Каравшин. Как круто провести время... Или не замерзнуть!

Пишет Baikalteam, 27.08.2014 19:34

Каравшин. Как круто провести время...  Или не замерзнуть! (клепиков, воронова, иркутск, 4810, чемпионат, п. одесса, залезли, альпинизм)

Хехей понеслась!
Сборы закончены, рюкзаки погружены в машину, едем в порт, нам предстоит операция «Впихни невпихуемое в ручную кладь». Со всем барахлом, еле держась на ногах, вваливаемся в международный аэропорт Иркутска. Женщина на контроле явно удивлена количеством барахла на трех человек. Следуют стандартные вопросы: Что это за фигня в у тебя там? А эта? А зачем ты это везешь?» В общем пробиваемся в зал регистрации и занимаем почти весь пол шмотками, набиваем рюкзаки ручной клади и по размеру они становятся похожи на багаж, даже в ноутбук напихали что смогли. Итого у нас получилось килограмм по 50 на человека. Женщину за стойкой регистрации явно веселили наши действия по упаковке рюкзаков, и она за этот каламбур она посадила нас в самолете на соседние места.

Прилетели в Ош, способ выдачи багажа, похоже, удивил только нас – к дверям зала прилета подъехал ЗИЛок с вещами и пассажиры сами начали разгружать и искать свои вещи, выглядело забавно. Прогулки по Ошу, визит в Ак – Сай, закуп продуктов и вот после всех мытарств мы едем в Баткен.

Забрасываться должны через село Сариаз, через Ворух нельзя там стреляли. В Баткене, нам сообщили, что в Сариазе ишаки будут лишь через два дня, но есть один вариант - село Уз – Гуруш, ишаки там есть, но идти не полтора, а два дня и не один, а два перевала. Подумали и решили идти через Уз – Гуруш. А дальше…

А дальше на первый план выходит фраза: «Это Азия детка…».

Приехали в Уз – Гуруш, выясняем подробности и как оказалось не два, а три дня и не два, а три перевала выше 3500 и цена заброски соответственно выше – «Это Азия детка…».

Уже в процессе движения выяснилось, что перевалов четыре и еще один маленький – «Это Азия детка...».

В первый день набрали полтора километра высоты начало накрывать.

Второй и третий день как в тумане, эти адские перевалы, с утра вроде ничего, а к вечеру никакой, ребятам тоже было не легче, покушать каждый раз готовил тот, кто поживее.

В третий день вообще было весело, меня срубило на подходах к БазЛагу. Шел по тропе и чувствовал: «Щас сдохну», решил присесть отдохнуть, вырубился на час рядом с тропой, оказалось 150 метров не дошел до лагеря.

Лагерь.

В итоге с этим китайским походом у нас почти не осталось времени на нормальную разминку 5Б и 6А, как планировали, поэтому на следующий день сразу рванули на Асан по маршруту Альперина 5Б. Полезли сразу в день подхода, тем более нам предстояло испытать новые гамаки в деле, «Безумные гамачники». Решили, что сначала полезут Вася с Серегой, а я буду на подстраховке.

Маршрут Альперина на мой взгляд одна из самых красивых и логичных линий на Асан, несложные две веревки начала выводят к широкой щели в четыре веревки длиной. И лишь тут мы поняли, что зря не взяли с собой камалот пятого размера.

Вася довольно быстро промолотил первые две веревки, полез третью, тут то и начались приключения. Веревка уже подходила к концу, Вася лез очень медленно, но сильно нигде вроде не задерживался, и вот мимо меня со свистом пролетела, какая то увесистая серая железка - Вася проронил одну из двух наших четверок, камов. На это веселье не закончилось – оставалось пять метров веревки, кричу Васе: «веревки пя…»,и не успевая договорить вижу как Вася вываливается из щели по которой лез. Моя первая мысль: «Куда он пошел…», а дальше попытки тщетные попытки выбрать лишнее верье, а Вася меж тем летит, он после точки оказалось вылез метров на десять, тупо нечего было ставить. Наконец ловлю нужную веревку, блокирую, меж тем кубарем по скале подлетает Вася, зависает вверх ногами в какой-то скрюченной, неестественной позе: «Ну, думаю все «Пепелац», долазились», а мимо меня снова пролетает железо! Секунды две проходит, после окрика Вася начал принимать нормальную форму, говорит, что цел, говорит чтобы спустили к станции, но куда там веревки пять. Пришлось ему ползти к точке, на которой завис. Сделал там станцию принял меня, провели ревизию из свежепротерянного только оттяжка и карабин. Вася весь пожёванный, куча дырок везде на одежде, глаза выпучены, эмоции лезут верхом. Поменялись, дальше я полез, чуть трижды из той щели не шагнул, думал сначала четверка меня спасет, ага фигушки четверка еле касалась стенок в раскрытом положении и как назло зацепы там в обратную сторону. Доскребся до щелочки засадил подряд два якоря, Вася кстати поленился туда заложиться, дальше уже смело долез до станции. Смеркалось, решили, что на сегодня хватит, нам ведь еще с гамаками ночевку придумать нужно. Полочка хоть и была, гамаки повешали в вис, ребята говорили, что плохо спали, я же вырубился моментально.

Следующий день ничего особо примечательного, лезлось с трудом, за день всего семь веревок, пролезли карниз – ключ маршрута и попали на огромную полку, с гамаками эксперименты решили отложить до чемпионата, уснули лежа на полке.

С утра три веревки пролез Серега, а потом три Вася и к шести часам вечера мы уже были на вершине.

Еще одна ночевка на Асане в наши планы не входила, поэтому решили валить сразу вниз. А вниз это от 15 до 20 дюльферов до курумов. До темна успели спрыгнуть на 10 штук, заклинив всего один раз веревку, а дальше поиски станций, блуждания в темноте по стене. Наткнулись на старые, гнилые петли и по ним к двум часам ночи спустились в ущелье Кыркчилта – Асан. Сварили последнюю пачку супа и к шести утра притопали в лагерь.

Панорама с Асана.

Было понятно, что до чемпионата, адекватно 6А сходить уже не успеем, 5Б больше не хочется, решили бежать Желтую стену 5А Солонникова, с полной выкладкой.

Прилетели наши ребята Стас с Игорем, они тоже собрались на Желтую, маршрут позволяет идти подряд, пропустили ребят вперед, ибо рано вставать совсем не хотелось.

28-го с утра вяло собираемся, подходим под стену и наблюдаем ребят, которые вяло лезут вторую веревку. Одеваемся и в девять часов утра начинаем работать, лезем одновременно впереди Вася, потом я, Серега замыкает.

За два часа выбегаем под ключ и упираемся в наших ребят, которые как раз на ключе и работают, отсекаем время, меняемся с Васей и ждем, когда нам освободят питч. Ключ работаем быстро и не отставая от ребят, через три веревки, как маршрут позволяет обгоняем их и выходим на предвершину.

Практически не задерживаясь переобуваемся в кроссовки и бежим к вершине, и как оказалось впереди еще один ключик, но лазание простое и без труда все проходится в кроссовках. В итоге через 4 часа 20 минут чистого времени от старта стоим на вершине Желтой стены.

Пол часика на вершине и пол пятого вечера мы уже в лагере. Разминка закончена.

На следующий день пошел дождь и до самого чемпионата лило практически не переставая, 30.07 в день открытия на посчастливилось вытянуть первый жребий, предстояло выбрать маршрут. Погода вносила свои коррективы и нам трижды пришлось пересматривать планы относительно выбора первого маршрута, в итоге выбор пал на относительно свежий маршрут Лавринеко 2011 года 6Б. Привлек он нас более пологой линией, хорошо просматриваемым рельефом, довольно свежим и четким описанием и меньшей протяженностью, относительно других маршрутов. В условиях непогоды и последующего состояния стены маршрут должен был сыграть, по крайней мере нам тогда так казалось. Из-за непогоды сразу решили стартовать не первого, а второго, поэтому 31-го еще в лагере тусуемся. Вечером пришел Игорь Савельев из Москвы, говорит, что вся стена белая…, мы плавно напрягаемся. Первого вечером идем под маршрут, погода с утра звенела, но к моменту нашего выхода начинает меррзчать, пошел дождь, что будет завтра непонятно. Посидели немного у судей, попили чаю, прогноза нет!

Перелезли через берг, и пока ребята ставили палатку, я побежал на перевал Одесса – Усен, чтобы посмотреть на маршрут хоть немного. Но как назло облака сели плотно, дождь шел не переставая, в разрывах удалось посмотреть лишь первые две веревки. Тем временем на стене работали уже три команды: два Красноярска и Ставрополь – отморозки в поисках ледяной свежести. Благо у ребят были платформы, а вот у нас гамаки и от одной мысли встретить такую непогоду на стене - знобило. Спустился к ребятам, поужинали и рухнули спать; будем посмотреть, что будет утром.

Встаем в 5, на улице, как в Сибири в январе, но ясно; по связи говорим, что до девяти точно никуда не дергаемся.

Москва начала работать часов в 8, судя по всему у них простое начало, т.к. за бортом приличный минус.

Часам к пол десятого собрались, нацепили железки, бодримся. По плану я должен работать маршрут по максимуму первым, т.к. скорость повыше, чем у ребят, а она сейчас самое важное. Ровно в 10 даем отсечку, первая веревка у нас троечная, поэтому бежим её не связываясь. Быстро делаю станцию и как только ребята подходят начинаю работать уже сложный участок, питч полностью залит слоем льда в два сантиметра, приходится ИТОшить. По льду бежит вода, и с первых метров промокаю до нитки, с криками «Я водолей, я люблю воду, водой меня не испугать» рублюсь дальше. В одном моменте фифа вроде хорошо поставленная делает букву ЙОПС, а я вместе с ней, хорошо предыдущая точка была недалеко, и я ловлю её и повисаю на руках. Благо следующая веревка посуше, удаётся напялить тапки и немножко прогреться на лазании, участки прохожу на пределе своих возможностей, часто на грани срыва, благо страховки много, и она надежная. Лазание на этой веревке 6В-6С, для меня тредом очень хорошо. Таким макаром пробегаю еще пару веревок, рельеф слегка ложится, но вот на небе снова решили, что мы не достаточно мокрые – пошел снег, мокрый снег.

Полчки сразу покрылись веселой корочкой снега, по которой в тапочках лезть одно удовольствие, чуть несколько раз не убрался, то еще счастье. Дальше веревка по канаве с потоком воды.

И выход на более крутой рельеф, уже подлазим к карнизу, дождь вроде прекратился, временами даже выглядывало солнце и теплилась надежда, что не все еще потеряно, но как говорится: знал бы прикуп жил бы в Сочи. Более крутая веревка оказалась полностью пролазной, и станцевал я уже под большим карнизом в одном питче от плановой ночевки. Вот тут то и начинается все веселье. Пока ко мне подходил Серега снова начался дождик, а время уже часов семь вечера, уже холодно. Поток воды через карниз усилился и бил прямо в станцию. Я отлез и сразу оказался в «сухом» месте, ребят на станции полоскало как могло. Мое счастье тоже недолго продолжалось, траверс под карнизом закончился через 20 метров, и мне предстояло лезть по подвисающему внутреннему углу, в который сверху стекал нехилый водопад. Лазание в сплошном потоке воды, Гор-Тексина спасала только в начале, промок только низ, что не был закрыт ею, но дальше понеслась, каждый метр приходилось поднимать руки вверх и ставить точки для ИТО, вода между тем очень быстро затекала в рукава. Не прошло и пяти метров, как я опять был мокр до трусов, а за бортом ноль. Приходится врубать автопилот, эмоций на все уже не хватает. И вот в конце веревки пятачок пять на пять метров, который от воды закрывал карниз – в этом месте мы и будем сегодня жить. Когда ребята подходили, у меня складывалось ощущение, что еще пара метров, и они начнут отключаться, настолько тяжело им работалось. И первая фраза, которую я слышал, когда ребята подходили: «У тебя сухо?». Сухо то сухо, но вещи насквозь мокрые, не осталось не одной сухой вещи, спальники, носки, обувь, термобелье. Ребята забыли закрыть рюкзаки рейнковерами, поэтому нам предстояла та еще ночка. Температура приближалась к нулю, пошел снег, очень скоро нас припорошило парой сантиметров свежего снега. В этих условиях реально вставал вопрос – выжить… Повешали гамаки друг над другом, чтобы хоть как то спасать друг друга от осадков. Я раскидал шмотки, развернул спальник, лег, из спальника на каримат выжало воду, становилось весело. Не хотелось ничего вообще делать, но нужно есть иначе будет еще хуже. Сказать, что в гамаке тесно – не сказать ничего, достаю джет, кипячу, завариваю себе лапшу и засылаю джет с кипятком вниз по веревке…. Нужно спать, пытаюсь хоть как то согреться, куда там, коматозит так что начинаю переживать за гамак, как бы не порвать. Посередине ночи так не разу и не уснув замечаю странности своего дыхания: дышу очень часто, сначала думал из за холода, но через какое то время понимаю что это возможно из за недостатка кислорода, гамак ведь закрыт плотно. И как только приходит эта мысль, начинаю задыхаться по настоящему, практически в панике ищу замок, открываю – делаю дырку для воздуха; частота дыхания сразу падает вдвое, успокаиваюсь, лежу дрожу дальше. Поспать за ночь удалось не больше часа под утро, когда вещи на себе чуть-чуть подсохли. Гамаки, это жесть в такую погоду.

Утро.

Вылазим из гамаков через силу, все во льду, одеваем замерзшие ботинки. Небо ясное, но холод собачий, джет теперь засылает Вася снизу.

Как можно быстрее одеваю железо, крюкороги, прищелкиваю эти два прута, что называются веревками, они местами примерзли к стене. Первые два часа выживаю только на мысли: «Нужно держаться», автопилот благо работает исправно. От ночевки карниз с выносом 2 метра, дальше плита без рельефа, можно было бы лезть, но все во льду, ИТО, только ИТО. На плите куча коротких глухих щелочек, разделенных десяти пятнадцатиметровыми переходами по плитам, какого либо конкретного логичного направления нет.

Первопроходцы били дырки, похоже часто с рельефников, поэтому попасть в них почти невозможно. Нахожу дыру, встаю, дальше ничего, встаю на рельефник в том направлении куда меня давит, встаю на второй, до точки метров семь восемь, страшно, бью дырку, встаю в неё, отлегло. Тешит мысль, что есть бур восьмерка и можно фигачить съемники. После этой мысли оборачиваюсь на звон металла, а внизу весело позвякивая меня покидает единственная наша восьмерка - съемники отменяются! Видимо, кто то наверху хотел, чтобы мы лезли быстрее. Ну что ж нужно терпеть, стараюсь по максимуму привязаться к рельефу, после дорожки на скайхуках, бью сразу по два якоря, я не могу себе позволить вырвать точку при срыве, тогда глубина падения приблизится к 30 – 40 метрам. Но все же попадаю на переход в 15 метров от щели к щели, пришлось терпеть без точек. Скайхук BD Талон, как рельефник однозначно зло, часто на заглаженном рельефе он не достает до полчки из за маленького выноса, либо очень плохо встает, натерпелся я с ним, а хороший свой не взял. В итоге всей беготни на первой веревке попадаю на станционный шлямбур первопроходцев, принимаю ребят.

Дальше рельефа побольше, и нитка начинает к нему привязываться, попадаю в старые дырки, скорость немного подросла.

С того самого момента, как встало солнце и осветило верх горы, начал валить лед, кусочки льда от одного до пяти сантиметров летели сверху нескончаемым потоком, иногда очень чувствительно прилетая по телу.

Крадется непогода...

Вторую веревку проскочили довольно быстро, лишь в одном месте было веселье, стоя на рельефнике, было еще одно место под рельефник, а он у меня один был, решил проскочить на дырочнике. С комментарием: «Ща попробуем дырочник на рельефе, выдержит – нет?» начинаю его грузить. Встал вроде держит, и тут с криком: «Не держит», улетаю с него и опять висну на предыдущей точке руками, благо рядом была. Третья веревка так же не вызывает особых трудностей, периодически встречаются шлямбура, на переходах по плитам – дырки. Запомнился лишь один участок под верхом, рельеф разрушен на скале корка, отлажу метров пять от шлямбура, есть щель, тыкаю маленькую френду, так, чтобы была, делаю от неё три движения по дырам. А дальше дыр нет, но есть неприятный рельеф из глухих вертикальных и горизонтальных щелей, якорь не встает, на чем идти не понятно. Ставлю рельефник, подбиваю молотком в щель, вроде держит, встаю, сразу сдергиваю предыдущую точку, чтобы на неё не было жесткого рывка. В полускрюченном положении шагаю в следующее колечко, а скай стреляет, успеваю крякнуть, что то невнятное…. Локоть, колено, опять локоть, мысль: «Блин долго лечу», веревка натягивается, итого 8-10 метров, благо ничего не торчало на скале. Тормозить нельзя выгребаю до френдочки и вперед по новой, уже удачно. До темна успеваю вылезти еще одну веревку, полочка в пол ступни, длиной метр, после предыдущей ночевки, это очень даже хорошо, можно иногда разгрузить систему.

Ночевка. Вечером, как село солнце опять наступил жестокий минус, благо за день вещи чуть-чуть обыгали, но по-прежнему мокрые. Карниза на станции нет, ночевка по сути на плите, вся она в выщерблинах от камней, я еще очень был удивлен почему за день ни разу камни не летели, ночевать вставали, я, если честно напрягался по этому поводу. Нам повезло, было холодно, поэтому ничего не валило, когда же тепло – там канонада, мы это позже наблюдали. Воды как ни странно у нас почти не осталось, с одного бойла заварили лапши, с другого чаю. Залезли в мокрые гамаки и спальники – еще одна ночь борьбы за выживание, за ночь удалось поспать часа 2 – 3.

3-й день. Утром стараемся работать пораньше, стартуем в 7:40, холод уже в костях, перестаешь обращать на него внимание, включаешь автопилот и вперед. Лезу на ИТО первую веревку, тороплюсь, хочу выскочить сегодня на вершину, осталось 13 веревок, пролезли пока 12.

А рельеф позволяет лезть. После первой веревки 3-го дня плюю на все и одеваю тапки, здесь то я ноги и оставлю, как станет ясно позже.
Полезлось, катушки уровня 6В-6С, но лезутся, иногда проблемы со страховкой, но приходится терпеть.

Дырки на плитах использую, как ориентир, лезу туда, куда они уходят. На веревку уходит в среднем не больше 30-и 40-ка минут, но ребята чувствуется, подустали, после предыдущих двух дней, второй подходит долго – э-эх теряем на жумаринге – обидно, но что поделать. К двум дня выскакиваем на полку, где у первопроходцев была 3-я 4-я ночевка, набираем воды и рубиться дальше, впереди огромные внутренние углы из которых на солнце валит лед. Становится более - менее тепло впервые за три дня, иногда даже согреваюсь, и шмотки на мне высохли. Первую веревку углов проскакиваю быстро, даже ни одного «подарка» НЕ получил сверху, а вот ребятам меньше повезло. Серега то по мелочи вроде под лед попал, а вот Васю конкретно закидывало. Дальше старался лезть дальше от угла по стенке, тем более в углу мокро, а я в тапках. В итоге к 9-и часам мы вылезли на удобное плечико, суперская ночевка на троих, много снега чтобы натопить воды. Съели по двойной порции лапши, шоколадку, накипятили воды в бутылки и закинули их в спальники, отличнейшая грелка. За день мы пролезли 10 веревок, и до вершины осталось 3-4. Ночь прошла отлично, почти не мерз, Вася говорит, что мерз, как обычно.

Утро. 6:00 собираюсь, одеваю кошки, прищелкиваю ледовые молотки и вперед, сначала метров 20 сложного ИТО, а потом ледовая речка. По льду выбегаю быстро, хотя местами таки интеллектуальная работа. Льда на скале часто от двух до пяти сантиметров, бить нельзя молотки приходится ставить нежно, хорошо, что перед маршрутом переточил их под лед. Очень пожалел, что забыл камеру в рюкзаке. Микста оказалось 4 веревки и в 05.07 в 10:40, после трех суток работы мы стоим на вершине 4810.

Это второе прохождение и рекорд прохождения 3-е суток или 40 чистых рабочих часов.

Мы первые в августе на вершине, остальные команды еще работают, по маршруту Ведерникова лезут Москвичи: Алекс Юркин с напарником, им еще пара простых веревок до вершины.

Дожидаемся Москвичей и валим вниз. Попадаем на петли и в принципе без особого труда дюльферяем вниз. Все бы хорошо, только практически на каждом продергивании веревку клинит. Здесь мои ноги сказали, что они обморожены и начали дико ныть. К семи часам мы спустились-таки на перевал Одесса – Ломо.

Быстро собираемся и вниз, впереди непонятный цирк с осыпными сланцевыми склонами, двигаться по нему сущий ад. Паша Власенко позже обозвал это место «Инфернальным кулуаром», прямо в точку. Каждый шаг это «ЛИФТ» на пару метров вниз, и таких «лифтов» километр. Я закидываюсь обезболивающими, вытаскиваю стельки из ботинок – ноги опухли. Обезболивающих хватает ненадолго, приходится терпеть и чаще останавливаться расшнуровывать ботинки и давать ногам отдых. Уже по темноте, вываливаемся на морену, идем, как по дороге. И вот сзади грохот, кричу чтобы гасили фонари. С Одессы правее дюльферов сошел «состав», и по искрам смотрим куда он идет, «состав» выстрелил в «Инфернальный кулуар» и перебил нашу тропу, мы немножко офигели! А дальше стало еще веселее, крутейшие травяные склоны, перемежающиеся с «лифтами», как выглядит дорога в ад, я теперь знаю. В итоге часам к 11-и ночи мы спустились к судьям в Ак-Суу. Серега отстал сильно и пришел лишь через 20 минут, тяжело ему спуск давался. Хотели сначала остаться у судей, но как оказалось воды там рядом нет, а вся трава усеяна двухвостками, не самое приятное место для ночлега. Но нам сказали, что через полчаса хода по тропе, есть родники и хорошее место для ночлега. Идем туда. Через пол часа мы поняли, что нас слегка обманули, либо с наличием воды, либо с временем ходьбы. Воду мы нашли лишь через час, наелись напились, вскипятили джет для Сереги, он ведь опять безнадежно отстал. Но прошел час, а его нет, сил идти за ним уже не было, а он перед этим предупреждал, что ляжет спать там где силы его оставят.

Просыпаемся утром, а Сереги нет, беда. Отправляю Васю за ним, сам не могу, на ногах еле передвигаюсь, болят, опухли. Как оказалось, он не дошел до нас 150 метров. Закидываюсь обезболивающим и через час, когда оно начинает действовать делаем последний рывок переходим в ущелье Кара-Суу. Еле живые добредаем до Коша, просим лепешку и айран, но нас приглашают за стол, и наверно только через час, выпив несколько литров чая, съев несколько лепешек и кучу других вкусностей уходим наконец в лагерь. Смотрим результаты, мы на текущем 3-м месте, но много команд еще не вылезло более рейтинговые маршруты, в итоге после первой горы мы опустились на 7-е текущее место.

Иду к доктору со своими ногами, беру трентал, кетонал у меня есть, по возможности стараюсь их беречь и не грузить, ведь через 3- и дня опять в тапочки… Целый день хожу ломаю голову, что лезть, нам нужен короткий, сложный, рейтинговый маршрут, если хотим еще бодаться. Для нашей команды по разным причинам другое не подходит. В итоге метаюсь между маршрутами Одинцова 6Б и Воронова 6Б на 4810. Выбираю Воронова, готовимся. Треть снаряги долой, облегчаемся по максимуму, настраиваемся идти быстро. К 9-му числу, когда мы заявили старт мои ноги должно слегка отпустить, но все же делаем такой расклад, что с утра, пока холодно лезет Вася, а когда оттепливает – лезу я. 8-го вечером уходим под маршрут, ребята разгрузили меня по максимуму, ноги болят сильно. Перелазим, знакомый уже нам берг и к 21:00, залазим в нашу палатку.

Утро. Погода звенит, холодно, первый день и наше время на маршруте пойдет лишь после нашего сообщения старта, поэтому не спешим лезть в 6:00. Ждем, когда станет чуть теплее, да и маршрут разглядывать не в сумерках. Подошли лед и Вася начинает лезть в 7:50, первая веревка довольно простая, лишь несколько перехватов заставляют напрячься. Вторая вообще сыпуха – беговуха, но вот на третьей пришлось напрячься и попотеть, Вася вылазит её частенько подавая команду: «Щас упаду».

После этого меняемся, ноги больно, но все же терпимо и лезется к моему удивлению большая часть участков и карнизов, что снизу казались глухим ИТО.

По дороге встречаются куча дырок, но практически все по-прежнему лезется. В итоге за следующие 4 веревки до полки на которой ночевка проИТОшил всего метров 10 в сумме. Нам посчастливилось перед стартом добыть шпаргалку: схему УИАА Джека с Волосатым, которую они нарисовали для журнала РИСК, после их рекордного прохождения Воронова, на ней те участки, что мы пролезли отмечены сложностью в среднем 6а-6В, некоторые веревки реально «творческие» приходится с лазания тредом применять кучу специфических скалолазных приемов, очень много лазания на трении и равновесии. Правда вот со страховкой проблем не было вообще, в отличии от описаний предыдущих восходителей, у меня вставало все и везде, и надежно, и с лазания.

Кожа улетала на граните довольно быстро.

Выйдя на ночевку у нас еще оставалось время, чтобы залезть еще минимум веревку вверх, а следующая веревка это 30 метров вертикальной стены и карниз выносом два метра – веселая веревка. Начало через небольшой карниз и далее на стену с отщепами, пройдя метров пять я понял, что творческая мысль у предыдущих восходителей била ключом – передо мной было несколько шлямбуров и все в разных направлениях, решил лезть напрямую на очевидный переход через карниз. Первые метров 15 лез, причем сделав несколько движений на грани своих скалолазных возможностей, дальше понял, что быстрее ИТО, лазание стало ну очень сложным, сделав несколько переходов ИТО опять перешел на лазание и подошел под карниз.

В карнизе торчали старые крючья и пройти его оказалось легче, чем могло бы казаться, а сразу за ним станция на старых шлямбурах. Времени 20:30, больше ничего не успеем нужно спускаться. Собираю лишнее железо и с последними отблесками света приземляюсь на ночевку. Полка – ночевка просто шикарная, ночевка очень удобная, можно полностью вытянуться.

Ноги отдыхают, после рабочего дня ноют, проблемный палец решил не разбинтовывать и не трогать до вершины – будь, что будет. За день пролезли 8 веревок.

Утро. Вот здесь нам уже актуально начинать рано, поэтому в 5:40 Вася уже перещёлкивается к обработанным перилам, сначала полезет он. За ним поднимаюсь я, по дороге Вася вываливает живой камень полметра на полметра, вжимаюсь в скалу, и он пролетает мимо, лишь задевая меня по рюкзаку - матерюсь. Первая веревка очевидна и особых трудностей не представляет, длинной 40 метров, Вася принимает нас и уходит на вторую.

Здесь уже начинаются приличные траверсы, веселые маятнички для второго- третьего. Работает долго, часа 2,5. Третья веревка начинается карнизом, Вася упирается в него долго ищет проход, для ускорения меняемся, тем более уже потеплело, мне можно одеть тапки. Следующие две веревки, наверное, самые неприятные на всем маршруте, не зная, куда конкретно лезть, мечешься по плитам, не понимая к какому именно шлямбуру лезть, у предыдущих восходителей здесь так же фантазия сработала, шлямбуров налупили, где нужно и где нет. Пытаюсь давить влево, думал уже нужно расходиться с маршрутом Копейки6Б. На второй своей и на двенадцатой в общем веревке выскакиваю на плиту на шлямбур, и понимаю, что передо мной тоже блуданули и забили шлямбурок для поддержки штанов. А дальше 10 метров по сколотым дыркам, страшно под конец до чертиков. Под конец веревки давлю вправо и попадаю куда нужно, 15 метров несложного внутреннего угла и я вылажу на вторую, классическую ночевку «под черепом», вот теперь точно нужно лезть влево. Время полдень, поэтому смело лезем дальше, знаем, там еще есть полки.

С полки начинаются самые интересные, техничные, «творческие» веревки; куча сложных движений и переходов, много траверсов. Практически все лезется, если упираюсь, делаю двух трех метровый маятник, и лезу дальше. Траверсы превращаются в настоящее приключение для второго и третьего.

На одном из них Вася, как в песне поётся «Жумар уговорил». Таким макаром, к девяти вылазим на косую полочку, до нормальной полки не долезли веревку, и желания нет, будет сидячая.… Делаю перила, ребят долго нет, снимают маятники, начинаю замерзать, в тапочках неуютно, ноги «воют и матерятся», кричу ребятам и начинаю колотить дырку, а потом вторую, дублирую основную станцию – станцией на съемниках, хоть как то греюсь. Приходят ребята, одеваемся кушаем, и устраиваемся на ночлег. Вася решил спать в гамаке, мы с Серегой сидя на полке. Я довольно быстро организовал себе место, под задницу кинул веревку, и неудобная полочка превратилась в отличное сиденье, подвязал рюкзак ниже, чтобы запихать туда ноги и не съезжать ночью, поверх всего постелил каримат, расстелил спальник и с удовольствием в него залез. Серега копошился еще час три. К утру я в принципе неплохо выспался, в отличии от ребят, правда большое давление приходилось на мои подмороженные ноги, поэтому утром они болели дико.

Утро. Сразу с подъемом порция кетонала с кетановом и тренталом и через час полегчало. Сегодня для скорости я работаю с утра, тем более первая веревка по большей части ИТО и можно поработать в ботах. Вторая веревка, это опять траверс, а вот третья мне очень понравилась. Джек судя по шпаргалке заявил НА этот участок 6С. Думал даже боты одеть, чтобы скотинку не мучить, но полез в тапках. Со станции карниз в полметра – мокрый, делаю два движения ИТО, начинаю лезть – лазание интересное, откидки, подхваты, много отщепов, ростовых движений, часть в контр упор, верх на трении по мизерам. Так движение за движением вылажу участок без ИТО, беговуха до станции и блаженный отдых. Следующая веревка заявлена 7А-7Б, ну тут то думаю точно ИТО. Со станции стараюсь лезть до максимума, лазание сразу техничное, не ниже 6С, да и полка еще внизу страху нагоняет, в памяти сидит случай с Женей Корулиным, он как раз где то здесь упал, поэтому в начале точек ставлю много, не стесняюсь. Впереди карниз, под которым широченная скругленная сыпучая щель и интересный гранитный сталактит – шутка эрозии. Лазание вдоль карниза, варианта два либо лезть в подхват – один большой пассив, либо по стенке ниже - микрорельеф. Комбинирую варианты, в щель идут крупные номера, в одном месте лишь качнул маятник 2 метра, чтобы до зацепки достать, экономим время, страховка хорошая.

На сталактите сам бог велел пофотаться, тем более удобное место для отдыха.

Дальше 20 метров траверса с небольшим маятником – ничего примечательного. А вот перила мы тут снимали часа полтора, времени потеряли уйму.

Через два питча выскочили на третью ночевку Джека с Волосатым, времени обед, рубимся дальше.

На одной из следующих веревок попал в неприятный дырочный переход, ставлю хук на 2мм, подбивать времени нет, не дыша встаю на него – держит, нашел следующую дыру вставил хук, начинаю переходить и в этот момент стреляет предыдущий, с матом ловлю руками лесенку впередистоящего хука и повисаю на ней – выдержал, дальше лазание. Четыре веревки и мы выскакиваем под ключ маршрута – крутая мокрая щель 20 метров, оцененная в 7С. Уже в процессе ИТО внутренний голос мне подсказал, что веревка посложнее будет, в общем растягиваю очередные 60 метров, вечереет. Следующую веревку давлю влево к ближайшему кулуару, 30 метров и я на льду… ммм… в тапочках.… Ищу обход по скалам, перескакивая с камня на камень, растягиваю веревку и вылажу в грот. Удивительное место относительно ровный пол, пространство закрытое карнизом, как навесом, можно наконец-то снять каску. Как раз 9 часов, подходят ребята, ужин двойная порция, в спальник по бутылке кипятка. Надеемся, что завтра не будет сложного лазания, идем на рекордное время прохождения и с тем одновременно к хорошим чемпионатным баллам, настраиваемся. За день прошли 10 веревок, а сумме за три дня уже 25, хороший темп.

Утро. В 6:00 старт, на мне кошки, в руках молотки, бегу первую веревку, появляется одышка, сказывается высота в 4700 и рюкзак за плечами, взял у ребят для общего ускорения, да и темп задаю для себя нехилый. Выбегаю веревку, страховка по скале сбоку и бурчик закрутил. Дальше сложнее передаю куль ребятам. К концу второй веревки сложный угол, в нем корка льда. Крадусь по ней. Одно движение, два, три – корка вываливается вместе с тяпкой, благо кошки стоят, расклиниваюсь в углу корпусом коленями. Судорожно пытаюсь грести тяпками по скале, еще два отрыва, достаю до льда дальше по углу, переставляю ноги, клинюсь, достаю тяпкой до хорошего выступа, висну на руке – блаженство. В очередной раз мой рост меня выручил, а вот вес опять пакостит. Лезу третью, 10 метров некрутой катушки, думал проскочу на ИТО, но даже мелкие якоря не встают, щель очень глухая. Парни засылают тапки, выскакиваю до станции. Дальше одновременно, но ребята как назло засадили предыдущие перила, теряем время, я потихоньку киплю. Достают веревку и лезем дальше, впереди один сложный участок в 10 метров и я на гребне, выбираю ребят. Ломимся по гребню как можем 200 метров троечно – четверочного лазания и в 09:50 мы на вершине.

Трое суток или 46,5 рабочих часов и мы имеем рекорд прохождения маршрута, ееее… Можно отдохнуть и покушать. Решаюсь, наконец, разбинтовать ногу, не все так печально, как я ожидал – палец все же останется со мной, но его вид не очень, мягко говоря.

Делаю перевязку, пью обезболивающие. Нам спускаться по маршруту Овчаренко 6А, ждем часовой связи, по маршруту спускается Томск, мы не знаем где они, нужно выяснить, чтобы ни дай бог не сыпануть на них, да и консультацию нужно взять. К часу спускаемся к началу дюльферов, до связи остается минут 20, присели подремать, проснулись от грохота камнепада, вскакиваем. Справа по маршруту Лавриненко, что мы ходили сошел «состав», один из камней выпрыгивает на ребро и бьет прямо в нашу третью ночевку на Лавриненко, и улетает на маршрут Копейки, остальная же часть уходит по маршрутам: Овчаренко 6А и Лавриненко 6Б, тихо офигеваем – перебило пол стены. Сразу выходим на связь, Томск слава богу спустился уже, Ваня Темерев спрашивает, не мы ли это шалим? Берем консультацию и валим вниз за 8 часов делаем 18 дюльферов, всего один раз засадив веревку, но по этому маршруту я больше спускаться не хочу. Нижние веревки спускались под канонадой, с верху летело регулярно, камни слышно издалека, нарастающий гул, как в фильмах при бомбежке. Если на станции негде спрятаться, стоишь и смотришь, где летит, чтоб хоть какой-то шанс был…. Через две веревки задал себе установку: «Это поле боя, работаем под обстрелом, выхода нет, будь что будет», зато страха больше нет. Не бывает атеистов в окопах под огнем… Обошлось…

Свалились к палатке, доели последнее, что было. ОБ Пятницин А.А. на связи рекомендует остаться ночевать, впереди опасный берг, но чувствую по ногам, если не дойдем до лагеря, то завтра это будет реальная проблема, говорю, что спускаться будем в ночь… Ребята меня по максимуму вновь разгружают. Без особого труда сваливаемся с берга, лишь слегка засадив веревку, идем в лагерь, и как же тепло внизу… К 2:30 мы в лагере, первым делом бегу в судейскую палатку смотреть результаты. Мы 4-е, одну десятую уступили Красноярам: Паше Власенко, Вите Цыганкову и Сане Вербицкому. Я был готов в тот момент порвать любого, но что уж теперь поделать. И следующее желание скинуть опостылевшие ботинки. Встает реальная проблема, как же свалить отсюда, еле хожу. Но благо, на следующий день удалось договориться с Красноярской командой и они меня взяли на свой рейс вертушки, спасибо Николай Николаевичу Захарову.

Наши Стас с Игорем, тоже спаслись вертушкой, а вот Серега с Васей выходили пешком, два дня под дождем.

А внизу тепло, фрукты и бахча, и не нужно никуда лезть, и даже пока не хочется….