Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)))

Пишет Агаджанов Александр, 12.09.2013 11:25

Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


Сразу оговорюсь. Данный рассказ будет интересен и, возможно, полезен тем, кто собирает­ся в будущем совершить по горному узлу Матча, Памиро-Алай спортивный и не очень поход.
В рассказе довольно много букв, поэтому тем, кто не располагает большим объемом времени, возможно, будет полезнее почитать что-то другое с большим для себя КПД. Ибо я не Лев Толстой и даже рядом с ним не стою. Особой красочностью мой рассказ не обладает.

Собственно, сказ о том, как мы на Памиро-Алай сходили.
Идея нашего путешествия на Памиро-Алай зародилась еще в 2011 году. Тогда, вернувшись в августе с Алтайской четверки, я начал искать новый проект, в который мог бы включиться следующим летом. Оказалось, что есть человек (Ильичёв Виктор Витальевич, мастер спорта, спасатель международного класса), готовый повести спортивную группу в пя­терку на Памиро-Алай, на Матчу. Подготовительный процесс 2011-2012 года закончился в июне пониманием того, что никуда мы не поедем, так как группа стала рассыпаться человек за человеком. Было решено отложить наш проект до следующего года.

К весне 2013 года был уже определен состав группы, были распределены обязанности и начались сборы. На 30 июля были куплены билеты на самолет из Иркутска в г.Ош, Киргизия. Как и любое путешествие, наше началось с аэропорта. Предварительно у нашего перевозчика авиакомпании AirBishkek было получено разрешение на увеличение для группы нормы бес­платного багажа с 25 кг (с ручной кладью) до 40 кг. За что генеральному директору г-же Перелыгиной и всей авиакомпании AirBishkek огромное спасибо!! Сдав без проблем в багаж свои тяжелые рюкзаки, мы разместились в зале ожидания среди многочисленных киргизов, летящих домой.

Перелет прошел штатно. В иллюминатор самолета были видны горы, Иссык-Куль. Не тер­пелось попасть в горы, так как в иллюминаторе открывались красивые виды. Выйдя из само­лета, мы попали сразу же в 37 градусную жару. А местное время было уже 6 часов вечера. Подумалось о том, что же здесь бывает днем и что нам предстоит пережить, пока мы дойдем до первых ледников. Но трудностей мы не боялись, так как нас ждал красивый, довольно вы­сокий и технически сложный горный район. В аэропорту нас встретил сотрудник авиакомпа­нии Ташходжаев Шерзод. С его помощью мы быстро прошли паспортный контроль, получи­ли багаж. Его помощь оказалась кстати, так как иначе нас бы ждало часовое ожидание своей очереди в зале контроля без кондиционера. Шерзоду отдельное спасибо!

В аэропорту нас ждал сотрудник фирмы Баткен Трэвэл, который должен был с нами нахо­диться два дня на заезде и доставить нас в г. Баткен из г. Оша. Фирма предварительно сняла нам квартиру, оформила пропуск в пограничную зону. Заселившись в квартиру, мы поехали на базар поменять немного рублей на местные сомы. А после ужин в местном кафе, знаком­ство с местной кухней. Следующий день мы провели в закупках продуктов, фасовке, упаков­ке нашего груза в мешки. Большинство продуктов мы смогли купить, но оказалось несколько нюансов. Местные сырокопченые колбасы оказались не очень качественными по своим вку­совым качествам. Соль, как оказалась, была какой-то влажной уже в пачке, и потому, ориен­тируясь на вес пачки, мы купили ее мало. В связи с чем несколько дней жили без соли во вре­мя похода. Твердых сыров мы не нашли. Возможно, нас возили не по тем магазинам, или сыры у киргизов не особенно популярны.

На следующий день 1 августа нам предстоял по плану переезд из г. Ош в кишлак Зардалы, который находится на реке Ак-Тереке. От Зардалов должен был начаться наш маршрут. Наш путь до Зардалов был разбит на три кусочка. На микроавтобусе мы доехали до Баткена. Рас­считавшись с фирмой за услуги (трансфер туда и обратно, пропуска, ослы, квартира), мы пересели в другой микроавтобус и доехали до кишлака Раут (или Каинды), объезжая всякие узбекские анклавы. По дороге, конечно, впечатлила река Сох. Серая, полноводная, ворочаю­щая каменные глыбы по дну. Страшная река. Бродить такую речку не хотелось бы.

Из кишлака Раут мы должны были ехать в Зардалы на УАЗике «Буханка». Так нам обещал директор фирмы Баткен Тревэл Жунусбек Каразаков. В Рауте нас ждал небольшой сюрприз в виде обычного УАЗика на 4-5 человек. Мобильной связи в Рауте уже нет. Ближайший кишлак со связью - это Кан. Поэтому связаться с фирмой мы не могли. Потому пришлось решать во­прос самим. Так как за один рейс мы не могли доставить в Зардалы весь груз и 6 человек, пришлось заплатить за дополнительный рейс водителю 2500 сом.

Загрузившись втроем в уазик вместе с грузом, мы отправились в Зардалы. Наше ожидание того, что за час мы доедем до Зардалов, не оправдалось. По карте напрямую было всего ниче­го до Зардалов. Но дорога шла серпантинами по горным склонам с крутыми взлетами и спус­ками, петляла и виляла. После кишлака Дугман, который расположен на реке Калаймахмуд, начался самый тяжелый участок дороги. Дорога узкая, обрывается крутыми склонами. Мы ехали и набирали высоту десятками метров, пока не добрались до перевала Зардалы, н/к вы­сотой около 2700 м. Дальше был сброс высоты до 1700 м, на которой расположен наш ки­шлак. В итоге дорога заняла у нас 3-3,5 часа. Приехали мы в кишлак уже по темноте. Ра­зыскали дом местного жителя Тойчу Аке, которому должны были передать записку с 14 тыс сомов за 6 ослов. Переночевали у него в саду. Ночью было невероятно красивое звездное небо. Говорят, такое небо только здесь. Может быть и так :). Волновало нас, конечно, то, что наши ребята остались в другом кишлаке и ничего о нас не знают. Но связи с Раутом не было, потому эта ситуация никак не разрешилась. Огорчало нас также то, что мы потеряли один день, а он может пригодиться в горах.

Утром 2 августа водитель вместе с нашим парнем уехал в Раут за остальными участниками группы, а мы вдвоем с руководителем переговорили с Тойчу Аке о предстоящей двухдневной заброске груза по реке Ак-Терек под ледник Ак-Терек. После решили идти встречать ребят на перевал, так как водитель должен был их завезти только на перевал. Ребят благополучно доставили на перевал как раз к нашему приходу и все вместе мы спустились за пару часов в кишлак. Вечером сходили на пограничную заставу, пообщались с начальником. Ответили на его многочисленные вопросы и вернулись к ребятам.

Утром 3 августа подогнали 4 ишаков и 2 лошадей. Груз распределили по животным, увяза­ли, сделали памятные фотографии и двинулись в путь. Тропа шла левый орографическим бе­регом. Тропа хоженая. По ней гоняют в горы скот. Набрав по высоте около 300 м, мы вышли в более пологую часть долины реки АК-Терек. Далее тропа то ли была местами непроходима для лошадей и ишаков, то ли она круто обходила прижимы. Но в итоге мы переправлялись несколько раз через Ак-Терек самостоятельно и с помощью лошадей с одного берега на дру­гой и обратно. В итоге потеряв значительное время на переправах, мы оказались снова на ле­вом орографическом берегу реки. За день мы прошли по GPS примерно 25 км и останови­лись на ночевку недалеко от стрелки реки Ак-Терек и Тутек-Суу. Вечером был продол­жительный разговор с погонщиками, которые рвались домой. А нам нужно было их присут­ствие для еще одного дня заброски груза на гужевом транспорте по нашим договоренностям с фирмой. В итоге пришли к решению, что завтра они с нами до обеда, заносят груз под лед­ник Ак-Терек и сразу возвращаются домой.

На выходе из кишлака Зардалы
Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


На заходе по долине р. Ак-Терек
Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


4 августа вышли пораньше и через несколько часов достигли слияния рек Герез-Суу и Сары-Таш-Суу. Там переправились на правый орографический берег реки Герез-Суу. Задержались у чабанов, которые угощали нас лепешками, кефиром и сметаной. Долго сидеть у них не могли, так как надо было быстрее идти и отпускать погонщиков. Уже хорошо стал виден ледопад ледника Семский, соседнего с ледником Ак-Терек. Поблагодарив хлебосольных чабанов, мы пошли дальше. Тропа все также хорошо набита проходившим по ней скотом. Чабаны сказали, что наверху на реке Герез-Суу есть их скот, который сейчас на выпасе. Но во время общения с нашими погонщиками они утверждали, что наш гужевой транспорт по ним не пройдет. В итоге, поверив чабанам и уверениям наших погонщиков, мы согласились на то, что груз выгрузят возле языка ледника Семского. Еще час ходьбы и мы распрощались с нашими погонщиками, которые клятвенно заверяли нас о том, что «приезжайте в следующем году, мы вас под сам ледник Ак-Терек забросим, а сейчас некогда». Остальные полдня мы провели, передвигаясь челноком и занося груз. После обеда начал накрапывать небольшой дождик. Стоит отметить, что до этого дня никаких осадков не было, солнечно.

5 августа мы решили разнести заброски под наши перевалы Матча 1 2А и Кшемыш 2Б, а также посмотреть путь подъема на перевал Матча 1. Это первый перевал, который мы долж­ны были пройти в нашей горной пятерке.

Три человека пошли под один перевал, три под другой. Перебродили реку Герез-Суу. На ледник Ак-терек мы прошли через русло ручья и моренные валы. В последствии выбрали ме­нее энерго затратный путь по большой зеленой моренной насыпи, которая огибает ледник по­лукругом, выводя на левый орографический борт ледника. Ледник в нижней части открытый присутствуют трещины, ближе к перевалу есть перегиб ледника, который насыщен трещина­ми. Часть левого борта ледника закрытая. И на следующий день мы двигались по ней, так как правый борт засыпало периодически обваливающимся ледовым карнизом. Да и намеченный путь прохождения перевала также был глубоко справа по ходу движения. Занесли заброску под перевал, поднялись к скальному участку на склоне перевала, поглядели на нависающий карниз и пошли обратно в лагерь. Остальные ребята уже вернулись из под морен ледника Герез. Обратно бродить реку Герез-Суу нам троим было сложнее, вода поднялась к вечеру. Но место брода мы все же нашли.

6 августа утром оставили заброску рядом с местом лагеря на реке Герез-Суу, так как через 5-6 дней мы должны были вернуться сюда же, завершив наше акклиматизационное кольцо. Снова перебродив реку, мы поднялись по зеленой морене, обогнув по дуге ледник, и вышли на левый орографический борт ледника Ак-Терек. Забрали заброску и начали подъем справа по ходу на перевал. В нижней части имеется небольшой засыпанный бергшрунд. На перева­ле повесили две веревки перил. Первая веревка проходит по несложным скалам, вторая по снежно-ледовому склону. На перевал вышли в месте, где есть естественный проем в карнизе. С перевала открылся замечательный вид на огромный ледник Зеравшанский, на вершины Зе­равшанского и Туркестанского хребтов. Ледник впечатляет своими размера. Разделившись снова на тройки, часть группы понесла заброску по Зеравшанскому леднику, донеся ее до ме­ста слияния Зеравшанского ледника и ледника Мир-Амин, остальная часть группы пошла ставить лагерь в начале ледника Беленький и посмотреть путь прохода через этот ледник к перевалу Дарапиоз Восточный 2Б. По описаниям, ледник проходится левым орографическим бортом, но мы ночевали практически на правом борту ледника. Крюк делать не хотелось, да и после разведки создалось ощущение, что правым бортом мы сможем пройти к нашему следующему перевалу. К восьми часам вечера вернулись ребята с заброски. Вечером появи­лись первые предвестники того, что погода будет меняться.

Пер. Матча 1 (2А*)
Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


На пер. Матча 1 (2А*), вид на лед. Зеравшанский, Таджикистан
Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


7 августа утром было пасмурно, но без осадков. В связках лавируя между трещинами, раз­ломами и ледовыми котлами, найдя мосты, рубя ступени, мы прошли ледник Беленький. Только в одном месте пришлось повесить перила, уж больно крутоват был лед, а справа и слева было куда падать в разломы ледника. На перевале Дарапиоз Восточный повесили две веревки. Первая веревка снежно-ледовая. Крепили перила за скалы на скальной полке после льда. Вторая веревка скальная. Скалы простые, первый участник пролез налегке. Особую не­приятность доставили бергшрунды перевала. Пролезая первую веревку, первый участник по снежному мосту вылез с ледовым инструментом на верхний край первого бергшрунда, а остальные два бергшрунта облез слева по ходу движения. В итоге перила пролегали через все бергшрунды перевального взлета, а сделать станцию над первым бергшрундом для подъема участников и отдельно рюкзаков не было возможности. Был глубокий снег, до льда не доко­паться. В итоге один участник был на отдельных перилах на одном бергшрунде, другой на отдельных перилах на другом, третий на отдельных перилах на третьем. Двое на первой станции, шестой участник подвязывал рюкзаки. Таким образом совместными усилиями рюк­заки преодолели бергшрунды. Выйдя на перевал, группа пообедала. Во время обеда начал пробрасывать снежок. После обеда, снова связавшись мы пошли по леднику Дарапиоз в сто­рону перевала Айланыш 2Б. По описаниям, должна была быть мульда, в которой все группы обычно ночуют. Мы нашли мульду в 30 минутах ходьбы от перевала Айланыш. Подрубив льда и подровняв получившиеся площадки, поставили лагерь, стоять нам надо было здесь две ночи. И это были первые ночевки группы на высоте выше 4000 м. Погода к вечеру не улучшилась, села облачность и пик Игла периодически исчезал из нашего поля зрения.

Лед. Беленький, на подъеме к пер. Дарапиоз Вост. (2Б)
Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


Под бергшрундом пер. Дарапиоз Вост. (2Б)
Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


На следующий день 8 августа по плану мы собирались взойти на пик Игла по маршруту 2А с седловины перевала Айланыш 2Б. Место знаковое, сходятся три больших хребта Па­миро-Алая, Зеравшанский, Туркестанский, Алайский. Но погода внесла свои коррективы! Утро не предвещало улучшения погоды. Пробрасывал снег. На перевале был сильный ветер, низкая облачность. Пути подъема на Иглу не было видно. Прождав на седловине перевала Айланыш погоды несколько часов, развлекая себя игрой в игру «Данетки», по времени мы поняли, что на пик нам не успеть. Дождавшись небольшого просвета, мы сходили к месту на­чала спуска с перевала Айланыш в сторону ледника Айланыш, дабы наметить путь спуска с перевала. А после отправились в лагерь, не соло нахлебавшись. День был потерян из-за непо­годы. Теплилась надежда, что завтра погода будет лучше, мы налегке сходим на пик, а после спуска с пика на седловину перевала продолжим свой спуск к «зеленке». Тем более что к ве­черу более или менее разъяснило. Затеплилась надежда, как у жителей Средиземья в трило­гии Толкина :).

Наши надежды оправдались. Утром 9 августа с рюкзаками за полчаса мы поднялись на седловину перевала Айланыш 2Б. Оставив рюкзаки возле тура и одевшись потеплее, мы по­шли в связках на пик. Начало подъема представляло собой крутой снежный взлет крутизной 40-45 градусов. Приходилось рубить ступени. Шли с попеременной страховкой. Было много снежной работы: вытаптывание «лоханок», страховка через ледоруб. Бергшрунд в нижней части подъема обошли слева по ходу движения, после серии крутых участков примерно на высоте 4600 вышли на небольшое снежное плато, а с него поднялись к скалам. Скалы про­стые, сложностей не доставили. По скалам также двигались в связках, достигнув вершины пика. Высота 4760 м. На вершине места мало, вшестером мы кое-как на ней поместились. После были памятные фотографии на вершине и в предвершинной зоне пика. Облачность не сильно нас побаловала красивыми видами. Вершины Туркестанского и Зеравшанского хреб­тов то открывались, то снова закрывались облаками. Спустившись на седловину перевала Айланыш 2Б по пути подъема, мы решили пообедать перед продолжительным спуском по рваному леднику. К концу нашего обеда погода разыгралась, солнышко нас пригрело за те два дня, которые мы без него были. Погода наладилась. Появилась надежда, что циклон про­шел, непогоде конец и дальше все будет еще только лучше. Спуск с перевала мы совершали по большей части в связках, так как ледник был преимущественно закрытый. Лавируя между трещинами и разломами, первую часть спуска мы старались выйти с центра к левому орогра­фическому борту ледника. Мосты держали, мы старались на них сильно долго не задержи­ваться, шли с одновременной и попеременной страховкой. Первая ступень ледника закончи­лась большим выполаживанием, причем слева без трещин. Далее мы подошли к зоне выхода камней и скал. Слышался слева ручей и водопад. Продолжили спуск, все также держась лево­го борта, и вышли на открытую часть ледника, которая закончилась перегибом, а следова­тельно трещинами. Повесили полторы веревки перил, станции на ледобурах. С первой стан­ции последний участник уходил на «самовыверте» налегке. Остальные полверевки спускался с нижней страховкой. Нашей целью было попасть на боковую зеленую морену, которая была в описании и которую мы наблюдали во время спуска. Сойдя с ледника после дюльфера, мы спускались по осыпям, пересекая ручей, уходящий под ледник. Начинались сумерки, а мы только подходили к морене. Выйдя на гребень морены уже в темноте, мы обнаружили натоп­танную скотом тропу и при свете фонарей продолжили спуск, ища подходящее место для ночлега и воду. В итоге около 23 часов мы спустились с тропы к реке, попав на места выпаса скота. Итого за день мы набрали около 600 метров, а спустились с 4760 м на 2700, не дойдя полутора километров до кошей чабанов на слиянии рек Сары-Таш-Суу и Герез-Суу. День выдался трудный.

Возле вершины пика Игла
Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


Спуск с пер. Айланыш (2Б)
Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


После предыдущего напряженного дня с побудкой 10 августа не торопились. Встали часов в восемь утра. Спалось прекрасно: то ли из-за того, что намотались за предыдущий день, то ли из-за того, что высота 2700 м. Утром за полчаса дошли до коша чабанов. Мужчин уже не было: кто ушел вниз в кишлак, кто ушел вверх к скоту. Остались только женщины и дети. Встретила нас первой какая-то тетка в годах. Настелила возле коша каких-то одеял, вынесла угощения: курут, урюк, кефир, сметана, лепешки, чай. По-русски практически совсем не по­нимает. Пробовал с ней договориться о покупке 6 лепешек, но все тщетно, не понимает меня или я ее. А после тетка спросила, есть ли у нас доктор. Доктор у нас был, причем самый на­стоящий, с пятнадцатилетним стажем. У тетки были какие-то осложнения после простуды. Доктор ей выдал каких-то антибиотиков. Потом тетка привела какую-то девушку, у которой из уха шел гной. Ей доктор тоже дал какие-то таблетки и сказал свои рекомендации. В об­щем, доктор в горах оказался в почете у местных жителей. Оно и понятно. Ближайшая боль­ница в двух днях пути от коша. А лекарств у них никаких нет. За светской беседой с теткой (насколько это, конечно, возможно) она все поглядывала то на ботинки отдельных участни­ков, то на какое другое снаряжение. Видать, в надежде, что мы что-то ей оставим. Ботинки, палки мы явно не могли оставить. Задарил я ей свой «подштучник». Наевшись до отвала до­машней пищи, мы побрели по уже знакомой нам тропе по реке Герез-Суу к месту нашего лагеря напротив ледника Семского. Круг замкнулся.

Вообще, по плану сегодня у нас должна была быть дневка, но из-за потерянного одного дня благодаря непогоде дневка превратилась в полудневку. Погода стояла днем хорошая, по­явилась возможность для просушки и стирки. Готовился праздничный ужин: ведь группа прошла напряженное в части высоты акклиматизационное кольцо, в котором мы в основном набирали высоту, а сбрасывали мало, не считая последнего дня спуска с перевала Айланыш 2Б. На старте этого кольца было волнение относительно того, как мы себя будем чувствовать без сброса высоты тем более, что из шести участников только 2-е до этого похода были выше 4 км. Но все прошло относительно неплохо, наши опасения не оправдались.

Праздничные яства в виде торта «залипона», какой-то восточной вкусняшки, которую мы купили в Оше, компота и отварной фасоли был готов. Но погода решила нам его подмочить. Потому пришлось пировать всем в палатке. Всю ночь шел дождь, который прекратился толь­ко к утру, что нас не могло не радовать.

11 августа начиналась наша основная часть маршрута. Нам предстояло сегодня подняться по реке Герез-Суу, забрать заброску и выйти на седловину одностороннего перевала Кшемыш 2Б. С обеда погода начала портиться: шел дождь, то заряжая по-взрослому, то покрапывая. Периоды сильного дождя сидели на рюкзаках и пережидали под полиэтиленом. А под поли­этиленом от дыхания тепло, аж выходить не хотелось. Шли мы весь день тяжеловато. Сказы­валось то, что мы не успели восстановиться после спуска с Айланыша, а также потяжелели рюкзаки после того, как мы забрали заброску. В итоге несмотря на непогоду и усталость к шести часам мы вышли на седловину перевала, преодолев небольшой полуоткрытый леднич­ок по левому орографическому борту. Трещин на леднике практически не было. Только и успели поставить платки на седловине перевала, как пошел снег с дождем. И вот тут мы по­пали, как говорится.

Всю ночь, день12 и 13 августа, а также ночь 14 августа шел снег, град, дождь или все вме­сте. Временами были короткие просветы в погоде, солнце начинало так пригревать, что в па­латке становилось очень жарко. Мы даже выглядывали из палаток в надежде, что погода на­ладится, но погода решила подержать нас на этом перевале. Спускаться с перевала на ледник Кшемыш мы не могли по соображениям безопасности. Перевал камнеопасен, к тому же снега выпало достаточно много и со склонов близлежащих вершин и перевала полетели лавины. В итоге три ночи мы провели на высоте выше 4 км. От томительного ожидания и скуки спасали себя откапыванием палаток, разгадыванием сканвордов, чтением книг, игрой в карты в «бе­шеного». Игре нас научил наш много опытный руководитель. В последний день отсидки мы только и успели, что в короткое погодное окно повесить с перевала одну веревку перил и сде­лать одну станцию.

Непогода на перевале Кшемыш (2Б)
Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


Утро 14 августа встретило нас морозцем, ярким восходом солнца. Погода стабилизирова­лась. И снова у «жителей Средиземья» затеплилась надежда, что все будет хорошо с погодой.

Собравшись, начали спуск. Провесили 3,5 веревки скальных перил от седловины и вышли на снежно-ледовый склон. По описаниям видимо из соображений безопасности перед выхо­дом со скал нужно по горизонтальной полке на одну веревку траверсом уйти вправо по ходу движения. Но мы этого делать не стали. Все было засыпано большим слоем снега. Ни одного камня утром не упало. Истину сказал наш руководитель: все относительно — потеряли из-за снегопада два дня, но перевал прошли без камней. В чем-то плохо, в чем-то хорошо.

Спуск с пер. Кшемыш (2Б)
Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


После схода со скал двигались в связке с попеременной страховкой и одновременной около 200 м. До льда не докопаться. Лед появился лишь возле нижнего бергшрунда. Верхний мы и не заметили, был сильно засыпан. У нижнего бергшрунда был мост, по которому мы и спу­стились. Выйдя на приличное и безопасное расстояние от перевала, встали на обед. Погода расходилась, весь белый от снега цирк ледника Кшемыш буквально плавил нас своим отра­жением. Наступила жара, снег на леднике раскисал, потекли ручьи. Пока мы обедали, на перевале полетели камни, в том числе и в том месте, где мы спускались. Заметили мы это только благодаря появившимся на снежном склоне перевала траекториям-линиям падения камней. После обеда мы пересекли в связках ледник Кшемыш, вышли на его левый орогра­фический борт и далее поднялись на морену справа по ходу движения. На ней нашли готовые стоянки возле воды и стали на ночлег. С места ночевки был виден наш следующий перевал Щуровского 1Б или 2А (кто как считает).

15 августа мы вышли на перевал Щуровского. Преодолели в связках взлобок ледника, обо­шли трещины по мостам, по снежнику поднялись к скалам перевала. По описанию скалы простые, состоят из серии полок с простым лазанием. Пройти его можно без страховки и пе­рил, но мы решили не рисковать и повесили таки одну веревку до самой седловины перевала. С перевала был виден наш следующий перевал ОПТЭ 3А 4540 м.

Спустившись в связках на закрытый ледник Щуровского, пошли его правым орографиче­ским бортом с расчетом выйти к боковой морене по ходу справа. Выйдя на морену, пообеда­ли. С места обеда начали просматривать в бинокль наш следующий перевал, наметили путь подъема. Перевал односторонний и подниматься нам предстояло по определяющей стороне. После обеда спустились с морены на зачехленную часть ледника. Встали на ночлег перед на­чалом взлета, который ведет в цирк перевала ОПТЭ.

На следующий день 16 августа был такой план действий. Трое идут посмотреть, понаблю­дать за перевалом и провесить несколько веревок подъема. Двое несут заброску под озеро возле морены ледника Долгожданный. Один человек остается в лагере и готовит обед к обозначенному времени. После обеда все вместе со своим скарбом уходим под перевал.

Решили проходить перевал справа по ходу рядом с нависающим карнизом. Вся левая сто­рона перевального взлета коричневая от камней, хоть и положе, но идти по ней крайне опас­но. За 1 час 20 мин мы поднялись по леднику, состоящему из серии взлетов и выполажива­ний справа по ходу движения под начало перевального взлета перевала. Наметили место сегодняшней ночевки. Примерно на высоте 4200 м есть что-то, типа мульды. Мы решили, что заночуем сегодня на дальнем ледовом гребешке, отделенные от перевала мульдой. Если что-то и полетит, то попадет в мульду и нас не заденет.

Далее начали подъем на перевал. Шли и утаптывали ступени до бергшрунда, чтобы завтра как по эскалатору подняться под берг. Срубив немного верхний край бергшрунда и утоптав снежный мост, начали подъем налегке. Первый участник быстро пролез с ледовым инстру­ментом бергшрунд. Первая веревка проходила по снежно-ледовому склону со страховкой че­рез ледобуры. В конце веревки вышли на скальную полку, на которой оказался чей-то остав­ленный лепесток. Станция делалась на скалах при помощи крючьев. Вторая веревка была снежная. До льда не докопаться. Пришлось лезть без единой точки страховки, в верхней ча­сти веревки под снегом ощущаются скалы. Началось некое подобие микстового лазания (лед, снег, скалы) с ледовым инструментом. Веревка была закреплена на очередном выходе скал за выступ. На этом обработка закончилась. Мы спустились в лагерь. Ребята с заброски уже как два часа назад вернулись. Пообедали и начали собираться. Снова погода испортилась, и по­шел снег. По плану мы должны были выдвигаться под перевал, но прийти под перевал мо­крыми не хотелось, пришлось ждать окончания непогоды. Вот тут и наступил переломный момент нашего похода. Некоторые участники начали высказываться о том, что с такой неста­бильной непогодой, даже и преодолев перевал ОПТЭ, мы можем зависнуть где-то на участке лед. Скачкова — лед. Зеравшанский — лед. Толстого — пер. Долгожданный 3А. Были поте­ряны день на заезде, два дня на перевале Кшемыш из-за непогоды. У нас и так оставалось времени впритык до вылета. А тут еще погода каждый день устраивает новые сюрпризы. Не­которые участники никак не могли опаздывать на самолет. Ибо у них могли возникнуть проблемы на работе. Оценив риск, поискав варианты сокращения маршрута или экономии времени, мы поняли, что быстрее мы этот участок никак не пройдем, а после этого участка особо нигде нагнать время не сможем. Выходить в Ворух вместо Раут (Каинды) мы не риск­нули. Это ведь таджикский анклав, и наверняка, нужно было иметь какие-то особые разреши­тельные документы, чтобы оказаться на его территории. Иначе могут возникнуть проблемы. Поэтому коллегиально решили сходить на перевал ОПТЭ радиально для опыта и спуститься к заброске на озере правой морены ледника Долгожданный. На леднике Зерав­шанском пропа­дает наша заброска. К ней мы уже никак не выйдем.

Непогода закончилась часам к шести вечера. Настроение было не ахти какое. Пятерка «на­крывается».
Утром 17 августа погода располагает, солнечно. На перевал мы отправились вчетвером, а двое отправились с палатками к заброске устанавливать лагерь и ждать нас. Поднявшись по своим следам по леднику и зажумарив две обледенелые веревки, мы оказались втроем на вто­рой станции. Руководитель группы почувствовал недомогание и остался под перевалом на­блюдать за нашей работой в бинокль. Третья веревка перил особо ничем не отличалась от второй по сложности. Все тот же снег с выходами скал. Пришлось лезть зигзагами от одного скального выхода до следующего, чтобы закрепить как-то веревки при помощи крючьев на рельефе. Станцию делали из основной веревки, обвязав огромный камень. Четвертая веревка выводила уже на седловину перевала. Первая ее часть пролегала по простым скалам, а дальше крутой снежный склон, который справа по ходу движения заканчивается карнизом. В месте выхода группы на седловину карниза не было. Оставив в туре свою записку и забрав чужую, мы начали спуск. Спуск произвели примерно за полтора часа. Где-то оставляли петли, где-то оставляли крючья. После спуска были поздравления от руководителя: ведь это наш первый пройденный перевал 3А.

Под пер. ОПТЭ (3А)
Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


На седловине пер. ОПТЭ (3А), вид на лед. Скачкова, Таджикистан
Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


Из-под перевала мы спустились на место ночевки. Забрали свои вещи и пошли на озеро. По пути особых препятствий не было. Спустились по зачехленному леднику Щуровского, пересекли открытый ледник Долгожданный, поднялись на морену левого борта ледника и оказались на озере. На озере есть удобные стоянки.

Половину следующего дня (18 августа) мы спускались по леднику Щуровского и к обеду вышли к кошу чабанов на правом орографическом берегу реки Джиптык. Там и решили зано­чевать.

Следующий день (19 августа) мы набрали по высоте 1 км, преодолев перевал Бирксу 1Б 4300 м, и сбросили более двух километров по высоте. Тот еще денек получился. В итоге но­чевали мы в небольшом поселении местных киргизов на слиянии рек Бирксу и Кшемыш. По­годка в этот день снова нас не баловала. После выхода в 11 часов на седловину перевала Бирксу повалил снег, а ниже дождь. Дождь шел с небольшими перерывами, временами то усиливался, то утихал. Обед мы варили под полиэтиленом, пережидая очередной заряд. Вече­ром местные жители угостили нас урюком и лепешками. Здесь есть уже грунтовая автомо­бильная дорога, ведущая в Ворух. Видно, что дорога часто используется.

Лед. Щуровского и его пики
Этим летом на Памиро-Алае... было снежно)), Горный туризм, ильичев виктор витальевич, сборная команда иркутска, матча, непогода, памиро-алай, пятерка горная)


На следующее утро мы решили изменить свой маршрут. Предполагалось ранее, что мы должны выйти через озеро Каракель-Катта и перевал Курдактыр н/к на реку Калаймахмуд, а по ней дойти до кишлака Дугман, где нас должен был ждать 24 августа водитель УАЗа. Но планы наши изменились, выходили мы раньше. Поэтому мы решили выйти сразу в кишлак Раут (Каинды), то беж в соседнюю с Калаймахмудом долину. Нам предстояло зайти по долине Чийле, перевалить через некатегорийный перевал высотой 2900 в долину реки Суссулак, преодолеть два некатегорийных перевала Четын и Раут. Оба высотой около 3200 м. По дороге мы проходили мимо многочисленных кошей чабанов, которые угощали нас курутом, кефиром, молоком, сметаной. Хочется отдельно сказать, что в долине Чийле воды после кошей нет. Поэтому три-четыре часа пришлось идти на яблоках, которыми нас угостили местные. Следующая вода была уже в долине Суссулак.

Путь с р. Бирксу до кишлака Раут занял у нас два дня. Особо мы уже никуда не торопились. Теперь времени было достаточно.

Погода до самого последней минуты похода не давала нам покоя. Уже идя по вытянутому в длину на несколько километров кишлаку Раут (Каинды), мы вынуждены были стоять под деревом и пережидать дождь.

Из кишлака мы съездили с водителем УАЗа в кишлак Кан, в котором есть сотовая связь. Отзвонились фирме, договорились об обратном трансфере.

Утром 22 августа мы уже ехали в г. Баткен. В Баткене мы встретились с хозяином фирмы БаткенТревэл Жунусбеком Каразаковым. Я подробно рассказал ему о всех тех казусах, кото­рый случились у нас на заезде и на заходе в первые два дня. Также Жунусбеку была предъяв­лена претензия на 8 тыс. сом. Группа понесла неоправданные или излишние траты из-за недоработок и недочетов в работе фирмы БаткенТревэл. Претензия была без лишних слов удовлетворена в полном объеме. Также были принесены глубочайшие извинения. О некото­рых фактах хозяин фирмы слышал от нас впервые. Он был в полной уверенности, что увез нас в кишлак Зардалы УАЗ «Буханка». Подвели его свои же земляки.

Говорить о том, что мы не прошли свой маршрут из-за недочетов в деятельности фирмы, мы не можем. Да это было бы и нечестно. Даже если бы мы не потеряли день на заезде, то потеряли бы его где-нибудь из-за непогоды в «отсидке». А наше решение не идти на Зерав­шанский ледник к заброске и брать перевал Долгожданный 3А еще больше подтвердилось в своей правильности. Погода после «переломного» дня все время была нестабильная, были осадки, небо над Туркестанским хребтом по большей части было затянуто и скорее всего мы бы где-нибудь на другой стороне хребта «встряли» бы со всеми вытекающими последствия­ми.

Вообще, для нас было полной неожиданностью такая погода. Мы ехали в Киргизию с пол­ной уверенностью, что погода здесь стабильная в августе и преимущественно без осадков. Наша уверенность сложилась из многочисленных отчетов, которые мы читали до похода по нашему району, а также из рассказов нашего руководителя, который был в 80-х годах в трех походах по Матче в то же время, что и мы в этот раз. Наши предположения о погоде косвенно подтвердили и местные жители. Какая-то аномалия, не иначе.

Оставшиеся 4 дня до нашего вылета в Иркутск мы провели в городе Ош. Посвятили их отдыху, изучению города, базарам, музеям, какие есть в городе. Во время регистрации в оформлении багажа 27 августа нам все также помог Ташходжаев Шерзод, представитель авиакомпании AirBishkek. В итоге, на обратном пути, мы за перегруз также ничего не плати­ли,хотя отдельные сотрудники аэропорта порывались получить чего-нибудь за наш тяжелый багаж. Выйдя из самолета в Иркутске мы почувствовали двойное облегчение: мы оказались на родной земле, и на улице температура была всего лишь +17 :). Круг снова замкнулся.

Рассказ подходит к концу, и пора подводить итоги, делать выводы. Пятерку мы не прошли, получилась всего лишь четверка. А она была такой долгожданной для отдельных участников группы, эта пятерка Несмотря на это, все же очередную порцию походного опыта мы получи­ли. Мы посмотрели красивый, высокий и достаточно технически сложный горный район. Те­перь мы знаем один из заездов в этот горный район, знаем теперь людей на этом заезде. Большинство групп, судя по отчетам, в последние годы заезжают через кишлак Ворух и захо­дят на Матчу через Туркестанский хребет. Мы же посмотрели альтернативный заезд и заход через Алайский хребет. Мы посотрудничали с фирмой БаткенТревэл. О деятельности фирмы можно сказать следующее: судя по рекомендациям, которые мы получили от клуба «Планета Земля», г. Ростов-на-Дону, нам предстояло работать с партнером, выполняющим свои обяза­тельства на 100 %. Свои обязательства фирма в этот раз на 100% не выполнила. Я бы оценил % выполнения как 90. Сказалось то, что мы работали на новом для фирмы направлении, а все что новое — сразу не будет идеально. Требуется время на отладку и устранение недочетов. Через Зардалы фирма никого никогда не завозили. Та же группа клуба «Планета Земля» из Ростова-на-Дону в 2011 году заезжала через Ворух. Через Ворух фирма завозит регулярно альпинистов в горы Памиро-Алая. Там все отработано и налажено. Но что важно! Фирма го­това нести финансовую ответственность за свои недочеты в работе. А также фирма готова до конца нести свои обязательства: 27 августа в пять утра нас ждала маршрутка в аэропорт, ор­ганизованная фирмой, хотя фирма сама находится в Баткене. Можно было нас кинуть. В Бат­кен ведь мы не поедем разбираться. Поэтому считаю, что работать с фирмой БаткенТревэл и Жунусбеком Каразаковым можно.

P.S.: Мы хотим сказать слова благодарности всем тем, кто нам помогал, нас поддержи­вал: Авиакомпания AirBishkek; Москвитин Николай Николаевич, Иркутск; Таранцева Елена, Ростов-на-Дону, тур. клуб «Планета Земля», Колесников Александр, Нижний Новгород. Спа­сибо за вашу помощь и содействие!

Состав группы:
Ильичёв Виктор Витальевич (рук)
Агаджанов Александр
Корбатов Андрей
Вотто Илья
Гаджиева Эльмира
Янущак Евгений

116


Комментарии:
1
Жаль, что фотографии не подписаны! Но, пер.Кшемыш я узнал, не смотря на то, что у вас он сильно заснеженный, а мы проходили его в далеком 1988 году. Но, на подъем сложную часть. А можно узнать калькуляцию похода? Скажем, в долларах США.

Обошлась поездка примерно в 35-40 тыс. рублей. В принципе, можно и в меньшую сумму уложиться.

0
Это с самолётом или без?


Учел ваше пожелание по поводу фотографий)

2
спасибо за информацию и хороший рассказ

welcome!

1
Спасибо, прочитал с удовольствием. А мы, помню, Долгожданный прошли. Дело было аж в 1980 году. Очень хороший перевал, тоже односторонний. Лезли на него по вполне приличным скалам, кажется со стороны ледника Толстого, если память не изменяет. Очень сильно сыпало. Эх, ностальЖЫ.

Да, мы тоже хотели его пройти по тем самым скалам на подъем, да не сложилось:)

>>> А мы, помню, Долгожданный прошли. ... Очень хороший перевал, тоже односторонний. Лезли на него по вполне приличным скалам, кажется со стороны ледника Толстого, если память не изменяет. Очень сильно сыпало.

Насчёт "очень хороший перевал" - НЕ НАДО.
Перевал опасный. Склон на л.Толстого сильно разрушен. Сами же пишете "очень сильно сыпало".
Рядом есть параллельный пер.Королёва (2-Б).

2
Скажите, а что у вас было с весом раскладки и общественного снаряжения? Прочитав про 40-кг рюкзаки в самолёте, подумал, что вы всё из Иркутска везли. А на деле (если я правильно понял) раскладку в Оше закупали...
Кстати, нормальную сырокопчёную колбасу и сыр в Азии искать бесполезно (это не только Оша касается) - всегда привозим их с собой (+ сублимированное мясо). Остальное купить на месте, как правило, не проблема.

На самом деле, вес был меньше. Мы старались уложиться в 32 кг, чтобы уж сильно не наглеть. Из Иркутска везли большинство мясных изделий. И снаряжения у нас было больше, чем обычно. А 40 кг - это авиакомпания в своем официальном письме дала разрешение на такой вес. Мы просили килограмм 30:)

0
Ага, понятно. Но соответственно за столь щедрую уступку по весу авиакомпания попросила их на фото прорекламировать, правильно? :))


0
Наверно 40кг это разрешенный вес бесплатного провоза багажа, а какой вес рюкзаков не указывается.
уже ответили.

0
Спасибо за рассказ! А карту с треком нельзя ли опубликовать?

Такой материал есть только у нашего оператора GPS. Наверное, чуть позже можно будет карту с треком выложить или отправить Вам на e-mail.

0
мы были в июле, пурговали всего пару дней, а в августе да-а-а, говорят было весело!

Кстати, снимали записки двух белорусских групп с перевала Кшемыш, которые ходили в августе в этом районе. Этот район в Белоруссии, видать, популярен:)

1
Дмитрий рассказал мне немного про свой маршрут, а вот вторая белорусская группа остаётся загадкой. Не подкинете их контакты?

Кстати, Александр, большое спасибо за статью. Лучше ведь поздно, чем никогда :) Из неё я узнал про Жунусбека, посмотрел его фотогалерею и затем укрепился в намерении сходить на Туркестанский. Вот и сходили зимой, впечатления очень яркие.

0
Приятно видеть знакомые места))) в 2008 ходили и ОПТЭ и Кшемыш. ОПТЭ прошли сильно левее классики, по скалам 5 или 6 веревок, не помню уже. Кшемыш был на выходе и с артиллерийским расстрелом ))) И погода была совершенно другой.
Про Ворух - все верно, проверить документы пытаются обычно ниже, вопрос решается небольшой (рублей 40 :)))) суммой.

Я читал один отчет, как московскую группу, заезжавшую через Ворух, снимали с маршрута погранцы на Джиптыке за то, что они не поставили отметки в документах на каком-то международном КПП по пути в кишлак. Не хотелось проблем и нервов:)
http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2010sm4/dzyptyk.html

1
Не поэтому их снимали. Там другая специфика. Командир заставы в Ворухе Бахтияр - обычный бандит. А владелец многих разных (только по названию) турфирм в Таджикистане Садулло Хасанов - обычный жулик. Сочетание таких двух личностей обычно дает очень "яркий" результат.


0
Жалко, пятёрка накрылась! Но этим летом, судя по отчётам, аномальная непогода от Кавказа до Ц.Тянь-Шаня.А Матча очень спортивный район. Но раньше мы всегда заезжали с Воруха. Это оптимально с точки зрения организации забросок. Но тогда не было границ... А сейчас...

1
А сейчас чтобы не заниматься пограползаньями с юга или востока из таджикии, хотя если глубоко с киргизию спускаться - могут словить.

В Зардалах есть погран. застава. Выходя на маршрут, видели возвращающихся из дозора нескольких солдат. Так что по Ак-Тереку можно встретить пограничников. Да и начальник заставы говорил, что они иной раз по Герез-Суу высоко поднимаются, чуть ли не под ледники.

0
А вы ОПТЭ шли именно по старому варианту? Последние годы его часто ходят как 2Б - этот вариант безопаснее.
На Кшемыше вам погода сильно помогла. Вообще, его обычно намного безопаснее ходить именно в этом направлении.

Сложно сказать относительно старого варианта. Наш руководитель ходил этот перевал в 80-х и сказал, что они его именно так и проходили. Линию нашего восхождения на перевал прилагаю

А вот ближе фотография

0
Да, это старый вариант, насколько я могу разобрать при таком снеге. Новый должен быть левее.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru