Остров Калимнос. Скалы и лонгборд.
Греческий остров Калимнос широко известен среди скалолазов. Очень многие считают его вообще лучшим скалолазным районом в мире, и я, наверное, тоже. Счет подготовленных маршрутов тут идет уже на тысячи, все удобно и комфортно. Но сейчас я хочу рассказать про другую сторону Калимноса. Когда я был на Калимносе в первый раз, в 2013 году я еще тогда обратил внимание на его красивые и пустынные горные дороги. Но тогда я еще не знал что такое лонгборд. А научившись в прошлом году немного кататься я понял, что Калимнос это идеальный лонгборд спот. И к мечте вернуться на Калимнос полазать добавилась еще одна - там покатать!
Aegalis 7c. Самая фотографираемая трасса в мире.
Основной транспорт на Калимносе - мотороллер. На них ездит как большая часть местного населения, так и приезжие скалолазы, которые их берут в прокат. И мы не исключение. Когда мы были тут в прошлый раз мы тоже брали мотик на прокат и проехали на нем практически весь остров, который в длину 20км, а по ширине и того меньше. Конечно я тогда не смотрел на дорогу "лонгборд" глазами, но в памяти все осталось. Поэтому идей катать по дороге между столицей острова Поти ( Potia ) и основной деревней, где живут скалолазы Масури ( Masouri ) у меня даже не возникало из-за сильного траффика. Зато 2 перевала между деревнями Аргинонта ( Arginonta ) - Вади ( Vathis ) и Скалия (Skalia ) - скалолазный сектор Secret Garden запомнились мне как совершенно пустынные. А 2 перевала, как вы понимаете, это 4 спота. Потенциально спускаться с них можно в обе стороны.
Где катать
В первый день прибывания на Калимносе покатать не удалось. Честно говоря просто очень хотелось лазать, да и первый день это всегда заселение и прочие бытовые вопросы. На скалах, кстати, полезлось очень хорошо, сразу же вылез 7b на onsight.
А вот во второй день мы поехали лазать в сектор Secret Garden. И подъем на перевал меня сразу расстроил. Катать там было однозначно нереально.
Во-первых спуск был для меня очень крутой, мотороллер 50сс с трудом мог въехать в горку. На лонге пришлось бы слайдить каждые 20 метров, во всяком случае мне. Все 4 шпильки на нем просматривались очень плохо. Но главное весь спуск был густо засыпан камнями. Причем так, что асфальт реально был только под колесами мотика.
Спот № 1. Спуск c перевала к сектору Secret Garden
Я уже было начал расстраиваться. Но перевалив через перевал на другую сторону я увидел настоящее лонгборд-чудо. Спуск 3.5км с 5ю острыми шпильками просматривался сверху и из любого места дороги практически на 100%. И на этом спуске не чаще раза в 10 минут появлялась одна машинка или пара скалолазов на мотиках, которые было прекрасно видно и слышно с любой точки. Да, забыл сказать. Асфальт идеальный, ни одной ямки или трещины. Попадаются единичные камушки и козы с овцами :). Поэтому после тренировки на скалах мы едем в отель за лонгами, переодеваемся и катим сюда.
Катать тут оказалось действительно идеально и безопасно. Забегая вперед, хочу сказать, что 5 дней из недели пребывания на Калимносе я катал тут. И мое маленькое достижение, это прохождение ходом всего спота с 5ю слайдами на шпильках и 2я слайдам в конце дороги. Правда почти все время в открытой стойке.
Спот № 2. Спуск c перевала в бухту Vathis
Но как бы мне тут ни понравилось, обследовать второй спот, который я присмотрел с прошлой поездки было необходимо. Скалолазы не лазают каждый день и устраивают раз в 2 или 3 дня "день отдыха". Поэтому в наш "день отдыха" мы, с нашими друзьями Костей и Женей поехали гулять и купаться в бухту Vathis. Через перевал Arginonta - Vathis. Ну а я хоть и лазал 3 дня подряд лонгборд-отдыха не делал и взял доску.
Поднимаясь на перевал из деревни Arginonta активно просматриваю дорогу. Шпильки всего 2, но просматриваются сильно хуже. Сами шпильки более крутые, чем на Secret Garden, но при этом большего радиуса. Камней на дороге мало. На подъеме за 4км встретилось пара машинок. В итоге понимаю, что катать можно, но хода сильно набирать не стоит. Немного опасно не удержать свою полосу. Во всяком случае с моим опытом. Уже примеряюсь как поеду вниз, но тут мы поднимаемся на перевал. И я понимаю, что не поеду. А поеду я в другую сторону, в сторону деревни Vathis. Взору открывается длиннющая и полностью просматриваемая дорога вниз. Асфальт, как и везде тут, идеальный. Поэтому пораскинув мозгами решаю ехать даже без просмотра. На первом спуске я, естественно, шел в открытой стойке и даже заложил 1 слайд. А в следующий раз поехал уже в низкой стойке. В итоге в тот день я спустился там 3 раза: 2 раза по крутой части длиной примерно 3.5км а в 3й раз поехал вниз до моря, еще примерно 6км. Но эти 6км уклон был слабый, пришлось даже толкаться ногой в паре мест. Но зато спустился прямо с перевала и до берега моря. Итого: 9.5 км, 18 минут, максимальная скорость 68 км/ч (по спидометру мотика). Как же болят ноги!!! Большое спасибо Косте, который как более опытный водитель и на более мощном мотике не только покатал меня в тот день, но и даже снял видео этого спуска. Кому не лень смотреть 18 минут - вот оно целиком:
В итоге из этих четырех потенциальных спотов я покатал по двум. Ну и еще немного по дороге вдоль берега. Честно говоря, мне хватило с лихвой. И есть у меня ощущение, что есть там и еще хорошие места.
Ну и еще я немного расскажу про сам остров Калимнос, как туда попасть и как ездили туда мы.
Остров Калимнос с самолета
Ка́лимнос — греческий остров на юго-востоке Эгейского моря. Он расположен к западу от Турецкого полуострова Бодрум, между островами Кос (к югу, на расстоянии 12 км) и Лерос (к северу, на расстоянии менее 2 км). Остров примерно прямоугольной формы, имеет длину 21 км и ширину 13 км и занимает площадь 109 км². Исторически основным родом деятельности на острове была ловля морских губок, которые до изобретения других материалов использовались не только для мытья и макияжа, но и как фильтры в промышленности, прокладки и подкладки, например их использовали в доспехах рыцари и при изготовлении дорогой мебели. Однако в середине 1980х годов губки на острове резко пропали (местные жители связывают это с Чернобыльской катастрофой, но никаких подтверждений этому нет) и экономика острова стала загибаться. Более половины населения тогда уехало с острова. Сейчас губки стали потихоньку возрождаться, но в них уже нет той потребности и их ловят только на сувениры. Да и появилось у них новое "счастье" в виде туристов-скалолазов. Еще сюда активно туристы ездят за дайвингом. Да и просто отдыхающих летом тут теперь много. Многие европейцы приплывают сюда на собственных яхточках. Отнюдь на олигархи, иметь небольшое судно на Средиземном море для европейца не дороже чем машину, и многие тут путешествуют на не машинах а на своих корабликах.
Как добраться до Калимноса?
Честно говоря, дорога сюда не простая и не всегда дешевая. Из года в год скалолазы не только из России, но и из Европы выискивают недорогие варианты сюда попасть. Но острове есть маленький аэропорт, но он не международный и летают сюда только винтокрылые самолеты из Афин 2-3 раза в неделю. Тем не менее это первый вариант попасть сюда: самолетом до Афин и потом самолетом до Калимноса. Есть еще вариант немного сэкономить и вместо самолета плыть до Калимноса из Афин ночь на пароме. Но тут есть подводные камни - эти паромы в шторм могут не ходить.
Второй вариант это добраться до острова Кос, от которого паром ходит раз в 2 часа, идет меньше часа и стоит 6 евро или до острова Родос, от которого плыть уже 4 часа, паром ходит раз в день и стоит уже 40 евро. А добраться до Коса или Родоса уже проще, поскольку это более "раскрученные" туристические острова и туда уже летают и регулярные рейсы и чартеры. Да, есть еще паром из Турции Бодрум-Кос, но я не слышал, чтобы на нем кто-то реально ездил.
Когда мы были на Калимносе в 2013 году нам удалось купить у существовавшей тогда турфирмы "НЕВА" билеты на чартер до Родоса. В этот же раз на Грецию работает только туроператор "БиблиоГлобус", который наотрез отказался продавать отдельно билеты и мы в итоге купили горящий тур на остров Кос на неделю в самый дешевый отель. В отеле мы ночевали всего одну ночь, но это все равно оказалось дешевле чем любые билеты даже до Афин, не говоря про Родос или Кос.
Попав же на Калимнос (за 6 евро на пароме) найти жилье там уже просто. Больше всего жилья сдается в Masouri, там где живет больше всего скалолазов. Цены там колеблются от 20 до 50 евро за 2х местный номер. Студенты ИТМО, которых мы там встретили целой секцией, жили даже по 8 евро с человека. Ну а питаться можно как во множестве кафешек и ресторанчиков неподалеку, так и готовить самим на плитке в номере, купив еду в магазине.
Транспорт.
Не знаю как в материковой Греции, на на островах там странно. Автобусы ходят редко, иногда 1-2 раза в день. Не всегда по расписанию. А по воскресеньям у них вообще для нас нонсенс - у них выходной! Такси - не самое дешевое удовольствие, 15 евро. Поэтому основной вид транспорта там это, как я уже писал, мотороллер. Стоит это удовольствие 10-12 евро в день, причем не обязательно для этого иметь мото права. Достаточно категории "В". Ну и надо показать свою "адекватность", когда берешь его в прокат. Как минимум не приходить за ним выпив пива :). А вообще полиции на всем острове я не видел ни разу и движение немного странное для нас, например одностороннее движение мотики не соблюдают вообще а машины, наверное, через раз.
Машину, также, можно взять в прокат. Стоить это будет 25-30 евро в день. Если ехать как мы, вдвоем, то мотик - очень удобно и не дорого. За неделю катания вверх-вниз по серпантинам я сжег всего 8 литров бензина. И как выяснилось на мотик между ног водителю удобно встает 2 лонга. А вот на компанию побольше, наверное, лучше уже брать машину. Да и если кататься на лонгах удобнее когда водитель один а остальные катаются вниз.
Наверное на этом все. Видео мы наснимали в итоге мало, я уже писал почему. Пока не знаю хватит ли на маленький фильм или нет. Фрагменты отснятого материала я тут выложил. А вот фото много, за что спасибо большое Ане. Наслаждайтесь!
Ну а еще мы там очень и очень хорошо полазали по скалам. За 6 дней лазания я вылез несколько 7b onsight, вылез самую фотографируемую трассу в мире Aegalis 7c, также onsight (если не считать 1 попытки 3 года назад) и за 2 дня вылез одну трассу категории 8а. В моей нынешней форме это очень круто, как я считаю. Во всяком случае я очень доволен. Аня тоже очень хорошо отлазала, вылезла 2 трассы 7b, одну из которых на onsight, что для нее впервые!
Калимнос теперь сочетает 2 моих экстремальных увлечения! Так что я еще туда обязательно вернусь!
Для сайта http://longboard.spb.ru. Овсянников Михаил.
PS. Спонсорская минутка: Я лазаю в скальных тапках ZAMBERLAN. Спасибо за поддержку.