Ски-тур в Теберде и Домбае в январе- феврале 2016 года

Пишет Роман Губанов, 03.03.2016 23:22

Ски-тур в Теберде и Домбае в январе- феврале 2016 года (домбай, роман губанов, алибек, домбай-ульген)
Здравствуйте все любители горных путешествий и неравнодушные к этому люди!
Я - горный гид, инструктор по горным лыжам, по альпинизму и ски-альпинизму, КМС по альпинизму.
Ски-тур, как и обучение технике катания на горных лыжах - это моя основная зимняя работа. Хочу рассказать Вам о наших однодневных ски-туровских выходах в районе Теберды и Домбая в январе-феврале этого года и немного поумничать.
Началось всё 18 января. Приехали двое ребят со сплитбордами, и, конечно, надо было нам ходить. Но природа в это время интенсивно засыпала горы снегом. Домбай утонул в снегах, ни одного солнечного дня за десять дней! Для ски-тура совсем непростые условия. Очень не хотелось попадать в лавины! Сильно выручила Теберда. В кромешном снегопаде удалось сходить в Мухинском ущелье, крутизна склона и не такое большое количество снега, как в Домбае, нам позволили это сделать.
Потом был выход в Джамагатском ущелье на склон горы Кёнделлен-ляр, довольно интересный, длинный и не лавиноопасный на целый день.
Маршрут на Малую Хатипару оказался не таким хорошим. Подъём был тяжёлым, но интересным, а вот со спуском я намудрил - поехали новым путём и повстречали много-много камней, которые добросовестно погрызли наши «скользящие устройства». В общем, в полной темноте мы вернулись к нашему хеликоптеру-уазику, вытолкали его, Расул (водитель и хозяин этой гравицапы) творил чудеса мастерства передвижения на колёсном транспорте по целине!
На следующий день прогноз погоды на РП 5 в Домбае давал относительно неплохую погоду, и я решил попробовать сходить на перевал Джаловчат. Мы стартовали из альплагеря «Алибек», когда ещё было неплохо с погодой, но чем дальше - тем хуже! По плохой видимости кое-как дошли до большого «спасительного» камня уже значительно выше Турьего озеро, там покушали и поехали вниз, пока не случились приключения.
Конечно было много бесподобного катания по забитому снегом волшебному Домбайскому лесу в районе горнолыжных трасс, но ребята хотели ски-тур вне цивилизации…
К приезду следующей группы погода и снежная обстановка вышли как по заказу: снег хорошо стабилизировался благодаря длительным потеплениям и последующим похолоданием и мы начали ходить.
Первый выход пробный – на гору Мусса-Ачитара. Погода прохладная, солнечная - миллион на миллион!
На следующий день доезжаем на уазике до альплагеря Алибек (кстати, отличное место проживания для ски-туровских выходов в ущелье Алибек).
Прямо от альплагеря по пихтовому лесу спускаемся на реку Алибек, и по ней идем вверх. Река засыпана полутораметровым снегом. Что может быть красивее здоровенных снежных шапок накрывших речные булыганы!
Кстати это самый выгодный подход к Алибекскому леднику зимой, не надо продираться через берёзовое криволесье. Идём медленно, но уверенно! Проходим взлёт на ледник Двуязычный.
Минуем поля ледника Двуязычный.
И наконец-то мы на перевале Джаловчат!
На следующий выход мы решили пойти в ущелье в ущелье Аманауз.
Обстановка снежная была не лавиноопасной: снег был жёстким, обдутым ветром, часто с застругами.
Это мы в верховьях ущелья Аманауз, на фоне вершины Аманауз, виден маршрут 6а категории трудности на Двузубку Аманауза В. Д. Кавуненко.
Потом был бесподобный выход на склоны в. Семёнов Баши, стартовали из альплагеря Алибек. Сначала прошли через вековой пихтовый лес.
Потом идём полянами среди березняка.
А вот они широченные поля этого маршрута.
Я выкопал шурф для более точного определения состояния снега.
И вот мы подходим под бастион южной стены в. Семёнов Баши.
На следующий день решили пойти под Джугутурлучатский ледник, правее замёрзшего водопада, поднялись чуть выше водопада, снег был очень жёстким, дальше не пошли - круто, и при падении на спуске можно вылететь на скалы.
Один день отдохнули, так как устали, да и погода была слишком тёплая. После отдыха решили сходить в ущелье Птыш в сторону Домбайского перевала.
Проходим родники в районе Русской поляны, они никогда не замерзают
Периодически видны отрывы лавин, видно сошедших вчера, в очень тёплый день. Справа от отрыва летом падает водопад Чучхур
Это мы уже идём по Птышскому ущелью. Видна хорошо вершина Птыш главный.
А это уже подъём по кулуару, ведущему к Домбайскому перевалу.
Впереди перевал Домбай.
До перевала немного не дошли, но итак поднялись неплохо.
По прогнозу погода в Домбае ожидалась со значительными осадками, и мы решили сделать выход в районе Теберды, сходить в ущелье Арючат. Идём по Назалыкольской поляне.
Переходим реку на лыжах.
Поднимаемся по красивому сосновому лесу.
А это уже близко последние деревья.
Это место откуда мы повернули вниз, недалеко первое Арю-чатское озеро.
На этом наши январско-февральские выходы закончились. Планирую выходы в марте-апреле по уже пройденным маршрутам, а также ски-альпинистские выходы на вершины: Семёнов Баши, пик КАП, Софруджу. Приглашаю желающих активно походить по Теберде-Домбаю. Необходим горнолыжный опыт катания. Если вам интересно попробовать, а у вас нет ски-туровского снаряжения (оно очень не дешёвое), имеется прокат нового лёгкого современного снаряжения: ботинки Scarpa Maestrale, лыжи Skitrab Piuma Evо Polvere с талией 88мм, с креплениями Dynafit системы TLT, палки Skitrab , камуса Skitrab. Предоставляется бипер. Заранее нужны данные для оформления пропуска в пограничную зону. Заинтересовавшиеся могут найти подробную информацию на сайте www alplife.ru
C уважением, Роман Губанов.