Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет

Пишет GalkAIR, 22.01.2017 15:01

Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
На дворе апрель. Через месяц будут сборы на Алтае, в Актру. Мы с Таней уже давно планируем эту поездку. Подготовка идет полным ходом. Нужно все предусмотреть: как добираться, где жить, что есть, куда ходить и чему учить людей.

Набралось два отделения новичков. Ребята сильно нам помогают. Вроде все складывается удачно.
В нашем альпклубе «Крокус», на Зеленом острове, уже стоят коробки с продуктами и котлами, общественное снаряжение, рюкзаки.
Для нас с Таней это первая поездка в качестве инструкторов, да и, по сути, в качестве организаторов альпинистских сборов.
Уже сейчас, в Актру, нас с Таней ждет подарок от Вали Кугаевских, недавно переехавшей из Омска в Томск. Она передала его через наших общих томских друзей. Будет повод зайти в гости! Покупаем ответный презент для Вали – прославленное омское сгущенное молоко и плавленый сыр «Омичка».
Все готово. Списки отделений составлены. План на поездку пестрит множеством лекций, занятий и восхождений. Успеть бы все за короткую неполную неделю в горах…
Загружаемся в веселый желтенький автобус и...
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
В дороге как всегда разговоры, пирожки, бутерброды и чай. Особенно запоминаются пирожки Пирожкова Андрея и чай «Звездочка» (как мы его прозвали) Андрея Благинина, у которого запах уж очень напоминает знаменитую мазь «от всех болезней».
Алтайские горы открываются перед нами уже на закате.
Разноцветная Курайская степь стелется перед белоснежными вершинами, с которых к подножью, словно платок цыганской танцовщицы, спадает багряный закат.
Нас отвозят за поселок, к ручью. Здесь, ночью, мы ставим палатки, готовим ужин и обсуждаем завтрашний день у пылающего костра.
С утра ждем остальных участников сборов. Время зря не теряем: читаем вводную лекцию, знакомимся друг с другом.
Наконец-то все в сборе. На поляне перед нашим лагерем началось построение. Необычно стоять напротив ребят. Теперь мы не участники, а инструктора.
Наши отделения выдвинулись в путь.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
Дорога до ущелья неблизкая, поэтому делаем привалы и перекусываем разными вкусностями.
В горах много снега. Это стало понятно еще в поселке. Горы похожи на пирожное, щедро обсыпанное сахарной пудрой каким-то чудным кондитером.
По пути учим ребят ходить строем, рассказываем об ущелье, показываем вершины, которые в нем находятся. На дороге очень много воды и грязи, поэтому местами приходится пробираться через деревья и кустарники.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
- Не забывайте давать команду «ветка!» следующему за вами участнику и придерживайте их (ветки), чтобы никто не пострадал, – даем очередное напутствие ребятам.
С приближением к лагерю все больше появляется ощущение сплоченности, новички начинают проникаться дисциплиной в горах, слушают и задают вопросы.
Хлопочем с установкой лагеря. Везде снег и вода. Нужно очистить все до камней.
Ребята бегают, суетятся. Каждый занят делом. Это хорошо.
После установки лагеря обсуждаем завтрашний день.
Наши новички особенно суровы. В соседнем лагере под руководством Здановича И.А. есть повар, плитка, столовая с печкой. У нас же все как в «суровом альпинизме»: мокрые дрова, без конца потухающий костер, котлы и половники. Пройдя такую «бивуачную школу», дальше можно ничего не бояться.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
Первый учебный день, конечно, полностью посвящен занятиям.
Снежный склон. Ребята прокладывают тропу в глубоком снегу, катаются по склону, отрабатывая самозадержание. Мы показываем им также вариант полета по склону вниз головой. И это им удается отработать. Накувыркавшись и, надеюсь, узнав много нового, возвращаемся в лагерь.
Первая наша гора – Купол по 1Б к.сл. Конечно, как всегда, нам «повезло» с погодой. Встали с утра и увидели «ничего». Вокруг все белым-бело. Видимость отсутствует. О, как же часто нам приходится говорить это «видимость отсутствует»! Советуемся с Игорем Арнольдовичем. Он говорит, чтобы мы принимали решение самостоятельно, но намекает, что на «единичку» можно и в такую погоду.
Мы выходим. Это наше первое восхождение в качестве инструкторов. Волнительно. Ребята нам доверяют, и очень хочется оправдать это доверие.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
Выхожу вперед и пытаюсь идти ровным размеренным шагом.
Тропа переходит в снежный склон, а он, в свою очередь, в скальную стенку, провешенную перилами. Раньше весь этот маршрут можно было пройти пешком. Теперь он проходит немного по-другому, в обход камнеопасного участка.
Местами мне страшно от того, что не могу контролировать каждое движение ребят. Нас очень много. На каждом участке пути принимаем с Таней тактические решения: как, кому, и в какой последовательности идти. Пока все проходит гладко. Мы понимаем, что мыслим в нужном направлении.
Идем двумя отделениями. Пока мы стажеры, но рядом с Таней я чувствую себя абсолютно уверенно и спокойно. Многие годы жизни в горах сделали нас неразлучными.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
В наших отделениях собрались совершенно разные люди. Есть и те, кто в очень солидном возрасте. Мы переживали, как им будет в горах, но сейчас видим, что они дадут фору и молодежи. Правда, есть один человек, который ходит ну очень медленно – Ольга. Взрослая женщина, добрая и упертая. Для нее очень важно подняться на вершину, так как много лет назад ее развернули из-за медленного темпа, и она так и не побывала на Куполе. Ольга тренировалась в нашем клубе весь год. Регулярно бегала. Мы пообещали завести ее на гору. Медленно, но верно Ольга продвигается вперед.
Нужно обладать невероятными способностями, чтобы научиться находить компромисс, управляя такими разными характерами, тем более здесь, в высокогорье.
Ветер задувает со страшной силой. Мы поднялись к хижине гляциологов.
Встречаем Сан Саныча Ермилова из Кемерово. На одной из смен в Актру он был моим инструктором. Я тогда и подумать не могла, что сама когда-то приобрету этот статус в альпинистском мире.
Мы командуем отделениями, а Сан Саныч тихо наблюдает.
Маршрут очень длинный. Новички периодически интересуются, когда же будет вершина. И вот мы выходим на предвершинный взлет. Видимость по-прежнему отсутствует. Жаль. Так хотелось, чтобы ребята в полную силу ощутили «вкус гор».
Топаем. Топаем. Топаем.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
На пути встречаем поднимающиеся и спускающиеся отделения. Приветствия и смерзшиеся улыбки на лицах.
Вот и «ежик». Так я прозвала вершину Купол в 2007 году, когда впервые ступила не нее. Все усыпано сланцами. Они торчат острыми иглами из огромной площадки на вершине.
Восторг. Радость. Красота! Я вижу, что у девчонок накатываются слезы на глаза. Мы сделали это! Преодолев ненастье, поднялись. Разворачиваем флаг клуба и он, извиваясь на сильном ветру, объединяет руки отважных ребят.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
Холодно. Ветер ранит обнаженную кожу лица. Вниз!
Новички голодные. У хижины гляциологов ребята набрасываются на перекус. Это радует. Есть аппетит – самочувствие хорошее. Тут же нас ждет Сан Саныч. Тропу вниз заметает моментально. Можно заблудиться. Зданович озадачил Ермилова проследить за нашим спуском.
Следы немного просматриваются. Так хочется бежать вниз, как раньше, стремительно и без оглядки! Но теперь мы выполняем другую функцию. Мы инструктора. Спускаемся потихоньку, все вместе.
Наконец-то солнце пробивает белую пелену, ребята тут же достают фотоаппараты. Хочется запечатлеть открывшуюся красоту белоснежных гор.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
На спуске участок с перилами стал еще более опасным, так как все скалы мокрые. Проходим его в кошках.
По рации договариваемся с Игорем Арнольдовичем, чтобы он организовал встречу новичков, как в старые добрые времена.
Внизу кулуара нас ждет Женька Жулинский. Как приятно, когда встречают друзья! Женя помогает с рюкзаками самым уставшим новичкам и идет вместе с нами вниз.
Вот уже совсем близко лагерь. Видно, как народ выползает из палаток и строится.
Стандартное поздравление. Эм… Нет, не совсем стандартное. Мы поднялись и спустились с горы, первой «инструкторской» горы! Таня плачет. Ребята крепко обнимают и поздравляют.
Это было замечательное атмосферное восхождение, и пусть даже в такую жуткую погоду!
Удивительно наблюдать за эмоциями ребят. От них веет новыми впечатлениями, свежестью взглядов и новым пониманием жизни. Сколько эмоций! Вечером ребята делятся с нами всем, что накопилось за день. Девчонки снова плачут.
- Да, мы не увидели ничего на вершине, - говорит Катюшка. - Но как было здорово!
Конечно, в силу человеческих особенностей, у всех разные впечатления, но это и вызывает особенный интерес.
Будучи инструктором, есть возможность увидеть другую сторону жизни человека в горах, так как эта реальность воспринимается совершенно иначе, нежели, когда ты являешься участником.
Мы вновь продолжаем цикл занятий. Работа в связках.
В дни отдыха, в промежутках между приемами пищи, повторяем узлы, учимся "бухтовать" веревку различными способами. Вечерами с Таней читаем лекции по различным направлениям в альпинизме.
«Загнанные» в школе инструкторов, мы стараемся не давать расслабляться новичкам. Хотим вложить в них максимум тех знаний, которые имеем.
Следующая гора – Караташ по маршруту 2А к.сл. Мы опасаемся, что Ольга вновь может сильно тормозить группу, но все же берем ее с собой, пока не научившись говорить «нет» участникам.
Погода хорошая. Сегодня видно горы. У ребят настроение боевое. Выдвигаемся в путь.
Уже на подходе Ольга стала отставать. Большая часть маршрута на Караташ проходится в кошках и связках. Мы все обсудили с Таней. Ольга, как слабый участник, и Коля, как наиболее сильный и выдержанный, пойдут в последней связке под руководством Тани.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
Народ растянулся по всей горе.
Перед нами на тропе еще несколько связок. Мы движемся чуть быстрее их, поэтому нам уступают дорогу.
Я вижу, что наша последняя связка плетется в самом конце… Впереди еще один взлет перед вершиной. Мы видим спускающегося Здановича с разрядниками.
Дожидаюсь крайнюю связку.
- Я больше не могу так идти, - говорит Таня. – Коля замерзает, мы ползем еле-еле. Боюсь, что до вершины Ольга не дойдет. Мы будем спускаться до завтрашнего дня!
Посоветовавшись с Игорем Арнольдовичем, принимаем решение спускать Ольгу. Как раз с отделением разрядников она и пойдет вниз.
Мы подошли к Ольге и попытались доходчиво все объяснить. Ольга с видимым спокойствием отнеслась к нашему сообщению и, казалось, даже не удивилась ему. Но все же я заметила разочарование в ее глазах.
Последний взлет пошли бодрее.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
Таня вышла вперед. Я же иду с Машей, которой также очень тяжело дается подъем, но будучи человеком с огромной силой воли, она молча идет к цели. Я стараюсь ее подбадривать. Маша останавливается, чтобы отдышаться. Стараюсь дать советы, как идти оптимальнее, но понимаю, что для нее сейчас важно просто зайти.
Перед вершиной беру Машу за плечи, и мы, обнявшись, поднимаемся на Караташ. На все наши с Таней вершины мы заходили именно так - обнявшись.
Ребята светятся счастьем. Только Андрей Благинин сидит в стороне, как обычно уединенно наблюдая за происходящим. Это очень интересный человек. Добрый. Но возможно еще в поиске себя. Очень сложно угадать, что у него на душе.
Апельсины на снегу, улыбки, фотографии и развивающийся на ветру флаг.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
Внизу нас также тепло встречают.
После каждого восхождения проводим разбор. Ребята благодарят за то, что мы так грамотно разделили всех по связкам. После Караташа новички как-то особенно сдружились. Стали ходить шутки вроде: «Теперь без меня никуда, ты моя связка!». Народ ожил, повеселел. Всем понравилось восхождение, особенно удивило ребят то, что Караташ оказался проще Купола. Погода. Она делает свое дело.
Мы с Таней никак не можем решить какую гору идти дальше. Купол по 2Б к.сл. Зданович не рекомендует. Мы и сами понимаем, что ребята еще не готовы к такому маршруту. Снизу доверху склон залит льдом. Если и идти, то небольшой группой.
Совсем недавно на этом маршруте произошли трагические события. Группа томичей, состоящая из взрослых и опытных альпинистов, погибла на спуске. Именно с этого склона их снимали мертвыми. Это тоже влияет на принятие решения.
И, тем не менее, решение по поводу дальнейших планов оказывается принять несколько проще, так как поступают не самые радостные новости: район закрывают. Мы еще не успели вдоволь позаниматься, отработать технику и вдруг выясняется, что уезжаем раньше, чем планировалось.
Ищем всяческие варианты, чтобы как-то исправить ситуацию, но понимаем, что вариант здесь только один – спускаться со всеми. Намечается непогода.
Разрядники устраивают посвящение для новичков. Ребята постарались на славу. Не так-то просто пройти все этапы, которые они приготовили.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
Мы с Таней помогаем. Взяв на себя роль «камнепада», периодически постукиваем по каскам новичков треккинговыми палочками, пока они проходят этапы.
Насмеялись вдоволь, промокли до нитки (ну, конечно, только новички) и пошли есть альпинистский торт с выложенными на нем буквами из сухофруктов «Крокус».
Да, видимо, сборы подходят к концу.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
Крайняя ночь выдалась особенно холодной. В нашей уже такой родной столовой зажигаем свечи, и их пламя колышется от порывов ветра, которыми стены палатки пришибает к столу. Это не мешает достать нам гитару и попеть старые добрые песни.
Ребята делятся впечатлениями от уходящего короткого сезона в горах. Мне кажется, что все стали родными здесь, в стенах нашего спасительного «домика», который так недолго дарил нам уют. Никто не боится говорить то, что думает. Я вижу, что все искренне и честно. Это очень важно.
Судя по словам ребят, наши старания прошли не зря. Сборы удались. Да, может было не все гладко, но мы только учимся. Каждый из этих людей, сидящих в тесном кругу на прощальном вечере, многому нас научил. И ведь никто из них даже не подозревает, как много нам дали именно они.
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)
Дорога домой уже совсем другая. Все стали ближе и роднее. Не смолкают шутки и разговоры. Все спрашивают, когда будет точка.
Мой остаток мая проходит в сборах. Доделываю все, что можно доделать – по работе, по дому. Близится переезд в Москву. Странная штука жизнь… Почему-то за мужчинами нужно ехать на край света. По крайней мере, в моей судьбе сложилось именно так. Вторая половинка моего сердца живет в Москве.
Телефонные звонки, встречи, встречи, встречи...
- Галя, привет! Хочу увидеть тебя, пока ты здесь, в Омске… – только и слышу я по ту сторону провода в последнее время.
Москва. Правда ли?
Теперь все будет по-другому. Хорошо ли – не знаю, иллюзий не строю, но по-другому. Уже давно все к этому шло. Я оттягивала переезд как могла. Всегда найдутся причины, чтобы оставить жизнь на круги своя. Мы всегда боимся что-то поменять, боимся неизвестности.
Сегодня «точка» по поездке в Актру.
Вот и друзья. Все в сборе.
Объятия. Особенно крепкие, ведь скоро у меня не будет возможности видеть глаза родных мне людей, держать их за руки.
Шашлыки, костер, песни.
- Ребята, мне нужно что-то сказать… - начинаю я.
Я еще не объявляла ребятам из клуба о своем отъезде, но, конечно, они уже давно все знают.
- Галь, мы тут подготовили тебе небольшой подарок, - говорит Женька Жулинский.
Женя достает из рюкзака книгу «Старый Омск» и рамку с фотографией, где мы с флагом клуба после полумарафона, прошедшего совсем недавно.
Слезы. Трогательно и тяжело. Очень тяжело.
Ребята подходят ко мне, чтобы обнять. У многих на глазах вижу слезы. Мы слишком сроднились в последнее время.
Поздно вечером приходят Олеся и Виталя – давние друзья. Они узнали о «точке», и пришли, чтобы увидеть меня. У Олеси на глазах слезы.
- Галя, это тебе, на счастье, - говорит она, завязывая мне на запястье разноцветную фенечку.
Не знаю, как я буду жить без вас, друзья…
Ущелье Актру, май 2016. Запоздалый алтайский отчет (Альпинизм)

2016 год был очень щедр на события. Мы с Таней наконец-то осуществили давнюю мечту – создать в Омске Клуб альпинистов. Назвали его «Крокус». Главной идеей было воссоздать такой Клуб, как раньше, без коммерции, основываясь на энтузиазме и целеустремленности людей, схожих во взглядах на жизнь, горы.
Было и есть много вопросов, которые надо решать, но и по сегодняшний момент Клуб активно развивается благодаря Тане Куриловой, Жене Жулинскому, многим вдохновленным ребятам, которые однажды глотнув горного воздуха, разожгли в себе новый огонек жизни и тем, кто еще только собирается его разжечь. Я стараюсь следить за событиями, происходящими в «Крокусе», но, увы, в связи с большим расстоянием между городами, не всегда это удается.
В этом году нам удалось три раза посетить горы и поучаствовать в учебно-тренировочных сборах: майские праздники мы встретили на заснеженном Алтае, в ущелье Актру; отпуска летом провели в Киргизии, ущелье Ала-Арча; а за короткие ноябрьские выходные успели побывать в горах Урала - национальном парке "Таганай".
За этот год нами было выдано 27 значков "Альпинист России", которые каждый заслужил! Три человека выполнили норматив 3 разряда по альпинизму.
За этот год ребята Клуба «Крокус» дважды выехали на скалы Урала недалеко от Екатеринбурга, сходили в лыжный поход, поучаствовали в соревнованиях по ориентированию, сходили в ПВД и, конечно, тренировались!

Мы хотели бы выразить огромную БЛАГОДАРНОСТЬ ФАР и компании «Vento», которые поверили в нас и дали толчок двигаться дальше, оценив наш труд незаменимой для нас наградой – грант «Vento–Точка опоры». Снаряжение, которое мы получили, было изъято из упаковки в первый же день и сразу нашло применение на занятиях. Благодаря гранту мы смогли обеспечить в полном объеме отделения новичков и «значков» необходимым снаряжением для поездок в горы!
И по сегодняшний день снаряжение активно используется на учебных занятиях и тренировках. Это неоценимый вклад в развитие альпинизма в регионах страны. И мы счастливы, что есть люди и организации, которые верят в будущее данного спорта и помогают его развитию даже в городах, где о горах слышали только по телевизору! :)
Благодарим всех ребят, кто был с нами в этот непростой год становления Клуба! Особая благодарность Здановичу Игорю Арнольдовичу, который развивает и помогает развивать альпинизм нашему Клубу в г. Омске.

P.S. Ниже приведены ссылки на видео с выездов на скалы Клуба. Приятного просмотра ;)