В Зените... [ его реставрация ? ]
Воздух был наполнен солнцем и запахом сосновой смолы, это были последнии дни лета, те самые, ощущение от которых, словно терпкий вкус вина на губах. Вкус уходящего лета.
Огромные камни, покрытые мхом и странными цифрами, разбросаны по всему лесу, лес обрамляет кольцом огромную стену, стена нависает над тобой, стена вызывала раньше страх, теперь только желание лезть вверх по ней, царапать ее камни скайхуками и якорями, и не останавливаться в борьбе за вершину, вместив ее всю в себя, и твой безудержный вопль счастья, там на верху. Замечтался, наверное улыбка в этот момент занимало все мое лицо.
Я уже третий раз поднимаюсь по этой тропе, петляющей среди камней и корабельных сосен, смотрю вверх и когда солнце не слепит глаза, я нахожу маленькую точку на стене. Теперь она еще выше, чем была вчера, он все еще жив и все еще лезет вверх. Каждый раз я со страхом подходил к стене, ожидая найти его тело возле ее основания, но он был сильнее, чем выглядел, когда я первый раз его повстречал. Внешность обманчива. Он был в брюках в полоску и на крахмаленой рубашке, чистый, опрятный, нехватало только бабочки или галстука, впору было жениться, но он думал совсем о другом.
Все расспрашивал меня о маршруте на этой стене, что брать, чего бояться.
Он не похож на обычного альпиниста, будто все еще живет в ссср, со своими нормами и устоями. И он собирался идти соло на маршрут, который не ходят наверное уже лет 20, станции там уже гнилые, шлямбура нельзя грузить навырыв, их и так-то страшно грузить. Время и погода делают свое дело, вытачивая из скалы наши "гвозди". В верхней части огромные плиты, размером с машину, просто немного заклинены верхушкой в скале, а низ плиты висит просто так в воздухе. По ней стукнешь молотком, она глухо шумит, живая, и когда сорвется не понятно, а ведь на ней забит шлямбур, до него тянешься, как до спасательного островка надежности, а он гнилой.. И он там солирует, живой еще, на сплошном нависании, в той части стены, где разруха. Наверное он очень аккуратный человек.
Я прихожу сюда и подолгу смотрю вверх, прислонившись к теплому камню. Я просто жду его возвращения.
Я не много перефразировал, возможно приврал, не знаю, но это написано со слов Сереги из Кошки, что в Семеизе, его рассказ мне очень пришелся по душе. Мы его встретили, когда спустились с Гипербореи, встречали там новый год, на второй веревке маршрута.
А утром полезли дальше, Гиперборея очень понравилась, впечатляющая, но об этом наверное в другой статье стоит рассказать. Антон Кульпин, идиолог этого восхождения, уже засматривался на Зенит, и он действительно привлекает, фактически история крымского альпинизма.
Возникла идея реставрировать его, все аварийное убрать, оставить (заменить на новые) только "логичные" шлямбура, дырки замазать и тд, вообщем обновить маршрут, сделав его доступным, не таким аварийным, как сейчас. Что вы думаете об этом? Слышали, что уже разгорался какой-то спор по этому поводу.
valery-semenov.ru
Кстати, можно опрос с несколькими вариантами ответа прикрепить.
Однако к вопросам реставрирования маршрутов в Крыму нужно подходить с осторожностью и уважением - к первопроходцам и местным традициям. Благо, посоветоваться есть с кем.
Надо его найти и спросить благословения.
Что-то мне подсказывает, что с этим проблем возникнуть не должно.
Дальше берете и делаете.
С болгаркой никто не прибежит.
Лично мне такого рода маршруты чинить не нравится - сил и средств уйдет адское количество,
неделя жизни и очень много денег, а ходить Зенит массово не начнут хоть что с ним сделай.
Лично мне такое на психику давит очень сильно.
Я в один год чинил "Левого Грищенко" на Шаан-Кае и "Голубую Волну", при сравнимых затратах времени и сил. Голубая Волна радует потоком людей, на Грищенко я прямо-таки уговаривал народ сходить :(