Целина. Инна Диденко: "В Поляне собрались лучшие фрирайд-гиды России!"
Инна Диденко - имя, которое одним из первых вспоминаешь, говоря о Красной Поляне. Идёт ли речь о сноуборде или летних видах спорта. Поэтому рассказ о нашем специальном проекте "Целина" продолжает интервью именно с ней.
Инна Диденко (Мастерская приключений» , The Nord Face и Libtech) – фрирайдер (сноуборд), мастер спорта по спортивному скалолазанию, гид по фрирайду зимой, инструктор по скалолазанию, рафтингу, каньонингу — летом, Сочи.
Спортом увлекается с детства. Сначала спортивная гимнастика, затем туризм, альпинизм. И лишь с 18 лет скалолазание, которое стало пожизненным увлечением и стилем жизни.
Ну и, конечно, тяжело удержаться вдали от склонов, когда под боком Красная Поляна. Так что горные лыжи, а затем сноуборд уверенно вошли в её жизнь.
Победитель Большого Кубка России по фрирайду в 2005, 2006 годах. Участник этапа Кубка Мира по фрирайду в Красной Поляне (4 место). Победитель российских соревнованиях в Кабардино-Балкарии «На приз президента Балкарии 2008».
Летом живёт на скалах, зимой – в снегах на сноуборде. И хочет, чтобы это продолжалось вечно.
День рождения отмечает 12 октября.
На занятиях в российской Школе гидов. Фото Константина Диковского
Инна, ты практически динозавр сноуборд-фрирайда в России. По крайней мере среди женщин, и я говорю это с искренним уважением. Скажи, легко ли сохранять ему верность? Принимая во внимание разговоры о спаде, который переживает сноубординг, и то, что соревнования во фрирайде случаются в России нынче раз в пятилетку.
Мне легко… Я всегда считала лыжи более травмоопасным снарядом, чем сноуборд.
Ведь я всё же начинала катать на лыжах, когда училась в Сочинском институте курортного дела и туризма. Помню свои спуски даже вне трасс с вершины горы Аишхо, Черной пирамиды. Тогда еще не было специализированных лыж для фрирайда, катали на «cпичках» на «младостях» и «полспортах»…
Спада увлечения сноубордингом лично я и именно среди приезжих в Поляну туристов-фрирайдеров не замечала и не замечаю и в этом сезоне.
Ты помнишь свой первый спуск на сноуборде вне трассы? Как это было?
Это было ужасно сложно для меня, так как я до этого всего дней 10 провела на своем первом сноуборде Rossignol Rooster (146 см, ростовка была выбрана по совету продавцов в Москве). Учителей вообще не было, вся компания моя состояла из лыжников.
Первый мой спуск состоялся 1 января, тогда еще не было ни третьей очереди, ни четвертой Альпики-Сервис… Думаю, 1997 год. Шли мы до пика Шумихина часа 4. Помню, именно тогда, во время спуска, я думала, что это будет последний раз на сноуборде, так как на лыжах мне было гораздо легче… Меня все подгоняли, так как все боялись опоздать из-за меня на канатку… Помню кучу падений в целине…
Соревнования. Когда и где ты соревновалась впервые? В международных соревнованиях участвовала? Что дал тебе этот опыт?
Впервые я участвовала в стартах по фрирайду в Красной Поляне в 2004 году, а первые мои международные старты – это первый FWT 2009 в Красной поляне. По результатам российских этапов я тогда занимала первое место и поэтому мне дали wild card на эти старты. Помню, что сильно волновалась… и переборщила с выбором линии своего проезда… Выбрала линию очень сложную и со старта, сделав пару поворотов, спустилась с небольшой лавиной, в которой потеряла равновесие… Стала я тогда четвертой, Лиза Паль – третьей.
Как и во всех соревнованиях, опыт в более крупных стартах – это уверенность в более мелких… Для себя я поняла, что выигрываешь в соревнованиях почти всегда тогда, когда линия, которую ты выбираешь для проезда, тебе изначальна нравится… Ты ее сразу видишь и тебе её ужасно хочется проехать.
С кем ты в те времена соревновалась?
Кумирами для меня тогда были Наталья Лапина и Лиза Паль… Я впервые с ними познакомилась на российских стартах в Домбае. Затем, каталась со Светкой Кузнецовой, победительницей этапов в Приэльбрусье. Вместе все дружно катали перед стартами…и после тоже.
Свежая кровь. Появляются ли новые сильные райдеры, с которыми тебе интересно кататься? Или круг тех посвященных по-прежнему узок?
Как-то в последнее время я катаюсь со своей компанией гидов и компанией «Мастерская приключений», в которой я работаю и летом, и зимой. Считаю, безусловно, очень сильными райдерами Ксюшу Чекулаеву и Анну Орлову.
По правде сказать, новых хороших сноубордисток пока не видно… Может, потому что нет соревнований…
Как думаешь, у соревнований по фрирайду есть будущее в России?
Я участвовала в организации Sochi Snow X Show, на этом старте организаторы ставили задачу провести мероприятие как надо или вообще не проводить. Там был полный набор мероприятий по безопасности, включая вертолет и спасательные команды, велась работа по проверке согласованности экспертов судейской коллегии и много чего еще. После этого старты такого уровня в России больше не проводили, исключая FWT и FWQT – здесь организаторы извне. Похоже, что возможности инициативы сверху на данный момент исчерпаны. Будущее есть, только если кто-то возьмет на себя много общественной работы, чтобы объединить тех, кто пытается катать спортивный фрирайд. Нужно выработать правила соревнований и правила судейства, которые бы не менялись от старта к старту и были бы всем понятны. В общем, будущее есть при условии организационной работы от самих спортсменов и какого-то объединяющего начала, вроде федерации.
Ты считаешь, олимпийская стройка дала развитию фрирайда в регионе новый толчок для развития? FWT может возвращаться?
Похоже, что нашим курортам пиар такого масштаба не требуется. У них и так с посещаемостью все в порядке. Ведь была же Олимпиада… Думаю, что не стройка дала толчок фрирайду, а то, что некоторым невозможно сейчас выезжать за границу…
Здесь, в Поляне, сейчас собрались почти все лучшие гиды России по фрирайду.
Красная Поляна – место противоречивое и легендарное. Расскажи, пожалуйста, о фрирайде в современной Поляне. Что это за место сейчас с точки зрения катания? Где кататься хорошо, а где не очень? Куда податься тем, кто недавно катается вне трасс? Где катаются опытные райдеры? Много ли секретных спотов?
Считаю лучшим местом для внетрассового катания горнолыжный комплекс «Горная Карусель». Здесь есть и волшебное лесное катание с крутыми уклонами, и кулуары, в которые надо спускаться, применяя альпинистские навыки, и много скальных участков, на которых можно найти большие дропы… и естественно, так называемая «восточка» или Восточный сектор с нератраченными черными трассами и мегаволшебным лесом. В общем, и новичок во фрирайде и продвинутый райдер вполне найдут себе нужные линии.
Читать больше о фрирайде в Красной Поляне
Ты гид. А Поляна – место, куда приезжает довольно много клиентов с деньгами. Или деньги – это как раз хорошо, это возможность позволить себе и гида на каждый день, и хорошее снаряжение и прокат в случае чего? Вопрос субъективной безопасности – это чаще вопрос о финансах или о голове на плечах?
Чаще всего, конечно, в голове… Даже прослушав лекцию по безопасному катанию вне трасс, на следующий же день некоторые умудряются заехать самостоятельно по следам туда, где спуск без веревки невозможен… то есть попасть на скальные сбросы. Совсем недавно видели девушку-сноубордистку одну в лесу, ехавшую прямиком на скальные сбросы на ГЛЦ «Карусель»… Как она там одна оказалась? На этот вопрос вменяемо она так и не смогла ответить. Скорее всего, её заманили чужие следы.
Но на самом деле культура катания с гидами с каждым годом растет в Поляне! Приезжая на незнакомый курорт на короткое время, человек больше сэкономит, чем потеряет, если потратится на гида. Гид – это гарантия нераскатанных склонов, потайных спотов и, самое главное, безопасности!
Красная Поляна как курорт – фрирайд-френдли место? Или нет? Заботится ли курорт о фрирайдерах? Что с информированием о лавинной опасности за пределами трасс? Или это до сих пор в ведении гидских компаний, которые ведут тут бизнес?
Этот вопрос стоит задать задать клиентам. А я гид. Знаю точно, что если кто-либо увязывается за нашими группами, то мы их, как ты говоришь, френдли спускаем…
У нашей компании, которая работала еще при «Альпике-сервис», естественно, много друзей в лавинных службах при канатках. Утро начинается со звонков друзьям, от которых мы узнаем всю информацию, связанную с накоплением снега и лавинной опасностью. В соцсетях обычно Максим Панков предупреждает всех о повышенной лавинной опасности, если она есть. Сейчас курорты часто закрывают топы, если лавинная опасность повышена.
Как ты считаешь, уровень культуры в отношениях «клиент – гид – склон» изменился в последние годы? В какую сторону? Как изменилось качество поставляемых гидами услуг? А клиенты изменились?
Естественно, изменился… Мы стали выше уровнем: благодаря обучению в канадской школе гидов, появлению Российской ассоциации горных гидов (rmga.ru) и накопленному годами гидскому опыту… Конечно, и клиент стал более избирательным, умеющим разбираться в качестве услуги. Знаю точно, что спрос на гидов есть… Ну и предложений тоже много… К сожалению, и не качественные тоже имеются.
Каким ты видишь будущее российского фрирайда? Ярким и безоблачным?
Пока на международных соревнованиях очень достойно выступают Иван Малахов и Анна Орлова. Будущее российского фрирайда будет ярким, но не безоблачным… Еще раз повторюсь, должны быть решены вопросы безопасности и разработаны правила судейства, в первую очередь, если говорить о фрирайде как о виде спорта. Также требуется признание курортами России фрирайда как вида отдыха… Ведь официально фрирайд не разрешен на горнолыжных центрах Поляны и предоставление этой услуги официально запрещено.
Фото: Эдуард Горборуков и Владимир Клюшкин
Спецпроект ЦЕЛИНА
Все материалы проекта