Фрирайд, бэккантри, ски-тур, ски-альпинизм… Одно и тоже?
Заспорили мы как-то с Аркадием Клепининым о том, что есть фрирайд. Выяснилось, что у нас совершенно разные восприятия этого понятия…
Дело в том, что мы к этому самому фрирайду подходим с разных сторон. Аркадий – со стороны альпинизма, а я – с того края, который ближе к горным лыжам. Доводы Аркадия мне понятны, поскольку я и сам когда-то сходил на несколько несложных вершин, да и зимой на лыжах с палаткой тоже немного путешествовал. Но было это в те далекие времена, когда понятия фрирайд не существовало, ледорубы и веревки были только ВЦСПС-овскими, а лыжи – узкими и длинными.
Так вот Аркадий считает, что разница между всеми этими понятиями существует лишь в нашем восприятии, а все идет от ски-тура, который и есть суть передвижения на лыжах по горному рельефу. И мне кажется, что с точки зрения самой сути свободы, спусков по нетронутым склонам, наслаждения скоростью, отсутствием ограничений (за исключением соображений безопасности) – то есть истоков горных лыж, Аркадий, безусловно, прав.
Но как известно, дьявол кроется в деталях. И различия между всеми этими определениями, на мой взгляд, существуют. С моей точки зрения, можно провести следующую параллель: есть бэйс-джампинг и восхождение. Так вот цель бэйсера – прыжок, а восхождение лишь путь к цели. А цель альпиниста – взойти на вершину, а не спуститься с нее (хотя спуск зачастую опаснее самого восхождения). И тот и другой идут по одному маршруту, используют во время восхождения одно и то же снаряжение. Но цели и, соответственно, мотивация – совершенно разные. И согласитесь: если бэйсера можно назвать восходителем (мы не берем случай, когда он нанимает шерпов и они буквально втаскивают его на вершину), то альпиниста, который на вершине провожает взглядом улетевшего собрата по подъему и начинает долгий и сложный спуск, бэйсером назвать уж никак нельзя.
Вот я и склонен к небольшому, но разделению понятий фрирайда и бэккантри, хотя в большинстве случаев это очень близкие типы активного времяпровождения в горах. Судите сами: райдеры спускаются по непростым линиям, в последнее время – все дальше от подготовленных трасс. Но в то же время, спуски фрирайдеров могут проходить и по лесу рядом с подъемником – никуда «в бэккантри» отправляться не нужно. К примеру, на американском курорте Сноумасс спуски по лесу с дропами (прыжками) со скал метров по 15 – 20 находятся непосредственно внутри территории курорта. А лес и склоны курортов Роза Хутор или Альпика-Сервис, когда начало и конец спуска находятся прямо у станций подъемников? Я не могу отнести такой фрирайд к бэккантри.
И наоборот: есть бэккантри, которое не является фрирайдом. Мое ощущение - фрирайд это катание технически сложное и, в общем, недоступное ни любителю, умеющему только «карвить», ни ценителю просторных целинных склонов. Не будем забывать, что по фрирайду проводятся соревнования различного уровня, вплоть до своего рода Кубка мира – Freeride World Tour. Согласитесь: одно дело – сложные кулуары с необходимостью прыгать с уступов и ледяная корка с природными буграми, и совсем другое – неторопливый подъем по снежным полям на пологую вершину (на камусах, например) и расслабленный спуск. Есть и еще одно – уже касающееся личного мироощущения, различие: понятие бэккантри не подразумевает подъем ради спуска, как во фрирайде, или спуск как необходимость (после желанного восхождения), как в альпинизме и ски-альпинизме. Бэккантри - это гармония того и другого. Цель фрирайда – спуск, а подъем – вынужденный элемент пути к этой цели.
В бэккантри, как и в ски-туре в горах и в летнем горном туризме, получаешь удовольствие и от подъема и от спуска, в полном соответствии с переводом: «назад в природу».
Есть и еще одна разновидность внетрассовых спусков, это катание по целине – высшее счастье, доступное горнолыжнику. Ну, с целиной все понятно – она или есть, или ее нет (что бывает, к сожалению, намного чаще). И любители именно целинного катания чаще всего вынуждены выбирать между хели-ски (если есть много денег), или кэт-ски (подъем к началу спуска осуществляется на ратраках) – подешевле, но тоже не слишком доступно широким массам, или подъем собственными ножками, то есть… бэккантри.
О своем восприятии ски-альпинизма я упомяну коротко: цель – подъем, а спуск на лыжах – чуть ли не вынужденный элемент, тем более что во многих случаях катанием на лыжах этот спуск назвать, строго говоря, не получится. То есть цель та же, что и в альпинизме – подъем, а спуск на лыжах – это сродни прыжку бэйс-джампера после восхождения. И я не выделяю в отдельную категорию ски-тур в горах, поскольку как мне кажется, ски-тур и бэккантри суть одно и то же. Или и здесь есть оговорки?
Производители лыж и фильмов используют еще один термин – бэккантри-фристайл, то есть к удовольствию от спуска добавляется еще и адреналин от сложных – с трюками - прыжков с естественного рельефа. Ну… как мне кажется, это удел настолько узкой прослойки весьма опытных лыжников, что лучше оставить им самим попытки определить, к чему они больше склоняются. Тем более, что к началу спусков они чаще поднимаются при помощи вертолетов, а не используя камусы.
Раз уж упомянули камусы, вспомним и о снаряжении. Точка зрения Аркадия – лыжи для фрирайда и ски-тура, бэккантри – суть одно и то же, также как и лучшие крепления. Опять: с одной стороны, надо бы согласиться, поскольку ведущие производители лыж уже вовсю выпускают облегченные – с карбоновыми слоями модели для фрирайда, а крепления и ботинки позволяют идти вверх также удобно, как и на снаряжении для ски-тура. А производители, которые раньше не были замечены в горячей любви к горнолыжному, а не ски-тур снаряжению, и лыжи стали делать широкие, и крепления tech bindings появились мощные, рассчитанные на типично «горнолыжные» нагрузки. Так что сближение снаряжение, которое позиционируется для фрирайда и для ски-тура, налицо.
Но как быть с весом, который человек, идущий вверх по склону, несет на своих ногах? И вот тут производители явно поддерживают мою точку зрения, а именно: снаряжение в первую очередь для спуска – то есть основного занятия фрирайдера, намного тяжелее, чем то, которое адресовано любителям длительных подходов или путешествий. Взять хотя бы уже упомянутые варианты одних и тех же моделей с карбоном и без карбона (возьмем не самую широкую модель, 107 мм в талии):
Одна лыжа White Dot Director – 1880 г, модель Director Carbon Light на 200 г легче. Ски-тур крепления Fritschi Diamir Vipec 12 или Dynafit Beast 16 весят 935 - 940 г, а фрирайд-модель Tyrollia Adrenalin 16 – на 420 г тяжелее. Ботинки из Pebax тоже снимут грамм по 700 с каждой ноги. И это еще не самые легкие модели. Понятно, что лишние полтора килограмма на каждой ноге – не слишком принципиальны, если ходить вверх мало, или не ходить вообще. Но если все-таки нужно идти? Эти полтора кило скажутся очень быстро. А ведь специализированные модели лыж и креплений для ски-тура еще легче, например модель Dynafit Cho Oyu для ски-тура весит при длине 191 см всего 1080 г (то есть на 800 г легче не самой тяжелой и широкой модели для фрирайда). А легкие крепления Dynafit TLT Radical ST весят 531 г. И так далее.
Но с другой стороны, на легких лыжах с талией в 90 мм по попавшейся на пути целине спускаться (да и подниматься) будет совсем не так легко и приятно…
Или все эти «заморочки» - только проблема потрясающе широкого выбора? И действительно - меньше денег - проще выбор, было бы желание кататься и ходить. Кататься больше, чем ходить – как минимум умеренно тяжелые и умеренно широкие лыжи, умеренно тяжелые крепления. Ходить больше, чем кататься – максимально легкое снаряжение.
Но ведь предугадать заранее – что придется делать на маршруте, далеко не всегда возможно. Так что, наверное, единственно правильный совет будет такой: брать любимые лыжи, они не подведут. Ах да! Ну и кататься и ходить на них, конечно, тоже нужно уметь. :-)
Но это - только с моей точки зрения. С точки зрения Аркадия это катание по неподготовленным склонам, то есть off-piste skiing.
Вы же сами ответили.
В моем понимании, степень интереса и проникновения везде примерно одинакова.
(а) львиная доля катающихся по склонам и (!) выглядывающих за ограждение, - были бы довольны Sidecountry: канатка - кусок офф-писта - канатка.
(б) Frontcountry, он же - "домашний фрирайд".
Канатка - ножками - линия - ножками - бус/авто/канатка. Таких желающих - сильно меньше (думаю, от четверти до десятой части от категории строкой выше).
(в) куда отнести Slackcountry - не знаю.
Авто/бус/сноукэт - ножками - линия - выход к точке подбора.
(г) backcountry - про что снимают кино :)
Красиво, рисково, зажав в зубах страховку, а между ягодиц - кредитку (или наоборот).
Ски-тур - мечта спокойного неторопливого человека, поиски гармонии с природой и собой.
Ски-альпинизм - ... "а Слава КПСС - оказалось, вообще не человек".
или снегоступы?
Вы умеете хорошо кататься, вам это надо просто для подходов, это чаще для лесной зоны, вам это надо что бы потом красиво спустится...
Зачем столько вопросов? Есть снегоступы для леса и прогулки по не крутым склонам, у них большая площадь и с большим рюкзаком проваливаться будете меньше, есть для подходов в горах с крутыми фирновыми склонами, в них можно бить ступени. Есть с жесткими креплениями и есть с мягкими, в последних пожно ходить еще и в сноубордистких ботинках.
Есть ну очень легкие лыжи для скитура или подхода в горах, есть фрирайдные с скитуровским креплениями, широкие но тяжелые, я предпочитаю покороче, 170-175.
Я например имею еще лыжи ТАЙГА со старыми легкими креплениями для скитура. Супер удобно для глубокого снега. Канты в горах быстро стачиваются, зато глубокий снег и мелкие кусты проходятся сверху по ним на раз два. Ну и дешево конечно.
Ну и от бюджета зависят. Если по минимуму то снегоступы с мягкими креплениями, типа MSR. Можно на К2 зимой, команда в них ходила, в них же сноубордические ботинки влезают.
Проверял лично все перечисленное.