Карина МЕЗОВА: Ни единого шанса не подняться…
Карина, с днем рождения!
Фото из ФБ Карины.
Карина Мезова стала первой женщиной из Кабардино-Балкарии и пятой – из России, покорившей Эверест.
Эта беседа состоялась в 2011 году. После взвращения Карины из экспедиции а Эверест. Прошу принять дату во внимание. Многие факты изменились. Наверно, стало больше женщин, взошедших на Большие горы. Статистически, очевидно, тоже что-то поменялось. Но я вспоминаю этот разговора пиалой зеленого чая с исключительной теплотой... по итогам вышла статья в журнале "РИСК онсайт" 51 Да и приятный повод для публикации - день рождение, все же..
- У тебя есть мечта?
Да, у меня много стремлений. Хочется повыше подняться. Я была на Хан-Тенгри, но хотелось бы выше, в Гималаи, на пример. Увидеть мир, другие континенты, объездить другие горы. Из творческих – проекты витражей, когда устаю, лежу и представляю сочетания стекол, рождается что-то новое.
Цитата лета 2010 года.
"Вы в самолете"
Карина: В 01 час 10 минут 21 мая по непальскому времени наша группа достигла вершины. В Москве заканчивалось 20 мая. Ночь, красивое звездное небо, различимы только контуры окружающих гор, не сильный ветер, кажется, что ты в космосе. Фотокамера показала GPS координаты: «вы в самолете».
2 апреля. Александр Абрамов вылетел в Непал. Началась завершающая стадия подготовки очередной экспедиции на Эверест. Китайцы пока закрыли въезд на территорию Тибета, однако в ближайшие дни путь будет открыт. Участники экспедиции и гиды прибудут позже. Основной состав экспедиции (с пермитом на Эверест): Карина Мезова, 28 лет (Нальчик), Андрей Подолян, 39 лет (Москва), Дмитрий Соков, 43 года (Сахалин), Игорь Принзюк, 33 года (Хабаровск), Юрий Белоиван, 44 года (Москва), Роман Грецкий, 39 лет (Москва), Кристофер Каннидзаро, 25 лет (США), Крина Попеску, 16 лет (Румыния). Гиды экспедиции: Александр Абрамов, 47 лет (Москва), Сергей Ларин, 51 год (Тверь), Николай Черный, 72 года (Москва), Ноэль Ханна, 44 года (Ирландия), Виктор Бобок, 50 лет (Москва).
Хроника экспедиции с сайта «Клуба 7 вершин».
Перед восхождением на Эверест настрой идти долго и тяжело, и что ты обязательно будешь на грани выживаемости и на пределе способностей. Первая мысль на вершине была "неужели все? Я действительно на вершине?" и "Это не сон?". Состояние нормальное, адекватное восприятие происходящего. Все оказалось не так сложно, как я думала. Голова не болела, холода, несмотря на температуру - 37С, я особо не ощущала. Я поднялась в тонких перчатках, с кислородом. Реально холодно не было вообще. Чуть обветрились глаза, я это почувствовала на спуске. Мы шли на столько быстро, что, имея в рюкзаке маску, я не хотела ее доставать, что бы не сбивать темп.
Хроника экспедиции с сайта "Клуба 7 вершин": По сообщению Александра Абрамова, на вершину Эвереста поднялись семь участников из экспедиции Клуба "7 Вершин", гиды Виктор Бобок и Ноэль Хана, и семь шерпов. Мы были первыми в этот решающий день, потому что вышли первыми. Это случилось примерно в 3:30 по местному времени …
Мы достигли вершины за 6 часов (из лагеря III на высоте 8300м). Взошел весь состав, 7 человек.
В нашей группе два гида: Ноэль Хана и Виктор Бобок. Еще один гид - Сергей Ларин обеспечивал медицинское дежурство на 8300 м, на всякий случай. На вершину поднялись оба гида, я, Игорь Принзюк, Дима Соков. Дальше с небольшим разрывом подтянулись и все остальные. Хочу сказать, что ирландец Ноэль - очень сильный человек, в течение всей экспедиции у нас не было с ним никаких ментальных барьеров, не смотря на то, что не все говорили по-английски. Ноэль профессиональный гид, но стал им недавно. Однажды он приехал, как клиент, сходил на Эверест, потом приехал с женой, и еще раз взошел. В прошлой жизни Ноэль 15 лет работал в полиции, потом телохранителем, потом стал водить свои группы. А после того, как он побывал в двух экспедициях, Саша пригласил его работать и не прогадал.
Хроника экспедиции с сайта "Клуба 7 вершин": … Предстоит еще спуститься. Проблемы связаны с огромной очередью на Второй ступени. Предстоит померзнуть, но пока всё в порядке.
Мы начали спуск в 01:45, пробыв на вершине чуть больше получаса. За это время подошли следующие группы восходителей. Мы знали, что будет много народу, потому что погода по прогнозам должна была испортиться на следующий день. А дальше - надвигался муссон. Китайцы провесили перила поздно, 20 мая, не смотря на то, что погода стояла пару недель идеальная. Они свято верили в прогноз, который оказался ошибочным. Из-за задержки, многие так и не смогли подняться. В наш день на вершину ломанулось человек 200! Это, безусловно, создавало постоянную опасность при движении по перилам.
Представьте, веревка, 8 мм, статика, по ней каждый второй восходитель топчется кошками, и все идут по одной веревке. Один прорыв и три с половиной километра под тобой, без шансов. Приходилось постоянно следить за состоянием перил, за гидом и контролировать каждый шаг, стараясь идти, что бы в любой момент выщелкнуться. На второй ступени хоть есть лестница, и то там не все так просто, а вот на первой и третьей, если что-то произойдет, погибнет сразу 10-15 человек. Там люди – настоящие зомби, они этого не понимают… Вероятно, это отсутствие опыта, потому что если человек занимался альпинизмом, а не просто "клиент", ситуация с перилами сразу бросается в глаза.
По распределению сил наша группа была ровная и достаточно сильная. Явных проблем во время подготовки, акклиматизации не было. Никто не ныл, не жаловался… Высотная болезнь, конечно, застигла всех, своеобразное «собрание туберкулезников»: по ночам ты засыпаешь и просыпаешься под кашель…
13 апреля: Вся группа собралась и готова вылететь в Лхасу 14 апреля. Александр Абрамов.
В базовый лагерь мы заехали 14 апреля. Сходили на Седловину. 7 мая маленькой командой поднялись на Чангдзе (7600 м). Потрясающая гора, оттуда Эверест очень красиво смотрится. Полностью гребневой маршрут, сходили без кислорода, за 4,5 часа, 600 метров перепада. Технически маршрут разнообразный, лед, скалы, снег.
- Без кислорода было не тяжело?
Замечательно.
- Не было мысли пойти на Эверест без кислорода?
Лицо Карины меняется, видимо, тема не давала ей покоя много раз и до и после восхождения. Такое искушение, дразнилка для любого альпиниста. Имена-легенды великих высотников связаны с достижением «крыши мира» без кислорода. Раз, и ты - вечный герой… Или вечный больной, или … мертвый.
Можно попробовать сходить без кислорода, на "низкий восьмитысячник", на Чо Ойю, на пример. Но нельзя допускать такие амбиции с первой горы. Зона смерти начинается выше 8300 метров. Я изучила массу литературы, и четко поняла для себя, что в некий момент человек может начать неадекватно оценивать ситуацию, такое часто бывало на восьмитысячниках. Мне приходилось постоянно ощущать себя как бы со стороны: "Я действительно хорошо себя чувствую, или мне так кажется?". Пульс ровный, не задыхаюсь, руки не мерзнут, ноги тоже. Есть основание себе доверять. Хорошая скорость передвижения. Идешь по перилам, гид задает темп, быстрый, но не критичный. Если бы маршрут предполагал движение без веревки, как на Эльбрус, я думаю можно вообще за 4 часа подняться. Но это же не соревнования!
Возвращаемся к теме спуска.
С вершины я напрямую пошла в ABC, получилось 12 часов. На седле (высота Северного седла – 7000 м) ждал Саша Абрамов, собирая всех своих. Странно, но, как правило, народ не хочет спускаться с 7000, их приходится пинать, силой стаскивать и гнать вниз. Некоторые, не понимая, что делают, даже с 8300 не хотят слазить, считая, что именно там надо отдохнуть, а там как раз можно и загнуться. Лучше спускаться дальше и ниже, в ABC (6400 м). Получается сброс высоты почти два километра, но надо бороться. На высоте 7000 кажется, что это равнина, но ощущение обманчиво. Я час просидела на седле, пила чай, оставила свой кислород. Были люди, которым он нужнее.
В час дня я спустилась в ABC.
Финиш.
Я так ждала возвращения. Меня разули, кошки сняли, уложили, супчик к спальнику, такая забота.
Женщины. Кто приехал, кто уехал, кто был на вершине. Женская компания оказалась не большой. Мы подружились с первой монгольской женщиной – восходительницей на Эверест. Ей было очень тяжело, на обратном пути открылась язва. Из Монголии нам приходили сообщения с просьбой о помощи. Сергей Ларин весь свой кислород отдал ей на 7700, спустил вниз, колол, лечил, без него она бы умерла.
В начале экспедиции в нашем пермите была 16-летняя румынская девочка – Крина Попеску. За день до отъезда в Базовый лагерь у нее начались сильные боли в животе. Мы с Денисом Проваловым (он не был в основном пермите) ее обследовали, поставили диагноз аппендицит. Крине пришлось вернуться. Еще день и она могла умереть. Диагноз впоследствии подтвердился, она успела прилететь в Румынию, сразу на операцию.
- Тяжело женщине в таких условиях? Или ваше меньшинство провоцирует у большинства желание постоянно опекать слабый пол?
Что касается меня лично, я привыкла работать в мужской компании. Все зависит и от того, как себя настроишь. Для меня время быстро пролетело. Нам Абрамов не давал вообще вздохнуть. Мы когда спустились с Чангдзе, набрали акклиматизацию, сходили на Седло, спустились. Сходили второй раз.
- Карина, не может быть все ТАК гладко. Прямо, как в кино.
В отчет – очаровательная улыбка восточной красавицы. Огромные глаза, внимательный, глубокий взгляд, уверенность пантеры. Да, не легко было мужчинам рядом с ней на горе.
Один момент мне было морально тяжело. Я приехала, никакого волнения, внутри покой и я чувствую от Горы, что она сама привела меня сюда. Она - огромная, но мне не страшно. Хотя иногда даже перед Эльбрусом бывает небольшой мандраж. И вдруг - такое спокойствие. Я чувствовала, Гора меня приглашает.
- На тропе лежат умершие восходители. Тебя не пугает их судьба?
На меня это не действует. Меня смерть в горах обходит стороной. Я проходила МЧС-овские курсы, мы были на вскрытии, но у меня не было ощущения, что это человек. Там нет души. Я именно чувствую и иногда на расстоянии, кто мертвый, а кто еще жив. Смерть в горах она была, есть и будет. Да, я могу, и любой может здесь остаться. Если такой момент настанет, успею попереживать, но не заранее. Многие этим людям, которые на тропе лежат, завидуют, они к Богу выше всех в мире. Почти в раю.
Бывает, я вижу, кому суждено погибнуть, но стараюсь не произносить, даже в мыслях не ставить клеймо. Я смогу притащить с вершины Эльбруса до бочек одного человека, но не двоих. С Эвереста – вряд ли. Иногда видишь, что человек сильный, но мыслит негативно. Он или не взойдет, или гора накажет. К людям в горах нельзя относится плохо, и к самой горе нельзя. Нельзя бояться, нельзя паниковать. Человек сам себя может загнать мнительностью в ужасное состояние. На Эвересте, на пример, были случаи, когда люди приходили туда умирать, не считаясь ни с кем. Просто выпрыгивали в бездну, отстегиваясь от перил или умирали на тропе, зная, что тяжело больны и точно погибнут на восхождении …
Тема мрачная, но при обилии жертв, которые собирают высочайшие вершины мира, и количестве слабо подготовленных желающих подняться, особенно на Эверест, морально-психологический фактор восхождения становиться чуть ли не решающим. Зная проблему в теории, многие теряют рассудок, оказавшись с ней лицом к лицу. Опять же, набившая оскомину фраза об отсутствии морали выше 8 000 метров – каждый год, как часовой механизм в бомбе, срабатывает снова и снова.
- Тебе не приходило в голову, что просто ты так круто готова, поэтому спокойная, просто, потому что сильная?
Там не может быть сильных людей. Ты не знаешь там ничего. Ты можешь заболеть в любой момент, любой орган может отказать в любой момент. Это не просчитывается. Я понимала, что произошло иное. Сама Гора почему-то мне улыбается. Я когда улетала домой, чуть не разревелась. Сажусь в самолет, тучи, мрак вокруг и в какой-то момент в иллюминаторах весь Гималайский хребет открылся, и Гора уже видна, со мной прощается, машет мне рукой. Разве это не чудо?
Самое интересное, что пролетело лет пять, пока я нашла финансирование на Эверест. Что бы обратили внимание, надо сделать что-то особенное. Я ощущала, что создана для высоты. Мне на высоте - хорошо. Проверила информацию, узнала, что из наших только осетины ходили на Эверест, женщин еще не было. Нет ничего не достижимого в жизни. Я понимала серьезность вопроса, но любую задачу, самую сложную, если разбить на много маленьких, становится не страшно решать.
К тому же мои внутренние ощущения подхода к тренировкам совпали, как оказалось позже, c рекомендациями Абрамова по подготовке к восхождению на Эверест. Я бегала по 10 км в день, плавала по полтора километра. Ходила на Эльбрус в начале марта, перед отлетом 5 дней ночевала на приюте. Если бы не погода, я бы на Седле пожила. На лыжах периодически каталась.
- Мужики, видя, как у тебя ровно проходит восхождение, как тебя принимает высота, не звали тебя гидом на следующий сезон?
На высоте мне очень понравилось. Для меня это вполне реально.
Надо же было лезть на Эверест, что бы тебя сожрали в кустах.
Перед отъездом съездила в Покхару и в Читванг (один из известнейших национальных парков Непала, где предлагается, в частности, катание на слонах – прим. Ред.). Так получилось, что взяла я самый дешевый тур, вместо стандартной прогулки на джипах. Мы сначала плыли по реке с крокодилами, потом в джунглях нарвались на самку носорога с детенышами. Дальше – лучше, прямо из-под нас выскочил дикий кабан. Не успели от носорога отойти, стая обезьян мимо нас пронеслась. Перед этим нас проконсультировали, чем каждый зверь опасен, и что надо делать, если ты с ним таки встретился. Это из серии что делать, если ты попал в лавину. Надо же было лезть на Эверест, что бы тебя в итоге сожрали в кустах. Вышли из джунглей, искупались в речке на слонах и поехали на слонах же путешествовать.
Сама страна потрясающая, дружелюбные, позитивные, не агрессивные люди. У тибетцев характер как у окружающей природы. Она возвышенная, духовная, древняя, в то же время, суровая. Заходили в тибетские храмы, в Лхасе побывали во дворце Далай Ламы. Они верят, что Будда перерождается в Ламах, т.е. они и есть реинкарнация Будды. Интересная религия. Считать, что ты умный, а другой народ дурак, и придумал себе что-то такое дурацкое – глупо. Считать, что ты прав и правильно «веришь», а другой верит не правильно, тоже глупо, и оценить это может только Господь Бог, мы это сможем постичь истину только на том свете.
Лхаса мне очень понравилась. Улицы напомнили Нальчик, мало людей, зеленый такой городок, чистый. После шумного Катманду, как домой попала. Когда мы спустились в Базовый лагерь, наши повара начали мне делать тибетскую прическу. Знаешь, как дети радовались! Все, говорят, теперь ты – местная!
А еще, забавно получилось. Консул России в Непале Алим – молодой кабардинский парень, очень талантливый, виртуозно играет на гитаре, эдакий молодой вундеркинд. Приятно, земляк все же. Он меня после горы встречал: "С такой прической теперь точно сможешь работать якменом".
«Отработать деньги»
- Так откуда у тебя деньги на такую не дешевую прогулку?
По словам альпинистки, ее восхождение спонсировала Международная черкесская ассоциация и лично ее председатель, предприниматель Каншоуби Ажахов. Помогли ей в этом также бизнесмены Артур Кожоков и Шик Борен, - "Кавказский узел".
Многие альпинисты, которые получают спонсорские деньги, получают их в последний момент, на грани "дадут– не дадут". У меня за год до экспедиции была открыта финансовая поддержка, что сильно упростило подготовку. "Некоторые считают, что я из ума выжил, поверил какой-то девчонке, решил ее спонсировать. Многие меня не понимают, и не поддерживают в этом решении! Не подведи меня, серьезно отнесись к тренировкам" - так сказал мне Каншоуби …. почти за год до экспедиции.
Честно говоря, мне так помогали, что не оставили ни одного шанса не подняться. Ни одной отмазки, у меня было все. Я ему очень благодарна, особенно за напутствие перед отъездом: «Если у тебя возникнет ситуация, связанная с риском для жизни, не думай об этом, это всего лишь деньги. Не рискуй!» У меня не было мандража «отработать деньги».
Мандраж «не отработать» стал знаковой горной болезнью. Счастлив тот, кто может избежать постоянных мыслей о спонсорской поддержке. В течение всей экспедиции сама Карина прикладывала минимум усилий к «продвижению себя в СМИ». А ведь это – обязательная часть жизни финансируемого спортсмена. По крайней мере, присущая западным альпинистам, на уровень которых мы хотим ровняться. Хотим ли?
- Интересно, как поменяется твоя жизнь после Эвереста. Не может не поменяться.
Мне тоже интересно. Я не хочу ожидать проблем. Я никогда об этом не думаю, четко веря в материализацию мыслей. Когда человек живет мечтой, и она сбывается, наступает пустота. Ее нужно заполнить срочно и быстро. И мы с ребятами уже в Катманду думали, что дальше. Можно «7 вершин» сходить. Это замечательно. Можно закрыть «снежного барса». А можно ничего этого не делать, а просто сходить на К2. Так вот посмеялись, а когда на следующий день в холле отеля я столкнулась с той женщиной, меня аж пошатнуло, как быстро в Непале материализуются мысли.
«Та» женщина оказалась американской Клео Вейдлих – руководителем международной женской экспедиции на К2, которая планируется в 2012 году под патронажем Американского альпинистского Клуба. Карина Мезова приглашена в команду.
- Карина, тебя не пугает, что это женская экспедиция?
Это меня как раз пугает. Не столько гора с очень высоким процентом смертности, на которую взошло всего 6 женщин в мире, а именно женская команда. Правда, я начинаю привыкать к этой информации. Со мной такие вещи происходят сами собой, течение жизни несет. Есть люди, которые могут поступать наперекор судьбе. Я могу биться головой в другую точку сколько угодно, пока судьба меня не приведет в нужное ей и значит мне тоже место.
По сообщению «Кавказского узла», она «планирует создать школу альпинизма в Нальчике. Федерация альпинизма уже выделила для этого снаряжение, и осенью Мезова намерена объявить набор в школу из числа студентов местных вузов».
А восхождение на Эверест, как оказалось, посвящено Дню памяти жертв Русско-Кавказской войны: "..21-го мая. Этот день важен для каждого адыга, и я счастлива, что судьба подарила мне именно этот день для восхождения на высшую точку планеты!" На вершине - адыгский флаг и адыгская куколка (совсем не мужской атрибут в рюкзаке восходителя).
К2. Есть ли смысл сопротивляться? В августе, кстати, занесло «течением жизни» Карину на вершину Ушбы, а потом в школу UIAA - гидов в Безенги. Что дальше? А дальше – Крым, теплое солнце, долгожданный отдых, покой.
Удачи тебе, Карина и хороших людей в дорогу!
В материале использованы тексты сайта Клуба «7 вершин» и сайта «Кавказский узел»
В статье - фото из архива Карины Мезовой и журнала «РИСК онсайт». Слушала – Лиана Даренская.
Известно давно, что "горы покорить нельзя, они лишь позволяют подниматься на свои вершины." А так, Карина, с очередным днем рождения !!!
А вот заглавный снимок автору можно было и чуток подкорректировать.