Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт)

Пишет Алекс Кузмицкий, 29.09.2015 23:47

Мы чертовски любим зиму, живем ей, но сезон следует за сезоном и вместо зимы рано или поздно наступает лето. И нам ничего не остается, как летать. Это дело мы тоже любим всем сердцем. Ниже — небольшой репорт с курса активного пилотирования, который мы недавно прошли в Киргизии, на озере Токтогул.

Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ)


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) ...
Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) ...

Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Первое что вспоминается, это даже не сами полеты, а та красота, которую наблюдаешь со старта и с воздуха.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Места необычайно красивые, особенно рано с утра и на закате.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ)

Вот Гугль-карта, с основными точками интереса, относящимися к КАП, чтобы лучше было понятно где это находится и какова вообще география процесса.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Автор курса — неотразимый Евгений Орешкин, довольно известный на постсоветском пространстве пилот, который летает уже черт знает сколько лет (а именно 29-ть!). У него летная школа и клуб в Алма-Ате, свои наработанные авторские методики обучения.

Летный сайт Жени Орешкина — paraplan.kz

Про Орешкина слышал много и часто, в том числе и рекомендации от пилотов, к мнению которых прислушиваюсь. Почти все говорили «съезди обязательно». На базовые учебные курсы мне уже не актуально, так что решил пройти курс аналогичный SIV-у, который в интерпретации Орешкина называется «Курс активного пилотирования» (КАП).


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Курс длится 10 дней. Первый и последний — день трансфера из Алма-Аты / Бишкека до озера Токтогул и, соответственно, обратно (350 км, 7-8 часов езды). Остальные 8 дней — летные, насколько позволит погода. Погода обычно хорошая и позволяет многое. Но даже если отлетать 4-5 дней, этого хватит сполна.

Опыта, знаний и кирпичей будет отложено в достаточной мере, нужна будет пауза на переваривание)).

На фото: утренний сбор в 8:00 у гостиницы и загрузка в машины перед стартом наверх.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) В день удается сделать 3-4 заезда на старт, с последующим полетом в рабочую зону над озером. Машины подбора постоянно спускаются на пляж и по мере заполнения снова едут на старт, так что, по идее, можно успеть и больше, но, как известно, дело не в количестве, а в качестве.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Старт — почти идеальное место. Ровное, без кустов, с хорошей видимостью и с возможностью готовиться сразу 7-8 пилотам.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ)

Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Обычно на старте с утра штилит, потом начинает работать бриз с озера и планомерно усиливается к обеду. Плюс часов с 11-и начинается термичка, так что те, у кого опыта не хватает, к обеду испытывают некоторые трудности (и мудрое руководство, или РП* закрывает для них полеты).

* руководитель полетов (обычно находится на летном старте)


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) На старте — легкий предполетный брифинг, но именно что в формате «лайт». Лично мне (хотя опыта хватает, в том числе и прохождения подобных же курсов), не хватало более подробного разбора «что-куда-как». Но сколько людей, столько подходов. Видимо у Орешкина такой — дает сразу максимум самостоятельности. Хотя, имхо, в летном деле консерватизм не повредит.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) До точки над водой 9-11 минут полета (около 5 км). Есть время прокрутить еще раз в голове те упражнения, которые будешь делать. И полюбоваться красотами.

На фото: внизу, на берегу, гостиница находится прямо у берега, там же штатная посадка, что очень удобно. Если вдруг чего нужно, можно перед очередной заброской на старт забежать «домой».


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Ну а дальше, как вылетел над водой, «понеслась».

Набор упражнений несколько иной, нежели на классическом СИВ-курсе, более адаптированный под реальные ситуации, с которыми может столкнуться пилот. И это важное отличие между курсами. На КАПе почти не отрабатываются заднесваловые режимы (полный и частичный срыв потока, парашютирование), основной упор — на асимметричные и фронтальные подвороты во всех видах.

До курса я за 15 лет полетов не узнал столько об асимметриях, сколько за один КАП, это факт. Тема обширнейшая и пока ее не попробуешь под руководством опытного наставника, вообще не поймешь о чем речь, чес слово. Книжек и просмотра фильмов ни разу не достаточно. Удерживаемая асимметрия со входом в авторотацию и многократный вход-выход из нее, добавлением или убиранием компенсации, нащупывание границ режима, это круто.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Ну а внизу, на озере, на фоне всего этого летного мракобесия, дежурит надежный и спокойный дядя Ваня, пилот из Джалалабада. Офигенный мужик, совершенно. Он все время подруливает в сторону пилота, готов вылавливать мокреца, если вдруг чего. А мокрецы ежедневно и не по-одному…

Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ)


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Основной теоретический блок — вечером, в «стекляшке». Каждый раз — одна конкретная тема, которую Орешкин раскрывает подробнейшим образом.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Помимо этого несколько вечеров посвящены практической отработке. Во-первых, правильному положению в подвесной системе, выработке устойчивого навыка на случай ..ОПЫ. Во-вторых, парашютная подготовка. И то и другое — архиполезная штука. Нигде, ни на каких курсах до этого мне не довелось отрабатывать подобные вещи. Ради одной этой практики многократного метания запаски (в том числе и своего контейнера!), стоило приезжать, однозначно. Тем более что реальное метание, в полете — обязательная часть КАПа.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ)

Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ)

Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) В дни когда летной погоды нет (например, сильный боковой ветер), грустно.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Пилоты вялые и апатичные, блеск в глазах пропадает…


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Они начинают много есть (некоторые — пить)).


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Но, у Орешкина под хвостом живет явно какой-то писец, так что спокойствия не жди. И это, имхо, огромное его достоинство. Энтузиазм к исследованию, путешествиям, всему новому, в нем природой-матерью заложен огромный. Недаром что школьный учитель физики, в прошлом.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Так что, у всех желающих появляется чудесная возможность поездить по окрестностям озера, в поисках мест где можно при этом ветре полетать. Мы зимой эти мероприятия называем «фрирайд-разведка», Орешкин же по-простому — «ну что, поедем-глянем?».


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Иногда и вправду удается полетать, правда далеко не всем. Но, тем не менее. Один разок после дневной учебной программы мы с Женей пролетели небольшой красивый маршрут вдоль южного берега озера, было классно.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ)

Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Как у всех великих, у Орешкина, помимо выдающихся качеств есть еще и их продолжения, назовем их изюминки. Одно из них — фантастическая тяга к дарам природы. И в этом он целен. Ни одна арбузная бахча, кукурузное поле, или куст с поспевшим урюком не уйдет от зоркого глаза предводителя алмаатинских парапланеристов. Все будет изучено, запротоколировано и, скорее всего, употреблено, либо запасено.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Но, вот снова летный день, пилоты на старте. Готовимся!


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) В один день пилот выполняет обычно одно, максимум два упражнения, постепенно изучая его от самого простого варианта и до самого сложного, до которого он сейчас готов. Это еще одно отличие от SIV-а, где за день у тебя проходит целый калейдоскоп режимов и в голове после этого часто настоящий винегрет (особенно в первые дни).


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Вся электроника остается дома, а что берешь с собой — в гермиках)). Ну и на конверт запасного парашюта важно не забыть примотать какой-нибудь пакет из под сока, или любую другую емкость, чтобы он не утонул. Ведь почти любое задание может закончится в воде.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Одна из парадигм курса — «Больше запасок богу запасок!»

На фото: моя первая.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Отработка полета на запаске, почувствовать что такое «колокол» и как с ним бороться — тоже часть курса. Полезно.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) ...

Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ)

Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Некоторые мокнут и без запасок)). Порой не долетев до берега жалких, ничтожных 10 метров. Это судьба.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) В отличие от турецкого Олудениза, где вода ни разу не пресная, мочить купола в почти дистилляте Токтогула — совсем другой коленкор. Да, куполам не очень полезно, но ради дела можно.

Именно поэтому здесь на курсе можно отработать кидание запасного парашюта и много раз, потому что вода пресная. Это одна из причин почему Орешкин не хочет проводить свой курс в Турции. Вылет над водой здесь хоть и в два раза ниже, нежели в Олуденизе, зато падать в воду можно сколько душе угодно. С соленой водой это не пройдет.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) Но это не значит что КАП лучше СИВ или наоборот, вовсе нет. Это два разных курса, очень хорошо дополняющих друг друга.


Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт, Воздух, полеты, парапланеризм, Орешкин, казахстан, киргизия, Токтогул, алекс кузмицкий, СИВ) В общем, чем больше летаю, тем больше прихожу к мысли что подобные курсы не просто полезны, а по-настоящему необходимы для каждого пилота, любого уровня. И не единожды, а регулярно, раз в 1.5-3 года стоит проходить снова, освежать знания-умения-навыки. Вложенные деньги увеличивают твою летную безопасность, а это может потенциально сэкономить намного больше, включая здоровье, и, возможно, жизнь.

А страхи о том, что подобные курсы делают пилота более самоуверенным и он с бОльшей вероятностью убьется — совершенно расходятся с действительностью. Значительная часть пилотов после СИВ- и КАП-курсов летают более осторожно и вдумчиво, поскольку знают, а не предполагают, чем чреваты многие вещи, особенно у рельефа, а также лучше знают свой летный аппарат.

* * *

Текст: Алекс Кузмицкий
Фото: Алекс Кузмицкий, Алена Симонова и Леонид Милюков (Леня, спасибо тебе, дорогой!).

Алма-Ата. Ушконыр. Орешкин (фоторепорт Алены Симоновой об ее обучении и полетах)

12


Комментарии:
1
А сколько у тебя был налет на момент курса и на момент первой поездки на SIV?

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru