Фотоотчет по памирскому походу. Часть 1.

Пишет SRomanenkov, 23.10.2014 00:23

Фотоотчет по памирскому походу. Часть 1. (Горный туризм, турклуб маи, Тиндаль, Сугран, Муксу)
Летом команда турклуба МАИ посетила горы С-З Памира. Ниже смотрите фотоотчет о нашем путешествии.

Изначально в планах был маршрут по горам Центрального Памира, где мы собирались повысить высотный опыт команды. С этой целью придумали несколько сложных высотных траверсов. Но в конце мая появилась информация, что в Хороге беспорядки. Горный Бадахшан снова закрыли для иностранцев.

За две недели до отъезда в горы стало окончательно ясно, что в ближайшее время пропуска выдавать не начнут, нужно срочно менять район. С учетом авиабилетов, взятых до Куляба, и первоначальных высотных планов, реальный вариант просматривался только один – едем на С-З Памир.
На С-З Памире есть две, всем известные, высокие вершины – пики Корженевской (7105) и Коммунизма (7495). На них мы и решили сходить, придумав для акклиматизации восхождения на пики Москва (6785) и Тиндаль (5895) и связав их перевалами.
Приехав в Джиргиталь на погранзаставу, узнали, что мы первые в сезоне, выдача пропусков не отработана. А, произошедший накануне, инцидент в Ворухе, на границе с Киргизией, еще больше снизил шансы на их получение. Повезло, что заезжали мы не сами, а через турфирму Памир Пикс, которая помогла решить проблемы с пограничниками. После почти суток ожидания у ворот заставы мы все-таки поехали дальше.
Были и хорошие новости. Мост через реку Музгазы (приток Муксу), которого не было в прошлом году, восстановили за несколько дней до нашего приезда. Теперь можно без проблем проехать до конца дороги – в кишлак Кандоу.

Кишлак Кандоу
Чтобы не таскать большие рюкзаки маршрут был разбит на 10ти-12ти дневные участки. Половину груза отправили вертолетом в МАЛ на Москвина, остальные заброски организовали сами.

Долина Муксу
Совместив занос заброски с акклиматизационным выходом, идем через наш первый перевал Белькандоу (н/к, 3370) в долину Суграна. Жарит солнце, вокруг цветочки, показались первые большие горы. Ночуем у языка ледника Бырс в настоящем лесу.

Мост через Сугран
Долина Суграна
Перевалив обратно через Белькандоу, забираем вещи, оставленные на дальнейшую часть маршрута, в Девшаре у гостеприимного хозяина - Учкуна. Который отпустил нас только накормив досыта. В Девшаре есть магазин, в ассортименте которого одна лишь газировка. За то как она идет после напряженного ходового дня!

Забираем заброску в Девшаре
Дальше началось акклиматизационное кольцо, состоящее из нескольких перевалов и восхождений на вершины Руслан (5095) и Тиндаль (5895).
В долину нашего второго перевала, где в верховьях выпасают скот, от Девшара идет тропа. Перевал Ташлык (4608) – это классическая 2Б, подъем на которую проходит через несколько простых ледопадов-взлетов. Если нижний удалось обойти, то на следующие два решили провесить перила.
Запомнился веселый спуск с перевала. Стоишь на осыпи и едешь вниз как на эскалаторе вместе с каменной лавиной. Если слишком разогнался, делаешь пару шагов в сторону и попадаешь на следующую полосу едущей сыпухи.
Перевал Ташлык
Пик Руслан(5095)
К обеду следующего дня поднимаемся на перевал Шагазы (2Б, 4640). Ставим лагерь на седловине и выходим в сторону узлового пика Руслан (5095) с целью лучше акклиматизироваться. Подъем идет по скально-осыпному гребню, по отчетам известному как путь подъема на перевал Гребень Шагазы (3А). Может быть, если идти с рюкзаками, провешивая большую часть гребня, то сложность соответствует категории (первопроходцы провесили 15 веревок). Мы же поднимались налегке и перил не вешали, пару страшных мест пройдя с попеременной страховкой. На вершине были через 2,5 часа, в лагерь спустились за час. В разрывах облаков удалось увидеть пики Тиндаль и Москва.

На леднике Шагазы
На гребне пика Руслан
Гребень пика Руслан - Седло Шагазы
Пики Тиндаль (5895) и Агасис (5905)
Из отчетов мы узнали, что спуск с перевала Шагазы может быть камнеопасен. Утром вышли рано. Спустившись с седловины на 4 веревки, ушли по леднику направо и вошли в широкий снежно-ледовый кулуар, по которому проходит стандартный путь спуска. Перепад кулуара 500 метров, жесткий фирн крутоват, но, вешая перила, страшно стать пристегнутой мишенью для камней. Начали быстро спускаться на 3 такта. Около 9 утра, когда группа уже находилась в нижней части кулуара, полетели первые камни. Мы поставили наблюдателя и благополучно спустились вниз. Но кулуар запомнился как одно из самых неприятных мест на маршруте. В дальнейшем, спускаться с перевала этим, ранее стандартным для групп, путем я бы не рекомендовал. Есть альтернативный вариант спуска по скальному ребру, он безопасней, но сложнее и требует навески перил.

Спуск по кулуару с перевала Шагазы
Перевал Шагазы (слева) и пик Руслан
С перевала спустились на травку, где в уютном месте у реки устроили полудневку. А пока группа отдыхала, мы с Ваней пошли посмотреть наш будущий ледопад, ведущий к перевалу Тиндаль (3Б, 5170). Перевал красивый, пройден лишь однажды, в 1981 году группой под руководством Ю.А. Голубова. Ледопад впечатлил, ни я, ни Ваня ничего подобного раньше не ходили.

Наш ледопад
Пик Тиндаль (5895)
Ледопад решили идти по центру, у бортов сыпет. На деле все оказалось не таким страшным, как виделось накануне. Нижнюю часть первой ступени проскочили быстро, затем уперлись в большие разрывы. До вечера успели пройти 2 ступени ледопада, провесив порядка 15 веревок. Понравилось, что в отличие от Тянь-Шаньских, ледопады на Памире, в основном, открытые, нет хождения по снежным мостикам, как по минному полю, здесь иди куда хочешь, не можешь пройти, вешай перила.
В средней части ледопад выполаживается, а затем под склонами пика Тиндаль резко уходит вверх еще одной ступенью. В желобе по центру ледопада следы многочисленных обвалов. Обходя их, вылезаем на борт желоба, по которому, преодолевая разрывы, поднимаемся на плато.

Верхние ступени ледопада
Путь к перевальному гребню проходит под большими висячими сераками, решили не рисковать и отложить его на завтра.
Долина Шагазы. На горизонте Заалай
Перевал Шагазы и пик Руслан
Пик Тиндаль
На следующий день, обойдя разломы по снежной полке и провесив перила на крутой взлет, поднялись на восточный гребень пика Тиндаль.
Наш траверсный гребень и пик Корженевской
Панорама на север
Пик Тиндаль (5895), названный в честь английского физика, вторая по высоте вершина центральной части хребта Петра Первого. И вершина и наш маршрут по восточному гребню внешне напоминают классическую 4А на Северную Ушбу, только на тысячу метров выше.

Гребень пика Тиндаль
В центре кадра пик Москва
На восхождение вышли в 4 утра. Красочный рассвет – вознаграждение за ранний подъем. По следам, протропленным накануне, подошли под бергшрунд, откуда, провесив 8 перильных веревок, поднялись на широкий вершинный гребень. Обойдя разрывы и карнизы, вышли под вершинную башню, на которую повесили еще 2 веревки. С вершины открывается вид на пик Агасис (5900) и западную часть хребта Петра Первого.
Начинаем вешать перила
Предвершинный гребень
Вершина
Лезем на башню
Информацию по ранее совершенным восхождениям на пик Тиндаля найти не удалось. Скорее всего мы первые. Северные, обрывающиеся ледопадами, склоны пика альпинистам не интересны, южная стена труднодоступна. Туристы, насколько известно, также не были на вершине.

Вперед, к Корженеве
На ледник Девлохан с перевала Тиндаль первопроходцы спускались по довольно узкому кулуару. Не знаю, какая снежно-ледовая обстановка была в 1981, но мы идти этим путем не рискнули. Решили траверсировать гребень в сторону нашего следующего перевала в поисках более безопасного спуска. Пройдя около 2,5 километров изрезанного гребня вышли к простому ледопаду, стекающему в цирк перевала Тамара. Спустившись по снежно-ледовому склону уперлись в скальную стенку. Еще 5 дюльферов и мы на ровном леднике.

Нам в дальний левый конец гребня
Спуск в цирк перевала Тамара
К заброске на леднике Сугран, занесенной нами в начале похода, вышли через перевал Тамара (1Б, 4570).

На перевале
Ледник Надежда. Слева перевал Тамара
Фотографии мои и Андрея Потапенко

Супер!!! Мужики!!!

Ну Вы красавцы!!!! Ждем следующих частей! :)

Здорово!!!

Нереальные виды!!! Просто потрясающе!!! ждем продолжения)

Классный фотоочерк!!!

Отличный отчёт! Удачи!

круто!) по курточкам сразу опознал)

Славно погуляли!

Фото Суппер!

Потрясающие места!

Если не затруднит, опишите комплект одежды на такое путешествие - то, что было и то, что должно было бы быть в идеале :)

Вот список одежды и снаряжения, который рассылал участникам перед походом
Список личного снаряжения
Набор одежды носит рекомендательный характер. Каждый берет то, в чем ему удобней.
Например Петя любит изотермики и носит авизентовый комбинезон с уже пришитой к нему нижней обвязкой.
Снаряжение из списка использовали всё. Биперы одевали пару раз за поход. Верхние обвязки почти все участники отстрелили после первого кольца.

Верхние обвязки почти все участники отстрелили после первого кольца.
А вот с этого места поподробней, пожалуйста!

Поход выходного дня))

ну да, выходной длился 46 дней )))

Где бы взять 46 дней для похода выходного дня на Памире

тихо завидую...)

Потрясающий отчёт. Автору фото - отдельное спасибо. А продолжение будет?

Фото отпадные! Особенно рассветные)

Серега - ты супер-руководитель супер-группы!!!)) Красивейший маршрут и красиво сделан!

Ну просто мега человеки, вот завидую, ну по черному.
А танчики не отпускают... ))

Впечатлила фотка "Вперед к Корженеве" - такая громадина!
И фото, где рассветное солнце отражается на фирне и идет двойка - очень красиво получилось.

Спасибо!
Размяли ноги :))

В человеке все должно быть прекрасно. И дела и фотки. Спасибо.

Спасибо за рассказ о Вашем замечательном путешествии и за классные фотографии!!!

Спасибо! Отличные снимки!

Такой пост тянет пересматривать и пересматривать. Как любимый старый фильм. Виды на фотографиях-как будто сам стоишь рядом.Фотографу - благодарность за эти мгновения!

Серёга, спасибо за фотки! То что в Девшаре есть магазин, это уже рывок Таджикистана вперёд - с 78-го по 86-ой там никакой, кроме конского помёта, газировки не было. Как здорово изменился ледник Сугран с прошлого века - его почти не узнать. Мост через Сугран стал толще - раньше был совсем хлипким. А про перевал Тиндаля, ты прав. Очень красивый. Юрка Голубов и все его участники тогда в 81-ом про него взахлёб рассказывали, когда мы пересеклись с ними на встречных курсах на перевале Гандо. Одно удручает: не увидел на фото дровяной печки, на которой вы готовили. Хотелось бы поскорее увидеть и вторую часть! А может быть будет и третья?

Ну магазин это громко сказано. Это частный дом, который не так то просто было найти. Там продавали "Буратино", сигареты и спички, основные покупатели - солдатики с погранзаставы. Ну вот упаковку "Буратино", почти все что было, мы и взяли. Хотели конечно пива, но увы.. Ледник Сугран резко изменился после 2004 года и средняя его часть стала совсем ровной. На печке вовсю готовили в конце маршрута, когда сдохли примуса, начиная с ночевки на 5800 на ребре Абалакова, наверное фотки все таки есть. Ждем продолжения фоторассказа!

1981 год, 6 к.с. Голубова Юры, мы на фоне пер. Тиндаля (3Б, первопроход!)сканирование0078~1сканирование0066~1Всего-то 33(!) года прошло, а кажется - только вчера!

Руслан, а можешь прислать мне свои фотки? Особенно интересно будет по перевалу Гандо, когда мы на вас карниз спустили.

Никита, привет! Да, воспоминания о рухнувшем карнизе незабываемы, особенно у меня с Котом, (Костей Гейштором из Полтавы), т.к. мы с ним были нижней связкой на спуске и приняли ваш подарок на себя. Кот мне напомнил в тот момент Вицина на дороге между Никулиным и Моргуновым из "Кавказской пленницы".Но, видимо, Господь сказал - "Живите!" Фото у меня совсем немного, что Юра в свое время прислал, то и есть, я тебе их сброшу. Ты молодец, видел твой забег в горы в этом году, отличные фото, да и ты неплохо смотришься.

Всех крепко обнимаю! Cспасибо!

А на что снимали? Какая камера?

Фотоаппарат canon 650D + объектив tamron 28-75. При приемлемом качестве снимков, не очень большая стоимость комплекта позволяет лазать с фотоаппаратом на шее и не трястись за его сохранность.

Класс!!

Excelent !

Фотографии просто потрясают сознание. Фотографам отдельный респект!