Ледяной цветок или рождественская Скандинавия велосипедная

Пишет Irina Morozova, 30.12.2016 15:02

О Швеции, маленьких дорожных приключениях и о рождественских пожертвованиях детям.

И всех с наступающим Новым годом. Побольше приключений в новом году - маленьких и больших!

Ледяной цветок или рождественская Скандинавия велосипедная (бомж-велотур, зимний велотуризм)

В этот раз, писать регулярные репортажи во время нашего короткого вело-круиза не получалось.
Во-первых, из-за того что во время ночной прогулки к озеру в первый же ясный морозный звездный вечер в Швеции я подскользнулась (ботинки то без кошек) и со всего размаху звезданулась виском об лед, и после последующих дневных велоперегонов хотелось просто расслабиться и отдохнуть, а не напрягать ушибленный мозг :)

Во-вторых, зимний велотуризм оказался психологически сложнее, чем летний. Поэтому опять же вечером хотелось расслабиться.

Почему зимой сложнее? Потому что летом наш дом всегда с нами: где захотел, там остановился и поставил палатку. Устал – остановился и поставил палатку. Увидел живописное место – встал и поставил палатку. Заблудился, съехал не на ту трассу – ну и фиг с ним, – просто покатил другой дорогой, изменив маршрут. С утра никуда не надо торопиться, можно спокойно пить кофе, неспешно собираться, так как день длинный, особенно в Скандинавии, учитывая северные "белые ночи". А вот зимой день короткий, в 15 часов уже темно, поэтому приходится выезжать с самым рассветом.

Где угодно не переночуешь, так как палатки нет, а все кемпинги и домики забронированы и оплачены заранее перед поездкой. Поэтому хочешь, не хочешь, а надо обязательно доехать из точки А в точку Б, и изменить маршрут не возможно.

Наш домик в шведском кемпинге

Ударился головой, крыша с утра слегка плывет, хочется целый день полежать в кроватке, а надо садиться на велик и катиться дальше к следующему забронированному месту ночевки. Причем катиться местами по голому льду, стараясь не приложиться об него и так уже стукнутой головой.

Но ведь чем труднее путь - тем он интереснее. А все сложности и перипетии добавляют перчинки или изюминки. Как гласит тибетская мудрость: «Если перед тобой два пути – выбери тот, который тяжелее».

Идея велокруиза пришла спонтанно. После прошлого трехнедельного норвежского бомж-тура в Норвегии хотелось прокатиться немного по Швеции. Но лето такое короткое, а так много планов, столько всего хочется, что все сразу просто не успеть. И еще, мне очень нравится новогодняя Скандинавия. Есть в это время в ней особая сказочная магия. Хоть и вырос, и уже не ребенок давно, но оказавшись зимой, перед Новым годом, например, в Лапландии, начинаешь верить что Дед Мороз или Санта Клаус и прочие тролле-гномы существуют и поджидают за каждой сверкающей огоньками елкой или за светящимися маленькими окошечками домиков в лесу. Настолько там все такое сказочное. Недаром из каждой предновогодней поездки я, как гирляндоман, привожу домой море свечей, фонариков, гирлянд, звездочек, сердечек и прочих лампочек.

В финской Лапландии мы уже были не раз, хотелось чего-то нового. К тому же на любой финский северный зимний курорт не доберешься без машины, а значит надо искать оказию с кем поехать. Вот тут-то и пришла идея поехать на неделю в Швецию, в которую очень просто добраться на пароме из Питера вместе с велосипедами, и не надо ни от кого зависеть с машиной. Конечно, всего одна неделя – это мало, но зимой и за одну неделю можно получить столько же экспиренса сколько летом за месяц.

Так, мы и оказались на борту Принцессы Анастасии и отправились в велокруиз.

Сразу хочу предупредить – никогда не отправляйтесь в этот круиз БЕЗ личного транспорта: машины, мотика или велика. Иначе вас будут ждать ежедневные часовые стояния в очередях при посадке и высадке с парома.
Мы с жалостью смотрели на всех эти стопицот пассажиров, толкущихся и парящихся в теплой одежде перед зоной пассажирского выхода, когда проходили мимо них, чтобы спуститься на грузовую палубу, откуда выезжали вместе с фурами без всяких душных человеческих очередей и толкотни.

Выезжаем с парома самыми первыми перед большими фурами и застаем рассветный туман над Хельсинки.

Да и досмотр у нас везде (за исключением Питера, где нас с велосипедами почему-то отправили в "человеческую" очередь), проходил гораздо легче и проще – подъехал к окошку, подал паспорт, перекинулся парой шуточек с погранцами и таможенниками, и покатил. Особенно в Швеции были веселые ребята. Окошко паспортного контроля там на уровне кабины большой фуры. Поэтому с велосипеда приходилось тянуться высоко вверх, чтобы подать паспорт, а пограничники при этом шутили: "Вы же спортсменки, можете подпрыгнуть."
- Мы то подпрыгнем, а вот наши велики прыгать не умеют, - пошутили мы в ответ, слезая с велосипеда, чтобы дотянуться до окошка.
После чего, пожелав друг другу веселого Рождества, на этой позитивной ноте радостно раскланялись и покатили восвояси.

Вообще, шведы оказались очень отзывчивыми и компанейскими. Или нам, как обычно, попадаются хорошие люди на пути.
В первый же день заблудились при выезде из Стокгольма. Очень трудно ориентироваться в чужом мегаполисе в множестве развязок и дорог с кучей незнакомых табличек и указателей, когда тебе при этом надо попасть в маленький кемпинг, находящийся где-то в холмах на берегу маленького озера среди сотен шведских озер. Один раз мы спросили дорогу у пожилого джентльмена на аутентичном стальном велике с корзинкой. Дедуля совсем плохо говорил по-английски, но с помощью карты и международного языка жестов нам удалось определить свое местоположение.

К слову, большинство пожилых людей в Швеции не знают английский, но при этом стараются помочь.
В дальнейшем мы старались их не напрягать, а спрашивать дорогу у более молодых.

Когда в очередной раз проскочили нужную развязку, тормознули какого-то велоспортсмена, несущегося на шоссере, то бишь шоссейном велике. До этого мне было любопытно, ставят ли они на этих тонюсенькие шоссейных колесики шипы, или все велоспортсмены настолько прокачаны, что гоняют без них. Чувак оказался триатлонщиком. И да, покрышки у него стояли шипованные.

Шоссер нашего шведского провожатого

Хотя в Стокгольме и пригородах насыпают столько гранитной крошки, что поначалу я сетовала, что перед поездкой поставила самую злую покрышку на переднее колесо – Швальбу Айс спикер, зубья которой застревали в этой крошке.

Но то, что на сей девайс не зря были потрачены «пять тыщь рублев» стало понятно, когда мы выехали за пределы города и местами пошел такой лед, что в пору на коньках по нему кататься.

Так вот, пойманный на дороге спортивный шведский парень поначалу попытался объяснить. что нам надо вернуться назад, а затем качнул головой и сказал, что вывезет нас окольными путями и покажет короткую дорогу. Окольные пути оказались красивыми живописными парковыми велодорожками, с экстремальными участками голого льда и неслись мы по ним, пытаясь угнаться за шведским триатлонщиком со скоростью раза в два выше, чем катимся сами.

Окольные пути в пригородах Стокгольма

Хотя он при этом наверняка катился со скоростью раза в два ниже своей обычной, показывая дорогу на протяжении километров эдак тридцати, так что от того места, где мы с ним в итоге распрощались до кемпинга осталось всего 5 км. Вот такие в Швеции спортсмены, для которых и 30 километров не крюк. Правда, Лика потом сказала, что ему было немного по пути с нами, он ехал почти в ту же сторону, возвращаясь домой с тренировки, что несколько успокоило нашу девичью совесть :)

Вообще, все это наверное, не важно. Колеса, дороги, озера, звездные ночи, падения об лед, встречи на дороге, шведские домики. К слову, после кемпинга мы остановились на ночевку в маленьком шведском домике тысяча восемьсот какого-то года постройки. Это типичный шведский дом в котором когда-то, как нам сказали, жил то ли фермер, то ли солдат. Хозяйка даже дала немного дров, чтобы мы затопили старинный камин, где плитка еще ручной работы, а не промышленная.
Я сразу вспомнила такие же камины в нашем Екатерининском дворце и прониклась благоговением к тому какой исторически-раритетный камин разжигаю.

Хотя, думаю, что все эти дорожные мелочи интересны только нам самим и остаются для нас нашими маленькими мгновениями жизни. Поэтому, еще, наверно, и не писалось в дорог. Впечатлений по пути было много, но казалось, что все это лишь личные маленькие мгновения людей, которым нравится путешествовать.

Вот, например, говорят, "горячие финские парни", но почему они тогда в розовом и с розовыми ящиками? Вообще, это какая-то скандинавская мода - кататься с такими вот ящиками. Когда мы увидели этого парня в Хельсинки, то решили, что чувак едет на паром. Но потом постоянно встречали велосипедистов с такими же ящиками за плечами и в Стокгольме. Причем многие из них в розовом прикиде. Нас так поразил этот стиль эмо, что засмотревшись на одного такого "розового" мы чуть не проскочили нужный поворот.

Или шведский "русский" йогурт 17%. Интересно где они видели у нас сейчас в России 17-ти процентный йогурт, когда он весь обезжиренный и с кучей крахмала и загустителей.

В Швеции много афроамериканцев и тайских забегаловок с тако. А еще безумно много бомжей, особенно в маленьких городках, они все тусуются на центральной площади, среди палаток с рождественскими ништяками, создавая определенный средневековый колорит и антураж.

Cтарый город Стокгольм так же прекрасен, как Старый Таллин. Хотя в Старом Таллине более новогодняя и праздничная атмосфера на главной площади у ратуши. Зато в Гамластане на главной площади, той самой, которая на всех фото и открытках как символ Стокгольма, вечером, когда уже были закрыты все ярмарочные домики, мы увидели огромную крысу, размером почти с Ленкиного енота. Но снующая по этим старым углам крыса только добавила нам эмоций и антуража. Тут же вспомнился Крысолов, и мы полезли в интернет, чтобы перечитать на ночь глядя эту легенду, этакий сапиенс в нашей и так достаточно экзотической ночевке в средневековом подвале старого города.

Ну и конечно, путешествие перед рождеством дарит массу позитива и праздничного настроения.
Мы хотели привести этот позитив детям из хосписа, но...

И вот тут немного завершающих мыслей о нашей акции

Пожалуй это более серьезно, чем все описанные в этой статье впечатления.

Как я уже писала, мы планировали просто поехать в рождественский велокруиз. Но Лена Хенриксен из Норвегии снова предложила нам организовать акцию. В этот раз уже не протест против выбрасывания еды, а сбор пожертвований на новогодние подарки детям из хосписа.
Не знаю был ли какой-то резон в этой акции, так как мы публиковали реквизиты детского хосписа «Дом с маяком» и не знаем как много им перечислили денег, благодаря этой акции.

Живые подарки детям в Стокгольме и Таллине к парому так никто и не привез, хотя мы ждали.

А на норвежском сайте Bidra.no сумма пожертвования оказались очень маленькой. Хотя при этом, я взглянула, там же жертвуются десятки тысяч крон на разработку какого-то нового дизайна чего-то и на прочие вещи, такие, что для нас малопонятно зачем на них нужны бесплатные пожертвования, когда это коммерческиt проектs, на которыt надо просто брать ссуду в банке.
Лена попросила администрацию сайта продлить акцию до нашего российского рождества.

Хотя для шведско-норвежского менталитета возможно малопонятно зачем собирать пожертвования для детей из приюта. Мы задали эти вопросы хозяевам домиков, у которых останавливались. Они рассказали, что у них не существует детских домов для маленьких детей, так как их обычно усыновляют разные семьи. Приюты существуют только для тинэйджеров, то есть для подростков.
На вопрос что делают люди, когда у их ребенка трудноизлечимая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, как в случае с детьми из хосписа «Дом с маяком» - получают ли они какие-то дотации от государства или же лечат как и в нашем случае за счет благотворительности, на этот вопрос мы получили ответы, что такой проблемы как найти деньги на лечение ребенка у них просто нет. В Швеции у родителей больных детей другая проблема – найти время на то, чтобы сидеть с больным ребенком. Поэтому либо оба родителя делают это по очереди, либо нанимают сиделку.

К сожалению, в нашей стране не все так радужно. И чаще не хватает именно средств на очень дорогостоящее лечение. Именно для этого и был создан благотворительный хоспис «Дом с маяком».
И поскольку мы не в Швеции, то может быть окажем детям небольшую помощь? Не зря же мы катались с этим банером? И как я уже говорила в самом первом интервью Лене Дмитренко – если наше эгоистическое занятие, каковым является любой вид экстрима, принесет какую-то общественную пользу, особенно детям, то это даст нам самим чувство морального удовлетворения, что мы не зря проживаем свою жизнь.

Пожертвования из России. Обязательно указывайте комментарий к переводу "Детям"