25 километров «Белой долины». Sky Walk на Sky Way...
Лыжники со стажем и даже новички, прибывающие в массовых количествах в мекки зимних развлечений – Курмайер и Шамони, давно неровно дышат к спускам офф-писта, вне трасс. Жемчужиной ожерелья горнолыжных районов давно считается спуск по «Белой долине». Место культовое однозначно и круглогодично.
Первый раз мы спускались там несколько лет назад со стороны Шамони, и главной целью было, не поверите, посмотреть близко горы, о которых мечталось, картинки которых изучали во всех возможных журналах мира. Горнолыжной квалификации и борзости хватило, но по ходу дела цели вдруг поменялись… Уже к середине первого спуска мы поняли, в какой космос, на какой фрирайдовый Марс, попали….
Удивительное местоположение Долины – между миров и стран не ощущается, но чувствуется. Вроде бы и народу вокруг катает немало, и следы есть, а все как странник в ледяной пустыне. Возникает близость неба и ощущения единого Мира.
И последующие выезды в разных погодных условиях и по разному снегу мы катали «Валле Бланш», со стартовой точки высотой 3812 м, с пика Айгюль дю Миди (Aiguille du Midi), т.е со стороны Франции.
Нонешней весной в планах прокатиться по «Белой Долине» не стояло. Хотелось больше ски-тура. Но мы уже завязли в Валле д'Аосту, увязли по самый коготок. Уже билась в башке идея, сдобренная информацией с массой красивых карточек об открытии в Курмайере нового техно-чуда под названием Sky Way. Время и желание как-то сами образивалось, планы сходу подточились и укрепились. «Хотим, типа, новых эмоций!» – спуска с итальянской стороны по Белой долине.
Благодаря помощи туристического консорциума долины Аоста и Анны Содэн лично, мечта стремительно приближалась к реальности.
Настойчивое желание Анны подарить нам гида на этот спуск, вызвало лишь улыбку наглых, «опытных» лыжников. Мы же катали «Долину» сто раз… Зачем нам гид…
«Снега нет, снега нет, сезон бесснежный»! Очень может быть, но не здесь и не сейчас. К Небу мы попали лишь со второй попытки, потому что угрюмый прогноз и условия на Горе, смели от нижней станции канатки всех желающих покататься… Видимость - ноль, ветер - ураган, а потому политкорректно и максимально вежливо «не рекомендуется спуск по фрирайдовым маршуртам». Погулять по смотровой площадке – пожалуйста. Покушать в кафе – пожалуйста. Даже кино посмотреть – вэлком. Но не кататься!
Стоя в Курмайере, внизу, почти на солнце и почти в весенний день, тяжко понять, что такое засада двумя с половиной тысячами метров выше… Уповая на следующий день, вернулись, с горя, обратно. Чтобы было нескучно и не так обидно (а вдруг, прогнозы итальянцев как наши, и завтра тоже будет ж.. с погодой), Анна показала нам совершенно культовое местечко в Аосте, под названием La Bottegaccia Di Gullone Vincenzo (90, Via S. Anselmo, Aosta). Это для терпеливых и правильных лыжников, которые любят не типичные, подвернувшиеся под ботинки и канты апре-ски.
Винный бар, место гурманов и ценителей атмосферы и сервиса. Когда-то нищий итальянский мужик решил поменять свою жизнь. Прося милостыню, он раздумывал о жизни и о своем месте под солнцем. «Что же я больше всего люблю в жизни?...», - медитировал нищий. Оказалось, хорошо проесть. Дальше, как в кино. Взял кредит, открыл барчик, где подавалась только отборная еда, специалитеты, наливались только лучшие напитки. К этому набору подтянул коллекцию очень нестандартных вин и изобрел совсем незначительную вроде бы «фишку». При заказе вина вам «бармен», он же сырман и колбасман, сам подбирает именно ту тарелку с закусками из мяса и сыра, которая идеально подойдет для выбранного вами вина (напитка). О как! Хозяин и сам был непрост. Он учился в лучших гастрономических школах, в школах сомелье, рос, так сказать не только как бизнесмен, но и как ценитель и дегустатор. День за днем заведение стало настолько популярным, что молва о чуде достигла ушей иностранных гостей. Туда, в подвальчик, стали зазывать гурманов и гостей со всего мира. Пару лет к нему присматривался крупный лондонский владелец баров и винотек и таки сделал ему предложение. Открыть подобные бары в Лондоне. Условия были настолько деликатесны, что от предложения хозяин отказаться был не в силах.
Впрочем, я опять об итальянской гастрономии и напитках. Не могу остановиться. Простите. В баре мы посидели, выпили вина и прозекко, получили невероятно свежайшее мяско и дышащий благодатью альпийских лугов сыр на деревянном блюде и домашние гриссини. В общем, потеря дня катания, благодаря нашей Анне, как-то сгладилась…
Зато на следующий день Господь нам широко улыбнулся, призывно забормотал в ушки: пора, пора. Снежники сияли, ветерок выполнял роль крутого кондиционера, выставленного в режим комфорт. …
Запарковались у канатки.
В Курмайере это место найти легко. На него указует множество дорожных табличек. Станция находится почти в конце города, ближе к въезду в тоннель.
Назвать новый архитектурный экстремальный шедевр – Sky Way- канаткой, как-то не поворачивается язык. Вроде все, как всегда – кабинка, билеты… Но с первых метров не покидает ощущение, что ты отправляешься в межгалактический рейс. Теперь-то понятно, почему там так много любопытных туристов из разных углов земли совершенно светски одетых. Чисто технически поражает продуманность сооружения. Крыши станций, покрытые солнечными батареями, гондолы, оснащенные системами анти-обледенения и подогревом. Кабинка во время движения плавно вращается, и это щекочет и нервы, и воображение. Обзор на все стороны света, на все движимое и недвижимое. Да только прокатиться к Небу – уже круто… А на промежуточных станциях еще масса приятных не-мелочей. Рестораны и кафе, кинотеатры и конференц -залы. Напомню, что максимальная высота, куда вас раскручивает лифт, 3500 м. И все эти сервисы новехонькие, блестящие, логичные, технологичные и такие надземно-привлекательные… На выходе забываешь, зачем приехал.
Выходим на Helbronner. Почему-то нет указателя на двери к площадке, откуда стартуют все фрирпайдеры. И те, кто на Тулу без самовара (Tula - фрирайдовый спуск с возвратом в Италию) и те, кто на «Белую долину». Но на стене, справа по ходу, висит приборчик, отзывающийся на ваш лавинный датчик (к слову, не забудьте его включить). Видимо, прибор и символизирует стрелку «ВАМ ТУДА, сумасшедшие». Перед выходом в крутящиеся двери, он пропикает вам боеготовность.
Вышли мы, как в окно, как в живую картину необычайной красоты. Чуть продвинувшись в сторону гребня, почувствовали значительное усиление ветра.
Народ группировался на кучки, встегивался в лыжи, и куда-то стремительно разъезжался. Тоска подкралась под крепления… Куда ж нам плыть? С толпой вывалились по левому борту под скальный массив, обогнули его и поняли, что цель наша не здесь. Чисто логически, не туда нам… Конечно, когда вы стоите на людной улице и тыча пальцем в небо, хватаете мимоидущего прохожего с вопросом: «Где тут Кремль?», понятно… А вот когда вы на ветрюгане на гребне пытаетесь понять, где ж тут верный и главное безопасный спуск в ту самую Долину, тяжко… Шансы найти и следы и группу были не велики… Их могло не оказаться. Это к вопросу о железном аргументе, что, мы де, опытные лыжники и сто-мильонов-раз спускались со стороны Шамони …
Провожая взглядом уходящую куда-то вдаль группу любителей поглазеть и погулять на снегоступах, мы, конечно, понимали, куда нам, в принципе, спускаться. Но узкое горло долины и ощерившиеся трещины в ея низу, пугали случайными решениями. НАМ повезло. Народ, ждавший шанса съехать уже несколько дней именно здесь, как изголодавшийся зверь, метнулся нагонять упущенное и обмечтанное. Нам попалась небольшая группа с гидом. Мы скромно начали спуск за ними. Они, безусловно, через минуту ушли в точку. А мы, довольные тем, что шалость удалась, подышали, успокоили нервы и тоже… помчались.
Урок таков. Не зная маршрута, лучше самостоятельно не выезжать! Легко можно попасть в район трещин и вообще, уехать не в ту сторону… Замечу, что со стороны Шамони народа всегда больше. А здесь, в чем есть отдельный кайф, народу мало. Пока мало. Вероятно, это можно объяснить и тем фактом, что стартуя на итальянской стороне, вы на финише попадаете во Францию. И оттуда надо выбираться. Т.е. придется садиться на автобус и ехать через тоннель обратно.
Что касается трассы, со стороны Италии спуск очень интересный, красивый, с массой вариантов. Естественно, в какой-то момент обе трасы сходятся. И дальше, что называется, «по описанию».
Катимся вниз, вниз, ловим нераспаханные кусочки целины. Снег – божественно чист и в меру пуховат.
Но надо принимать решение, которое зависит и от степени усталости, и от уровня готовности, и от погоды. Идти вверх к трамвайчику, который повезет в Шамони. Или подняться минут за 20 вверх к началу спуска по простой синей трассе, уходящей серпантином опять же в Шамони. Для того, чтобы попасть на станцию паровоза Montenvers, нужно преодолеть подъем по железной лестнице от ледника к канатной дороге и еще чуть приподняться. Можно, кстати, купить ски-пасс уже с этой опцией.
Мы решили спускаться на лыжах донизу. После долгой упаковки лыж за спину и скидывания лишних вещей для удобства ходьбы вверх, забрались по склону, по утрамбованной не одним десятком ног, тропе к киоску с едой на солнечной полянке. Эдакий ипровизированный а-ля-франс шаурма-гриль тонар. Здесь можно посидеть, позагорать, а заодно и перекусить. Готовят сосиски, бургеры и роллы. Поят вином горячим, чаем и кофе…
На середине спуска, кстати, обнаружили какое-то ски-туровское паломничество. Народ ломился куда-то вверх по ущельям. Взятый по случаю «язык», сказал, что это однодневные маршруты и к вечеру, они, безусловно, спустятся. Но идти им еще часа 3!!! И это в середине дня! Приятное зрелище. Аж завидно стало. В следующий раз будем помнить и про такую возможность. Так всего много вкусного, и снегоступы (почему-то напрашивается ассоциация с фото-турами) и ски-тур…
Нижняя часть спуска в Шамони, кстати, уже совсем растаяла. Метров 200 шли по лесу пешком, до выхода на трассу. Еще пара минут, и приключение окончено. Солнце, расслабленные люди за столиками ресторанов, трафик, как в Москве в час пик, сияющий, лысеющий и такой всегда желанный Монблан. Ох, простите, Монте Бианко!
Следы из французского корридора.
лайфхаки. Лучше брать с собой и маску и очки. Наверху очки совсем не хотелось надевать, а на леднике Mer de Glace переоделись и поменяли маски на очки. Как говорят опытные, лавинный датчик обязателен, а вот лопаты и щупы нет. Мы взяли веревку, минимальную аптечку.
Стартовали уже в обвязках. Их можно надеть на верхней станции, перед выходом на площадку старта. Взяли по запасной теплой поддевке (жилет или тонкий пуховик). В ски-туровских ботах было весьма комфортно на подъеме в финальной части ледника. Если шагать по лестнице до трамвая, ох… лучше бы обувь помягче… Крохотный термос (у нас 500 мл), пара батончиков. Кошелек). Если с вами мобильный телефон, по возможности, возьмите к нему дополнительное питание. Случись что, на морозе вам аккумулятора не хватит… и все…
Приключение сразу станет мучением. Подчеркну, что это наш личный, персональный выбор на то время и в той ситуации.
Думаю, есть правила и привычки, к которым следует прислушаться. Так, мимо просквозивший гид, вез на рюкзаке и веревку и ледоруб и ледобуры…
Да пребудет с вами сила Sky Walker’a в поисках своего Sky way!
Лиана Даренская, Аркадий Клепинин.
Фото авторов.
Очень странный совет, чтобы он мог значить?