Целина. Сергей Шестихин: "Как объяснить глупое томление сердца при виде родных вершин?"
Сергей Шестихин признается в любви Хибинам. И делает это в нашем специальном проекте "Целина".
Сергей Шестихин (гид команды Snow Sense, прорайдер Marmot & Black Diamond) – 39 лет, Кировск, фрирайдер (горные лыжи), ски-альпинист, талантливый фотограф.
Знает хибинские склоны как свои пять пальцев. На лыжах катается с 3 лет, учился в СДЮШОР. Осознанно увлёкся фрирайдом в 1999 г. Больше 10 лет участвовал в Открытых Кубках Хибин по фрирайду. 8 раз был в призах, в том числе заработал 4 «золота» во всех лыжных категориях.
Увлечен исследованием Хибин, сделал первопроезды таких известных кулуаров как: «Лавиннный» (альпинистский маршрут 2А категории сложности), «Угловой» (он же «Трупосборник»), «Спили мушку», «Зигзаг» (альпинистская 2Б) и др.
Результатом усвоения полученного опыта стал Путеводитель по внетрассовым спускам Хибин. Он опубликовал в журнале «РИСК онсайт» № 71 и доступен на Risk.ru.
Сергей катался на Камчатке и на Кавказе (Домбай, Приэльбрусье, Красная Поляна, Казбек). Признается, что ему нравятся сложные и красивые линии. Из последних отметим спуск на лыжах по юго-восточному склону (альпинистская 3А) горы Казбек.
С днём рождения Сергея можно поздравлять 23 ноября.
Сергей, начну с простого и с философского одновременно вопроса: что для вас фрирайд? Что для вас в этом слове?
Как много в этом слове… от фана до работы. Но, пожалуй, выделю наиболее актуальный для меня сейчас аспект. Можно сказать, что в горах у меня практика осознанности, своего рода медитация. Катаясь вне трасс, находишься в состоянии «здесь и сейчас», а это помогает лучше узнавать и себя, и мир вокруг.
Где начинали кататься? Когда? При каких обстоятельствах?
Я родился в Кировске, отец занимался горными лыжами и мотокроссом, так что лыжи – часть моего воспитания. Точно не помню, когда меня встегнули в лыжи, в 3 или 4 года. Я просто плохо помню время до лыж и гор.
Когда поняли, что фрирайд – это жизнь? И что помогло это понять?
Я не утверждаю, что фрирайд – это жизнь. Это часть жизни и странно было бы замыкаться только на катании. Но в горах я необъяснимо чувствую себя на своем месте. Я не очень любил кататься по трассе и бороться за лучшее время. Поэтому во фрирайде оказался как-то незаметно для себя самого. Просто в один момент, карабкаясь по склону с ледорубами в руках и лыжами за спиной, понял, что с ортодоксальными лыжами у меня как-то не задалось!
Но если не вся жизнь – фрирайд, есть увлечения и помимо него? Какие?
Я профессиональный фотограф. Ну, такой, который в студии работает, вспышки, модели, визажисты, все дела! Фотография – и профессия, и увлечение.
Как складывалась история ваших отношений с соревнованиями по фрирайду, расскажете?
Участвовал 11 лет подряд в Кубках Хибин по фрирайду. В этом сезоне решил завязать с соревнованиями. Получилось довольно удачно, 8 призовых за эти годы, 4 золота во всех лыжных номинациях. Можно сказать, что я развивался вместе с ростом уровня наших соревнований. Каждый сезон удавалось поставить новую задачу перед собой, было классно. Я очень благодарен организаторам соревнований за мотивацию и всем участникам за отличную компанию! Теперь я хочу сосредоточиться на других мечтах. В прошлом году мы спустились на лыжах по кулуару с вершины Казбека. И я очень хочу продолжить тему интересных и сложных спусков на лыжах в Хибинах и на Кавказе.
Местные старты – Khibiny Open – одни из немногих уцелевших за последние годы соревнований. Как вы думаете, почему люди охладели к стартам в целом и почему хибинские соревнования еще живы? Они развиваются?
Я думаю, народ не сильно охладел и с удовольствием приезжает участвовать. Другое дело, не все организаторы могут из года в год вытягивать весь этот сложный процесс подготовки стартов на должном уровне. С другой стороны, в последние годы появилась альтернатива, наши райдеры все чаще и проще выезжают участвовать в европейских этапах FWQ.
Вы собираете данные о фрирайд-маршрутах Хибин, но не оберегаете их от всех, а наоборот, распространяете информацию для как можно более широкого круга людей. А как же охота за паудером и конкуренция за целину?
Бояться конкуренции – значит признать, что сам уже не способен на большее. Мне хочется, чтобы в наших горах появлялось больше сильных райдеров, чтобы общий уровень рос, инфраструктура развивалась. Чтобы можно было собирать команды на интересные проекты. Я выложил в свободный доступ гайдбук, продолжаю работу над ним. Делюсь тем, что интересно самому!
Больше о фрирайде в Хибинах - в нашем спецпроекте!
Фрирайд в Хибинах сейчас – это удовольствие для всех или все еще группы продвинутых и туристов, которые приезжают к этим продвинутым в гости и в качестве клиентов?
Думаю и надеюсь, что это никогда не будет «для всех». Мне не жалко снега! Но для катания вне трасс всё-таки нужен хороший уровень катания вообще и еще комплекс навыков и снаряжения. И с точки зрения безопасности, и для получения удовольствия.
Если разделить разные регионы катания и попытаться выделить их особенности, то чем отличаются Хибины от всех остальных? В чем заключаются особенности катания здесь?
Хибины относительно небольшие горы, иногда их недооценивают. Опасности не так очевидны. Но тут все всерьез, как в больших горах, кроме высотного фактора. И короткий световой день зимой.
За что и почему вы любите Хибины?
Ну, это же любовь, она иррациональна! Как объяснить глупое томление сердца при виде родных вершин?
Фото: из архива Сергея Шестихина
Спецпроект ЦЕЛИНА
Все материалы проекта