Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.

Пишет poisonbrune, 28.08.2016 21:39

Летняя смена для нашей кавказской компании стала нарушением традиций: отказавшись от альпинистского отдыха в Безенги, наша тройка отправилась исследовать район Туюк-Су.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.


Конечно, вся смена прошла под лозунгом «Безенги vs Туюк-Су»: нельзя так просто взять и забыть безенгийский опыт долгих лет и не сравнить его со здешними традициями! Особенно это касалось моей любимой связки: Долженко, который провёл аж пять смен в Безенги и других районов в плане альпподготовки не видел.
Для меня радостно было обнаружить в Туюк-Су много зелени: тянь-шаньские ели изящно тянутся ввысь, цветы можно встретить даже на 3000+, что украшает подход к маршрутам, а порой и сами маршруты. Горы несколько ниже привычных безенгийских пиков, а чтобы добраться до ледника и там по ледовым стенам побегать в кошках, придётся скушать немало километров.
Но это все природно-погодные условия, с которыми можно легко свыкнуться. Больше, конечно, шла борьба между бытом в Безенги и Туюк-Су. Бодрила мысль о близости Алматы относительно лагеря: 30 минут лёгкой трусцы и можно уже попивать кофе и не только кофе в барах Шымбулака. На канатке можно спуститься до Медеу, а оттуда уехать на бусе до города.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Шимбулак.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Как гласит современная тюркская пословица: "All you need is plove".

Наша дрим тим приехала в Туюк-Су чуть раньше смены, чтобы расходиться и провести активную акклиматизацию, поэтому мы успели послушать сплетни от участников предыдущей смены. Опрос показал, что нас ждёт бесконечное лазанье в кошках по скалам в независимости от состояния рельефа. Я чуток приуныла и стала прощаться с новенькими кошками, которые мне вручил знакомый альпинист-самоучка Евген. Угрожали нам ненастьем: один из первых дней нашего пребывания в лагере мы вынуждены были провести в палатке, крутя репшнуры и перечитывая ФАРовскую книгу по спасам, ибо целый день лил дождь.
Пугала концепция лагеря ходить маршруты из лагеря в лагерь, т.е. никаких бивуаков, к которым мы так привыкли. Нет тебе ни 30-килограммовых рюкзаков, ни ноющей спины и ног, ни прелестей бивуачных санусловий. Эй, где же боль и страдания?
Программа СП-2, опубликованная на сайте лагеря, утверждала, что нас ждёт насыщенная смена: непревычно короткая смена с большим количеством тренировок, перемежающихся с восхождениями. Ещё до приезда в Туюк-Су думала о том: а выдержу ли темп? И почему-то лезли в голову обрывки из книги Беара Гриллса и его воспоминания о подготовке к службе в САС: в Туюк-Су, должно быть, нами тоже хорошо займутся.
Быт меня, интроверта, привёл в ужас: я радовалась, что всё-таки заселилась в палатку и была избавлена от постоянной суеты, которая царила в домике Туюк-Су. Экстравертам это небольшое здание, рассчитанное на человек 40, придётся по нраву: здесь всегда слышны беседы под хруст рахатовских печенек и распитие крепкого чая.
Дежурство – фишка лагеря. Если у вас не было опыта перемывания бесчисленного количества посуды, мойки полов, которые априори не могут оставаться чистыми даже в течение нескольких часов, то дежурство в альплагере расширит ваш жизненный опыт. Особенно доставляет дежурство в последний день смены, когда народ лихо празднует окончание восхождений и усиленно наяривает еду, в частности манты собственного производства. После праздника мытьё мантоварки становится незабываемым экспириенсом в жизни альпиниста – проверено на нас.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Царское это дело - картошку чистить!

И кухня! Кухня у нас стояла отдельным пунктом: мы-то разбалованы безенгийской стряпнёй, трёхразовым питанием и пижамой в полосочку, а в Туюк-Су кормят дозировано, без шика. Хотя наша банда спелась с Леной, местной кухаркой-кудесницей, которая часто радовала мою вегетарианскую сущность всякими ништяками, что вызывало зависть у моих коллег.
Пока смена не началась, мы проводили активную акклиматизацию, как учил нас Кожухов: утренний полубег-полуходьба и потянись-помолись на траве около палатки. Успели сбегать на гляциологическую станцию «Т-1» на высоте 3400 м, до которой ведёт утрамбованная, почти асфальтовая дорога.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Метеостанция «Мынжилки», плотина и Шеф.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Реклама в горах дурного не посоветует: "Ходите в горы".
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Цветочки!
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Традиционная рубрика: "Сэд фото".

Седьмого августа в опустевший лагерь начали приезжать альпинисты. Особенно радостно было встретиться с Инессой, с которой мы познакомились в прошлом году в Безенги, но так и не сумели поработать на маршрутах из-за её неожиданного отъезда. Но в этот раз всё сложилось чудесно: внезапная встреча привела к совместным восхождениям.
На следующий день наше отделение познакомилось с инструктором – Максимом Тен, и в этот же день прошли скальные занятия. Макс раздал нам задания, а сам молча наблюдал за новыми учениками. Безмолвие инструктора меня нервировало и пугало: так что ль всегда будет? Без комментариев и замечаний жумарили по косым перилам, дюльферяли.
Потом в тройке занимались простеньким трэдом: вот мне и новый опыт – трэд. Учила себя доверять собственноручно поставленным точкам страховки. В течение тренировки не покидало чувство, что Максим где-то прячется в можжевельнике и следит за нашими движениями.
В итоге для меня первая тренировка вышла нервной, неуверенной, но ничего – время для распукаться и расходиться ещё было.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Женя, я тебя страхую! Кажись...

На следующий день повторяли, а кто-то и проходил, разные виды станций: в этот день Макс был как никогда разговорчив! Объяснял особенности плавающих, фиксированных станций, разъяснял, что такое эквалета и квот и т.д. и т.п. И скалы, скалы, скалы! Настроение улучшилось, альпбудущее виделось не таким печальным.
Вечером Макс сообщил нам, что Инесса уходит на руководство на п. Амангельды по Ю.-З. гребню 2Б. Внезапно! За час до сдачи маршрутных листов. Мы в судорогах заполняем документ, пробиваемся к Максу за консультацией, а лагерь гудит, ведь всем завтра в горы! Это, наверно, тоже фишка лагеря – внезапные сообщения о выходе в горы.
Одиннадцатого августа в шесть нуль-нуль стартовали в сторону Амангельды: раньше – ни-ни, наш инструктор раньше шести не поднимается. На самом деле приятно вставать ни в два, ни в три ночи на маршрут, и топать по широкой дороге при свете неба, а не фонаря.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Вид с Альпендграда на в. Молодёжная.

Идём медленно: всё-таки первая гора да ещё наш Женя чутко переживает акклиматизацию. Постоянно сверяемся со схемой маршрута. С ориентированием у нас явно не задалось, а Макс помогать и не собирается. Он же Макс ТенЬ и учит нас самостоятельному мышлению!
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Инесса обходит "Парус".

Обходим «парус», затем чувствуем расстерянность, возможно, из-за того, что каждый норовил сказать накануне, что на Амангельды мы обязательно потеряемся. Ну вот почти и потерялись: с Инессой чуть не ушли в другой кулуар, но хватило воспаленных горняшкой мозгов, чтобы вернуться к правильной стартовой стенке. Вот уж мы с Инессой повеселили нашего замкнутого тренера.
Восхождение я почти не заметила: всё шлось спокойно, простое лазанье, никакого треша, если не считать Женю-лидера, который закладывал френды, борясь в это время с приступами горной болезни. Это акклиматизация, детка! И, конечно, непривычно было молчать на маршруте: это мне не с Кожуховым ходить, который только что гармошку не тащит в горы!
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Женя как бы вопрошает: "Нам туда или нет?"
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Ради этой красоты стоило карабкаться!

О, мои любимые двойки, которые практически всегда заканчиваются спуском по «лифтам». Амангельды тоже дала шанс покататься по сыпухе: когда едешь вниз, а колени горят, то в голову лезут крамольные мысли аки «поскорее бы начать лазать 5-ки, чтобы спускаться дюльфером по голым скалам». *шутка, друзья, шутка!
Кстати, ещё одна фишечка лагеря: не успел к контрольному времени – вершина не защитана! Введение КВ, считаю, очень верная политика: не успеваешь двойку сходить засветло, так о каких тройках может идти речь? Кому надо спасать слоупоков-альпинистов на 3-ках, схвативших холодную?
Поэтому, видя, чтобы выбиваемся из графика, мы летели вниз на всех парах, даже я пыталась включить спринтерскую скорость…
В лагере нашла ушатанного Долженко, который БЕГАЛ своё руководство с бешенными альпинистами из Томска: томские детки укатали нашего старого пса! После восхождения – разбор. Давненько у меня не было разборов, со времён новичковских смен на белорусских сборах. Инесса готовилась к тому, что её Макс поставит на горох в угол, но получили мы воспитательных тумаков немного да и те по теме.
Затем вновь повторился сценарий предыдущей вершины: внезапное объявление о восхождении на п. Октябрёнок по З. ребру 3А, но в этот раз консультацию мы брали у Кирилла Белоцерковского. Одно наслаждение слушать описание маршрута от Кирилла и рассматривать УИААшные схемы, сдобренные собственными знаками Кирилла. Было бы круто, если бы он издал свой гайд по району с оленьими тропами, ящерками-горами и прочими мимимшными штуками.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.

Первая верёвка проходится в танце и легко. Вторая доставляет немножко боли Долженко, который отработал весь маршрут лидером, и он сбрасывает рюкзак, чтобы облегчить себе жизнь, и по воле случая баул оказывается у меня. Я с двумя баулами пролезла вторую верёвку по внутреннему углу с верхней страховкой. Третья верёвка − лазанье по серповидной трещине: слышу только, как Олег орёт и пыхтит, видимо, играет Криса Шарму. Жумарю по перилам, но, как говорил мой знакомый: «Картошка не смогла», – и два баула остаются на перилах, а я ухожу вверх. Из-за меня команда потеряла час: пока Женя метнулся за рюкзаками, пока зажумарил с ними... Зла и негодую, словно Кожухов не заставлял нас перилить с камнями в рюкзаках да ещё в разных позах и разными способами!!!
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Долженко целеустремлённо лезет вверх.

Параллельно нам на Октябрёнок по 3Б валит тюменский юный альпинист Ратмир и его банда. В Ратмире столько энергии, что она волнами долетает и до нас! Синхронно мы выходим на гребень и плывём уже двумя командами по нему. Опять же гребень довольно прост, кроме валидольной полки над бездной.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Игра - найди Ратмира.

Валим вниз: дюльфер и снова любимый «лифт» в кулуаре. Пока еду, думаю о том, что Евген должен быть мне благодарен, что его бахилы остались в палатке, а не находятся на мне!
Т.к. основной проблемой нашей команды остаётся медлительность и необщительность в плане команд, то следующий день посвящен взаимодействию в связках.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Всегда хотела навязать станцию на дереве!

А уже 15-го августа нас ждёт булочка сезона – п. Маяковского по С. гребню 3А. Макс эту новость преподнёс с хитрой улыбкой: «Завтра идём на Маяковского». Мы тут же бросились к карте, чтобы узнать, где находится пик. Подход под маршрут 6 часов, но это с учётом ковыряния в носу и в ушах, по моренам и сыпухам. Ням-ням. Нам ещё в команду выдали Колю, который является жутким и бесстрашным второразрядником.
Снова идём медленно по субъективным причинам.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Рассвет лучше встречать на подходе к маршруту!

Перед маршрутом ждал осыпной 300-метровый взлёт. Если бы не Коля, который мочил беспощадно вверх и не Инесса, то я бы уже сдалась аки овощ: "Ой, всё, я вниз". Шаг вперёд, на два съезжаешь вниз... И такое увлекательное хождение на протяжение многих десятков минут.
Когда оказались на перевале под маршрутом, то я собрала остатки нервов в кулак и взяла лидерство на себя. Перед первым шагом Коля пожелал мне: "Ты главное не бойся".
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Коля, Инесса и Орджоникидзе.

Скачу по полочкам с мыслями: "Надеюсь, нам туда"... Лезу ключ в 20-метровом камине. Как сказал Олег: "Захочешь жить и не так раскорячишься в камине". Ну, так и вышло. Ещё серия полочек. Вторая веревка – лазанье по трещине. Вылезти не могу и от страха колхозю себе ИТО. На безрыбье и кардалет на френде – ИТО. Проскакиваю щель. Снова система полочек, но уже над бездной. Мммм, кое-что сжалось. Почти увела группу на осыпную стенку влево, но вовремя одумалась. Прогулялась по гребню, чуть не проскочила вершину, что собственно в моём репертуаре: «Аня, вот вершина, высшая точка», – флегматично сообщает мне Макс. Девы и Макс ждали оставшуюся тройку, пока эти олени находили болдеринг на высоте 4000+ м.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Колхожу ступеньку. Срамота.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Шеф, а может всё-таки налево, а?
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Гиперактивный Коля на вершине.

Не хватило нам Маяковского, поэтому инструктор устроил на следующий день праздник ИТО! Это было моё первое и, кажется, последнее ИТО в жизни. Навалила кучу кирпичей, пока лезла по стенке. Забивала в трещины якоря и злилась: "Верните меня вниз, я никогда якоря не забивала, я не доверяю им!". Но никто вниз меня спускать не собирался, и правильно.
Пока лезешь, за тобой волочатся крюколесенки, всё это мило позвякивает на ветру, а ноги сводят судороги от крюконог. *слишком много слов с корнем «крюко-». Становлюсь на последнюю точку страховки, и тут подо мной вылетает якорь. Ммм, совпадение? Не, не думаю.
Из этих занятий я вынесла ещё один урок: хуже ИТО на якорях может быть только ИТО на скайхуках: врагу не пожелаешь. Скайхуки, ИМХО, созданы либо для дистрофиков, либо для серьёзных ребят с железобетонными нервами.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Инесса и её ИТО.

А вечером наш великолепный тренер представляет нам уникальное право выбора вершины: либо п. Маншук-Маметова, либо п. Маяковский. Выбор почти очевиден: наш любимый Маяковский, но уже по Ю. гребню 3Б!
Наконец-таки идём бодрее, почти как взрослые. Снежно-ледовая стеночка освежает маршрут: даже буры покрутили, и я кошки выгуляла. На маршруте за дело берётся Инесса, тщательно и вдумчиво пролезает несколько верёвок, а мы шлангуем на перилах. Хотя я особо не отдохнула: моя перильная техника оставляет желать лучшего, зато есть чем разнообразить межсезонье!
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Нам туда - к "Тельняшке".
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Бодрящий лёд.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Под пробкой любят лазить альпинисты-олени.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.

Где-то ближе к вершине начинает накрывать усталость. Инесса с Максом уже давно преодолели ключевые участки гребня, а я с Долженко застряла во «рту чувака» – это такой камень специфический на маршруте.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Кто видит пасть чувака?
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Бреду в бреду: стараюсь выбирать простые участки, но в тоже время страшно потеряться, кроме того мы оказались в облаке: Ёжик и его лошадка в тумане…
Но внезапно объявляется Максим и сообщает, что надо немного потерпеть и вершина уже близко.
На вершине не задерживаемся и быстро уходим вниз по знакомой 3-ке. Спуск для меня отдельный аттракцион, но в этот раз он особенно много боли принёс моим коленям. Но надо надевать маску смирения и волочить тело в лагерь.
Внизу уже мой белорусский коллега, нынче Значкист Казахстана, Игорь спросил у меня: «Ты когда получаешь удовольствие от всего этого? Когда твои грязные ноги торчат из палатки, а ты скрутилась кренделем? Или в процессе?». А вы когда получаете свою дозу радости, дорогие альпинисты?
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Белорусская сборная по альпинизму и Альтус.
После 3Б инструктор дарит нам настоящий день отдыха! И мы уставшие, счастливые набиваемся ввосьмером в корчваген Женьки и уезжаем вниз, где нас ждёт капучино, кино, вино и домино! Батонинг в Алматы, а не жумаринг в Туюк-Су!
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Пифбар на 3200. Спасибо, что закрыт.

Смена окончилась для нас восхождением на небезызвестный для нас п. Октябрёнок по С.С.З. гребню 2Б. Вот уж я гульнула так гульнула по Казахстанским Татрам! Маршрут почти вытоптан, а дорожка под вершину украшена травками и цветочками – сказка! Поэтому главная сложность маршрута – не поскользнуться на траве.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Дзен.
Особенности национального альпинизма в Туюк-Су.
Ничего особенного на маршруте меня не ожидало, осталось только радость от самостоятельного восхождения: да, да, в этот раз даже Макса ТенЬ с нами не было.
После смены я ещё проявляла активность в виде: «А давайте еще прогуляемся к Орджоникидзе», но никто меня всерьёз не рассматривал, поэтому пришлось посвятить всю себя спасам, но больше всего барам Шимбулака.

Смена в Туюк-Су прошла шикарно, особенно в спортивном плане. Я насладилась новым режимом восхождений. Максим много информации дал в плане техники, физической и психологической подготовки. Я рада, что смогла закрыть разряд именно под руководством Макса, который привил нам самостоятельность и научил думать на маршруте ПОСТОЯННО!

Текст: мой.
Фото: мои и украденные у Макса Тен.

46


Комментарии:
0
Знакомые люди и лица. :) Привет из Казани!

0
Привет, Артур! =З

0
Привет Казани от Питера :) Как неделю доходили, удачно?

1
Отлично доходили. Маяковского 3Б за 9 часов 50 минут из лагеря в лагерь и 4А на Пионера. :)


0
Аня, привет! А я в августе там была в горной четверке! Мимо альплагеря и гляциологической станции проходили)

0
Саша, привет! Что-то мы с тобой рядом ходим и всё никак не пересечёмся.)

0
Отлично, например! Вам, наверное, рассказывали, как какие-то олени в январе сего года смотрели с пика Маяковского на ночную Алмату. Так вот это были мы :) Зачётно тогда погуляли. Теперь гештальт закрывать через недельку едем :) Инессе привет от январских. Печально, что она тогда приболела, так и не удалось походить.

0
Слухи ходили. =З Гора отличная: там поночевать не грех.
Приветы передам. =ЗЗ

1
Отлично написали! Прям как сам побывал еще раз. Для любителей погулять подальше есть Локомотив) В следующий раз можете сходить открывашкой (там 2А и траверс 2Б). Плюс он снежно-ледовый и не нужно жалеть кошки)

1
Прекрасный рассказ, порадовало.
Хорошо в Туюксу. Всегда.
Но зимой - лучше. Потому что, в Чиме можно катнуть на роздыхе.

0
опять хорошо пишешь) Жестче, чем у Юры вышло?

0
Спасибо, Татьяна.)
Дааа, погоняли нас знатно! Юра будет нами доволен.)
П.С. Приду к вам скоро в гости на скалодром. ; )

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru