Крым, Ай-Петри, маршрут "Перья" 5А

Пишет Лапшин Михаил, 11.03.2016 23:06

Крым, Ай-Петри, маршрут "Перья" 5А (Альпинизм, Павлотос)
Техническое описание редко посещаемой пятерки на центральном массиве Ай-Петри.

Маршрут пройден в начале 70-х годов прошлого века командой Валерия Павловича Павлотоса. Представляет собой систему вертикальных каминов и внутренних углов, выводящих на вершину отдельно стоящего от основной стены пера. В настоящий момент на маршруте все станции пробиты. В промежутках встречаются надежные шлямбура и даже излишне большое число крючьев разных эпох. Молотки и крючья не нужны.

Подход от средней станции канатной дороги занимает около 30-40 минут. Не дальше чем аналогичный подход до Челеби или Морчеки.

Крым, Ай-Петри, маршрут "Перья" 5А (Альпинизм, Павлотос)

R1: V, 30м У основания камина старый шлямбур с двойным ухом и гвоздем в сердечнике. Равномерный длинный камин. Лазание в широком распоре. Есть 3 шлямбура и старые крючья. Станция стоячая на пробке внутри камина.

R2: V+, 55м От станции двигаться вверх в широком распоре около 5м, затем уйти полностью на правую стенку и траверсировать вправо, обходя нашлепку. Затем вверх по углу через нависающую каменную пробку выйти на полку с травой. С полки есть два варианта. Левый вариант выглядел проще. Правый вертикальная щель. Страховка организуется просто. Хорошо идут мелкие и средние закладные элементы. Характер рельефа сложный, много перегибов. Веревку можно разбить на 2 части. Станция на большой горизонтальной полке на спите с местным ухом и новом шлямбуре.

R3: V, 30м От станции вверх по живописному отколу в широкий монолитный камин. В середине веревки надежный свежий шлямбур. Станция на местном крюке и шлямбуре на большой полке.

R4: V+, 35м От станции вверх по логичной широкой трещине. Встречаются шлямбура и старые крючья. Своя страховка организуется легко. Постепенно сложность лазания нарастает. Ориентировочно 6б+. Красивое лазание. Местами встречаются рыхлые участки. Это вершина пера. На ней принять напарника на местных крючьях и перейти к станции на шлямбурах.

Есть вариант в середине веревки уйти левее в левый камин и обойти перо слева. Кажется, он более прост и посещаем.

R5: III 15м, V+ 10м Над станцией большой горизонтальный откол. По нему идти вправо до конца над сосной, закладывая веревку за него. Затем вверх по внутреннему углу. Имеем 2 перегиба по 90 градусов. Станция на местном спите с ухом и нескольких местных крючьях.

R6: V 15м A0, IV 15 м От станции траверсировать несколько метров вправо, затем идти вверх по вертикальной щели до выхода в чашу. В щели забито нереальное количество старых надежных крючьев, встречаются шлямбура и качественно забитая морковка. Интересное сложное лазание по большим зацепам 6с. После несложный долаз с выходом на полку кулуара. Станция на шлямбурах.

Далее двигаться вверх по осыпному кулуару левее зубцов. Последние 30м являются пробитой веревкой мультипитча «7 вершин» и выводят на смотровую площадку. Веревка пробита шлямбурами. Пробивка редкая. Лазание простое.

Рекомендуется использовать тонкую скользкую веревку из-за большого количества перегибов. Рюкзаки и объемные закладные элементы будут создавать большие неудобства в многочисленных каминах. Встречается много глубоко забитых крючьев, в ухо которых пролазит только тонкий тросик закладки. После основной части восходителей ждет продолжительный пешеходный участок по самой горе. Спуск пешком по Кореизской (Мисхорской) тропе, на канатной дороге (300 рублей) или на такси (300 рублей).

Примерное время прохождения без спуска 6-8 часов.

Миша, спасибо. Есть еще вариант этого маршрута - до R4 левее по каминам, образованным этим огромным отщепом.

Ха! Ностальгию разбудили! В дремучем 1982г. на этом маршруте было только 3-4 дубовых клина(представьте, были и такие точки страховки), полное отсутствие описаний и бесконечное количество вариантов забуриться. Зато безмерная наглость молодости и какое-то страшное количество тяжеленных металлических крючьев с собой. Приятно, что кто-то еще ЭТО ходит, пусть и по пробитому.

Ну, описание было еще с 1968 года у В.Гончарова в "Альпы в Крыму". А вот почистить маршрут от шлямбуров и старого железа- давно назрело! Надо энтузиастов-волонтеров на зачистку!

Поддерживаю зачистку!

С конца 70-х мечтал хотя бы подержать в руках книжку Гончарова. Достать было невозможно. Что интересно, до сих пор никогда ее вживую не видел.(в печатном варианте).
Покажите на сайте хоть обложку!

Проще простого. Могу и потрогать дать.

Если когда-нибудь еще буду в Крыму,(а буду обязательно!), найду Вас! С меня магарыч.

обнаружил у себя дома "раскладушку" 1973 года "Альпийские стены Крыма", с описанием 10 маршрутов на Ай-Петри.

Может как-то посканировать и приложить к делу? Тоже очень интересно

я попробую
Гончаров в электронном виде есть например здесь http://www.tkg.org.ua/node/8885

Считаю, что это самая лучшая пятерка в Крыму! Впервые лез в 86 году по описанию Гончарова и самая стремная тогда была первая веревка, почти вся веревка шлась без промежутков. В 2008 на ней увидел шлябура - спасибо спасателям из Ялты! Ходил ее раз десять и всегда получал удовольствие и кайф, по приезду в Крым был первый разминочный маршрут перед Морчекой и Шаан Каей. Единственный напряг это боязнь встречи с лесниками, не знаю как сейчас,,,

Спасибо!
Один раз, в молодости, ходил маршрут правее перьев, по цепочке забитых самодельных крючьев, сделанных из прутка или арматуры.
Метров на 100 правее, думаю.
Сначала довольно непростые веревки по стене, выход на траву, по ней подход к зубцам, веревка в перемычку между 1 и 2 зубцами и дальше по гребню, по зубцам на вершину.
Сводил меня тренер, он откуда-то знал про маршрут.
Это было примерно в 83-м
Потом лет через пять хотел повторить, в тумане заблудился, вылезли пару веревок совсем в другом месте, отступили.

Может кто-то опишет?
Маршрут мне понравился, похож на 5А в сумме, или очень крепкая четверка.
По зубцам - вообще песня, совсем необычно для Крыма.

есть вот такая картинка - возможно поможет. синим - мульт "7Вершин"
Перья по центру, прорисованы только станции

Это "Зубцы через "Табличку" - там погиб давно Слава Нелупов.

Книга у нас, в харьковском альпклубе, в библиотеке есть.
Если бы кто-то взялся сделать путеводитель по Ай-Петри - было бы отлично для молодых альпинистов, интересные, необычные маршруты на большую стену.

Что-то подобное и появилась идея собрать в кучу

Спасибо Мише-автору за свежий проход и свежий взгляд, а участникам форума - за активный приём статьи. Идя навстречу высказанным пожеланиям,- сканировал и привожу здесь два тогдашних описания из первого издания "АЛЬПЫ В КРЫМУ" 1968 года.

ЗУБЦЫ АЙ-ПЕТРИ, V категория трудности

От поляны у источника Хаста-Баш, справа от главного коридора, хорошо видна полка, на которой растет сосна. От нее вертикально вверх уходит расщелина, превращаясь затем в узкий камин. Метров через 20 он раздваивается. Идти нужно правой стороной. Постепенно ка¬мин расширяется и выходит на наклонную полку. На ней можно забить крючья, а в начале камина деревянные клинья. Левее полки другой камин. Здесь надо быть очень осторожным: в нем «живые» камни.
До ближайшего ориентира — большой сосны — 40 м. Слева от сосны нависающие скалы, справа — «балкон». По нему и идет путь. Через 30 м он заканчивается, и остальное расстояние вверх к сосне проходится по трем уступам. От сосны путь вправо вверх к наклонной полке крутизной 40—45°, с несколькими ступенями. Полка заканчивается у большой впадины с маленьким гротом, где находится контрольный тур. Место для отдыха.
От контрольного тура вверх уходит 30-метровый камин, заканчивающийся скальным плечом с сосной. Отсюда маршрут проходит по балкону, затем вправо вверх 80 м до наклонных площадок, по расщелине, ведущей к небольшому наклонному плато. Страховка через сосны. И здесь необходимо остерегаться «живых» камней. На плато находится второй контрольный тур. Подъем на скальное плечо первого зубца идет по расщелине крутизной 85—90°. Она преодолевается трудным лазаньем, в отдельных местах с помощью лесенок. На первом зубце контрольный тур. Со второго зубца 10-метровый спуск по веревке на сильно разрушенный гребень. Страховка организуется через выступы и сосны. К последнему зубцу спуск по веревке, подъем с перемычки между зубцом и вершиной Ай-Петри по гладкому 20-метровому отвесу. Он проходится с помощью крючьев и лесенок. Спуск с зубца до перемычки по пути подъема.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СТЕНА, III категория трудности

К главному кулуару массива Ай-Петри нужно идти от поляны Хаста-Баш вверх по левому высохшему руслу реки. Маршрут начинается справа по ходу от главного кулуара и идет влево вверх по широкой наклонной полке к началу гребня. Обойдя гребень слева, нужно двигаться к большому древовидному можжевельнику под стеной гребня, откуда начинается 60-метровый ключевой участок всего маршрута. Гладкую 8-метровую стенку до трещины проходят лазаньем, затем — по крючьям на лесенках. Поворот вправо во внутренний угол к нависающей пробке. И, пройдя 8 м, в конце его можно организовать страховку.
Нависающая пробка преодолевается с помощью лесенок, крючьев и деревянных клиньев. Дальше 13—15 м нужно идти прямо вверх по трещине, переходящей у высохшего куста в щель. Это очень трудный участок пути. От куста нужно подниматься вверх по щели, затем по внутреннему углу с выходом на наклонную полку. От нее до гребня 5-8 м. Здесь можно организовать страховку через большую сосну и отдохнуть на удобной площадке.
Дальнейший путь проходит по легким скалам гребня в направлении вершин¬ной башни. Имеющиеся здесь «жандармы» следует обойти с левой стороны. Страховка организуется через сосны, а в отдельных местах — через выступы скал. Вершинная башня Ай-Петри, если смотреть на нее сбоку, имеет три уступа, называемых плечами. От перемычки между последним «жандармом» гребня и вершинной баш¬ней следует двигаться прямо вверх по внутреннему углу, затем по наклонной полке на I плечо. Оттуда траверсом вправо к восточной стене башни, а за¬тем вверх по разрушенному камину к сосне на II плече. Затем путь вверх вправо в направлении зубцов Ай-Петри к полке с кривой сосной, а от неё прямо вверх под нависающий участок. Он преодолевается лазаньем с тщательной страховкой через ледовые крючья. Это III плечо вершины надо траверсировать вправо 6 м и по внутреннему углу выходить на вершину. Общая длина маршрута 700 м. Восхождение занимает 8-10 часов. Спуск по тур. тропе.

Есть еще и упомянутая "раскладушка"-буклет "Альпийские стены Крыма" 1973 года. По инициативе Сергея Пугачева этот раритет сканирован тоже. Всем удачи!

Миша привет! А с каких это пор "Перья" раздели до 5А и собственно кто?

Привет! Слышал, что Ромбы на Форканте раньше были шестерками. Теперь это 5А. А Бершова на Челеби тоже теперь принимают за 5А. В этот список можно включить Копье 5А на Кильсе. Не знаю кто раздел. Можешь считать что я, но выше 5А Перья не тянут.

На всех перечисленных пятерках станции пробиты и на каждые 60м лазания встречается 3-4мощных шлямбура. Это практически мультипитчи Леха! Тут спорить бессмысленно

Когда я ходил Ромбы, и правый, и левый, на них не было ни одной железки. И это были честные мероприятия и честные шестерки. Через лет 15 - все пробито, люди лезут только с оттяжками, конечно, больше 5-А давать нельзя.

Очень приятно, когда есть что вспомнить. Прошли этот маршрут в апреле 1979 г. в двойке с Толей Мошниковым. Использовали буклет "Альпы в Крыму". Старых (чужих) крючьев было мало (Одна морковка в нижнем камине и вертикальный крюк ВЦСПС на нависании в средней части маршрута). Этот крюк меня и подвел, вылетел под нагрузкой с лесенкой. Но все обошлось, участок был нависающий и моя (надежная) точка была 3 м ниже. Сменив лидера через 30 мин мы продолжили маршрут. Лезли в питерских галошах, по времени - выехав из Батилимана 9 - часовым автобусом, спустились на шоссе в темноте (спускались на жопе по мокрым желобам). Ночевали на автобусной остановке, благо ночь выдалась теплой. Классный тренировочный маршрут перед скальным сезоном.