Чили и Аргентина - 10 советов райдеру
Лыжи-доски. Если планируете кататься лишь в пределах трасс (что при поездке в Чили и Аргентину, как минимум, странно), то конечно же, берите свой обычный комплект. Но, по-хорошему, стоит подумать о полноценном ски-туре / сплитборде. Ну, или на худой конец, о снегоступах в дополнение к своему снаряду. Это не значит что нужно все время посвятить только лишь беккантри, вовсе нет. Но, завидя поблизости от себя вулкан и вереницу людей туда поднимающихся на ски-туре, вы будете жалеть, о том что у вас оного нет... И чувство неполноценности вас будет преследовать с завидной регулярностью, поверьте (в Чили много горнолыжных центров расположено прямо на склонах красивейших вулканов).
Провоз багажа
У всех крупных авиакомпаний (а именно такой, скорее всего, вы полетите в Латинскую Америку) в правилах провоза багажа, черным по белому написано, что спортивный инвентарь "в размере .... килограмм" провозится бесплатно, отдельным багажным местом, в дополнение к основному. Хотя, бывают и исключения-ограничения, например, когда место-то бесплатное, но нужно уложится в нормы провоза бесплатного багажа (Lufthansa, например), или это правило не действует на ряд направлений (из Европы и России это ограничение, чаще всего действует на рейсы в Канаду, Центральную Америку и Бразилию). Тогда придется заплатить от 50 до 200 (300) евро, в зависимости от вида спортинвентаря. Клюшки для гольфа - одно, а каяк, сами понимаете, совсем другое. У тех же Люфтов, за провоз лыж на межконтинентальных рейсах в НЕльготные регионы - 100 евро.
Если провоз бесплатен (а это почти всегда так), то остается вопрос в том сколько именно может весить тот или иной вид спортивного оборудования. У некоторых компаний для лыж дается всего 10, а некоторым и 23 не жалко (хотя, если сравнивать с дайверами, которым порой по 20-40 кг можно провозить бесплатно, это все цветочки). Важно заранее, узнать эти ограничения и нюансы, а то за переплату сверлимита на нескольких сегментах по дороге туда и обратно можно заплатить не малые деньги (3-20 евро за кило). И стараться уложится в это ограничение.
Например, когда мы летели из Новосибирска в Сантьяго, то у нас было 3 сегмента: до Москвы, до Мадрида и до Сантьяго. На каждом из них был разный лимит на спортивный инвентарь (3 разных авиакомпании, поэтому разные правила). Но, мы были ограничены самым коротким рейсом, из НСка в Москву (спасибо Трансаэро, за "наше счастливое"...), с всего 10 кг на это самое дополнительное место (на каждого, само собой). Упихивались как могли... и все равно пришлось заплатить пару тысяч. Что в этом случае делать лыжникам, у которых одни лыжи могут весить 8-10 кг, ума не приложу. И это еще хорошо если за перевес можно просто доплатить. А ведь у некоторых редких сволочей авиакомпаний, если у тебя хоть 1 кг перевеса - оплачиваешь весь весь этого льготного багажного места, полностью.
В общем, изучайте правила провоза багажа и используйте их. Лучше всего эти самые правила распечатать и цветным маркером обвести пункт про бесплатный спортивный инвентарь. Чтобы на стойке регистрации быть во всеоружии. А то далеко не все девочки там в курсе порой собственных правил. В большинстве случаев, увидев второе место багажа, да еще и с перевесом, пошлют в кассу оплачивать перевес. А если вы будете говорить про мифические правила, включат ручник и к начальнику отправят. Для вас это только потеря времени. Лучше сразу, в случае непонимания, достать листок-распечатку, с их же сайта и показать. Действует 100%. Проверено.
Правила провоза специального багажа: Iberia, Трансаэро, Аэрофлот и т.д. (у всех, лыжи - бесплатно, круглый год!)
Продукты
Этого пункта не было бы вообще, если бы речь не шла о Чили. Тут какой нюанс, по идее, по таможенным правилам большинства стран мира, провозить всякие фрукты-овощи, сыры-мясо и т.п. нельзя. Ну нельзя. Но народ возит и хоть бы хны. По забывчивости, по незнанию или какой-нужде (сублимированное мясо для треккингов, сало - американскому другу, ну, или я не знаю...яблочки с огорода для любимой тещи). Так вот, в Чили НЕ нужно ничего вести. На границе пристально досматривают почти всех и весь багаж. И к ввозу многое запрещено напрочь. Особенно фрукты-овощи. В тюрьму не посадят и даже наручники не оденут, но заминка будет, особенно если вы на какой-то вопрос на испанском ответите "Конечно нет", а потом у вас выгрузят из рюкзака недоеденные бутеры из транзитного европейского дютика. Получится некрасиво.
Страховка
Стоит делать, однозначно. Только не от несчастного случая, которая довольно бестолковая штука, по своей сути (платят за полученную травму фиксцену, постфактум и при наличии кучи бумаг), а т.н. Медицинскую страховку путешественника. С покрытием в тысяч 50 у.е., хорошо если сумма больше. При этом, обязательно с расширением "Спорт" / "Экстрим". Это умножает стоимость страховки раза в 1.5-2 (повышающие коэффициенты, все дела), но зато сильно расширяет спектр действия страховки, от практически нулевого, до вполне рабочего. Именно поэтому те страховки, которые даются бесплатным приложением к банковским карточкам, нам не подходят, они без этого расширения.
По выбору страховой. Как показывает практика, хорошо работает страховка только с правильным ассистансом, которые, как известно, бывают разного уровня. Идеально, если ассистансом у вашей страховой выступает International SOS. А это недешево, соответственно, страховки с этим ассистансом и не могут быть дешевыми (Согласие, Медэкспресс и др.). Так что "Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь"...
Если ездите "редко, но метко", то стоит делать подобные экстрим-страховки под каждую поездку. Если же путешествуете много и по-долгу, то стоит сделать страховку сразу ближайшие 6-12 месяцев, с указанием конкретных стран из списка, или, что еще лучше - без каких либо ограничений ("весь мир"). Страховка на полгода часто лишь чуть дороже нежели на 3 месяца и вам могут ее не предложить, но эта опция очень полезна. Не так часто придется ездить в страховую, лишь раз в полгода-год. Один нюанс, - время работы страховки. Оно может быть ограничено, например 3 месяцами за полгода и т.п. Уточните этот момент. За небольшую доплату, любые ограничения по времени действия страховки, как правило, снимаются.
План поездки / куда ехать...
Горнолыжных центров в Чили полтора десятка, а уж просто хороших фрирайд-районов - не счесть. Они раскиданы на добрых 1500-2000 километров по Центральному и Южному Чили. Про Патагонию и говорить нечего. Просто представьте Большой Кавказ, только еще больше и поблизости от Антарктиды)), то есть черт знает где. Это к тому что без должного фрирайд- и путешественнического опыта поездка может получится малоэффективной. Но для таких регионов это нормально. Лишь к третьему-четвертому выезду начинаешь понимать что-куда-как. Поэтому, первый раз оптимально ехать с кем-то, кто страну и места уже знает.
Если же вы решились поехать сами и без опытных друзей, вот некоторые советы:
- ехать компанией 3-4 человека (безопасней катать, весело, да и бюджет получится оптимальный)
- 2 недели, минимум, а если заезжать в Аргентину, то и все 3
- арендовать джип
- не жить на горнолыжных курортах и поселках при них, а селиться в городах рядом
- изучать сайты горнолыжек на предмет скидок (каждый курорт "дружит" со своим телефонным оператором и своя система скидок)
- мониторить погоду
- из горнолыжек обязательно посетить Portillo и Nevados de Chillan и (в Аргентине - Chapelco и Cerro Catedral)
- из вулканов - Вильяррику и Оссорно
...
Аренда машины
Без машины в Чили нормально не покатать, вообще. Места раскиданы на сотни километров друг от друга. И если еще в местные сантьягские "Три долины" (La Parva, El Colorado и Valle Nevado) можно из столицы мотаться на шатл-басах, то во все другие места - нет. Оптимальный вариант - джип, если вас 2-4 человек, и полноприводный минивен (H1 Starex), если вас четверо и более. Цена вопроса - около 100$ в день (очень примерно). Полная оплата аренды вперед, само собой. Сумма залога по карточке обычно 1000$, Если нужно разрешение на выезд в Аргентину - еще +100-150$, но нужно предупредить хотя бы за несколько дней, а то его прямо при вас вряд ли сделают.
Местные навигаторы (в основном убогие Garmin) и карты в них - ужжас. Поэтому лучше привозить свой. Цепи на колеса (cadenas, запомните это слово) иметь обязательно! Но в прокатных конторах их дают по такой заоблачной цене, что дешевле поехать в ближайший гипермаркет на краю города и купить (цена ренты на неделю = их стоимости)).
Вулканы
С одной стороны они все похожи, с другой - все разные и красивы по своему. Приехать в Чили и не сходить хотя бы на один "классический" вулкан... ну, это я не знаю, аналогично тому как приехать в Германию и не попробовать пива. А если говорить не просто про поездку в Чили, а про фрирайд-катание, то это как приехать в Германию, в Мюнхен, на Октобрфест и не испробовать божественного светленького..., или хотя бы Радлера. Поэтому, вопрос "идти или не идти" даже не стоит, конечно же "да".
НО... любое восхождение, даже на казалось бы уютный Вильяррика, это уже серьезное занятие, имя которому андинизм. Без должного опыта и снаряжения (ски-тур, кошки, ледоруб, GPS) не рекомендуется, так скажем. Поэтому, если оного нет, - обращайтесь в местные многочисленные конторы, почти везде предлагают услуги гидов. Причем есть различные варианты, от простого "сходить на вершину", до беккантри-фрирайд- программ, различной степени сложности и продолжительности. Ски-турщик тут каждый второй, так что подобными желаниями никого особо не удивить.
Погода
Cледите за ней! И будьте мобильны. Пришедший циклон может как подарить божественный powder, так и отнять несколько драгоценных дней, потерянных на ожидание когда откроются подъемники. В Чили, чем южнее, тем влияние погоды все больше и больше... "конские пятидесятые" и "ревущие сороковые", знаете ли, поблизости ...
Следить за белым лучше всего на snow-forecast.com или на летном windguru. А лучше и там и там.
Чили
Это огромная страна. И хотя она по площади немногим больше Украины (37 место против 44-го), но когда по ней ездишь, то не перестаешь ловить себя на чувстве что никогда не посмотришь ее целиком. Секрет, видимо, в огромном числе труднодоступных территорий (в основном - горы), близости Антарктиды, ну и, конечно же, огромной длины. Чили ведь самая протяженная (широтно) страна в Мире! Но я не об этом... а о том что она очень разная. И чем дальше от центра страны, от столицы, тем интереснее и масштабнее. К северу - Атакама, к югу - Патагония, к западу - океан и о.Робинзона Крузо (да-да, того самого) и о.Пасхи.
Но до этого всего еще нужно добраться. По началу же, только прилетев и гуляя по Сантьяго можно сильно огорчится, мол "И это та самая распрекрасная Чили?". Красота же и необъятность Чили открывается постепенно, шаг за шагом, по мере накручивания километров на спидометре и удаления от аэропорта. Просто не ждите "ваах", его не будет. Это не та страна где "любовь с первого взгляда", это скорее про долгие, но очень крепкие отношения, о которых начинаешь подозревать далеко не сразу.
P.S. Моментов много больше... но, ведь с каких-то стоило начать, верно?
Беккантри в La Moredo (фоторепорт)
60
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Не, серьезно - скитурить все же надо на ски-турах. Лыжи гораздо лучше работают по прямому назначению.
А на вопрос таможенника в Байресе о молоке и мясе я удивился, мол, а зачем мне молоко и мясо. И он отстал.