Безопасность на скалах. Первый Столб "Перепробивка".
Данная статья посвящена ПЕРЕПРОБИВКЕ или как сейчас принято говорить РЕБОЛТИНГУ легендарного Первого Столба (заповедник Красноярские Столбы). Именно этим мне посчастливилось заниматься практически все лето 2016г, с июня по сентябрь (исключая поездку в горы).
В первую очередь хочется поблагодарить вех тех, без кого этот проект не смог бы состояться:
• Федерация альпинизма России и группа компаний "ВЕНТО" предоставили анкера для пробивки по гранту "Открытые скалы России". Представительство компании PETZL в России также предоставило 130 клеевых анкеров. Без их железа наш проект просто не начался бы!
• Клуб скалолазов и альпинистов "Буревестник", возглавляемый Юлией Журавлевой, подал заявку и выиграл грант конкурса "Красноярский молодежный форум" в рамках грантовой программы агентства молодежной политики Красноярского края в размере 100 000 рублей. Эти деньги в основном пошли на закупку необходимого снаряжения и оборудования.
• Дирекция государственного природного заповедника "Столбы" пошла нам на встречу, выдала разрешение на пробивку и создала все условия для работы.
• Красноярская компания "AZTEC", оказала помощь в закупке расходных материалов.
• Наши хорошие друзья альпинисты-саклолазы и просто отличные ребята Антон Пуговкин и Евгений Лебасов поддержали проект материально.
• Идейным лидером и организатором всего проекта выступил Олег Хвостенко.
Что было сделано:
1) Установлены новые клеевые анкера практически на всех маршрутах Первого Столба – а это 26 маршрутов, большинство из которых мультипичи! Если разложить все мультипичи на отдельные маршруты, то получается 80 маршрутов!!!
По договоренности с фирмой Венто, я использовал их анкера на простых - «народных» маршрутах сложности не более 6с. На более сложных использовал анкера фирмы Petzl.
Но лично я считаю, что анкера этих фирм одинаково ХОРОШИ, и в нашем климате прослужат еще не одно десятилетие. Общее число установленных точек 300шт.
2) На всех спортивных маршрутах установлены цепи, на мультипичах станции из двух точек (при необходимости через них можно без проблем спуститься).
3) На перепробитых маршрутах удалены все старые шлямбурные крючья.
4) Кроме того удалены все ЛИШНИЕ старые шлямбура на маршрутах, которые сейчас не используются (на Коммунаре, в углу Под Березкой и во многих других местах).
Пробивка:
В процессе пробивки я старался не вносить изменении, особенно это касалось классических маршрутов. Т.е. если на маршруте была редкая пробивка, то новых точек я не добавлял. С одной стороны следуя современным тенденциям можно было кое-где и добавить несколько точек, но как говориться «это же Столбы, детка», тут есть свои обычаи, так лазят уже много лет, не мне менять традиции.
Все изменения коснулись в основном безопасности, местами, где порода была не надежной, мне пришлось перенести точки. К тому же забить анкер в то же самое место ни как не получится, нужно сдвигать точку на 10-15 см (в паре мест не угадал). Местами пришлось переносить станцию.
Сразу оговорюсь, что, не являясь экспертом по Столбам, я каждое свое действие согласовывал с «куратором» проекта Олегом Хвостенко. Если было сказано, оставлять как есть, то так и делал, если подумать и перенести, то переносил.
Демонтаж старых шлямбуров:
По началу пытался рубить старые шлямбура топором и кувалдой, тянуть фомкой с шаром и т.д. Получалось медленно, печально и некрасиво. Все шлямбура того времени были изготовлены кустарно. Некоторые из дюрали или латуни, с ними еще можно повоевать. А некоторые полностью из стали, да еще и каленый дюбель на 4мм в середине, вот с ними вообще тяжко.В одном месте старый шлямбур вырвался с большой гранитной линзой диаметром 15см, в других на скале остались некрасивые зарубки от топора и зубила.
В итоге пилил шлямбура аккумуляторной болгаркой и добивал зубилом, получалось очень быстро, аккуратно, и что немало важно пальцы целые ))). На демонтаж 400 точек у меня ушло всего 5 дней, думаю вручную, было бы значительно дольше.
Личные впечатления:
Готов сказать, что это мой самый большой «пробивочный проект», я рад, что взялся за него и смог довести его до конца. Считаю, что получил огромный опыт, участвуя в проекте. Однако, когда весной Олег предложил мне роль «главного пробивщика», то я не думал что проект займет у меня практически 3 месяца.
Так получилось, во-первых, из-за того, что работать с клеевыми анкерами оказалось намного сложнее и дольше чем с вытяжными. Нужно сначала пробить и качественно прочистить все отверстия, затем вклеить анкера, и в самом конце демонтировать старые шлямбура.
Во-вторых, из-за большой протяженности всех маршрутов. Хотя число точек на каждом отдельном маршруте не такое и большое, но протяженность каждого маршрута значительная, в итоге набрался не один километр жумаринга и спуска.
Ну и, в-третьих, каждый день по несколько раз восходить и спускаться на Первый Столб с 25кг рюкзаком, в котором лежит «все необходимое», тоже занимает не мало времени и сил.
Лучшее из того что осталось после демонтажа, остальное в помойку
Итоги:
• Я все лето занимался любимым делом, и практически каждый день был на скалах, а не на промальпе. И даже не смотря на то, что лазать получалось немного, я каждый день получал удовольствие от самого процесса, и от осознания того, что делаю что-то значимое, что прослужит еще долго.
• В совершенстве освоил новую для себя технологию работы с клеевыми анкерами, а так же технологию демонтажа старых шлямбуров.
• С некоторым сожалением готов сказать, что не почувствовал от проекта должной отдачи. Времени и сил потрачено много, а энергия не вернулась. Возможно, еще не прошло достаточно времени, в таких делах это бывает. Конкретно подошли и сказали: «спасибо за работу!» - лишь несколько человек. Некоторые говорили, что все это вообще не нужно, только скалу зря портишь. Мол, и старые анкера отлично работают, зачем их менять? Были и те, кто сказал, что там-то и там-то, я конкретно накосячил или, что я вообще испортил маршрут. Да возможно в паре мест получилось не идеально, но не ошибается тот, кто ни чего не делает. К сожалению, множество мест, где теперь стало «нормально», ни кто и не заметил.
• Короче, для себя я понял, что перепробивка это процесс еще более сложный, чем пробивка. Когда делаешь новый маршрут, то чувствуешь себя творцом, автором, а это само по себе приятно. Делаешь точки и станцию где считаешь нужным, конечно и тут найдутся недовольные – пробито редко, часто, не там и т.д. Но тут есть один «железный» аргумент - это твои маршрут, без тебя, его вообще не было.
В конце статьи хотелось бы еще раз выразить ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОРСТЬ от имени всего скалолазного сообщества компаниям ВЕНТО И PETZL за поддержку этого проекта и всех остальных начинаний на скалах Сибири! Уверен, что их качественные клеевые анкера из нержавеющие стали послужат еще не одному поколению скалолазов и столбистов!
Хотя надеюсь что хоть бы один маршрут с "ретро" шлямбурами, если они достаточно надежные, я бы оставил. Это для будущих поколений, что бы помнили и калоши и шинели и самодельное снаряжение.
«Это же Столбы, детка»
Спасибо
вопросы... 1 Зацепку за метр до финиша с кулак "шишка-подхват" оторвали?...вопрос2 маршрут укоротился? вопрс 3. Моё финишное кольцо на Мунго срезали?
Если всё как я думаю.. а думаю я об этом очень НЕХОРОШО.. надо восстановить маршрут..найти подходяший камень приклеить его точно также как было.маршрут восстановить до финиша как был.Что скажете об этом? на Фото маршрут. и место о котором идёт речь
И Вася молодец!!!!
Ждем Второй столб!!
СПАСИБО!
(я тебя в этой каске не узнаю :) )