В альплагере с ребенком: отдых или мазохизм

Пишет aliar, 14.08.2015 00:25

В альплагере с ребенком: отдых или мазохизм (Горный туризм, горы, дети, безенги)

Вынесенная в заголовок дилемма не случайна, теоретически она занимала меня уже давно. Пришло время ее решить, а что из этого получилось, расскажу позже.
А вводная очень проста - две недели нажитого непосильным трудом отпуска, желание оказаться в горах любой ценой (и всё-таки раз в горах то должны быть горы, а не тупое сидение под крышей), желание провести отдых с семьей и ребенок-трехлетка в качестве лимитирующего фактора. Плюс - определенные ограничения по финансам (отдыхать семьей существенно накладнее, чем одному, да...). Совместить всё в одном флаконе непросто, но вполне возможно. Точкой дислокации в итоге был выбран альплагерь Безенги. Сразу оговорюсь, статья предназначается отнюдь не для тру-альпинистов, которые считают что женщинам и детям в горах не место (и т.д. - их право), а представляет собой впечатления и отзыв о пребывании с маленьким ребенком в альплагере (причём пребывание активное и вполне сознательное). Не буду останавливаться на процедуре взаимодействия с АУСБ, скажу лишь что практически всё что у них на сайте - правда (о некоторых нюансах ниже), что делает альплагерь лидером не только по комфорту пребывания, но и по удобству планирования и подготовки этого самого пребывания. Подробнее остановлюсь лишь на субъективных критериях выбора:
1) Я неплохо знаю район, представляю его особенности, потенциальные направления радиалок и вообще сферу деятельности, а также сам альплагерь.
2) В плане удобств, а также общего дружелюбия как на административном так и на общечеловеческом уровне Безенги себе равных на Кавказе не имеет, (спасибо коллективу лагеря в целом и Алию Хусеевичу в частности)
3) Красивый и интересный район
4) Существует реально работающая детская комната, в которой ребенок с его согласия спокойно оставляется на несколько часов, а то и на целый день (Ирине отдельный привет и низкий поклон за самоотверженный труд по усмирению толпы малолетних оболтусов))))
5) Есть неплохой продуктовый магазин с достойным выбором
Сразу отмечу что номер мы не снимали, в столовой и кафешках практически не питались и жили полной автономкой (если не считать периодических захаживаний в магазин за свежими фруктами-овощами - для этого он нам и был нужен). В связи с чем шмоток было много, несмотря на весьма жесткую оптимизацию, и в целом хорошее (а значит достаточно лёгкое и компактное) снаряжение. В идеале стоит приезжать на своей машине, если есть джип, но можно и обойтись, если религия позволяет таскать по вокзалам и аэропортам вес под 40-45 кг. Из оптимизации отмечу полное отсутствие третьего спальника и коврика, благо что некогда были предусмотрительно куплены два состёгивающихся между собой мармотовских агрегата, которых полностью хватило на троих.
Питались все одним и тем же, никакого отдельного меню для ребенка не предусматривалось, да и не понадобилось в итоге (я и в городе отдельное меню считаю извращением, за исключением медицинских показаний). Готовиться как-то специально не готовились, просто очень много ходили (например до огорода примерно два с половиной километра всё время в горку, это расстояние туда-обратно стало своего рода целью-эталоном - оно должно было проходиться своими ногами). Отдельно подчеркну что ребенок здоровый, то есть без прививок, хронических болячек и врождённых патологий, в связи с чем его физические возможности я оцениваю как вполне себе средние (пригодится для оценки пройденных расстояний на будущее).
Про акклиматизацию. Подъем на высоты свыше 2500 м. не планировался и по факту не осуществлялся, всё происходило в пределах 2000-2500 м. Мы с женой переносим подобную высоту совершенно безболезненно, этот вопрос не стоял вовсе. Ребенок в три года уже достаточно хорошо разговаривает чтобы дать обратную связь, поэтому первые дни его состояние отслеживалось довольно плотно. Практический вывод - для здорового трёхлетнего ребенка проблема акклиматизации на вышеуказанных высотах как таковая не стоит, различные психологические и бытовые факторы (новое место, новые люди, ночевьё в палатке и т.д.) влияют на его самочувствие и поведение сильнее. Короче говоря, первый день был "пристрелочным", без выходов, зато облазили весь лагерь, и наверное я устал быстрее ))))) В итоге жалоб на самочувствие не было никаких в течение всего пребывания в лагере, в том числе и при наборе высоты. В данном случае следует ориентироваться сугубо на самочувствие ребенка, для взрослых темп движения и груз за плечами настолько меньше тех что являются обыденными в альпинистской практике, что ими можно по сути пренебречь.
Напомню, что АУСБ "Безенги" находится на стыке Безенгийского ущелья и ущелья Мижирги на высоте около 2130 м. Соответственно радиальные выходы возможны в трёх направлениях - в сторону Безенгийской стены, в сторону Северного массива и вниз по долине. Каждое из них соответственно разбивается на ряд поднаправлений, каждое из которых способно служить самостоятельной целью для выхода с ребенком. Отмечу сразу, планируя радиалки с ребенком трёх лет, не стоит рассчитывать на безенгийские хижины - все они расположены слишком далеко для того чтобы дети могли до них дойти самостоятельно, в случае же использования рюкзака-переноски (о нём позже), количество вещей которое можно взять с собой стремится к некомфортному минимуму даже если ориентироваться на хижины( то есть не брать с собой палатку и коврики). Поэтому оптимальным являются выходы на целый день, с обедом и возвращением в лагерь во второй половине дня. Несколько подробнее остановлюсь на конкретных выходах:
1) В сторону Безенгийской стены, поднаправление - на хижину Миссес-кош, путь пролегает по правобережной морене Безенгийского ледника. Это был первый, так сказать пристрелочный наш выход. Итог - пройдена примерно половина расстояния до хижины, набор высоты ок. 200 м. Дальше не пошли из-за объективных причин - уж очень стрёмные участки стали попадаться на тропе, лететь всем вместе к леднику совершенно не хотелось, а на отрезках, пересекающих сухие русла это более чем возможно. В остальном - полёт нормальный, до хижины ИМХО дойти за день вполне возможно, тем более что это наверное единственная хижина которая с большой вероятностью будет свободна. По состоянию на 12й год в Миссес-коше не было окна, как сейчас, не знаю, впрочем проблема решается куском полиэтилена соответствующего размера.
2) Вниз по долине, поднаправление - "нижний" водопад, подъем начинается почти от моста через реку в километре ниже лагеря, тропа промаркирована настолько добротно, что не знаешь, то ли восхищаться, то ли крутить пальцем у виска )))) Набор высоты порядка 250 м
3) Вниз по долине, спуск к Безенгийскому леднику. Сброс высоты порядка 100 м. Замечательное направление, для детей очень впечатляюща картина одномоментного сосуществования жаркой и солнечной погоды со льдом и снегом.
4) Вниз по долине по подъездной дороге вдоль реки, расстояние и сброс высоты - по вкусу.
5) В сторону Северного массива, поднаправление на Тёплый угол, набор высоты около 300 м. Основной целью был "верхний" каскад водопадов, однако мы прошли несколько дальше, до мостика через речку, текущую из Тёплого угла.
6) В сторону Северного массива, поднаправление на Курсантские ночёвки, набор высоты порядка 350-380 м. Пожалуй самая комфортная тропа "вверх", мы немного не дошли до котловины 1-го футбольного поля. Этот выход пожалуй можно считать рекордным по пройденному расстоянию и набранной высоте.
7) Вниз по долине поднаправление по правому (орог.) берегу реки до Нижней скалы (Новичковый сектор). По сути это выход на скалы, их было два.

Отмечу что все эти расстояния пройдены ребенком самостоятельно процентов на 90, подъемы - на 100 (кое-где на обратном пути приходилось нести, но общее расстояние "переноса" - не более 200-250 м., да и то скорее из соображения быстроты - портилась погода), причём не с пустыми руками - накануне отъезда был сшит рюкзачок по росту, куда закладывался груз порядка 1-1,5 кг (игрушки и т.п.) График движения конечно не "взрослый" но довольно близок к "взрослому" практически это 40/20, но время отдыха "размазано" по множеству мелких остановок.
Отдельно отмечу выходы на скалы. Они планировались заранее, для чего было взято всё необходимое, в т.ч. сшита обвязка под ребенка (фабричную под параметры трёхлетки найти не удалось). Какое-либо серьезное лазанье не предполагалось (так оно в итоге и получилось), но в плане общего знакомства со скалами, снаряжением, а также наблюдения за взрослыми эти выходы сложно переоценить.
Таким образом из 12 дней пребывания в лагере 8 были активными, 4 дня были днями отдыха. Специального графика не было, ориентировались по самочувствию. Если учесть что из 4 отдыхабельных дней два были первым и последним, график получается довольно динамичным.
Про рюкзак-переноску. Один из немногих косяков Безенги. На сайте декларируется наличие данного снаряжения в лагере(напрокат), в реальности (на 2015 год) ситуация довольно мутная, в общем переноски нет. Мы, понадеявшись на лагерь в итоге остались с носом. С другой стороны сынишка категорически отказывался даже от самой идеи ехать в переноске, а мы сильно и не настаивали, так что тут уж кому как.
Погода весьма порадовала, особенно если соблюдать известное безенгийское правило - все дела делаются с утра. Впрочем вымокать тоже приходилось, никаких существенных неудобств это не доставило.
Про игрушки и прочее развлекалово. ИМХО в альплагере они практически не нужны. Как ни странно звучит, вокруг очень много интересного для ребенка. Ручей с камушками, пойманный папой кузнечик, паук на паутине около палатки, карабин с роликом или ледоруб могут надолго завладеть вниманием ребенка без какого либо ущерба для общего дела. Поэтому игрушек был взят минимум (пять маленьких машинок)))) Их полностью хватило. Плюс был востребован аудиоплейер со сказками. И это всё.

Трудно сказать, что еще существенного можно добавить к этому краткому обзору, полагаю, тут уже каждого будут интересовать свои вопросы, задавайте, не стесняйтесь. Все вышеизложенные соображения представляют собой сугубое ИМХО, проверенное на практике в ходе конкретного эксперимента на себе.
Могу лишь сделать общий вывод - ездить в альплагерь с маленьким ребенком можно и должно, было бы желание. Это огромный массив положительных впечатлений как для ребенка, так и для родителей. Я, например, хотел показать сыну горы - теперь я полагаю, он их никогда не забудет. Никаких объективных препятствий к пребыванию в горах всей семьей не существует, а вот объективных плюсов достаточно. Естественно при должном настрое и организации всего проекта.
Надо сказать, что не мы одни такие - в безенгийские радиалки мы ходили вместе с друзьями. У них "масштаб бедствия" несколько больше, детей двое 4 года и 11 мес. Если захотят, сами в теме отпишутся о своих ощущениях.
В заключение несколько фотографий:
Построение тура - кстати один из способов поддержания интереса к тропе
Самая вкусная вода конечно у папы в питьевой.
Ледоруб, конечно не игрушка...
но если очень захотеть...
Перематывание веревки - оказывается жутко завораживающая штука
И всякие хитрые папины железяки - тоже
Вертолётчики к детям также неравнодушны
Спать в течение дня приходилось и так.
скалы с пеленок - это же здорово!

хороший, полезный отчет.
мы тоже втроем ездили в Безенги, в июле.
но нашей девочке уже 6 лет. удивила меня, с женой они вдвоем ходили радиалки на футбольные поля, сначала на первое, потом на второе, на безенгийский ледник где-то в район Камня.
потом втроем сходили на Баран-кош, тоже радиально, 9 часов это заняло.

В лагере ей понравилось, детской площадкой не пользовались, играла с новыми друзьями на территории.

да, собственно, главное - жене очень понравилась поездка.

Шесть лет - это уже почти взрослый человечек )))) в моей семье с этого возраста начались многодневные маршруты (правда водные, но география вполне взрослая).
Я тоже хотел добраться до Теплого угла и Джанги-коша, но без переноски это нереально... Надо ждать пока подрастёт.

Мы тоже в июле с ребенком ходили в наши маленькие горы, на хр. Хамар-Дабан (это рядом с оз. Байкал) ребенку было год и месяц, шел в переноске))), жили в домике, от-туда ходили на радиальные выходы. Ребенку в переноске нравилось, спал, песни пел)

Давно (с 2008 го) хочу попасть в байкальские пенаты, да всё пока не складывается. Но надежду не оставляю. Когда ребенок нормально сидит в переноске, гораздо проще

Здорово! Тоже пойдем. Пока еще маленький ))

Великолепно!

Безенги - замечательное место, и для взрослых, и для детей.
Благодаря поддержке Алия Хусеевича мы уже много раз с детьми провели славное время в горах Кабардино-Балкарии.
Фотоотчет о путешествии в этом году пока в работе.

Значит это тенденция. Шикарные места, помноженные на искреннее и неподдельное балкарское гостеприимство ))))

Начали путешествовать с мелкой, когда исполнилось 10 месяцев. Полноценная радиалка в Архызе на Орлята с Таулу в переноске. Правда, мама с дитём жила в домике). А полноценный бивак уже после года - в палатке, когда температура опускалась ниже нуля в а/л Цей.20140811_14312320141010_103732

К десяти месяцам ребенок обычно ходить начинает и с переносками (вернее с долгим сидением в них) возникают сложности. Было такое, как решали?

Ходить по ровному полу)) Любое препятствие-падение, а тут горная тропа. Часа через три перерыв, разминка. Ребенок быстро научился спать в переноске)))

Орлята- высота 2100 - август.
Цей - ноябрь.

В Цее только летом был, в ноябре там снег уже наверное...

Мы брали с собой мелкого в байдарочный поход этим летом. По северной Карелии с переходом в мурманскую область. Емы было на то момент 1 год и 9 месяцев. Проблем не возникло ни каких. Ну если не считать белые ночи и сбившийся из-за них режим.
Одежды и памперсов мы взяли на все случаи жизни, благо поход байдарочный на себе нести не надо. NKIOYZNPymAOA69gmva0i4

Что за река?

Это княже-губское водохранилище на фото. Стартовали мы из поселка Чупа.

море значит?

озеро)))

Очень полезный материал, спасибо! Мы с мужем как раз сомневались, но после вашей статьи я тут же им написала. У нас двое детей 7 лет и 1 год. Я понесу мелкого. Папе придется нести много. Хочется его облегчить. В связи с этим у меня вопрос, вы питались сами, крупы вы из дома везли? Или там купили? И что можно не везти?

С одной стороны была почти полная автономка (то есть всё что касается продуктов и готовки брали из дома, за исключением фруктов естественно), готовили естественно тоже сами. С другой стороны это скорее моя привычка старого экспедиционщика, нежели насущная необходимость. В магазине АУСБ можно купить практически всё необходимое, причём особенной разницы в ценах я не заметил (да и ее нет скорее всего). Питаться по кафешкам (при наличии денег) тоже не проблема, кормят вкусно и выбор есть.
На месте нельзя купить только всякую экзотику (орехи, сухофрукты, какие-то редкие продукты), основное есть. Но если хочется точно знать, есть смысл написать непосредственно Алию Хусеевичу, он может даже официальный ассортимент магазина выслать. Газ естественно тоже купить можно.

На самом деле, если базироваться на лагерь, то продукты можно брать по минимуму, чем существенно облегчить себе жизнь. С газом то же самое (а если добираться самолётом то и вовсе единственный вариант. С семилеткой можно вполне попробовать сходить подальше (до Тёплого угла, до Курсантских, до Миссес-Коша), если конечно ребенок тренированный.