Размыщления о ФАР, Школе и Жетоне
Последнее время идут дискуссии о подготовке/переподготовке инструкторов, жетонистов.
Хочу поделится своими соображениями на эти темы.
В этих дискуссиях мало затрагивается роль ФАР.Хочу поделится своими соображениями на эти темы.
С моей точки зрения, главными задачами руководства ФАР должны быть задачи создания нормативные документы и осуществление контроля за их соблюдением. Таких как:
- методические пособия подготовки инструкторов;
- методические пособия подготовки альпинистов на Жетон;
- требования к организации мероприятий по подготовке инструкторов альпинизма;
- и т.д.
В этом случае организовывать школу инструкторов и подготовку на жетон спасателя можно будет в регионах. А у нас много отдаленных регионов с высококвалифицированными альпинистами.
Существование единой методики позволит не только качественно готовить молодых инструкторов, но и поможет адаптироваться инструкторам со стажем. На общую платформу подготовки справедливо обращал внимание Александр Киселев в своей заметке на странице ФАР.
Инструктора ЦШИ фактически наработали прекрасные методики подготовки инструкторов! Остается зафиксировать их на бумаге.
С моей точки зрения подготовка инструкторов в ЦШИ - предпочтительней подготовки в регионах. Однако возможность проведения региональных мероприятий может повысить активность в развитии альпинизма на местах. А это очень важно.
Несколько слов о жетоне.
Жетон спас-отряда был создан в СССР. Страна изменилась. Появились колоссальные силы МЧС. Я думаю, собственно смысл жетона уже потерян. Конечно хочется, чтоб на каждом мероприятии было побольше сильных и квалифицированных альпинистов - на всякий случай. Но давайте посмотрим на то, что есть сейчас. Ребята, которые ходят на 6-ки - сильные однозначно. (Если выпускающий не берет большой грех на душу). Эти ребята, как правило, очень любопытны и технически грамотны. Надо - ли их ЗАСТАВЛЯТЬ тратить свое время силы и средства на получение жетона?
Я думаю не надо.
А вот инструктора обязаны уметь организовывать помощь и транспортировку пострадавшего. И в ЦШИ инструкторов готовят в этом направлении.
Теперь о старых кадрах. Предложение о переподготовке - попытка решения проблемы в лоб. Не представляю, как может получиться что-то хорошее при таком подходе. Пройдут переподготовку несколько человек,...
Все инструктора, участвующие в альпмероприятиях, делятся на 2 категории - ходячие и неходячие. Неходячие - как правило высокой квалификации и участвуют в руководстве мероприятиеми. Насколько нужна им переаттестация? Есть уровень ответственности у руководителя альпмероприятия - пусть он принимает решение - способен такой инструктор быть старшим тренером, начспасом,... или не способен.
С ходячими инструкторами немного сложнее. Проходят годы. Кажется я еще такой-же как и в 30, но вдруг, в случае чего оказывается, что я уже и полиспаст не помню как организовать. И даже крючья забыл как в щели входят, чтоб станцию сделать. Да и сил прожюмарить, если придется, совсем нет. Некоторые считают, что слабенького инструктора можно пускать с новичками, забывая о том, что в сложной ситуации новички не могут ничего сделать сами. Да и помогать/контролировать новичков требуется даже больше, чем разрядников.
В общем реально слабых инструкторов надо отсеивать. Как? Я предлагаю проведение небольшого экзамена для ходячих инструкторов в начале сезона. В программе экзамена должны быть индивидуальные работы:
- организация спуска/подъема пострадавшего;
- спуск дюльфером;
- подъем на жюмаре ( кардолете ).
И общая работа группы инструкторов (возможно с разрядниками) - спуск/подъем пострадавшего с сопровождающим. По результату - обязательный протокол.
Такой экзамен позволит отсеять инструкторов, растерявших с годами свои силы. Говорят, что в старые добрые времена, в пересменку, такие занятия проводились.
О модульности. Что касается медицины - согласен. Это отдельная тема. Преподавать медицину не имеет права ни инструктор, ни спасатель. Только человек с медицинским образованием, да еще желательно с соответствующей специализацией.
Поэтому такие курсы можно и должно проводить в регионах. Конечно не забываем, что программа подготовки должна быть подготовлена под контролем руководства ФАР.
А вот разделять инструкторов на профили по скалолазанию, по ледолазанию - вряд ли целесообразно. Хотя и возможно, если желающие будут. Но при этом обычный инструктор альпинизма должен быть комплексным. Иначе стать инструктором станет сложнее чем сейчас, а это плохо.
112
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
А вот, что водить разрядников проще, нежели новичков-далеко не факт. От новичков понятно, чего ожидать, а от лосей с избытком сил и энтузиазма можно ждать чего угодно, да и физухи с ними нужно поболе.
В целом же вы правы, но ФАР стрижёт под одну гребёнку и инструкторов и спортсменов и просто горовосходителей без спортамбиций. Когда всех скопом загоняют в прокрустово ложе ничего путного не выходит. А вот как выкрутятся, без учёта связей, "неходящие" тренеры мне абсолютно непонятно. Их всех что-ли за несдачу нормативов выпрут из альпинизма?
Прикиньте ситуацию, вы приезжаете в Шамони, находите очень крутого гида, а он вам: "Значит так, вот тебе рация, вон гора, лезть надо вот так. Я уже старый по этому тут на хижине с биноклем посижу, буду тебе по рации рассказывать как лезть. С тебя 200 евро, давай удачи там."
До сих пор я не слышал, чтобы-кто-то пытался разделить инструкторов на типы, предложенные мной.
Де-факто - это так и есть. И это всем понятно. Надеюсь и Вам тоже.
Не хочется упоминать приличного человека в суе, но представьте себя на месте Саратова- нач-спаса и нач-уча Безенги. Гнать его с отделением куда-нить на Брно - идиотизм. А доверить его работу Вам... Как Вы себя будете ощущать на его месте??? Справитесь?
На сегодняшний день неходячей инструктора - инструктора, с квалификацией не ниже 2-й.
Ребята из руководства ФАР предлагают пройти всем переаттестацию.
Вот я и задал вопрос - НАФИГА!
Требования к инструкторам (в зависимости от занимаемой должности) должны быть различными.
С начучем еще проще, ФАР еще не успела бюрократизировать эту должность, что и нафиг не нужно. Начуч это по сути управляющий учебным процессом, может быть кем угодно если ему это доверяет руководитель сборов.
Другое дело что ФАР на переаттестацию наверняка всех загонит на кавказ на 2-4 недели, а для многих это будет означать -1 сезон или пол-сезона. С другой стороны и бог с ними, больше народу забъет на бумажку и поедет в горы так.
А чё как спасы, так по-старинке, собрались всем миром и потащили?
( кардолете )
Поздравляю, вы сказали новое слово в альпинизме. Теперь хорошо бы узнать, что оно означает.
Про новое слово.
Однажды мне довелось воспользоваться помощью МЧС, кторое прислала вертушку для транспортировки.
И еще был случай, когда сотрудники МЧС приняли травмированную девушку и помогли ей спуститься в лагерь. Хреново они это делали, но делали.
Вопрос, ходячий или сидячий ст. тренер или ОБ УТС - это исключительно проблема организаторов сбора, и ФАР тут никаким боком.
Клуб сам решит, какой руководитель выезда ему нужен и годится - чтоб мог и бегать по всем закоулкам, или чтоб сидел на бивуаке и планы планировал, контроль контролировал.
Любой желающий - имеющий, конечно, соответствующую квалификацию - может попробовать совместить "бегание и сидение" - должности нач. сбора (ст. тренера) и ком. отделения, чтоб понять какое это еще то "удовольствие".
Я вот в былые года два сезона так отходил и зарекся. Либо - либо, и никаких совмещений, даже если мотивация высока и инструкторов тотально не хватает.
Если человек неходячий - он сам не полезет на рожон. И никаких спецтребований писать не надо.
Переаттестация же должна быть организована в единственно правильной форме - слушаний с подачей новых методик и технологий. Потому как неизвестно 1. сдадут ли экзамены сами аттестующие, 2. когда тебе 30-40 ты еще можешь безгать , прыгать и лазать, а в 50-60 наступают определенные возрастные физические изменения, зато опыта на порядок больше
http://www.alpfederation.ru/journal/centernews/2013/12/27/5122
Почитайте об аттестации и переаттестации.
2) Насчет "сам не полезет на рожон". Не факт.
3) Как должна быть организована переаттестация:
Слушания конечно несколько проще, чем сборы в Безенги, но почему-бы мне самому не прочитать эти методики? Без посещения каких-либо отдельных курсов.
http://www.alpfederation.ru/journal/centernews/2013/12/27/5122
Почитайте об аттестации и переаттестации.
Хм.. Вы либо сами не читали, либо крайне невнимательны (а внимательность - одно из основных качеств инструктора) - я вообще-то один из самых активных участников указанной по вашим ссылкам дискуссии...
2) Насчет "сам не полезет на рожон". Не факт.
Что значит "не факт"?
Вы на тот рожон полезете?.. Ваши знакомые полезут?
Деятельность в горах рассчитана на разумных людей.
Как и деятельность в небе, в море, на дорогах и т.д.
А то, что есть какой то процент недоумков или сумасшедших, или безответственных - так он, к сожалению, есть повсеместно. Иначе не было бы многих аварий и трагедий. Но процессы и правила ориентированы и созданы для вменяемых нормальных индивидов.
3) Как должна быть организована переаттестация:
Слушания конечно несколько проще, чем сборы в Безенги, но почему-бы мне самому не прочитать эти методики? Без посещения каких-либо отдельных курсов.
Слушания от чтения отличаются тем, что появляется возможность обсудить прочитанное, задать вопросы, если что непонятно, расширить представление курса не одной методикой, проиллюстрировать тезисы фото, слайдами или при необходимости собственным показом, задать слушателям встречные вопросы на понимание и т.д.
Уверяю Вас, что более-менее вменяемый инструктор сможет постичь методику обучения альпинизму самостоятельно( что-то из старого, что-то из нового). А вот математику самостоятельно постичь можно, но доступно это редким людям.
Надеюсь Вы сможете, зная как организовать "двойной полистпас", научиться связывать "полистпас 1:5 с использованием кардолеты" )))
Или этому трудно научится инструктору со стажем по методике?
Надеюсь я смогу разобраться по методичке о предлагаемых ныне способах организации подъема-спуска, об использовании кардолет, реверсо.
И вот вопрос. Раз Вы так настаиваете на посещении готовящихся курсов.
Вы лично ( и SSH ) хотите оторваться от своих дел на недельку-другую для посещения курсов по переаттестации?
Конечно этот вопрос не совсем корректен. Вы профессионально занимаетесь альпинизмом, а я от сезона к сезону. Мне на порядок сложнее посетить эти курсы.
Получается спор ни о чем!!!
А я нигде и никогда не утверждал, что слушания должны проводится именно в ЦШИ на двухнедельном выезде в Безенги.
Вы опять либо меня с кем то спутали, либо не поняли.
Конечно, такие семинары должны быть организованы в регионах - на глаз, хватит пары занятий и обсуждений - по 2-3 часа. т.е. выходных или после работы.
Как собственно ниже и описал Д.Г.
Просто методическая литература будет голой теорией, которая без практики мертва. Инструктору с опытом практической работы не трудно обновить методприемы в короткое время. При этом будем реалистами, организовать переаттестацию всех инструкторов в ЦШИ - задача нереальная. Выход такой - готовить преподавателей для региональных ШИ, и на их основе проводить переаттестацию на местах.
ЗЫ: Или быть ещё большими реалистами, и забыть о переаттестации действующих инструкторов как о практически невыполнимой в настоящей ситуации.
Нужны(как всегда) компромисные временные решения в русле общего направления.
Но, боюсь, перфекционизм реформаторов и пофигизм руководителей ФАР не даст таких решений и большинство инструкторского состава(без переаттестации) со временем выйдет из официальной системы ФАР, а новых иструкторов останется исчезающе мало. При этом массовый альпинизм(как система подготовки) исчезнет. Но люди всё равно будут ходить в горы, обучаясь этому у товарищей с ненамного бОльшим опытом и по интернету(возможно, возникнут локальные клубные школы альпинизма без общих стандартов), травматизм возрастет...в общем, будет полная противоположность целям реформы подготовки ниструкторов.
Сейчас методики /которыми владеют преподаватели ЦШИ/(полученные на средства спонсоров ФАР) по сути собственность ВГШ, коммерческой организации и распоряжается ей(методикой) невыборный директор ВГШ...такая вот рокировочка, сложно тупо вывесить методику для общего пользования)).
В общественной организации не может быть чьей-то коммерческой собственности. ЦШИ и ВГШ не на пустом месте созданы и существуют - а силами и ресурсами общественной организации ФАР.
В противном случае надо выходить из ФАР и устраивать частные коммерческие школы - вот как Нефедов.
Если на конференциях представители с мест - и в первую очередь те, у кого больше всех голосов - последовательно, из года в год голосуют за полную коммерциализацию деятельности ФАР, если этот процесс поддерживает и направляет все руководство ФАР - значит, рядовым членам только и остается, что оплачивать каждый свой шаг и чих.
По поводу юридических ньюнсов деятельности DAV ничего не скажу.
Но давайте не лезть в юр.тонкости, бесплатный доступ к важной для своих членов информации - априори маркер общественного объединения.
2Jen - инструктор UIAA получает возможность зарабатывать деньги. Инструктор ФАР - возможность потратить свои деньги/время. Это причина различной цены курсов.
В порядке флуда - вы не вполне точно интерпретируете ситуацию с собственностью ОО. Физическое лицо не может распределять итоговую прибыль ОО, но ОО легко может платить физическим лицам зарплаты, оплачивать экспертные услуги и проч, в рамках своей коммерческой деятельности. И свою интеллектуальную собственность совершенно не обязана предоставлять бесплатно. Может быть, это и несправедливо, но это по закону так.
По поводу интелектуальной собственности - я специально уточнил выше - добровольно.
Вообще в этом the spirit of the law, смысл общественных объединений - люди добровольно объединяют свои личные усилия/возможности для достижения общественных целей, а не заработка...для заработка они создают коммерческие объединения
Смысл ОО в том, что итоговый доход должен направляться на уставные цели, и не может распределяться между членами ОО. Но коммерческую деятельность ОО вести может без проблем, так же как платить зарплаты и проч.
вы это Нефёдову расскажите. он стажировку ещё не прошёл, а деньги уже зарабатывает.
да, деньги он отбил стипендией, но гарантировать этого заранее никто не мог.
ну вот тут ещё Jen деньги инструкторством зарабатывает, можете у него спросить, считает ли он деньги потраченные на ЦШИ выброшенными на ветер.
и если люди уже имеющие имя и спрос на свои услуги идут в ЦШИ, значит оно того стоит?
да, это оротгонально проблеме "некоммерческих" инструкторов, но тем не менее.
Суть реформы, как я понимаю, в изменении стандартов подготовки инструкторов на основании стандартов UIAA и предложенных Уайтхедом "канадских" методик обучения курсантов. Эту методику в двух словах не опишешь, нужна целая статья, что на самом деле тоже не трудно. Но основа методики - апробация во время подготовки инструкторов всей методической теории на практике, это методичкой не заменить.
Основа "методики" ... апробация "методической теории" ... "методичкой" не заменишь.
Как-то сложно фраза построена - непонятна мысль.
2SSh и Pablo - набор техник, которые постоянно видоизменяются при изменении снаряжения, проведения испытаний существующих техник и т.п. не суть реформы - для этого достаточно постоянной работы методической комиссии с изданием технических методичек(как было в советском альпинизме) или публикации статей, ради этой цели не стоило городить такой огород. Вооружение инструктора - методики обучения, понимание психологии участников, жизненный опыт.
- вы не на рыбалку идете?
- да, я иду на рыбалку!
- жаль, а я то думал, вы идете на рыбалку...
методика методикой, а программа программой.
ждем с нетерпением изобретения новых велосипедов в сфере "Вооружение инструктора" :-/
И техника альпинизма так уж за 20 лет для учебных этапов не поменялась, чтобы говорить о чём то прямо новом.
Сильно за 20 лет поменялась мотивация занятий альпинизмом, люди, Сереж, поменялись, и сильно; что и требует апгрейда методик.
Мотивация тоже не очень изменилась (по крайней мере тяга к природе).
А вот техника действительно изменилась. Вроде незаметно, но существенно.
Например 6-мм репик уже не в моде. Появились якорные крючья, довольно разнообразные устройства для подъема, тормозные устройства.
Чуть по другому предлагается вязать полистпасты. По другому стали называть их.
Инструктор в а/л всё же больше контролировал качество подготовки, полученной в долгое межсезонье в секциях и клубах. Приехавшие неподготовленными могли быть просто списаны.
Сейчас для большинства это лишь острая приправа к насышенной проблемами жизни. Соответственно, сильно уменьшилось время, которое уделяется на подготовку к восхождениям. А горы от этого безопаснее не стали.
Т.е. возникла необходимость в применении эффективных методик обучения, позволяющих в имеющееся время достигнуть результата - повести на маршрут достаточно подготовленного участника.
Рональд показал мне(инструктору с опытом более 20 лет ежегодной работы), что возможно поднять эффективность обучения, и как. Я уверен,что это нужно всем инструкторам.
А для того, чтобы поменять 6-мм реп на 7-мм, достаточно прочитать заметку в интернете
2) Если в заметку в интернете включить все обновленные методы передвижения/страховки/... -> получим долгожданную методику подготовки участников.
3) Эффективные методики ТОЖЕ интересны. Но не уверен, что я готов потратить на их освоение достаточно много времени.
Вероятно заочное обучение таким методикам даст существенно худший результат, чем очное.
Но я не готов потратить сколько-то существенное время на свою переподготовку.
И еще у меня нет уверенности, что стать хорошим учителем/инструктором по заданной методике дано каждому. (Ошибаюсь?)
В СССРовской системе обучения не было интернета. Всю информацию мы могли получить только в горах на месте. Или непосредственно от людей в клубах. В собственном соку.
Теперь есть мощнейший инструмент для получения информации - интернет.
К сожалению - он не используется в полной мере, а возможно используется в никакой.
Для меня, полезна была бы информация от опытных инструкторов, и вредна от неизвестно кого.
Как мечта - иметь профильный раздел сайта, на котором зарегистрированные, с подтвержденной квалификацией люди смогли бы разрешать насущные вопросы альпинизма. Как технические, так и психологические. Пока, только мечта.
есть уже реестр инструкторов, осталось дополнить профилем и сделать форум. можно конечно изобрести и другой велосипед
Спасение утопающих - дело...:)
Инструкторам без опыта, это безусловно нужно, но не имея авторитета, создавать подобное и надеяться, что это будет жизнеспособно может только исключительный оптимист. И потом, инструктора без опыта, но с школой и стажировкой сами про себя думают, что способны справиться с любой ситуацией. Зачем им советы? Это поводив других и обрастая историями, понимаешь, как мало знаешь.
Технически, на сайтах созданных при моем непосредственном участии (это nadir-minsk.com и alpinism.by) можно было бы создать что угодно. В том числе и обсуждаемое. Но я не верю, что это будет жизнеспособно.
Ибо одно неразрывно связано с другим.
Об этом неоднократно говорилось на всяких совещаниях и экспертами, и руководством ФАР.
Именно обновленную программу подготовки участников все и ждут с интересом, что же там с подачи канадских учителей внесли нового и революционного младометодисты...
Если апгрейд подготовки инструкторов закончился опубликованными стандартами, то в чем переаттестация - выучить наизусть эти пункты? )
Опа ...из всех предыдущих дискуссий и статей от ЦШИ я понял,что к программе подготовки (а чего там не так ?) нужны стандарты технических приемов в первую очередь. потому как инструктора учат чего сами умеют, а умеют многие по разному и на выходе получается ,что участники овладевают не самым эффективными (на сегодня ) и местами небезопасными способами передвижения по рельефу и применения снаряги и . Ну и без таких стандартов,вся переаттестация - пустой звук. Вроде же обещали именно такую книжку,типа осталось рисунки вставить. Все остальные новшества а-ля строго тайминга, оценинга и процессинга лично меня вообще не интересуют.
Вы обладаете инфой : я заблуждаюсь в ожидании стандартов ?будет просто "новая" программа обучения ?
Вот вы решили, что будут предоставлены новые стандарты приемов (будут стандарты). Виктор ждет новые методики обучения инструкторов (будут методики).
Нам уже представили новые стандарты подготовки инструкторов.
А программа обучения при этом должна остаться на уровне 1990 г, что ли?
Это здорово, что многие изображают из себя таких альпинистских Песталоцци и Макаренко - новаторские мысли и предложения бьют фонтаном по всему альпинистскому интернету. Но вот к практике имхо эти новации имеют все меньше и меньше отношения.
Всё это напоминает мне процессы , проходящие в общеобразовательной школе, когда учителям (а, значит, и ученикам) предложено выбирать, по чему учиться из 2000 учебников (!!!).
Слава богу, букварь остается один.
Мы учились по одному учебнику по русскому языку, по арифметике, по географии, истории и т.д. и уровень образования был признан одним из лучших в мире.
Сейчас 2000 учебников, и выпускники подают "эпиляции" на результаты экзаменов...
Букварь у нас в альпинизме остался тот же самый, и тут не надо ничего выдумывать. А вот то, что учебная смена сократилась со стандартных когда-то 20 дней до кучи вариаций в зависимости от желаний инструктора, требует и переработки учебной программы.
сама то программа требует переработки в более короткие блоки,там ничего особо революционного,надеюсь,не будет.
я сказал, что о необходимости апгрейда программы говорили постоянно - а будет она или нет - это мне доподлинно неизвестно, ибо я не вхожу в реформирующие органы, хотя я хотел бы верить, что будет )
ЗЫ: Не хочу углубляться прямо здесь в нюансы, требующие изменений - но вот по изменению программы ЦШИ можно сказать. что она претерпела кардинальные изменения - и потому, что обучение сократилось с 40 дней до фактически 18, и потому что изменились техники хождения, связанные в свою очередь, с новым снаряжением, и потому, что некие вещи (рубка ступеней, переправа через реки, проведение спасработ и тд) ушли в прошлое или претерпели значительные изменения, но их заменили другие насущности.
Так и программа обучения альпинистов не может оставаться той же, хотя "букварь у нас не менялся"
Саша, один из смыслов затеваемого абгрейда - увеличение доли практики методики в ШИ.
Пример: все инструктора знают в теории градации усвоения тех.приемов: знание, умение. навык. В практике методики учатся с помощью метод.инструмента - плана урока - определить/решить, какие конкретно тех.приемы(в теме занятий) до какой степени изучаются/отрабатываются и как оценить результат. И провести этот урок на рельефе, и оценить свой план.
В общем какие у инструктора должностные обязанности, что инструктор должен знать и какие требования к его квалификации?
Реально заочное в/о, конечно, занимает больше, чем две недели - перед каждой сессией неделя-две очных консультаций, сдача курсовых и т.д.
Для того, чтобы самостоятельно работать с технической литературой, подготовки инструктора(включая весь его альпинистский опыт) хватает, и со мной согласен и Веденин на сайте ФАР.
Для разработки методики всё же нужны базовые знания психологии и педагогики(кроме опыта). Конечно, доморощенный интуитивный педагог может учить так же хорошо, как и дипломированный; но первый это делает от таланта, а второй от знаний. А талант - редкость таки.
какие у инструктора должностные обязанности, что инструктор должен знать и какие требования к его квалификации?
Сможем мы найти на него ответ?