Фанская сказка.

Пишет А. Джулий, 18.05.2016 10:07

Фанская сказка. (Туризм)

Перевал - самая низкая седловина справа от в. Б. Ганза. Вид с лед. Имат.
Впервые мы попали в Фаны в 1991-м году. До этого - что-то читал, и все врмя слышал "Солнечные Фаны, солнечные Фаны..." Вам бы столько солнца... Ходили мы в "четверку". В июне. Потому что в июле я собирался на Тянь-Шань, в первое руководство "шестеркой". А сюда ходили составом нашей команды "Вертикаль" - так она у нас звучала на соревнованиях по ТГТ. Ну, стандартный набор для Фанской "четверки" и прошли - Пштикуль+Кштудак 2А - Аксу Ю. 2Б - рад. Мирали с попыткой на Чимтаргу 2Б - Зиндон 2Б - седло Ганзы 2Б. На вершины (Чимтарга, Б. Ганза) из-за погоды и дефицита времени (от Москвы до Москвы было 2 недели, т.е. 16 дней). Но - осмотрелись... Правда, солнечных Фан так и не увидели - у нас снегопады, дожди, метели - через день. И перепады впечатлили...

И конечно, хотелось вернуться... Но Фаны - это же хорошие скалы, значит нужно что-то делать в "шестерке". А какая "шестерка" без первопроходов? Но тут же все истоптано, как стадом буйволов. А где же наше? Во второй раз довелось сюда приехать лишь в 1998-м - участником в нашу клубную "пятерку". Тогда я впервые увидел Чапдару из лагеря на Алаудинах, и этот великолепный северный гребень на фоне неба - "Чапдара через Сфинкс". Это и было первым "камнем" в нашу шестерку. Ну а поскольку все, или, во всяком случае, большинство классических или относительно классических седловин в Фанах пройдено до нас, стали ломать голову - а где же "наше"? Вот и пришлось ходить "плечи". За 2000-2003 г. прошли фактически три плеча - плечо Чапдары 3Б* - это классический альпинистский маршрут на Чапдару по С. гребню, 5А, плечо Энергии 3Б* - это уже наше первопрохождение, где-то 4Б альп., плечо Б. Ганзы 3Б* (это тоже наше чистое первопрохождение, 5А альп., очень красивый и приятный маршрут, он весь виден на первом фото - 42 веревки скал, снега и льда). Что поделать, "седел" нам не осталось. Зато хорошо понятно - седло - это седло (седло Чапдары 3Б, например), а плечо - это плечо. Ну ясно, что плечо - на то и плечо, чтобы быть ближе к вершине. Поэтому плечо Чапдары - 4980, плечо Энергии - 5100, а плечо Б. Ганзы - 5280. В общем, с плечами мы определились. И все их планировали пролезть в 2000-м. Но надо же и что-то классическое... И очень не хотелось к плечу Б. Ганзы идти в обход по долинам... А в северном отроге Б. Ганзы перевалов нет, а седловина - есть. Причем совершенно классическая, то есть седло. Но перевал оказался настолько красив... И так непонятно, как его за все годы топтания по Фанам никто не прошел... Значит этот - наш... Крассивый - потому и название такое пришло само - Фанская сказка 3А. И перевал стоит того, чтобы его ходить вместо обхода по долинам... Ну естественно все это разбавили стандартным набором существующих перевалов - и получился наш маршрут. Изюминки: плечо Чапдары 3Б*, плечо Энергии 3Б*, Фанская сказка 3А и конечно Имат 3А. И несомненно - Маргузорские озера...

Справка: перевал - двухсторонний, с запада - бергшрунд и ледовый взлет - при подъеме 300 м перил выше бергшрунда косым траверсом к приемлемому выходу на гребень, далее по гребню - на седловину (прямо вверх - скальный сброс и плиты, а на спуск - прямо через них буквально одна веревки и далее по льду - и спуск получается коротким). С юго-востока - скальный склон (виден на первой фотке) до полки, по полке вправо на лед и далее польду до пологой части, всего 5 веревок, далее - ледопад (редкость для Фанских гор). Я шел вниз через ледопад, Жора Сальников - тоже - только вверх, а вот Илья Михалев ледопад обошел по скалам нижней части восточного ребра Б. Ганзы - еще один хороший вариант прохождения. В общем, перевал очень полноценный. И уже несколько раз пройден после нас. Так что авторы следующих прохождений, возможно, добавят фотографий и от себя.

Фанская сказка. (Туризм) Фанская сказка 3А, 4300 со стороны р. Желтая.

Ну, на спуске мы вылезли на ребро Б. Ганзы, посмотреть следующую часть маршрута - мы хотели лезть плечо прямо с ледника по косой ледовой сопле и потом по стене... Но... К этому времени "в живых" у нас оставались буквально 2 веревки - все остальное сильно покоцанное... Нижняя часть ледовой "сопли" стаяла, там открылся совершенно гладкий черный "лоб", прохождение которого вызывало некоторые вопросы... Плюс поливание из душа... Предложил Шурику лезть прямо по ребру, но все же благоразумие взяло верх - ни "железа", ни веревок в достаточном количестве на это мероприятие уже не было... Так что плечо Б. Ганзы перекочевало на 2003-й год - на следующее посещение "теплых Фанских гор". В этот раз мы таки узнали, что это такое - теплые Фанские горы... Хотя начало было впечатляющим - снегопады, грозы... Ну и как результат - обледенелые скалы на п. Северный и на Чапдаре. На Чапдаре нас регулярно било током - но не сильно. Но зато впечатлений... Подходишь к уху сфинкса - а оно гудит... Как трансформатор. И током бьется. Но на третий день подъема погода окончательно наладилась, и практически до конца похода мы наслаждались теплом... Правда, иногда проклинали жару... Зато мы наконец попали на Маргузорские озера - с самого верха, через перевал Сарымат З. 2А - и пробежались по всем... Должен сказать, что озер видел очень много... Но красивее этой цепи - ничего.

Вот, теперь немного фоток...

Фанская сказка. (Туризм) Чапдара через "сфинкс", вид "в лоб", с перевала Талбас (начало маршрута). К сожалению, не могу найти фотку профиля горы с низу - там понятно, почему "через сфинкс" - это сидит такой сфинкс на плече, на фоне неба. Ну а наш первый бивак - как раз под "ухом сфинкса".

Фанская сказка. (Туризм)
Лезем по голове сфинкса...

Бивак под ухом...

Фанская сказка. (Туризм) Линия спуска. От 4-х до 22 дюльферов - кто как промахнется. Мы обошлись 8-мью...

Фанская сказка. (Туризм) Фанская сказка. Наш подъем.

Фанская сказка. (Туризм) Фанская сказка. Спуск.

Фанская сказка. (Туризм) Плечо Энергии. Нижний край южной стены, от перевала Жигули.

Ну да, подробнее можно посмотреть здесь: http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32200&page=1 - мой отчет.

Фанская сказка - очень крассивый перевал, рекомендую. И технически насыщенный - для 3А. Есть у меня в Фанах и еще один "любимец" - перевал Имат 3А. Ходил его аж три раза - фактически каждое посещение Фанских гор...