КИРОВ. КУБОК МИРА. ФИНАЛ.

Пишет maryam, 14.03.2015 11:11

КИРОВ. КУБОК МИРА. ФИНАЛ. (Ледолазание/drytoolling, ледолазание, прощенко, Вагин, петра клинглер)Диалог во время просмотра мужских финалов кировского этапа Кубка Мира. Лезет Хи Йонг Парк. Хотя нет, он не лезет. а уже минуты две как пытается достать невероятный, просто «выносящий» подхват на бочке.
- И чё он заморачивается? Взял бы его уже давно сверху, потом в подхват, и полез дальше.
- Да, конечно, именно так он бы и сделал, если бы владел секретным приёмом русских – «заковыряй зацепку, у которой нет рабочей поверхности сверху»

Было бы несправедливо и скучно, если бы такой яркий, непредсказуемый и местами странный (особенно в этом плане отличились девушки) сезон закончился респектабельными и «правильными» стартами в Кирове. Конечно, организаторы и спортсмены не могли этого допустить. В Кирове главным ответственным за шоу, видимо, был наш невероятный подготовщик Стас Лобзов. И понеслась…
То, что на финальном этапе Кубка Мира спортсменам придётся как следует попотеть, все поняли уже в квалификации. Первыми на двух открытых трассах начали «потеть» девочки. Результаты в среднем были «ностальгические» (то есть напоминали соревнования пяти-шести летней давности), так-как «редкая спортсменка долезала до середины нависания» (почти как у Гоголя;). Еще бы – среди девочек вообще мало тех, кто может сохранять приличную скорость, когда надо корпусом постоянно туда-сюда крутить, потому что у Стаса все трассы «откидка вправо - откидка влево-и аккураааатно “на плечо”» - сильно как бы не разгонишься, особенно если не тренируешься на таких трассах. Впрочем, на этот раз даже до середины можно было не лезть – хватало и одной трети трассы: все, кто добрался до нависания за положенные 5 минут – в полуфинале.
Результаты квалификации Стаса не насторожили и полуфинал был в том же стиле – очень «техничный» старт и дальше просто нависание без «заморочек», на выносливость (примерно среднего тренировочного уровня). При такой трасе не приходилось гадать, кто будет в финале: обе кореянки, Райнер и Клинглер, Люда Бадалян, Надя Галлямова, Наталя Куликова, ну и кому повезёт занять «вакантное место». Но женское ледолазание разрушает все очевидные схемы;). В этом году здесь действовало отработанное на всех этапах правило: «облажалась в полуфинале – не огорчайся, всегда найдутся те, кто облажается ещё круче». И, как не досадно, часто это более сильные спортсменки.
На кировском этапе «пропуск» соперницам (Маше Эдлер и Екатерине Власовой) в финал «оформили» Люда Бадалян и Ангелика Райнер, своими совершенно неожиданными и трудно объяснимыми срывами на первом участке трассы, который для них явно не представлял большой трудности. Интрига немного «стухла», хотя всё ещё было интересно: смогут ли оказать наши девочки достойное сопротивление «швейцарской машине» Петре Клинглер и весьма решительно настроенным на победу (судя по результатам предыдущих раундов) корейским девушкам. После того, как пролезли первые три участницы, показалось, что сегодня в борьбе за места на подиуме русские, скорее всего, не поучаствуют.
Но, как говорится: «когда кажется…». Я забыла, что у нас ещё есть в запасе «тяжёлая артиллерия» - Надя Галлямова и Наталя Куликова. К сожалению, Наташе не удалось показать хорошее лазание из-за такого же досадного срыва в начале трассы, как у Люды и Ангелики в полуфинале. Хотя, доберись она до нависания, вполне вероятно, вмешалась бы в «медальный расклад», потому что трасса финала была не сложнее тех, которые кировские девочки лазают на тренировках. Единственно, в чём сложно было бы конкурировать с лидерами – это в скорости прохождения трассы. К сожалению, и у Нади темп лазания – не сильная сторона. При грамотном и техничном лазании ей хватило времени только на 2/3 трассы. После уверенного ТОРа Петры Клинглер стало ясно, что не зря она потратила время и деньги на ноябрьские сборы в Кирове)). Впрочем, Шин ВунСьон лезла последней и она то уж точно могла «привезти» Петре пару десятков секунд на кировской трассе. Долезь она до ТОРа…Но никто так не умеет «поддержать» соперниц, как корейские девочки;), и в этом финале они просто превзошли себя, совершив абсолютно одинаковые ошибки на одной и той же зацепке. В итоге расклад такой: Петра, Надя, Шин ВунСьон. А молодой корейской спортсменке Сон ХанНаРай её четвёртое место стоило «золота» в общем зачёте.
Квалификация мужчин была по тем же трассам, что и у женщин, и тоже не порадовала ТОРами. Что не удивительно, учитывая время на трассу – 4 минуты. Никаких неожиданностей в квалификации не произошло: все попавшие в полуфинал, как правило, часто там бывают:). Прямо скажем, скучновато прошла квалификация, поэтом полуфинальная трасса обещала порадовать. Так и получилось – полуфинал прошёл бодрее, местами даже было весело… но не всем. Особенно невесело было тем шестерым спортсменам, которые не смогли преодолеть первый карниз, упав с одной и той же зацепки. Странные ощущения остались и от идентичного результата у Васи Трёхина, Валька Сипавина и обоих Томиловых. Зато Коля Кузовлев и Паша Добринский были вне конкуренции. Коля потому, что единственный уверенно и быстро преодолел все «ключи» трассы, а Паша – из-за того, что реально боролся до конца за своё место в финале.
После такого полуфинала финал должен был быть просто «бомбой». Особый интерес вызывал «расклад» соперников: впервые за этот год Макс Томилов лез не последним, а учитывая его далеко не лучший результат в полуфинале и отличную подготовку соперников, можно было ожидать любых результатов. Вообще выступление каждого спортсмена в этом финале достойно поэмы;). Первым отличился Паша Добринский, который, будучи немного «не в себе» от того, что он в финале, совершил глупую ошибку на ледовой бочке и на ней же завершил попытку. Но это лазание надо было видеть! Такого упорства, мне кажется, не демонстрировали даже призёры (и это всё -вися вниз головой на бочке в течение двух минут). Вторым лез Лёха Томилов, «проскочивший» техничное начало в лучшем стиле, но затем потративший около двух с половиной минут, пробуя «загрузить» подхват на бочке, и, после десятка безуспешных попыток, вынужденный «заковырять» зацепку (то есть поставить инструмент между зацепкой и фанерой). После такого «выноса» его просто морально не хватило на вторую часть трассы. Дальше лезли Валёк Сипавин и Вася Терёхин, улучшившие результат Лёхи на две и три зацепки соответственно. Оба спортсмена, судя по запасу времени, вполне могли приблизиться к ТОРу, но совершили технические ошибки, закончившиеся срывами. Когда Максим Томилов начал движение по трассе, стало понятно, что сегодня он настроен на ТОР и понимает, что «сделать» его надо за такое время, которое трудно было бы превзойти. Его лазание было почти идеальным - быстрым и уверенным - но 9-ти минут не хватило, и финишный участок трассы остался не пройденным. Оставалось только узнать, насколько смогут ускориться следующие участники в погоне за золотом).
Выступление Парка было, пожалуй, одним из самых неожиданных по результату и драматичных в этом сезоне. В отличном темпе пройдя первый участок трассы, он «встал» на том же подхвате, что и Лёша Томилов. И, как не поддерживали его болельщики, просто упал без сил после одной из бесчисленных попыток хоть как-то «загрузить» зацепку. Потому что, в отличие от русских спортсменов, он определённо не знал о методе «заковырки» и по-честному пробовал взять подхват «в подхват». Поэтому, наверное, наблюдая потом выступления двух своих соперников, был «приятно удивлён», видя, как один из сложнейших элементов трассы чудесным образом упрощается, если брать зацепку сверху.
Двум последним участникам – тюменцам Радомиру Прощенко и Николаю Кузовлеву - предстояло соревнование в скоростном прохождении трассы. Судя по результатам полуфинала, они оба были в отличной форме и любой из них мог попытаться обойти Максима Томилова. Трудно сказать, лазание какого из этих трёх сильнейших спортсменов было более классным, каждый лез в своём стиле. Но практически одинаковые результаты всех троих показали, что темп, заданный Максимом на этой трассе, был действительно высок. Коле Кузовлеву не хватило доли секунды, чтобы убрать инструмент с предыдущей зацепки, и это стоило ему первого места. А Радомиру Прощенко, после данной ему перестартовки, оставалось только не упустить свой шанс. Как обычно, его лазание было раскованным и динамичным, порой на грани срыва. Но на этот раз удача определённо была на его стороне, и он, завершив лазание с таким же результатом, как у Максима, завоевал своё первое золото на этапе Кубка Мира. Как тут было не вспомнить слова Макса, что в современном мужском ледолазании такой расклад сил, что последний стартовый номер в финале почти всегда гарантирует сильному спортсмену победу (естественно, при его безупречном лазании).

Короче, в трудности шоу состоялось. Несколько неожиданные результаты в женском лазании - результат «стараний» самих спортсменок. Шесть срывов на одной зацепе в мужском полуфинале – возможно, результат недостаточных стараний спортсменов. Но в целом всего один ТОР за все соревнования и трассы, выше 1/3 которых не залезло восемьдесят процентов участников, вызывают некоторые опасения. Если так пойдёт и дальше, то не будет смысла проводить трудность на российском этапе – потому что фактически эта трудность превращается в боулдеринг. При этом на европейских этапах, наоборот, особенно не «заморачиваются» качеством трасс и готовят их по принципу: «если что, разложатся по времени». В общем, объединение усилий наших и европейских подготовщиков может привести к отличным результатам;).
Теперь о скорости. Не так коротко, как обычно – всё таки Чемпионат Мира)). Начну с грустного: Чемпионат Мира всё ещё можно проводить в рамках Чемпионата России (и наоборот). Принцип «международности» действует очень недолго: у женщин до 8-ки сильнейших, а у мужчин, ввиду их количества, до 16-ти. И как привлекать к скоростному лазанию иностранцев – пока неразрешимый вопрос. Остаётся только успокаивать себя, что просто боятся они нас, русских, с нашей бешеной скоростью)), или боятся постоянных «скоростных» травм и «проколов». Потому что иначе нежелание выступать в скорости непонятно, ведь на самом деле скорость в ледолазании – это невероятное зрелище, достойное (как показало шоу в Сочи) Олимпиады. Особенно зрелищно всё проходит на кировских идеальных скоростных трассах, при огромной конкуренции и поддержке болельщиков.
У женщин на кировском этапе определялась не только обладательница титула Чемпионки Мира, но и тройка призёров общего зачёта Кубка Мира. При определённом стечении обстоятельств золото КМ могло достаться Екатерине Феоктистовой, Екатерине Кощеевой и Марии Красавиной, которые на протяжении всего мирового тура часто «менялись местами» на пьедестале.. Преимущество имела Катя Феоктистова с двумя первыми местами, но скорость слишком непредсказуема, чтобы загадывать заранее.
Женская квалификация, как обычно, прошла медленно и печально. Никто не торопился, потому что кому нужно срываться, если в 16-ть входили со временем две минуты)). Вторые отборки прошли пободрее: все ускорились на две-три секунды, и в восьмёрке уже не было «случайных людей», а только те, кто реально мог бороться за призовые места. Пожалуй, в 1/4 финала и развернулась наиболее напряжённая борьба, потому что вхождение в четвёрку сильнейших на Чемпионате Мира – уже хороший результат. Лучшие времена показал Катя Феоктистова и Маша Красавина – 12.17 и 13.00 сек.
А вот полуфинал получился неожиданным (хотя такие неожиданности не редкость для скоростного лазания). Сложилось ощущение, что девочки подустали – видимо, сказалось напряжение предыдущего раунда и всего сезона в целом, потому что времена стали на порядок хуже. Только Маша Красавина, уверенно обогнавшая соперницу, казалось, полна сил и настроена бороться за золото. Но, к сожалению, сбой электронного секундомера, зафиксировавшего неверный результат, потребовал перестартовки. И на этот раз Маша, вновь сразу же взявшая высокий темп, сорвалась. Впрочем, она «взяла своё» в забеге за бронзу, показав абсолютно лучшее время - 10.80 сек., сравнимое с результатами мужчин! А в борьбе за первое место сошлись Надя Галлямова и Катя Кощеева. Если на первой трассе с минимальным преимуществом в 5 сотых сек. (!) выиграла Надя, то второй, решающий, забег остался за Катей, которая и стала новой Чемпионкой Мира. А места в Кубке распределились так: Феоктистова – Кощеева – Красавина.
Квалификация мужчин, в отличие от женской, была полна драматизма)). Потому что здесь для продолжения борьбы нужно было суммарное время не более 27.8 сек.! Уже на этом этапе «сошли» действующий Чемпион Европы Иван Спицын и обладатель Кубка России Алексей Томилов. А лучшее время (9.91 и 9.92 на двух трассах!) было у Николая Кузовлева – главного претендента на большой Кубок в скорости. Но это было только начало. При такой скорости – с разницей в сотые секунды - всё «на грани» и любая ошибка может отбросить в конец списка. Так и случилось на этот раз. Коля попал в восьмёрку седьмым и бежал со вторым – Егором Трапезниковым. Этот забег, пожалуй, и был наиболее драматичным и напряжённым. На этот раз выиграл Егор, «выложившись» при этом так, что выиграть в полуфинале у Алексея Вагина уже не хватило сил. Во втором полуфинальном забеге встретилось «молодое поколение» - Радомир Прощенко (похоже, вполне восстановившийся после финала в трудности:) и Володя Карташев (также один из главных претендентов на Кубок). И эту «дуэль» выиграл Радомир.
Оба финальных забега были просто феерическими)) В борьбе за бронзу Егор Трапезников буквально «вырвал» 5 сотых секунды у Владимира Карташева. А в «золотом» забеге Алексей Вагин в третий раз за соревнования выбежал из 9 секунд, доказав, что, несмотря на срыв соперника, он выиграл не только опытом и мастерством, а благодаря своей нереальной скорости и, конечно, желанию победить. И его победа была одной из самых заслуженных и ярких за последние годы.
Вот таким получилось завершение сезона 2015 – неоднозначного и интригующего. Для кого-то он был триумфальным, а для кого-то неудачным. Впереди спортсменов ждёт ещё один большой старт – Чемпионат России, итоги которого также будут влиять на формирование сборной в следующем сезоне. И всё начнётся заново: тренировки, поездки, старты, поражения и победы.