Организация страховочных станций на ненадежных скалах.

Пишет mountschool.ru, 12.08.2015 08:38

Организация страховочных станций на ненадежных скалах. (станции, страховка, веденин, mountschool.ru, школа)

Сколько точек вам нужно, чтобы организовать страховочную станцию? Большинство альпинистов ответят быстрее, чем моргнут. Но если вы ответили «две» или «три», то вы ошибаетесь.



Для станции необходимо столько точек, чтобы она была надежной, в зависимости от: качества скалы, позиционирование, угла, и других факторов. В горах, где скорость и эффективность являются всем, станция иногда может быть сделана на одной точке, а иногда и вовсе можно использовать в качестве точки свое тело - при страховке через спину или поясницу. Однако, слабые или разрушенные скалы, которые часто встречаются в горах, могут потребовать четыре, пять или даже шесть точек, для создания надежной страховочной станции.

Организовать станцию на двух точках достаточно просто, равномерное распределение нагрузки достигается достаточно легко, но если точек 3 и более, то это сложная задача.

Практически невозможно добиться равномерного распределения нагрузки на 3 или более страховочные точки, также очень часто нет возможности заранее определить, какая из страховочных точек окажется самой «слабой» и не надежной. Именно поэтому классические компенсационные петли или компенсационные петли с ограничительными узлами не удобны для организации страховочных станций на 3-х или большем количестве точек.

Данная статья рассматривает организацию страховочных станций в сложных условиях на сложном и ненадежном рельефе. В этих условиях лучшим выбором являются «каскадные» страховочные станции, которые не только помогут вам на разрушенных или слабых скалах, но также предложат множество решений для любых других сложных ситуациях при организации станций.

Огромный плюс «каскадных» станций заключается в том, что у вас есть решения для самых разных ситуаций при использовании ограниченного набора снаряжения (корделет и петли различной длинны). Многие инструктора и гиды рекомендуют начинающим работать с «каскадными» станциями, потому что они заложат прочное понимание и основу того, что такое станция, и как она должна работать. После того, как альпинист начинает понимать это, то он может начать экспериментировать с другими системами (организация станций из веревки и т.д.).

Легенда к рисункам. Зеленый цвет - корделет. Красный цвет -фиксированная станция. Синий цвет - мини станции и узлом оверхэнд.



Вариант 1: Используйте ​​корделет.

Организация страховочных станций на ненадежных скалах. (станции, страховка, веденин, mountschool.ru, школа)

Корделет лучше, чем сшитая петля подходит для правильного распределения нагрузки в станции из трех точек, при использовании корделета снижается трение в центральном карабине и улучшается распределение нагрузки на точки. Но, когда корделет завязан в замкнутую петлю, вам может не хватить длины корделета — ветви станции получатся слишком короткими, что может привести к образованию «тупого» угла в станции, что недопустимо. Если у вас в станции есть три точки или больше, чтобы правильно распределить нагрузку - развяжите свой корделет. После того как вы развязали петлю, завяжите узел восьмерка на каждом конце. Далее узлы закрепить на внешние точки, середину прощелкнуть в средние, а затем свести все пряди в направлении ожидаемой нагрузки и связать все это узлом проводник или восьмерка. (рис. 1 ). Когда вы закончите, это будет выглядеть как стандартная предварительно выровненная (фиксированная) станция из корделета.

Важно помнить, что добиться равномерного распределения нагрузок на все точки страховки не получится. Для станции на четырех точках более короткие и двойные центральные ветви станции будут передавать на каждую внутреннюю точку не по 25%, как было бы в идеальном мире, а примерно по 30-35% от общей нагрузки на станцию, и только по 15-20% на внешние точки.

Плюсы такой конфигурации- возможность с помощью одного корделета объединить несколько удаленных друг от друга точек и отсутствие рывка и удлинения станции в случае отказа одной из точек.



Вариант 2: Каскадные станции. С фиксированными мини станциями.

Иногда даже развязанный корделет не дает вам достаточной длины, чтобы организовать станцию с правильным распределением нагрузки на точки. Это именно тот момент, когда «каскадные» станции становятся незаменимы, т.к. предоставляют возможность организовать станцию и выровнять нагрузки на 3 или даже 8 точек страховки.

В основе - это серия фиксированных станций, завязанных из петель и/или шнуром, которые накладываются на друг друга.

Плюсы этого способа – возможность организовать станцию, если у вас нет корделета, а есть только короткие петли, и отсутствие рывка и удлинения станции в случае отказа одной из точек.

Организация страховочных станций на ненадежных скалах. (станции, страховка, веденин, mountschool.ru, школа)

Вариант А. Простейшие «каскадная» станции могут быть организованы на трех точках страховки с помощью двух сшитых петель. На двух верхних точках организуйте стандартную фиксированную станцию (узел слегка наклонен в сторону третьей точки). Следующая петля соединяет третью точку и узел на первой петле. Вытяните обе нити вниз, в направлении ожидаемого рывка, и завяжите узел восьмерку или проводник (рис. 2).

Организация страховочных станций на ненадежных скалах. (станции, страховка, веденин, mountschool.ru, школа)

Вариант Б. Более сложный вариант, когда у вас есть четыре или большее количество точек. В этом варианте каждая пара или тройка точек страховки объединены в фиксированную станцию, которые потом также объединяются с помощью сшитой петли или корделета. (рис.2.1) Если качество скал очень плохое и точки ненадежны, можно продолжать организовывать мини станции и объединять их в группы.

Вариант 3: Каскадные станции с мини станциями и узлом оверхэнд. (Дубовый узел)

Организация страховочных станций на ненадежных скалах. (станции, страховка, веденин, mountschool.ru, школа)

Вы можете обнаружить, что у вас нет строп достаточной длины, чтобы организовать фиксированную станцию, в этом случае завяжите вместо узла восьмерка узел оверхэнд. Важно правильно оценить направление приложения нагрузки и выбрать место завязывания узла. При нагружении должны грузиться обе ветви мини станции. Карабин для соединения со следующим каскадом вщёлкивается в получившиеся петли по обеим сторонам узла. Таким образом вы получаете фиксированную мини станцию. (рис. 3). Дальнейшие действия аналогичны описанным в варианте А.



Можно было бы попытаться использовать классическую компенсационную петлю, если ваша петля слишком коротка, но это не очень хорошая идея для каскадных станций. Если в станции с компенсационной петлей откажет одна из точек, то это будет иметь слишком большое влияние на соседние точки. Отказ одной точки в компенсационной станции не просто создаст шоковую нагрузку на оставшиеся точки, а приведет к полной потере всех точек мини станции.

Именно поэтому использование компенсационных петель в каскадных станциях не рекомендовано.

Важно! Использование компенсационных петель в обычных страховочных станциях ограничено и рекомендовано только, если вы организуете станции на очень надежных точках (болты или ледобуры).

Также возможны любые комбинации описанных способов. (рис 4.)

Организация страховочных станций на ненадежных скалах. (станции, страховка, веденин, mountschool.ru, школа)

На все вопросы автор готов ответить в комментариях здесь.

Ближайшая обучающая программа по ссылке.

Сергей Веденин

Благодарности: за заглавное фото не знаю кому, за помощь в подготовке рисунков Илье Гладкому и фирме Венто.

38


Комментарии:
5
Заглавная фотка - супер! В разы лучше той, которая была на mountainschool:)

3
я слышал, производитель выпускает целый ряд подобных девайсов, отличающихся цветом для удобства использования. С разным вкусом и для разных трещин. ;))

3
Угу, классная штука. Пользовал несколько раз. Особенно хороши для незапланированных ночевок. Вот тут есть удобный каталог на русском языке: http://www.heinzketchup.ru/Products/ProductFinder

8
Господа, это не закладка... Это ЗАБРОСКА!! :)

0
И то и то.

1
На Белалакае делал станцию из 5 точек и 30 метров веревки, как паутину плел
Самое сложное было, что бы станция работала как перильная в начале, а потом как страховочная

5
Серёга!
Мне кажется в статье есть некоторые неточности:
а) Данная статья рассматривает организацию страховочных станций в сложных условиях на сложном и ненадежном рельефе. В этих условиях лучшим выбором являются «каскадные» страховочные станции, которые не только помогут вам на разрушенных или слабых скалах, но также предложат множество решений для любых других сложных ситуациях при организации станций.
-После этого приводится вариант станции 1 из репшнура. Ничего не имею против против репшнура диаметром 7.5-8.0 мм. Но данный тип станции воспринимает нагрузку каскадно. Для разрушенных и слабых скал малопригоден. В данном случае лучше использовать какие нибудь компенсаторные наработки.
На рисунке 2 приведена обычная двухточечная станция, правая точка которой выполнена из двух элементов. На слабых породах можно было бы сделать правую часть компенсаторной. То есть равномерно распределяющую нагрузку на два элемента в один и тот же момент времени.
То есть то, что сделано на рисунке 3

На мой взгляд, центральные узлы на рисунках 1, 2, 2.1, 3, 4 не улучшают ситуацию именно для варианта разрушенные скалы. Причина в невозможности избавиться от каскадности передачи нагрузки на точки станции. Ты сам об этом пишешь в этой же статье.

Я бы предложил объединение точек станции другими способами. Например на рисунке 3: левую двухэлементную точку объединить, как на правой стороне этой же станции (рис 4). А сами левую и правую точку (в статье каскады) объединить станцией типа QWAD.

б)Важно! Использование компенсационных петель в обычных страховочных станциях ограничено и рекомендовано только, если вы организуете станции на очень надежных точках (болты или ледобуры).

- И зачем там нужны компенсаторные петли? Две надёжнейшие точки станции (шлямбур и мощное дерево, шлямбур и шлямбур, шлямбур и морковка объединять компенсаторно бессмысленно. Каждая из этих точек выдерживает 1 тонну и более.
Возможно ты имел ввиду двухточечные станции шлямбур и закладка, шлямбур и френда...

Заглавное фото порадовало.

0
Разве петля с дубовым узлом может быть компенсирующей?

1
Согласен с Терром - пункт б) весьма спорен. Неугадывание вектора нагрузки на фиксированную станцию на 8-10 град - и вся нагрузка на одну ветвь. А в реальный горах( и при реальной погоде) часто и вертикаль определить трудно. Ну и каскадные станции мы уже обсуждали пару месяцев назад.

1
возможно рисунки не дают направления нагрузки
но такое ощущение что крючья 2 и 3 на рис 3 и 4 вообще не несут нагрузки,
можно их убирать

2
Они будут работать, когда вылетят крючья 1 и 4

0
а это хорошо или плохо когда только вылетят
может сразу стоило изменить направление работы, и рывка не будет
была установка - не надежные скалы
И потом, надо сразу думать что с этой станции пойдут вверх
Бывает что перила весят в стороне, работа станции изменится
Если это будет нарисовано в учебниках, предпочел бы что бы все нюансы учитывались

1
а как же лавинный эфект?

2
На заглавном фото ненадежные скалы? ))

ЗЫ Недавно начало получаться такое. Но что бы вязать это быстро, в нужный размер и правильной формы, нужно практиковаться периодически. Все таки скрутить из основняка простейшую трехточечную станцию менее трудоемко.

1

1
На мой взгляд, в представленных станциях нет ничего специфического для плохой скалы. Это просто наращивание количества точек короткими петлями. Можно сделать и экономичнее и прочнее.

2
Стиль написания поста наталкивает на догадку что автор не сам писал текст, а лишь "причёсывал" перевод из какого-то зарубежного источника. Не осмысливая этот текст критически, с учётом реального опыта реальных людей.
Отсюда, ИМХО, и несуразности, на которые указано выше.

5
Помнится, то ли автор, то ли его сертифицированные фанаты скакали на костях Захарова и прочей олд-скул... мол, вы нам тут через спины страхувать посоветуйте-поучите...
А вот поди ж ты - пишут и помалкивают:
В горах, где скорость и эффективность являются всем, станция иногда может быть сделана на одной точке, а иногда и вовсе можно использовать в качестве точки свое тело - при страховке через спину или поясницу

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru