Однажды на Уймоне и как в клубе «Восток» рождаются сверхмарафонцы
Сколько раз я уже бывал в Уймонской долине, но все равно не могу привыкнуть к красоте окружающих гор. Усть-Кокса появляется как всегда неожиданно – не успеваешь прийти в себя после стремительных поворотов перевала Громатуха, как вот она - Усть-Кокса! Даже не верится, что после стольких утомительных километров ты уже приехал и с некоторым сомнением вглядываешься в знакомые буквы «У с т ь – К о к с а». Кöк-Суу — синяя вода.
Благодать, красота, долгожданный покой! Эти эмоции усиливаются покоем, веющим от «фестивальной поляны» раскинутой на правом берегу чистейшей реки Коксы. Узнаваемые и привычные места! Мы едем сюда, в который уже раз как домой. Обычно, по приезду, спеша, суетливо занимаем места под палатки и разбредаемся парами и малыми группками по поляне, по берегу, в ожидании ужина, приготовляемого неутомимой Розой.
- Настроение?
- Умиротворенное.
Хочется немного погрузиться в себя, отдохнуть от тряски автобуса и немного пофилософствовать. А где еще философствовать, как не в этих величественных вечных горах?
Хозяева соревнований, как обычно, гостеприимны, радушны и заботливы. Было заметно, что они волнуются и хотят создать участникам все условия. А успех всегда определяется мелочами, хотя, если вдуматься, мелочей нет. Вера Байлагасова, главный редактор газеты "Уймонские Вести", разместила нас, участников соревнований, на огромной фестивальной поляне, похожей на футбольное поле с идеальным газоном, на берегу кристально чистой реки Коксы. Воду можно пить, такой она чистоты и прозрачности. Окунуться в ее воды пожелали практически все участники: кто-то омыл ноги, как в Иордани, кто-то полностью окунулся и слегка поплавал. Но холодная быстрая и стремительная река не место для шалости:
- Быстро на берег!
Верхом мечтаний еще с прошлого года у нашего клуба было побывать на "Красной горе". Но мы не смогли осуществить свое заветное желание. Перед нашим приездом выпал метровый слой снега, и дорога была закрыта. И это в июне! В этот раз уже в Барнауле мы получили информацию, что поездка состоится: "Вездеходы ждут!"
Утром 10-го июня у входа в лагерь стояли: огромный бортовой "Урал", командир пограничного отряда и Вера Байлагасова. Короткое напутствие - и начинается незабываемая экскурсия к подножью "Красной горы".
Путь был не близким - 60 километров таежного серпантина. Нельзя не восхищаться нашим могучим "Уралом" и его виртуозным водителем, прапорщиком Василием Павловичем. Практически вертикальный подъем, разбитая дождями и тракторами дорога, ветки кедра и лиственницы, которые мы чуть не сбиваем своими головами в открытом кузове - а вездеход слегка чихая и пофыркивая, лезет все выше и выше. Мы визжим и кричим от восторга от набранной высоты, оглядываясь назад, понимаем, что поднялись вверх почти на километр, а подъем все продолжается и продолжается. Сама дорога - незабываемое по красоте впечатление!
Через три часа воплей и восторгов мы прибыли на первое озеро. Ассоциации самые разнообразные, но это явно не Мультинские озера. Совершенно другое настроение и впечатление. Все как-то строже и напряженней, но красота завораживающая. Фото перед походом на второе и третье озеро и в путь.
Буквально через километр тропа выводит к шумному водопаду высотой метров 30-50. Все воодушевлены и слегка эйфоричны, словно под легкими транквилизаторами – беспечны, болтливы и суетливы. Защелкали фотоаппараты, многие стали позировать на фоне стремительно падающей воды, а некоторые, видимо надышавшись озоном и умытые брызгами, играющими в преломлении света, начали чудить и вести себя несколько безрассудно: полезли своим неизведанным путем «по камням, по корням, по оврагам».
- Куда Вы, родимые, - кричал взволнованный Игорь Волков, своим друзьям по молодежной команде "Восток", снимая на видеокамеру потуги новоявленных "Снежных Барсов".
- Магомет, Абдулла, Насреддин - назад! Это опасно!
Наконец, видя, что караван уходит в небо, ребята стали возвращаться назад, вставая в строй "послушных" покорителей вершин, становясь снова Антонами, Лешами и Денисами.
Николай Кошелев, 72 летний ветеран, почувствовав легкое головокружение, решил остаться у водопада, а его друг и одногодок Валентин Старожилов мужественно продолжил вертикальный подъем, слегка поторапливая 10 летнею Леру Ежову и ее маму Людмилу. В отличие от Валентина они в прошлом году уже покорили сверхмарфонскую эстафету и теперь с волнением и воодушевлением ползли по круче десятиэтажного подъема. Валера Чертенков, как опытный скалолаз, страховал их обеих, подталкивая головой, создавая пятую точку опоры. После вертикальной стены открылась небольшая долинка в виде плато. Вид – изумительный! Заросли карликовой березки преграждали нам путь, на небольших полянках подснежники, дикий лук, цветы золотого корня и множество неизвестных нам разнообразных цветов. Впереди полуцирком - горная стена, тонкий водопад, а внизу почти полностью покрытое льдом ледниковое озеро. Великолепное зрелище! Мы с Валентином потрясены.
- Похоже на "Озеро Горных духов" Чорос-Гуркина, говорю я, напрягая память - только коряг и зеленого тумана не хватает.
На разломах льдин, видна их толщина - около метра!
Нафотографировашись вволю и чуть поднявшись к третьему озеру, мы с Валентином решили вернуться к Николаю Кошелеву и вместе готовить чай для отправившихся смотреть третье озеро туристов. И правильно сделали. Как только мы вскипятили ведро воды, затуманилось, поднялся ветер, пошел дождь и затем град.
Как тараканы из разных мест стали появляться утомленные "пробегом" путники и, взахлеб рассказывая о своих впечатлениях, стали пить чай. Кто-то умудрился вволю накататься на пятой точке с маленьких ледников, кто-то проверил свои навыки в ориентировании и скалолазании, обойдя первое озеро по периметру, но все были в итоге довольны несмотря на не прекращающуюся дрожь в коленках, что благополучно вернулись.
- Горы не любят суеты и легкомыслия, - заключил мудрый Игорь Волков, загружаясь первым в кузов «Урала» и мы отправились в лагерь.
На второй день организаторы пригласили посетить чемпионат и Кубок Республики Алтай по конным скачкам. Всего в Кубке три этапа. Сегодня состоится первый. Со всех концов Республики в Усть-Коксу устремились ценители конного спорта. А нам повезло: мы уже приехали и чинно расселись на трибунах. Не повезло только Андрею Дерксену и Александру Загородникову из Красноярского края, они зависли в Горно-Алтайске. Все газели, такси и автобусы поутру рванули в Усть-Коксу на скачки. Расслабленный Андрей, решивший приехать накануне старта, был явно растерян - как успеть на сверхмарафон? Но "духи горных озер и вершин" сжалились над несколько уже загрустившими путниками и "прислали" попутную машину. Мы на трибунах конного праздника облегченно вздохнули.
Наши "скачки" продолжатся в полном составе!
А соревнования набирали обороты. Красавицы девушки на черных как смоль конях танцевали под экзотическую музыку, знаменитый республиканский ансамбль исполнял горловое пение. Мурашки шли по коже. Завораживающее зрелище: вдали вершины снежных гор, бесконечная зелень чуть ниже, за облаками скрытая величавая Белуха и на этом фоне стремительно несущиеся легконогие, невероятной красоты кони, с маленькими седоками, влитыми в хребты лошадей. Красота коней сравнима только с красотой обнаженной, молодой, стройной женщины. Лоснящаяся кожа, стройность линий и изгибов, каждый поворот головы и шеи придает новые очертания образу, от которого трудно оторвать взгляд.
Короче - это надо было увидеть! Очень приятно, что каждый прошедший сверхмарафон сопровождался разной познавательной и культурной программой. Те, кто не увидел Мультинских озер, Красной горы или музея Рериха, теперь могут только завидовать тем, кто там уже был.
- Не повторяется такое никогда, - тихо напевал Волков, убаюкивая в палатке непривычно рано засыпающих Мухаммеда, Абдуллу и Насреддина...
Завтра гонка и нам не обогнать сегодняшних лошадей, но надо выглядеть красиво.
Утром 12 июня - День России!
В 7 часов Алексей Герасимов первым отправился штурмовать сверхмарафон, ему дали поблажку - бежать в относительно комфортных условиях, когда жара еще не набрала свою силу.
- Ему хорошо, - грустила вслух Анжелика Багира, единственная женщина, которая в четвертый раз собирается покорить Уймонский сверхмарафон. В этот раз на старте оказалось рекордное количество марафонцев - 15. На старт вышли как участники с амбициями преодолеть весь сверхмарафон, так и желающие пробежать посильную для себя дистанцию.
Впервые после первого пробега на старт вышли два местных бегуна - Сумер Табаев из с. Талда и Александр Плесовских из Мульты, его буквально за руку привел Эдик Болтовский. Если Плесовских собирался бежать до родной ему Мульты, т.е. «домой», то Сумер явно не понимал, во что ввязывается. Со старта он рванул по классику, "как на 500" и только его и видели. Опытные Дерксен, Болтовский, Москвин, Багира, Ющук и другие догнали Сумера только у Верхнего Уймона. Он печально передвигал ногами, переходя все чаще и чаще на шаг. Я увидел его на последнем подъеме перед Мультой, он с упрямством оловянного солдатика, глядя себе под ноги, повторял: «Я добегу до конца!»
Мой совет прекратить мучения и готовиться к будущему году он оставил без комментариев. Как я узнал впоследствии, он продержался до Мульты (32 км) и наконец, сдался сопровождающей машине. То, что Сумер без подготовки одолел так много километров, говорит о большом мужестве и стойкости этого парня. На старте я у него спрашивал: «Ты тренировался?». «В армии бегал», - ответил он. Вот и вся подготовка. Да и экипировка оставляла желать лучшего - в кедах такие дистанции не бегают.
Алексея Герасимова я догнал около Мульты. Судорога сводила ему ноги, и он получал помощь. Поделившись со мной водой, он продолжил бег и тоже добежал до Мульты, а там сел в машину и отправился "руководить процессом" как организатор пробега, вместе с Верой Байлагасовой.
Со старта все разделились по группам. Лидеры - Сумер Табаев, Багира, Москвин, Ющук, Болтовский, Дерксен, Загородников, Скориков, бежали практически одной группой, постепенно растягиваясь. Я с Андреем Семитко и Вячеславом Боярским бежали в конце, неторопливо перебирая ногами и постепенно ввязываясь в разговор. Деликатный Вячеслав предусмотрительно спросил, а не против ли мы, что он побежит рядом с нами. Мы поняли, что бежим с очень интеллигентным человеком. Завязалась душевная беседа, мы с Андреем окунулись в ностальгические воспоминания о пробеге 1994 года через Теректинский хребет, вдоль которого мы сейчас бежали, о других пробегах. Вячеслав рассказал о себе. Он сравнительно новичок в марафонах, а если быть точнее, то первый раз он пробежал этой зимой по замерзшему Байкалу. Эти 65 км его второй опыт. Кандидат филологических наук, живет в новосибирском Академгородке. Влюблен в Алтай, в горы, регулярно путешествует и, в частности, по Усть-Коксинскому району. Уже четырежды побывал на Тайменьем озере и еще не раз хочет побывать там. На следующий год собирается вместе со своим другом, который также присутствует на сверхмарафоне и является "Снежным Барсом", подняться на Белуху. Мы с Андреем с уважением глядели на него, на «Снежного Барса», потягивавшего пиво в ехавшей чуть сзади машине, и делились своими планами и впечатлениями.
Мы настроились на спокойный медленный бег в комфортных условиях, и задушевная беседа была кстати. Как в поезде можно открыться своему попутчику и не стесняться своего "обнажения". Ведь скоро остановка и мы сойдем, где-то на 35 и 42 километре, а Вячеслав продолжит свой долгий и сложный путь, купаясь во всех речках, пересекающих раскаленную дорогу до Усть-Коксы. Ему предстоит бежать при температуре 33 градуса долгих 7 часов 20 минут. И он выстоит!
Как в клубе «Восток» рождаются сверхмарафонцы
Дело было в июне 2013 года. Игорь Волков подготовку к пробегу начал в с. Жилино Первомайского района, рядом с моим деревенским домом. Правда он об этом тогда не знал, приехал к моему соседу и долго развлекал проходящих мимо селян. Я близко не подходил, занимался огородом и слышал только хохот гостей Саши Лущаева.
Тщательно замаскировавшись, радикально изменив облик, он вначале хотел конкурировать на Уймоне с Анжеликой Багирой под псевдонимом Снежанна Волкова.
Но номер не прошел и пришлось набраться мужества и сделать вызов самому Эдуарду Болтовскому – на тот момент четырехкратному победителю Уймона, который и самому Андрею Дерксену не оставлял шансов в очной борьбе.
Игорек на Уймоне был уже в четвертый раз. Заводила, лидер молодежи КЛБ "Восток", он всегда бегал марафонские эстафеты (экидены), и то, что он рискнул под давлением Дмитрия Скорикова стартовать на 65 км, поначалу не нашло одобрения у стариков. Но, немного подумав, "совет мудрецов" одобрил и благословил рождение нового сверхмарафонца:
- Ребенку уже 24 года! А чем он хуже нас? Мы - то бегали и 80, и зимние 85, и 100, и сутки, беги и ты родимый!
- Где себя испытывать, как не на родном Уймоне! Пытайся Игорь!
- Андрей Дерксен тоже методом проб и ошибок нашел себя в многодневных сверхмарафонах. Глядишь и ты, попробовав себя в нескольких дисциплинах, найдешь свой путь. В тех же сутках, есть шанс и международника выполнить! Помнишь:
Сумей поставить в радостной надежде
На карту все то, что накопил с трудом...
И Игорь поставил все!
Его увещевали:
- Не беги быстро. Просто встань рядом с Эдиком и терпи до предела. Если останутся силы, уходи за 3 - 5 км до финиша.
Пробежав половину дистанции, до села Мульта, малой родины Эдуарда Игорь точно выполнял план. Однако, утомленный разговорами за жизнь с Болтовским, Игорь внезапно решил уйти в одиночество, в нирвану. Пока Эдуард расслаблено и благодушно принимал поздравления и приветствия земляков, он стремглав кинулся создавать отрыв.
Когда я, задумчиво созерцая окрестные заснеженные вершины Теректинского хребта, преодолевал свои 33 км, и мне оставалось около 18 км до финиша, рядом возник призрак Игоря Волкова. Почему призрак? Потому что он как "летучий голландец" пролетел мимо меня, не обмолвившись и словом. И это Игорь, который молчит только, когда спит, и то не всегда. Я и орал ему и взывал обратить на меня внимание, но он походкой иноходца удалялся в точку. Я был растерян. Оглянувшись назад, не увидел в пределах видимости Эдуарда Болтовского, а видимость была отличной. Яркое солнце, прозрачнейший воздух, белеющие вершины гор, и только Эдика по-прежнему не видать на горизонте.
Наконец, подъехала персональная машина сопровождения Эдуарда, где экипаж составляли ближайшие родственники: сестра Татьяна и отец Олег Афанасьевич. Напоив меня живительной ледяной водой (Эдик предпочитает только такую), сообщили мне, нервному и обеспокоенному, что Эдик где-то уже рядом. Километра через полтора Эдуард действительно оказался за спиной, весело подбодрил меня в моих потугах и устремился за Волковым, подозрительно переставшим удаляться в точку, и наоборот, начавшим раздуваться и увеличиваться в размерах. Вот он уже не точка, а темный булыжник, затем превращается в огромное пошатывающее расплывшееся пятно и, наконец, он рядом идет пешком, опустив руки почти до земли в позе утомленного Йети, которых, говорят, много в этих сказочных горах. Теперь уже я словно "летучий голландец" (по словам самого И. Волкова) пролетаю мимо него. Я опять ору ему, чтобы терпел и удаляюсь, оставляя его на произвол судьбы и на попечение Алексея Герасимова, который за три километра до финиша будет поить, поливать, наставлять, стимулировать, обещать подарить многоскоростной горный велосипед, если Игорек добредет до финиша. Последний довод оказался очень весомым! Игорь воспарил! Перестал изображать из себя Йети, вспомнил, как он в детстве мечтал о велосипеде и, представив себя почтальоном Печкиным, лихо прогарцевал по Усть-Коксе, финишировав под бурные аплодисменты многочисленных зрителей.
В клубе "Восток" родился новый сверхмарафонец!
Его имя - Игорь Волков!
Он отработал заветы Редьярда Киплинга по полной, упав на финише и целуя раскаленный грязный асфальт,
а вечером артистично цитируя их на фестивальной поляне, у яркого костра:
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово.
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
Но карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело,
И только воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Перевод Михаила Лозинского
P.S Стихотворение Р. Киплинга теперь повседневная молитва Игоря Волкова.
Фото Урала (и некоторые другие) взял какое было, на них мы ездили неоднократно. На Красную гору ты не ездила. Вы с Москвиным не большие любители экскурсий перед соревнованиями.
Пиши на почту или в одноклассники - обсудим детали.
Надеюсь у тебя нет этой фотографии?
http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Extrim/spbvideo_NI316485_Na-Altae-proshel-ekologicheski-chistiy-sverhmarafon
и фото отчет Романа Гусева:plus.google.com/photos/116809390651961192080/albums/5755622511863882881?banner=pwa&authkey=CI-bs_CfyvuL7QE
Многим мужикам фору даст!