Гармо-1992 - Кашкар-2004.

Пишет А. Джулий, 06.09.2016 14:29

Кашкар, 6435 м, Китай

Вот я созрел для новой порции воспоминаний- о маршрутах прошлых лет. Кому-то, надеюсь, будет интересно... Кого-то - заставит задуматься. Да и фотографии, надеюсь, хорошие...
Гармо, 6602 м, Памир, Таджикистан.

Когда-то, давным-давно, мы ходили на пик Гармо. То есть на Памир. Мы-то тогда считали, что уже доросли до решения для себя таких задач – траверса нескольких вершин (а именно, траверса пика Гармо, а затем пика Коммунизма). Возможно, так оно и было, но когда оглядываешься на то мероприятие с высоты приобретенного опыта, то кажется (а вероятнее, так оно и есть), что лезть такие траверсы нам тогда было рановато. Но наглости (смелости?, безрассудства?) нам было не занимать, и было, за кем идти. Мы были далеко не первыми в таком подходе к построению похода. И список первопроходцев и зачинателей высотных траверсов, технических стен в рамках походов – достаточно большой. Но… На кого-то же все-равно оглядываешься… Кто-то подает пример. Для меня эти люди очевидны – начиная с Лены Титковой, которая по сути привела меня в «большой туризм». И конечно, друзья или старшие товарищи, как угодно – это и Леня Директор, и Алимов С. И., и Попчиковский В. Ю. И их близкий друг, а в чем-то учитель – Николай Волков. Его я, к сожалению, не знал лично, он погиб в 1981-м, но благодаря его друзьям и соратникам мне порой кажется, что мы знали друг друга близко… Это еще и Никита Степанов, Сергей Фомичев, Саша Ефимов… И наши Одесситы, с кемя впервые попал на Памир в 1985-м – В. М. Киличенко, Сергей Чередников, Саша Майоров… И буквально перед нами – походы Володи Юдина (1989, траверс Корженевы, траверс Коммунизма) и Вити Будникова (1991, траверс Гармо, траверс Коммунизма). Наверно, этот список можно продолжать до бесконечности, да еще про каждого из них хорошо бы рассказать подробнее, но я пока не о биографиях, а немного о горах…
А хочу я немного рассказать про Кашкар – траверс в Китае в 2004-м году, первопрохождение (а с большой долей вероятности, первовосхождение) на красивый 6000-к, в хорошую погоду замечательно видимый с гребня пика Победы – доминирующая вершина на юге, 6435 м. Можно его разглядеть и с Хана, прямо за Победой.
Так вот, без Гармо был у нас такой высоковероятный шанс там остаться… Правда, он был и с Гармо, но без Гармо все могло быть хуже…
А пока мы на Памире, в уже далеком 1992-м году, фактически накануне войны. Иногда задумываешься – ведь это почти четверть века прошло. А что-то помнится, как вчера. За первую неделю мы прошли неплохую акклиматизацию через три перевала – Пулковский-1 1Б – Молдаванка 2Б, Шокальского Ю. 3Б. Шокальского Ю. – красивый первопроход с ледника Шокальского на ледник Комсомолец, про него я здесь как-то рассказывал. Впереди – Дарвазские ледопады (определяющий элемент перевалов Мираж, Шокальского, Дарвазский – все 3Б).
в Дарвазских ледопадах...

В Дарвазских ледопадах, 2-я ступень...

На их прохождение уходит 3 дня, то есть на третий день мы ночуем под перемычкой Дарвазский кругозор – непосредственного начала траверса пика Гармо…
Гармо-1992 - Кашкар-2004. (Туризм)
Перевал Дарвазский кругозор 3Б*, начало нашего траверса... Справа скальный гребень - маршрут подъема В. Будникова (Томск) и вероятно, путь спуска Грузинской команды в 57-м...

Дальше – жесткий, «бутылочный» лед, в который крутились лишь 5 ледобуров из нашего арсенала, скалы, перила, полу лежачий бивак на 35-40 градусном льду, в котором мы за несколько часов вырубили лохань и там разместились, накрывшись палаткой… Первые признаки непогоды… И мы тут выходим в уютную мульду и решаем ночевать… А надо было идти и идти, пока позволяет погода, хоть как-то… Опасались, что не будет подходящей ночевки… Хотя, по большому счету, ведь были готовы ночевать и сидя… Но нет, удобства подавай… В общем, попали мы тогда в затяжную непогоду. Не скажу – циклон, так как Е. Ильинский говорил нам, что погода на Памире стояла великолепная и только на Гармо всю неделю висела туча. Ну а мы сидели внутри этой тучи, и на великолепную погоду это никак не походило… Но главная проблема была в другом… Жрать было нечего. Как-то привыкли к Памирской погоде, когда если и задует в серьез – то на день-два… Но – не на пять-шесть… Ну и первые дни питались своей стандартной раскладкой, рассчитанной на 3 дня траверса+1-2 дня на выход к заброске под Коммунизма. И когда я спохватился на предмет ее растягивания, растягивать уже было нечего.
Вершина уже рядом...

Спасало то, что топлива было много и пить воду/чай мы могли, когда была возможность (т.е. стояла палатка). Так что несколько дней мы там конкретно выживали… И на Гармо вылезли слегка похудевшими.
На вершине...

Но еще нужно же спуститься… А скорость, как понимаете, не блещет. И на 3-м дюльфере Антон получил камнем. В голову. Каска, на удивление, спасла. Правда, переломилась ровно пополам. Удар, к счастью, пришелся по касательной, затем камень въехал в ключицу и ее сломал (обнаружили это мы уже в Москве). Антон шел последним, и никто его не видел. Вырубило его минут на 10-15… Я уже собрался лезть за ним, когда он появился… На плечах висят половинки каски, его слегка шатает… Темнеет… Здесь уже можно идти в связках и я полчаса назад услал двойку на поиск полки под бивак… Мы же втроем пошли уже практически в темноте – во всяком случае, видны были только силуэты… У Антона вся шапочка пропитана кровью, но двигаться может а кровотечение вроде бы приостановилось, так и пошли. Так добрели до палатки, где-то метров через 300… Этот день высосал нас без остатка – да и выдуло еще все силы почти ураганным ветром. Но в палатке – почти тепло, по сравнению с улицей. Сил нет даже раздеться, залезли в спальники в ботинках. По-моему, ничего не варили, но возможно передовая связка к нашему приходу сделала чай, не помню (варить-то было нечего). Обработал Антону рану (сантиметра 3), забинтовал, выжали шапочку… Этой ночью мы поморозились… Очень дружно… Кто больше, кто меньше – наверно, в зависимости от степени истощения. Идти больно, но терпимо… Выходим и продолжаем спуск – хватает нас только до седловины перевала Крыленко-Блещунова.
Гармо с ледника Бивачный.
Правда, ноги не болят – через 5-10 минут после выхода они замечательно замерзли и болеть перестали. Но ночью (а перевал – чуть выше 5000) отогрелись и поэтому почти не спали… А утром все повторяется – стартовать больно, зато потом все замерзает и мы почти шустро спускаемся на Бивачный – и в тепло. Вот тут мы осознали, что такое обморожение… Хромаем по леднику на слегка опухших ногах… Очередная ночевка, идем дальше… Думаем все, уже начались глюки – слышим голоса… Это альпинисты из лагеря Ильинского уходят на Россию… Сегодня я уже знаю, что там были и Саша Ручкин, и Дима Греков, и другие ребята…
Гармо-1992 - Кашкар-2004. (Туризм)
В гостях у Е. Ильинского. Леша Масленников.

В гостях у Е. Ильинского. Лагерь... Ребята лезут на Россию по баллону - второе прохождение (и пока последнее).

Пришли в лагерь, Ерванд сразу потащил нас в столовую. Так мы познакомились с лучшим тренером всех времен и народов в альпинизме – Ервандом Ильинским. Он нас пару дней откармливал, а врач (по-моему, Саша Борисов) лечил наши обморожения – мазал гепариновой мазью. Не знаю, мазь помогла, или еще что, но в целом на группу мы потеряли один палец (причем только мягких тканей). Ждали вертолет, потом выяснилось, что не будет – и мы побрели на Кашал-Аяк – ближайший известный нам выход в цивилизацию… То еще мероприятие на обмороженных ногах… Правда шли не на Кашал-Аяк, а на метеостанцию, где был Рома, наш давний друг, и также была надежда на вертолет (которая, как известно, умирает последней). Здесь еще и Антон заболел, температура под сорок…
Гармо-1992 - Кашкар-2004. (Туризм)
Антон с легкой повязкой на голове... За спиной - золотой корень...

Так что день лечились. Ну, со смертью надежды пошли через Кашал-Аяк. В кошках с обмороженными ногами оказалось не очень… Так что хватило нас только до тела ледника… Это уже совсем Азия, жара… Так что палатку даже не ставим. Завтра – финишный забег почти на 50 (или 40?) км. Но мы справимся…
В 2004-м, имея уже совсем другой опыт, мы оказались в Китае, в очередной (всего лишь второй) экспедиции. Да, из той команды я здесь был один, но как же мне пригодился этот опыт Гармо… (Да, наша та команда не распалась… Мы сходили в 93-м хороший маршрут на Иныльчеке. Потом был долгий перерыв из-за развала, а Антон был инициатором, по крайней мере, 2-х хороших походов – в 2001-м (он тогда не пошел, из-за каких-то проблем) и нашей первой экспедиции в Китай, где Антон был главным организатором и участником).
Да уж… Вот такая прелюдия получилась…
В 2004-м году мы шли в Китай с главной целью – пик Военных топографов по южному ребру, которое запало в душу и не давало спать с 2002-го года… Но лезть на третью вершину Тянь-Шаня первопроход по далеко не простому маршруту нужно с хорошей акклиматизацией. В качестве объекта акклиматизации и был выбран пик Кашкар, 6435 м. А так ка мы все же туристы, и все это хочется вписать в протяженный маршрут по горам, мы, естественно, планируем траверс. Тем более, что конечная часть траверса нам немного знакома, так как проходит по участку гребня с 5700 до 5100, пройденному нами в первой экспедиции (5100 – это перевал Божья коровка 3А-3Б, а 5700 – перевал Плато 3Б, пройденные тогда). Очевидный относительно простой маршрут на Кашкар – «по доске», которая выводит на вершинный гребень где-то на отметке 6100, вроде бы пройденный, как потом выяснилось, Японцами в 1991-м (меня, если честно, так в этом и не убедили по присланным фотографиям из ААJ – скорее наоборот). Но нам хочется увидеть как можно больше для будущих экспедиций, и мы останавливаемся на длинном траверсе северного гребня вершины, с седловины перевала, который предварительно нами назван Моренный.
Гармо-1992 - Кашкар-2004. (Туризм)
Неизвестный Китай. Вид на запад с перевала Моренный.
Неизвестный Китай. Вид с траверса на юго-запад.

Когда мы прошли траверс Гармо, я потом с удивлением выяснил, что оказывается мы сделали траверс 5-ти вершин Дарвазского хребта (надо же, а я думал, одной и кучи жандармов). В этом сравнении траверс Кашкара - это действительно траверс серии вершин выше 5000 м общей протяженностью 14 км (5550 м, 5620 м, 5650 м, 6050 м, 6435 м). На все-про все (т.е. подходы-отходы-траверс) мы заложили 10 дней (или 9, как-то так). То есть, больше, чем на Гармо.
Гармо-1992 - Кашкар-2004. (Туризм)
Кашкар, 6435 м. Справа - м-т по доске, правее - верхняя часть нашего траверса.
Тут стоит вспомнить слова Андрея Лебедева в одном из его рассказов – если вы ходите высотные траверсы, будьте готовы к попаданию в «ж…». Плохо в общем будет… До этого мне как-то больше везло, хотя тут сложно что-то сравнивать. Я, все же, оптимист, так что живу по принципу «могло быть хуже» (помните у пессимиста – «как же плохо»). Так что и на Кашкаре, наверно, могло быть хуже (во всех смыслах, включая лавины). При всех пройденных траверсах долго мы «торчали» только на Гармо… В 1993 на Тянь-Шане в самый циклон (72 часа непрерывного снегопада) мы были в МАЛе… И т.д. А вот здесь мы этот циклон поймали в самом пике – то есть с 5500 до 6300… 7 дней непрерывной непогоды… По ощущениям – это принесло муссон – докатился из Гималаев… Юго-восточный ветер, несильный… Сплошное «молоко» - видимость в лучшем случае до 100 м. И непрерывно сочится мелкий снег... Но уже наученные собственным опытом, а также до конца осознав слова Валентина Божукова, которые он когда-то давно, при подготовке к Гармо-Коммунизма, сказал мне – двигаться нужно при любой возможности. Этому я за эти годы хорошо научился. И теперь мы прекращали движение, когда невидно было, куда ставить ногу… И поэтому «глухо» сидели только 3 дня – сутки после отметки 5650 м, и двое суток – на отметке 6050 м. Остальные дни непогоды все просветы использовались для движения.
Седловина перевала Моренный. Влево - начало траверса.
Технически траверс не слишком сложный, как в общем, большинство маршрутов этого района, классифицирован 5А. Хороший высотный траверс, но не все «ногами», есть набор «изюминок» - и несколько скальных веревок, участки серьезного льда, гребешки, дюльфера и прочие прелести траверса. Ну и огромные карнизы и снега местами ну очень много. Без снегоступов наверняка все это можно было рыть еще неделю… Чтобы представить траверс более полно, добавлю, что участки, где использовались перила, составили 2 км на подъеме и 700 м на спуске.
Кашкар, фрагменты траверса.
Кашкар, технические участки.

Уже в первой экспедиции мы выяснили, что эта сторона Тянь-Шаня менее лавиноопасна – активно лавины начинают сходить на 3-4-й день снегопада (в отличие от «нашей» стороны, где любой снегопад – и уже лавиноопасно). «Гудеть» вокруг как раз и стало на 4-й день… А когда мы сидели на 6050, объемы, уходящие вниз, похоже, сильно возросли. Вот так сошла лавина по гребню… В «классическое» время – в 1 час дня. Лавина по гребню – это, конечно, впечатляет. Прикидывая потом факторы события, решили, что объем пошел очень большой и часть этого объема развернуло по гребню… Нам в подарок… Одна палатка стояла чуть выше и ее не зацепило, нас же смело очень лихо…
Гармо-1992 - Кашкар-2004. (Туризм)

Надо сказать, что когда началась непогода, раскладку мы тут же урезали в трое (до одного раза в день), а бензин весь я экспроприировал и отслеживал расход, чтобы были какие-то гарантии и не было повторения Гармо… Эти дни мы жили с расходом топлива 200 мл/сут. Оставалось где-то на 3-й день непогоды 2 л, т.е. мы могли еще там бултыхаться дней 10. Слезли значительно раньше, то есть с большим запасом… На что этого хватало? Чуть больше половины Свердловской клавы супа (клава на 3 л, т.е. где-то 2 л на 6 чел.), и наш 2 л чайник чая. Остальное питье – индивидуально – снег во флягу и под мышку – сколько натопишь – все твое. Ну и сухой паек – сухофрукты, колбаска, сухари и пр. – то есть, у нас было одно полноценное питание+добавки. Думаю, лучшую диету придумать трудно, так что на момент спуска мы здорово «сдулись».
"Окно в Европу" - на 5 минут...

Наше одноразовое питание приходилось в дни отсидок как раз на обед, поэтому слушая грохот лавин и шуршание снегопада мы трепались в палатке, а Давид, лежа в тамбуре (было его дежурство) готовил наш обед. Тут рев очередной лавины как-то быстро стал нарастать, а дальше был удар и нас поволокло… С чем бы это сравнить? По ощущениям это как бы вас снесло бульдозером с приподнятым скрепером… Но это же ощущения, а раньше я никогда не бывал под бульдозером, поэтому сравнить все же трудно…Не знаю, что думал Вовка, а я думал – «доедем-не доедем»… - до стены на запад было чуть больше 10 м, мы же на гребне… Не доехали метра три…
Тут надо сказать, что учитывая природную лень, мы были практически одеты, во-всяком случае, для начала раскопок мне понадобилось лишь выковырять пуховку… И надо сказать про палатку – в этой экспедиции у нас были палатки MSR – безумно дорогие, предоставленные нам нашим спонсором. И очень прочные, с жестким дюралевым каркасом. Это нас, вероятно, спасло от более тяжелых последствий. Тамбур смяло, поломало часть дуг, но задняя часть палатки, похоже, как воздушный шарик ехала впереди лавины. Так нас и замуровало, когда остановились – до пояса. Тут была возможность оценить плотность тяжелого снега – руками – головой было не шевельнуть… Я начал дергаться, Вовка мне говорит – Толик, не дергайся, воздух сейчас кончится… Я ему в ответ – погоди, что-то не так, так как ноги болтаются в воздухе. Так в итоге я и выскользнул, как пробка из этого плена… Помог и Вовке, ребята из второй палатки уже выскочили, ориентировались… Давида нет, подошли к месту, где была палатка… Никаких следов… Примуса тю-тю, автоклав с чайником – где-то там, и Давид… Зато Давида слышно – кричит, что дышать может, шевельнуться – нет… Откопали его минут через 10, где-то на 0,5 м. Говорит, что мы по нему ходили… А не фиг прятаться…
Ну, теперь главное – горелки и желательно клава и чайник… Без этого – только вниз… Причем не просто… Одна лопата пропала в лавине, так что копать может только один, остальные – как-то помогать ледорубами… Где-то через час я откопал горелки, автоклав – примерно на 1,5 м… Потом и чайник… На душе отлегло, тем более, что наш автоклав был еще теплый с нашим завтрако-обедо-ужином… Поели, продолжая раскопки и поиск рюкзаков и других «забытых» вещей. Часа через три большая часть была откопана, палатку с помощью ремкомплекта починили и поставили… Жизнь наладилась обратно… Только Давид продолжал раскопки в надежде найти свои палки-телескопы. Увы… Лавина не вернула нам одни палки и одну лопату…
Гармо-1992 - Кашкар-2004. (Туризм)
Последняя ночевка на подъеме... Утро, солнце...

Очередное утро – это уже 20 июля (мы уже давно должны быть на Топографах) унылой непогоды – но с просветами, значит идем… Вершина уже рядом, вот она… Но и темп уже не разгоняется как-то… Вешаем перила по комбинированному гребню – с выходами скал и жесткого льда, выбираемся под купол, это уже 6350 примерно… Видимость опять упала в «0». Копаем площадки в снегу, ставимся. Место живописное – шаг влево, шаг вправо – и до низу пару километров… Но какое утро… Ночью ударил мороз и мы поняли, что наш циклон отступает. На самом деле, потом было ощущение, что нас просто отпустили… Сильно мы упирались, и нам было выделено два дня… Великолепное утро встретило нас ярким холодным солнцем и ураганным ветром – почти Ташкент… Собираемся, выходим… Идти тут всего ничего – и вот она, вершина… Реально их две – снежный купол, а чуть дальше – еще и скальная «пимпочка». Делая траверс, мы, естественно, посетили обе… И начали спуск…
К вершине...
На вершине...

Это снизу кажется, что вершина – вот она, и вот совершенно очевидный гребень, по которому нужно спускаться… Сверху же все иначе… Вершина-то, оказывается, ого-го – не футбольное поле, а ЦЕЛОЕ ПОЛЕ – выбирай, куда идти… Так что сначала мы по этому полю заперлись в какие-то безумные сераки… Слегка пропетляли и поняли, что прем куда-то не туда…
Спуск по гребню... Слева - Кашкар Ю., не пройден, где-то 6250 м.

Гармо-1992 - Кашкар-2004. (Туризм)
Это сладкое слово Победа - пик Томур, так она выглядит с Кашкара...

Вернулись, слегка откорректировали нашу линию – и вот уже сверху видим седловины наших перевалов – Плато и Божья коровка… Мы – на нужном гребне… Снегу… В снегоступах – почти по пояс… Ближе к вечеру вышли на скальную макушку, с которой 55 м дюльфера – и мы на пологом участке гребня – седловине перевала Плато… Высота – 5750 м.
С этих скал мы дюльфернули - где-то посередине... Справа - сераки, в которые мы влезли в начале спуска...

Дальше идет знакомый нам склон-гребень до перевала Божья коровка. В верхней части это широкое поле, протяженностью метров, наверно, 600 и крутизной до 40 градусов – после всех снегопадов явная лавинная ловушка… Но вниз – не вверх, применяем старую тактику «ловли на живца». С попеременкой я выпускаю Леху Кириенко на всю веревку, его задача – «громко топать» и сорвать лавину… Часть досок уже слетело и по цирку далеко вправо от нас видны линии отрыва…
Гармо-1992 - Кашкар-2004. (Туризм)
Кашкар, траверс. Общий вид спуска...

Впечатляет… Долго ждать не пришлось – под Лехой конкретно хрюкнуло, пошла… Доска – что надо, толщиной 40-70 см… Просто загляденье… Проехала метров сто и встала – снега очень много…
Поле, доски, мы...

Спускаемся в зону остановки… Да… Впечатляет… Кирпичики – до метра, снег тяжеленный – ни приподнять, ни сдвинуть… В такое закатает – и откопать не получится… Во всяком случае – быстро… Мы прем дальше, по линии падения воды. Пугает больше то, что висит сверху, а не то, что под ногами – уж очень все перегружено… Но вот мы вываливаемся на пологую часть склона с конусами от лавин – зону относительной безопасности, откуда начинается острый гребень с карнизами к седловине перевала Божья коровка – и к концу известной нам части пути…
Гармо-1992 - Кашкар-2004. (Туризм)
Гребень все уже - подходим к седловине Божьей коровки.

Конечно, мы могли дальше спускаться влево, где поднимались в 2002-м… Но наверно, это уже были бы не мы… Тем более, что понимание завершения сезона где-то внутри уже было очевидно всем, а мне – так тем более. Чтобы лезть на Топографов – нужно кучу времени, отдых в лесной зоне, и поесть бы не плохо и т. п… А этого времени у нас уже нет… Поэтому мы, конечно, идем вправо, на стену и неизвестный маршрут… Дюльфер через карниз, и на берге капает вода (помните – воды мы уже давно не видели в достаточном количестве). Время как раз наше – обедо-ужино-завтрака. Традиционный супчик… А пока – разведки.
Спуск с седловины на юг - опять в неизведанное...

Снизу (мы там были в 2002-м году) этот участок выглядит хорошей стеной с висячим ледником. А в правой части стены – ледовый «хобот», с небольшим количеством трещин стекающий под стену. Туда-то мы и пытались сначала пробраться. Но сераки на стене – это нечто… Уперлись в какие-то безумные сбросы-разрывы глубиной по 100 м и больше. Не пройти… Альтернатива – рантклюфт прямо вниз… Круто, градусов 60-70, но – лед, без трещин… Правда сераки справа нависают очень жутко – значит надо быстро… Видно, что через пару веревок можно из рантклюфта выскочить влево на скальную полку… Очень хорошо… Итак, веревка, перестежка в положении сосиски, и к концу второй веревки – удобная полка… Вторая серия аналогичная - веревка, перестежка в положении сосиски, и к концу второй веревки – удобная полка… С этой полки пошли влево, заглянуть за угол. А тут вполне себе просто – вдоль скал еще 3 веревки в широкий скальный кулуар, забитый комьями сошедших лавин. Не будь лавин – пришлось бы вешать еще метров 300-400, а так по комьям мы шустро вышли на ледник… Спусковая стена – позади… Но уже дело к восьми вечера, скоро стемнеет…
Приключение №8… Мы спустились с перевала Божья коровка на юг, пройдя таким образом вторую его сторону. В сквозном прохождении перевал, похоже – вполне приличная 3Б. А спустились мы под седловину, которая в 2002-м году предполагалась к прохождению как один из вариантов перевала Божья коровка… Но что-то тогда завело нас на более высокий вариант, теперь пройденный до конца… Теперь понятно – что… Взлет этой седловины – прямо над нами, мы отдыхаем и переобуваемся в снегоступы… Вверх уходит длинный снежный склон, перегруженный снегом, а в верхней его части – приличные скалы… А уже поздний вечер и скалы ушли в тень… Раздается жуткий треск и мы видим, как от этих скал откалывается грандиозная часть, разваливаясь по дороге на части… «Чумуданы» размером по несколько метров весело летят вниз… Мы понимаем, что по глубокому снегу до нас не долетят – но все-равно нервы напрягаются. Следом – новый треск и новая глыбища начинает рушиться… Это зрелище… Но они сталкиваются в воздухе, разваливаются и часть отлетает навесным огнем к нам. Один обломок врезается в снег где-то в метре от Ильи и исчезает – похоже, ушел в снег на несколько метров – скорость огромная. Мы из положения сидя резко переходим на бег… К следующей порции мы уже довольно далеко, слышим только треск… Вот такое приключение №8…
Втягиваемся в ледопад – последнее серьезное препятствие на спуске, с перепадом метров 300… Проход нашли по левобережному рантклюфту и бараньим лбам. К темноте спустились… Здесь мы с Антоном были в 2002-м году, при разведке новых перевалов…
Утро встретило нас… Нет, не правильно… Утро встретило меня (я как раз дежурил – похоже, последний раз в этом сезоне) небом с редкими тучами и солнышком… Но пока я готовил завтрак, все затянуло и начался унылый осенний дождь… Зато мы завтракаем… Мы шли 9 дней с одноразовым питанием… Выходим в дождь, тучи висят прямо над головой, иногда нас накрывая… Втягиваемся в нижний ледопад… Похоже, за два года он сильно усложнился, в 2002-м мы здесь прошли чуть ли не за час, а сейчас прыгали по серакам полдня. К обеду вышли на правобережную морену – с ручьем и огромным камнем с нависанием с одной стороны… Под этим нависанием мы устроились на обед… Желудок, похоже, сильно удивился очередному поступлению пищи…
Травка... Красота...
Так завершилось наше очередное мероприятие и вторая экспедиция в Китайский Тянь-Шань. Можно бы сказать, что экспедиция получилась неудачной, но – язык не поворачивается… Мы ведь получили сполна – всего, что дают нам горы… И даже больше, учитывая добавки адреналина с лавинами и камнепадами… И гора – вполне себе… Кашкар, 6435 м. И тот опыт на Гармо, который здесь решил все в нашу пользу…
Бивак на старой дороге... Идем домой...
Старые знакомые...
Китайское пиво в Аксу - что-то вроде кваса. Свежее, местного производства, подается в двухлитровых "пингвинах" - зеленый справа. Можно купить и забрать с собой, потом сдать как возвратную тару...
Аэропорт Урумчи - столицы Синьзянь-Уйгурского округа. Здесь еще многие говорят по русски...