунтовке.
на фото стены массива 3013 в Таежной