Цей-Лоам по маршруту Харитонова

Пишет robinsya, 15.11.2016 14:35

Цей-Лоам по маршруту Харитонова (Альпинизм, горы, альпинизм, ингушетия, гай-комд, гуков, дождев)

Александр Гуков и Иван Дождев нашли, чем себя порадовать на ноябрьские праздники и съездили посмотреть, как там в Ингушетии стоит Гай-Комд (Цей-Лоам), и оценить перспективы района.

Информация о маршруте

Гай-Комд (Цей-Лоам), 3192м, по ц ЮВ стены (м-т Харитонова), 6А
Район – Кавказ, от пер. Крестовый до в. Шавиклде;
Характер маршрута – скальный;
Протяженность маршрута – 1055 м, стенной части – 812 м, перепад высот маршрута – 780 м, стенной части – 670 м, протяженность участков 6 к.сл. – 225 м, 5 к.сл. – 467 м, средняя крутизна стенной части маршрута – 75°;
На маршруте использовано точек страховки / в том числе ИТО: 227 / 80; якорей и крючьев 87; закладных элементов 81; шлямбурных / съемных шлямбурных крючьев 9 / 10;
Количество ходовых часов – 38, дней – 5;
Выход на маршрут – 3 ноября 2016 г. 10:00;
- обработка – с 3 по 5 ноября 2016;
- день отдыха 6 ноября 2016;
- выход на вершину – 8 ноября 2016 г. в 18:15;
- возвращение в БЛ – 9 ноября 2016 г. в 13:00.

Команда:
Александр Гуков
Иван Дождев

Рассказывает Александр Гуков

После поездки в Крым решили с Ваней посмотреть на Ингушетию, а заодно и попробовать залезть на в. Гайкомд, она же Цей-Лоам, она же Гиреч. Времени было не много, неделя.

Посмотрели в интернете описания двух шестерок на вершину: описания по маршруту Доро 2003 г нашли, второго, Харитонова 1986 г нигде не оказалось. Судя по описанию Доро, у них 6 дней вышло на обработку и шесть дней на вторую часть маршрута с платформой.

Мы подумали, что платформы у нас все равно нет, поэтому полезем-ка мы лучше Харитонова, в надежде, что он попроще, все же 86 г. Снаряжение тоже взяли по-минимуму, что у кого было.
Хорошо, что у Вани оказалось 3 съемника, а у меня две 4 и один 5 camalot, без них мы бы не прошли маршрут. Набрали старых веревок разной длинны в количестве 7 штук для обработки, сели на Делику, и в путь.

Нальчикские друзья-спасатели позвонили в ПСО Ингушетии и попросили нас встретить и сопроводить к стене, что те и сделали, за что им огромное спасибо, начальнику ПСО Абдуле и его заместителю Магомеду.

С погодой нам очень повезло. Новолуние началось, и все шесть дней, что мы там работали на стене, стояла солнечная прекрасная погода. Мы конечно перетрусили немного, и взяли в отрыв на стену лишний спальник и пуховки, но все же ноябрь месяц, думали, будет холодно. Вместо палатки у нас был тент Ortic, очень даже неплохо мы в нем заночевали на маленькой полочке в полулежачем положении. Вторая ночевка была уже под вершиной, там много места, но спалось значительно хуже.

На вершине. А счастливые-то какие?!

Воды на маршруте нет вообще и снега тоже, только на вершине. Поэтому пришлось с собой тащить приличный запас.

Маршрут классный конечно. Такое впечатление, что он состоит из разных пород: низ похож на крымский известняк, довольно прочный, а верх похож на безенгийскую Ак-каю - песчаник с минимальным количеством трещин, куда можно забить крючья, но большим количеством зацепок в виде дырок. И одна огромная трещина-камин по маршруту, в которую идут только что 4-5 камы, которых у нас три.

Поэтому приходилось лезть довольно большие пролеты без страховки, вставляя в щель в сложных местах большие камы и вытаскивая их после для дальнейшего использования.

Посередине идет зеркальная часть маршрута, которую нужно проходить по диагонали к внутреннему углу. Там первопроходцы набили дырок под восьмые съемники и немного шлямбуров оставили. Дырки старые уже, развальцевались, съемники вылетали из них, поэтому пришлось полетать довольно много и опасно. Плюс там очень большой маятник, который пришлось пройти с доползанием на фифах и закладыванием промежуточного маятника, короче веселуха была.

Пока обрабатывали маршрут, жили в небольшом отельчике под маршрутом. Очень удобно, но съедало дополнительные пару часов в день туда обратно подъема и спуска.

Перед отрывом решили сделать себе день отдыха, так как со стены спустились поздно, а выходить нужно было очень рано, чтобы успеть отжумарить семь веревок и скинуть лишние вниз.

Судя по летописи Владимира Шатаева, это было третье прохождение маршрута. Вроде в 1989 г. команда военных окупировала стену и прошла этот маршрут тоже. По всей видимости, согласно той же летописи, там много чего прошли в восьмидесятые годы, но большинство маршрутов так и осталось неклассифицированными. В общем, хорошее место, где, судя по всему, можно еще много первопроходов сделать.