Хрустальный пик-2015. Социальные проекты. Доступные горы
Фото из архива Александра Юркина
Александр Юркин расскажет нам об еще одном номинанте нашей премии. Поговорим о мечте тех, кто хочет видеть в России мощное и многочисленное аутдор-сообщество. Поговорим о доступных горах.
Информация о проекте
С 28 мая по 8 июня 2015 г в Безенгийском ущелье (Кабардино-Балкария, Кавказ) провели работы по улучшению горной инфраструктуры района.
Волонтеры Федерации альпинизма и скалолазания Москвы (ФАиСМ) и сотрудники альпбазы «Безенги» занимались оборудованием троп, ремонтом мостов, развеской информационных панелей и др. Материальное обеспечение работы стало возможно благодаря гранту, который учреждается каждый год ФАиСМ на горные проекты.
В итоге было сделано следующее:
- Отремонтирован большой мост через реку Мижирги (заменён настил и тросы-поручень, выставлены ровно опоры моста и тд);
- Основные тропы подходов к альпинистким маршрутам района (районы ледника Мижирги, «Теплого угла», Брно, Безенгийского ледника и пр) промаркированы каменными турами и столбами с табличками-указателями;
- Начата установка информационных панелей на территории альпбазы «Безенги».
Работы провели перед началом летнего сезона восхождений и треккинга в районе. Краткая информация о тропах будет опубликована в интернете в ближайшее время, а в будущем планируется выпуск путеводителя по треккингу в Безенги.
Дальнейшие работы в направлении улучшения инфраструктуры будут осуществлены силами альпинисткой базы «Безенги». Планируется обновление малого моста через реку Мижирги и другие
работы.
Команда волонтёров проекта:
Сергей Нилов
Алексей Корочков
Сергей Вовк
Александр Юркин
О проекте на Риске:
"Доступные горы". Итоговый отчет Александра Юркина
Страницы проекта в социальных сетях:
http://vk.com/club94522380
https://www.facebook.com/groups/448405805325682/?fref=nf
Алий Анаев о проекте:
Чувство, связанное с реализацией проекта "Доступные горы" в Безенги, это удовлетворение от проделанного и, конечно, благодарность ФАиС Москвы и команде энтузиастов-волонтеров во главе с Александром Юркиным.
Должен отметить, что мы не стараемся тупо копировать увиденное на стороне и не преследуем свои цели. Наша задача не допустить перенасыщения и минимально вторгаться в природу, сохранять дикую, девственную красоту и беречь экологию. Указатели установлены только в самых необходимых местах. В местах, где у восходителя или туриста могут возникать вопросы или сомнения в расстояниях, в правильности движения и местоположения.
Что это дало району? Понятное дело, реализация проекта добавило информативности. Можно отметить и морально-психологическую составляющую. Люди видят, что о них заботятся. В случае с мостами через два русла Мижирги это ещё и безопасность.
На вопросы Риск.ру отвечает Александр Юркин:
- С места к самому главному. Чем тебе дорог этот проект?
Для меня этот проект дорог тем, что эту работу мы поводим на территории наших же родных российских гор, и в первую очередь для нас же. При этом в центре идеи лежат принципы здорового образа жизни, любви к природе, повышения морально-нравственных и физических качеств человека..
Рано или поздно цивилизация придёт в российские дикие горы и хотелось бы, чтобы растущая инфраструктура благодаря таким проектам органично вписалась в общую систему гор. А все вопросы безопасности, экологии, эстетики и пр. были к этому времени уже продуманы.
Немного пафосно, но как-то так! :-)
- Есть ли у этого проекта аналоги в России?
Идея проекта очень даже не новая в России. Ещё в СССР, в славные добрые времена Профсоюзов, активно развивалась инфраструктура в горах. Существовала система альпинистских лагерей и туристических баз отдыха, были проложены туристические маршруты по Кавказу, Крыму, Уралу и пр. Горные пешеходные тропы и дороги специально чистили, маркировали. Работали перевалочные базы (приюты, гостиницы, базы отдыха, альплагеря), где можно было начать или закончить маршрут. По этому всему делу издавалась специальная литература. Наглядно можно посмотреть, как это было тогда, в хорошем советском фильме «Спортлото 86».
После развала СССР глобальные изменения в горной инфраструктуре появились в основном только того, что касается зимы. Прибавилось горнолыжных курортов.
Из ярких проектов, существующих в настоящее время, я могу выделить нфраструктурные проекты ФАР и то, что делается при её поддержке (строительство приюта на седловине Эльбруса «RF 5300», оборудование скальных маршрутов и троп на Кавказе (Казбек, Безенги, Цей, Дигория), Алтае (Актру)) и др.
Совсем недавно в Дагестане в районе массива Ерыдаг была построена под руководством Петра Леонова хижина-приют для альпинистов.
В Крыму интенсивно идёт процесс улучшения горно-туристической инфраструктуры (тропы, кемпинги и пр).
В Красной Поляне на территории горнолыжных курортов развивается помимо зимней ещё и летняя инфраструктура.
Некоторые движения есть и в других горах - на Урале, Камчатке, Саянах.
Но я сейчас не говорю про более глобальные проекты альплагерей и баз отдыха в горах.
- Чей пример вдохновил тебя на эту работу?
Если говорить конкретно обо мне, то меня вдохновил пример Европы. Поездив по Альпам, и посмотрев, как там всё устроено, я задался вопросом – «а почему у нас такого нет»? Ну а раз нет (либо очень мало), то почему бы не попробовать сделать?! Вот теперь пробую!:)
- Особенности национальной "охоты". В чем уникальность российских условий при реализации подобного проекта?
Среди особенности реализации подобного проекта это то, что в России сейчас очень низкая заинтересованность населения в физической активности, это касается, в общем, как спорта в целом, так и аутдор-движения в частности. Это на уровне ментальном.
А на фоне всяких кризисов и обеднения населения - это материально. Если в больших городах ещё как-то более-менее что-то движется, то в основной части России всё глухо. Людям бы что-нибудь поесть, а не идти покупать лыжи, боксёрские перчатки или хорошие кроссовки.
Поэтому, например «съездить в горы» или на природу у нас означает – добраться до ближайшей точки «с колёс» до полянки в лесу, либо если ближе к горам – это доехать до кафешек у горы (максимум подняться на канатке) и на протяжении всего этого пути покушать шашлыков и попить пивка. По моим оценкам сейчас так делает 90-95% посещающих горную местность. Ни о какой «движухе» здесь не идёт речь! Это про лето. Зимой другая немного картина, но об этом и разговор другой.
Отдельно надо говорить про Крым и некоторые области «низкого» Кавказа (Пятигорск, Кисловодск и др). Здесь сама природа дала возможность для развития горно-туристической и рекреационной инфраструктуры. Маркированные тропы, терренкуры, горные приюты, скалолазные и альпинисткие маршруты, здесь существовали уже давно и они так или иначе независимо от времени, властей и режимов потихоньку себе развиваются.
- Как ты считаешь, этот проект нашел понимание со стороны рядовых пользователей гор?
Те отзывы, что я слышал, только положительные. В основном откликаются альпинисты, так как они сейчас больше всего ходят в горы. Прослойка туристов и трекккингёров у нас пока маленькая, поэтому и отзывов мало.
- С какими проблемами вы столкнулись, пока готовили этот проект? И как вы их решали?
Об общих проблемах нашего общества в целом я уже сказал выше, дополню здесь следующее: основная проблема - это, как всегда, деньги, а вернее их отсутствие. Ведь чтобы что-то построить, надо вложить. Если делать тропы, хижины, виа-ферраты и прочее на пустом месте, то вложить нужно сразу и очень много. Даже если деньги находятся, то дальше идёт вопрос обслуживания всего этого, да и образуется лишний «головняк» для спасательных служб. Опять-таки вопросы возникают, если всё это планируется на территориях Национальных парков и Заповедников. Поэтому благодатная почва для начала реализации таких проектов в уже более-менее освоенных районах, где есть альплагеря, туристические базы, горнолыжные курорты и многие из этих вопросов решены.
Про проблемы с менталитетом я скажу ниже.
- Безенги - идеальный полигон для реализации такого проекта - а что с другими горными районами России? Где еще возможно реализовать подобный проект, а где - пока нельзя?
Да, скажем, с Безенги повезло! Очень хорошо, что здесь мы нашли понимание и содействие, и не только словом, но и делом!
Далее такие проекты планируем развивать в районах, где есть горнолыжные курорты. От чего плясать у них уже есть – канатки, подъезды-подходы, спасслужбы и прочее. Здесь есть заинтересованность курортов в развитии летней активности, чтобы нести меньше убытков из-за простоя канаток и оборудования в межсезонье. Хотя тут есть и исключения. Например, этот вопрос не актуален для г/курортов Красной Поляны (КП), которые и летом загружены из-за огромного количества отдыхающих, едущих из Сочи с побережья в горы в рамках «погулять» на денёк. Поэтому что-то дополнительно там развивать особо не нужно. Пока.
Трудно будет развивать инфраструктуру на территории Национальных парков и Заповедников. У них уже есть такого рода программы и возможно есть финансирование. Они, где-то как-то уже реализуются. Но, зная не понаслышке менталитет российских чиновников, ведающих такими территориями, что-то мне кажется, что здесь ещё долго будет не активно! Представляете себе, например, надо установить 50 столбов-указателей в неком районе, закопать их в землю, чтоб стояли, указывали путь туристам, которые ещё и будут их регулярно ломать! «Закопать в землю деньги, Карл!!! Зачем????» Занавес….
Ну, надеюсь, это мои фантазии, и всё не так!
- Почему этого не делали раньше? Это настолько финансово затратно? Или причина в чем-то другом?
Раньше этого не делали в глобальных масштабах (я имею в виду отрезок времени с 2000х годов) и в ближайшем будущем особо не будут, действительно, большей частью из-за денег. Так как этот проект относится к социальным и большой выгоды финансовой не принесёт, то двигаться он и будет соответственно не быстро.
Здесь в данном случае можно ставить на курорты, которым нужна летняя активность, либо на крупные корпорации, которые выделяют деньги на социальные проекты. Ну а про государство ничего не могу сказать. Оно и так что-то делает на этой стезе и будет делать, возможно, и произойдёт какое то мощное движение в этом направлении. Особенно, например, на фоне импортозамещения! :)
- Ключ к успеху - это всегда люди. Кто помогал реализовывать проект в Безенги - расскажи о них.
Проект в Безенги осуществился благодаря в первую очередь Алию Хусеевичу Анаеву и Алексею Анатольевичу Слотюку. Непосредственную работу выполняли ребята-волонтёры: Сергей Нилов, Алексей Корочков, Сергей Вовк. Этих ребят я знаю давно, вместе ходили в горы. Они очень ответственно подошли к делу, сработали великолепно! Конечно же, если бы не они, мы бы не так эффективно сделали задуманное. Из людей, кто ещё сильно помог проекту, я хотел бы отметить Михаила Волкова (МАИ), его помощь в непосредственной реализации проекта была ключевой. Всем им, а так же спонсорам и партнёрам (компании «Баск», «Венто», «Альпиндустрия», ФАР, ФАиСМ, альпбазе «Безенги») большое спасибо за помощь!
- А сам ты доволен тем, что сделано?
Некоторый результат есть, это оптимистично, но сделано ещё не всё, что я запланировал. Сейчас с руководством альпбазы «Безенги» обсуждаем второй этап работ.
- Чему вас научил этот проект и какое у него будет продолжение?
В плане учения чему-то, то этот проект дал только некоторые знания в технических вопросах. В остальном всё было как обычно в нашей жизни – если хочешь, что-то сделать большое или достичь чего-то, то надо работать, думать, терпеть, шевелиться. Ничего нового!
Работы, сделанные в Безенги - это лишь маленький кусочек большого инфраструктурного проекта Федерации альпинизма России, уже многие годы существующего. За годы он несколько раз переформатировался, замораживался-размораживался, менялись лидеры и ответственные. Но главное - он не умер!
В ближайших планах - наметили взяться за районы Хибин, Кавказа (Приэльбрусье, Архыз), Актру (Алтай). В каждом районе своя специфика и нужен отдельный подход. Мы уже начали работу….
Оставайтесь с нами, следите за презентациями!
Хрустальный пик. СПИСОК НОМИНАНТОВ
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный спонсор премии: выставка "Открой свою Россию"
Партнер номинации "Восхождение года": Bergans of Norway
Партнер номинации "Outdoor-проект года":
компания Shelter и компания НПФ "БАСК"
Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"
Партнеры:
Информационные партнеры:
Men's Health, Birdy Magazine, Федерация скалолазания России, Федерация спортивного туризма России, ROG
68
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Хорошее и нужное дело!
ПВЗ