Пишет Ahka2004, 10.08.2016 08:18

Я не первый раз в Воронежских краях и на этот раз решил подольше задержаться на Сторожевых. В прошлом году приезжал сюда на день, но ничего путного из этого не вышло, я много провел в дороге и как следует осмотреться не удалось. Именно поэтому мы с товарищем выехали туда заранее и вечером были на месте, чтобы провести там весь следующий день. Выгрузились в темноте, световой день а августе тут кончается рано. Переночевать можно в двух местах – на высоком берегу и под массивом. Достоинства высокого берега вытекают из его недостатков - к нему есть подъезд на автомобиле. Вариант стоянки под массивом поинтереснее, правда в темноте можно легко потерять подход к линии берега, она почти вся заросла высокой травой и ночью это становиться проблемой. С погодой здесь все хорошо, вода теплая, а солнце светит в полную силу. Главная ценность здешних мест – это земля, в Парижской палате мер и весов есть кубометр непаханного чернозема именно отсюда, в итоге растет все, везде и сразу, кроме мест, занятых меловыми сопками под одной из которых мы в итоге и очутились.

Сторожевые. Меловой массив, альпинисты и атомный реактор ВВЭР-440 в одном селфи. (Альпинизм)Сторожевые. Меловой массив, альпинисты и атомный реактор ВВЭР-440 в одном селфи. (Альпинизм)

Следующим утром мы подступились к меловым горам. Основной массив развернут в сторону востока и солнце печет в него всю первую половину дня. С ярко-белым мелом подобные шутки плохи. Ползти по стенке в таких условиях тяжеловато. Я подмотал лентой пальцы и вечером кожа под ней была заметно светлее, чем на остальной кисти, зато нос и щеки покрылись равномерным красным цветом. Скалолазание, в полном смысле этого слова, здесь сильно затруднено. Мел – очень мягкий материал и зацепы ненадежны, из-за естественной эрозии рельеф стенки становиться более гладким, подшлифованным. А вот по участкам с положительным уклоном можно смело лазать. Но рекомендую пожалеть уязвимый мел и свою веревку, которая при протравливании пилит его не хуже пилы. Все напиленное, понятное дело, остается на веревке. К тому же позже я заметил неприятную особенность когда дюльферял вниз – на загрязненной мелом веревке очень плохо работает подстраховывающий схватывающий узел, он либо перестает держать, либо перестает протравливаться. Я пользуюсь узлом прусика, возможно другие варианты ведут себя получше. Вообще это место подходит для обозрения фантастической красоты и тренировок по альптехнике. Лазать тут, скорее всего, не получится.

Во многих местах стенка оборудована точками страховки. Наверху сделаны точки для закрепления станций. Можно попробовать себя на любом участке. Лично я быстро отказался от идеи лезть самостоятельно и с удовольствием дюльферял и жумарил по всей протяженности массива. По длине он имеет немного вогнутую форму и как бы обступает тебя с двух сторон, ощущения необычные.

На массив частенько заезжают туристы и гуляющие граждане. До села оттуда далековато, поэтому редко кого можно встретить пешком и неудивительно - автобусы здесь редкость и ходят они не каждый день. Имейте это ввиду, планируя свой выезд. Ощутимая часть жизни этих мест – наследие войны. Сторожевой плацдарм на берегу долгое время удерживался противником. Ищут и находят здесь много и часто. Поисковики для стоянки облюбовали верхнюю часть массива с удобным подъездом. В общем, прежде чем отправляться в обратный путь, попробуйте узнать это место немного больше, эти края запоминаются не только меловыми обрывами.

Место - массив Сторожевое, координаты гугл 51.201726, 39.224442
Время - 09.08.2016г.
Участники - Марунин Максим (а\к "Технолог", альпинист России), Максим Мариев (промальп)
За фотографии на его электротапок спасибо Максиму Мариеву.