Несколько напоминаний, которые сохранят вам жизнь.
Посмотрев в последнее время несколько фильмов горной тематики и посмотрев фотографии в некоторых отчётах о походах, восхождениях, решил выложить здесь этот пост. Так как, судя по тому, что я увидел, обучение в клубах, секциях, базах всё-равно не избавляет некоторых от совершения элементарных ошибок.
Извините за качество, нарисовал, как смог, надеюсь, что понятно.
Итак, речь пойдёт о некоторых приёмах по установке страховочной точки на льду. Перед ввинчиванием ледобура в лёд надо обязательно расчистить и выровнять площадку. Для этого ледорубом надо сбить верхний мягкий, растаявший кусок льда до твёрдого (обычно это летом 3-5, максимум 10 см). Выбирать места для станций лучше ровные, без трещин, монолитные, чтобы минимизировать возможность сколов, отколов, вырываний. Расчищать площадку для ледобуров надо на диаметр его ручки + небольшой зазор для удобства работы.
Ледобур надо стараться ввинчивать в склон под 100 градусов (рис. 1), минимум под 90, но не менее, чтобы минимизировать возможность выдёргивания его изо льда.
ВВинчивать ледобур надо перпендикулярно ледовому склону, а не поверхности земли, как некоторые делают (рис. 2).
Ледобур обязательно надо ввинчивать на всю глубину до ручки, для этого лучше иметь при себе ледобуры различной длины. Ввинченный на неполную глубину ледобур имеет большой рычаг и под воздействием нагрузки может легко вырваться изо льда или переломиться (рис. 3).
Если ввинчиваете ледобур на ледовом склоне, освещаемом солнцем или просто в тёплую погоду, то присыпьте ввинченный ледобур ледяной крошкой или снегом для того, чтобы избежать вытаивания ледобура из лунки (рис. 4).
Помните, на летнем льду всегда лучше организовать станцию из двух точках, чем на одной, особенно на отвесных участках. Если сомневаетесь в плотности, надёжности льда, то можно и на трёх точках (но, это уже скорее, как исключение). Соединяйте петлями элементы только под острым углом (менее 90 градусов, лучше 60). И не винтите ледобуры ближе, чем 0,5 м друг от друга.
Карабины всегда крепите муфтами от склона(нижний рисунок). Так как муфты при ударе об скальные и даже ледовые склоны могут легко разрушится. А на льду ещё могут и забиться льдом, обледенеть и затруднить их развинчивание/завинчивание.
Не забывайте эти простые правила, которые помогут вам сохранить не только здоровье, но и жизнь.
Удачи!
Извините за качество, нарисовал, как смог, надеюсь, что понятно.
Итак, речь пойдёт о некоторых приёмах по установке страховочной точки на льду. Перед ввинчиванием ледобура в лёд надо обязательно расчистить и выровнять площадку. Для этого ледорубом надо сбить верхний мягкий, растаявший кусок льда до твёрдого (обычно это летом 3-5, максимум 10 см). Выбирать места для станций лучше ровные, без трещин, монолитные, чтобы минимизировать возможность сколов, отколов, вырываний. Расчищать площадку для ледобуров надо на диаметр его ручки + небольшой зазор для удобства работы.
Ледобур надо стараться ввинчивать в склон под 100 градусов (рис. 1), минимум под 90, но не менее, чтобы минимизировать возможность выдёргивания его изо льда.
ВВинчивать ледобур надо перпендикулярно ледовому склону, а не поверхности земли, как некоторые делают (рис. 2).
Ледобур обязательно надо ввинчивать на всю глубину до ручки, для этого лучше иметь при себе ледобуры различной длины. Ввинченный на неполную глубину ледобур имеет большой рычаг и под воздействием нагрузки может легко вырваться изо льда или переломиться (рис. 3).
Если ввинчиваете ледобур на ледовом склоне, освещаемом солнцем или просто в тёплую погоду, то присыпьте ввинченный ледобур ледяной крошкой или снегом для того, чтобы избежать вытаивания ледобура из лунки (рис. 4).
Помните, на летнем льду всегда лучше организовать станцию из двух точках, чем на одной, особенно на отвесных участках. Если сомневаетесь в плотности, надёжности льда, то можно и на трёх точках (но, это уже скорее, как исключение). Соединяйте петлями элементы только под острым углом (менее 90 градусов, лучше 60). И не винтите ледобуры ближе, чем 0,5 м друг от друга.
Карабины всегда крепите муфтами от склона(нижний рисунок). Так как муфты при ударе об скальные и даже ледовые склоны могут легко разрушится. А на льду ещё могут и забиться льдом, обледенеть и затруднить их развинчивание/завинчивание.
Не забывайте эти простые правила, которые помогут вам сохранить не только здоровье, но и жизнь.
Удачи!
157
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий


На нижней картинке в правильной части нижний карабин перевёрнут.;)
Извините, придрался.))
Картинка на заставке хороша. Никто не догадается, что дальше будет!!!
А фото оригинальной страховочной точки взял из нашего похода н/к с элем. 5 к.с. 2011 г. Фото М.Голубева.
В целом вопрос только в том, какую нагрузку будет держать недовёрнутый ледобур. Имею мнение, что вкрученный наполовину - примерно треть нагрузки от "нормального", то есть килограммов 300.
пруфлинк сейчас попробую найти
А зачем стучать по ледобуру?
вот оригинал мысли http://alp.org.ua/?p=38413 с выводом основанным на тестовых нагрузках.
ударная нагрузка возникает при срыве.
Статья по ссылке "ниочём". Не понятен объём "испытаний", по которому сделаны мощные выводы.
В этой статье сравнивают результаты разных способов закрепления веревки БЕЗ указания ошибки эксперимента (разброса данных).
Единственный вывод, который я могу сделать нa основании их данных, это то, что все варианты примерно одинаковы и обеспечивают достаточную прочность
У меня тут есть подходящая стена для человека, который это написал от имени Petzl.
В следующем приближении прикиньте, насколько увеличится диаметр отверстия вокруг ледобура по мере вытаивания. Уменьшите площадь резьбы на срез и снова посчитайте.
И не забудьте при расчётах, что лед хрупкий. Поэтому дыра от ледобура неровная. Даже у самого "фирменного". То есть полированного и качественно заточенного.
Я могу предположить, что в некоторых условиях можно получить заявляемый результат, но не из-за свойств ледобура, а из-за характеристик окружающего льда. Типо он скалывается меньше при таком положении ледобура.
Ледобур так, как на картинке у автора нужно вкручивать в мягкий и вязкий летний лед. Попытка так сделать зимой приведет к выкалыванию линзы. А вот зимой - под те же 90-100 градусов, но тупым углом.
В рекомендациях буржуев это (про тупой угол закручивания) можно увидеть, в тех методичках, которые обсуждают зимние восхождения, да еще, зачастую, по каскадам. Но кто ж читает всю статью, да? =))
Это я не сам придумал, просто лет сто назад, при старом еще туризме, мы испытывали с динамометром разные крючья в реальных условиях.
Есть книга вечно живого Хубера. Там много нового для нового туризма :)
Ну, я тут пытаюсь на элементарном уровне сопромата взывать к логике и физике, а вы предлагаете динамические модели разрушения рассматривать.)))
Пока работают гипотезы сопромата - ледобур работает на срез в чистом и незамутнённом виде. А разрушение в терминах сопромата описывается только в первом достаточно грубом приближении.
По величине - у того ледобура трубка тоньше и сам он короче. А заявлено, что держит 1500 кг. В отличие от современного, который и длиннее и витков резьбы больше и 1100. Что-то тут не складывается.
Стенд для испытания снаряжения был в Узунколе и там его считали единственным. Может хвастались - не знаю.
Тогда это будут характеристики серьги. Очень похоже.
Парень сильный, сможет))).
Летом это не критично. Зимой - важно.
да крутите, как хочется... =)))) Кто хотел, тот полезную инфу уже извлек.
Но хочу заметить, что в разработке абалаковского ледобура я принимал некоторое участие в качестве испытателя. В.М. давал мне различные варианты этого крюка, а мы их в горах использовали. В основном на вкручивание. Конструкция отработанного варианта приведена в книжке, о которой я упоминал. Потом появились самодельные и серийные конструкции, которые существенно отличались от отработанного варианта. Например, отсутствовала расточка крюка на небольшой конус. Это, чтобы легче выходил столбик выбуренного льда. В.М. долго бился над углом заточки коронки крюка. Три заходные кромки надо было рассверливать по специальному кондуктору под определенным углом. Этим достигалась значительное снижение усилия при закрутке крюка в натечный лед. В поздних конструкциях этого не было. Так что, возможно, мы обсуждаем разные крюки...
Нижний рисунок - измените. Нижний карабин оттяжки тупым углом вниз.
Это круто даже для меня.
Извиняюсь, а какая разница каким углом куда?
И вообще карабину на оттяжке абсолютно индифирентно, каким образом быть вщелкнутому, поскольку он будет лежать на льду
Работать удобнее, когда карабин развёрнут правильно.
1. уже отмечено выше - работать удобнее (здесь много о чём можно говорить, надо всё показывать и заставлять вас это делать вживую, иначе не поймёте - только ежедневными тренировками поймёте. Одно и тоже, казалось бы,можно делать 2 секунды если "удобно" и 2 минуты, если "не удобно" - тратишь времени в 2 раза меньше на обработку маршрута(оттяжка не 1 а пусть 15... посчитаете на практике). Тут ещё вопрос умеешь- не умеешь, хочешь-не хочешь узнать как лучше, но в любом случае - надо чтобы было безопасно.
2. меньше трение - следовательно ... делайте выводы самостоятельно
3. в случае винтовой муфты - она при работе(организация страховки в связке или группе) не раскручивается самостоятельно
Вообще-то этому всему лучше специально учиться на альп (тур) сборах, тренировках, соревнованиях, семинарах (в том числе судейских). И ни в коем случае не учиться по статьям "комментаторов без имени" из интернета (и после этого идти в горы...).
ничего не сказано про защиту буров от вытаивания, материал недоделанный, но спасибо за труды и беспокойство...
Лёд вытаивает ровно от того, что у металла ледоруба высокая теплопроводность и от контакта с тёплым воздухом он нагревается. Все остальные пути передачи энергии в данном случае менее критичны. На мой взгляд.
Ну и конечно фактор времени. Если у вас перила полдня висят, а в это время вокруг тает лед и ручейки бегут, тогда да могут быть проблемы.
Мораль - только перекручивание и контроль. =))
Но для подтверждения сегодня вечером положу гирьку 200 гр в морозилку, а завтра поставлю на лёд. Посмотрим, что с ним будет.)
Это рассуждение было бы справедливым, если бы не одно обстоятельство: под давлением конька мчащегося конькобежца лед таять не может. Профессор Б. В. Дерягин приводит следующие две причины.
1. При обычных скоростях конькобежцев лед сжимается коньками лишь на мгновение. За это мгновение тепло, необходимое для плавления льда в местах его соприкосновения с коньком, не успевает проникнуть в эти места и образовать на них водяную пленку. Подобная пленка успела бы возникнуть только в случае неподвижности или малой скорости конька. Отсюда, кстати сказать, вытекает, что с ростом быстроты конька скольжение должно уменьшаться, чего в действительности не наблюдается.
2. Микроскопические исследования показывают, что плоские предметы, как бы хорошо отполированы они ни были, соприкасаются при наложении их друг на друга не сплошь всей своей поверхностью, а лишь отдельными участками; под давлением на предметы площадь таких участков, то есть площадь соприкосновения, возрастает. Давление же, требуемое для нужного понижения температуры таяния льда под коньком, должно быть велико. Оно во много раз увеличило бы площадь соприкосновения между льдом и коньком. Следовательно, во столько же раз уменьшилось бы давление на квадратный миллиметр льда и водная прослойка между льдом и коньком не смогла бы образоваться. Более того, произошло бы еще худшее: в силу свойств льда конек увяз бы в нем!
Профессор Б. В. Дерягин отмечает, что действительную причину скольження тел по льду нашел советский инженер К. Б. Вайнберг: тепло, необходимое для образования водной прослойки между льдом и коньком, порождается трением. А это тепло не требует времени, чтобы дойти до точек соприкосновения льда с коньком, так как оно возникает в этих точках и, значит, действует мгновенно. Поэтому с ростом быстроты конька скольжение и не уменьшается.
И предлагаю вернуться к исходной постановке вопроса - плавится ли лед под давлением? Плавится.
В качестве упражнения можете посчитать, сколько Вы сумеете расплавить трением. Навскидку: с начальной скоростью 0.5м/с можно проехать 3-4м. Хватит расплава, чтобы покрыть неровности поверхности? Вряд-ли... Посчитайте...
"КРАЙНЕ МАЛА!!!" (с)
пруфлинк
Я ратую за одновременное действие давления плюс излучения.
=))) Вася, с меня пиво. И с тебя пиво. И вместе употребим, ага? =)
А вот омывается водой - это да, существенный фактор, о чем я писал уже тут.
В данном случае же надо скорее обсуждать как правильно пользоваться спусковухой "восьмёрка" (помню большие дебаты на Риске на похожую тему))).
Урок физики начальной школы - лёд тает под нагрузкой
Тает то он тает, только вот откуда возникает нагрузка на ледобур при штатном, т.е. без срывов, движении?
Это первый вопрос.
А второй вопрос, и он мне кажется более интересный, следующий.
Гипотеза о том, что ледуобуры вытаивают, сделана на основании того факта, что кто-то, при определенных обстоятельствах, вытаскивал (а не вывинчивал) ледобур изо льда.
Но давайте подумаем, а какова причина этого явления? Все почему-то сразу делают вывод, что причина вытаивание. Но есть еще одна причина –это бракованный ледобур.
Если режущая кромка заточена неправильно, то ледобур может не ввинчиваться в лед, как шуруп в дерево, а высверливать в нем отверстие, как сверло.
Причина может быть и в наклоне бороздок и в шаге бороздок и в их величине. Вобщем, неплохо бы провести эксперимент по выдергиванию только что ввинченных ледобуров. А вдруг они будут выскакивать сразу же после ввинчивания? Тогда вытаивание не при чем.
З.Ы. Ледобуры вытаивают - это не гипотеза, это практика.
2. По поводу закручивать ледобур до конца. Опасной является ситуация, когда ледобур закручен до конца, но ушком вверх и хочется сделать еще пол-оборота, чтобы ориентировать ушко вниз. Этого делать нельзя, так, как этим вы разрушите резьбу, которую сформировал бур в толще льда. Нужно "отмотать" назад пол-оборота, чтобы ориентировать ледобур. Лучше вообще не закручивать бур до полного упора с усилием.
UPD Тьфу ты, Егор, я сначала плюсанул, а потом посмотрел, кто автор. =))
Есть данные по глубине проникания в снежную толщу солнечной радиации?
Люди пишут, что свежий снег отражает до 90% солнечного света. Правда не конкретизируют относительно спектральных характеристик отражённого света.
Источник нашей мудрости - наш опыт,
А опыт - это глупости плоды! (с)
Вы попробуйте. Повесьте рядом как-нибудь, на том же Кавказе летом, в обычную, не слишком солнечную погоду, две веревки для верхней страховки. На одной станция с присыпанными бурами, а на другой - нет. И все увидите.
Егор совершенно прав - буры вытаивают практически с одинаковой скоростью. А контролировать и вовремя перекручивать их, когда они под снегом - труднее.
Второй вопрос - есть ли где-то данные по глубине проникновения ИИ в снег/лёд?
По второму - у меня нет, увы. Все вышеизложенное - опытный факт. Как физ-химик, могу лишь предположить, что оба края спектра будут важны - не только ИК, но и УФ, но точные данные вряд ли реально получить, из-за большого разнообразия и изменчивости среды...
А другие существенные условия? Насыщенность водой и т. п.?
Если вы правы, то полированный бур должен вытаивать не так быстро, как "обычный".
Про скорость - июнь месяц, Безенги, высота 2700-2900, солнца нет вообще (облака весь день). Период - час-полтора, две станции для верхней страховки (на трех точках), открытый ледник с небольшим кол-вом снега. Вытаяли одинаково (под снегом и без), два бура из трех я просто вытягивал вертикально вверх.
Про полированность - не могу сказать, у меня все они - полированные.
Наличие объяснения никак не влияет на необходимость проверять буры, но может помочь сделать так, чтобы они меньше вытаивали.
Да, что уж там - "активнее чем на солнце"
"Снег - хороший проводник солнечных лучей"- жалко что сам снег об этом не знает. Потому что немалый % всех без исключения лучей он отражает
Кроме того, в самой толще снега происходит его сублимация. А водяные пары уже хорошо поглощают инфракрасное излучение. Что со снегом при этом начинает происходить? Он тает и в действие с момента появления жидкой фазы вступают законы теплопередачи металл-жидкость. Кстати его, ИК -излучения в солнечном излучении в полдень около 50%( и только в иное время возрастает), так что и остальное излучение(ультрафиолет) надо учитывать.
Видимый свет льдом практически не поглощается, но задерживает весь ультрафиолет и большую часть инфракрасного излучения. В этих областях спектра лёд выглядит абсолютно чёрным.
О солнечном излучении
++Так точат коньки фигуристы, скорость от такой заточки только падает по сравнению с плоской заточкой. Конькобежцы точат только плоско.++
Черт, как это меня занесло на форум конькобежцев? Вроде я там и не регистрировался?
"Пить меньше надо, надо меньше пить!" :))