Очередное соло.
Всё начиналось утром на стоянке у озера Каракёль в Теберде, где мы ночевали после завершения маршрута 3 к.с. Проснувшись, быстро собираюсь, так как заказанная машина уже ждёт. Часть группы сегодня уезжает по домам, часть в Сванетию, а я в одиночный поход.
Нитка пройденного маршрута:
Дол. р. Гедейж – пер. Гедейж (1А) – Муруджинское озеро – радиальные выходы на пер. Межозёрный (1А) и пер. Панорама зап. (1Б) – дол. р. Уллу-Муруджу – пер. Назалыкол (1А) – дол. р. Назалыкол – ледник Назалыкол – пер. Назлы-Рынджи (1Б) – дол. р. Даут – пер. Искровцев (1Б) – дол. р. Трёхозёрной – радиал. выход на пер. Уллукёль зап. (по1А) – пер. Длинная осыпь + Уллукёль вост. (1А) – оз. Уллу-Кёль – радиальные выходы на пер. Дырявый (1Б), пер. Локомотивцев (1Б) – дол. р. Кичкинекол Уллукёльский – дол. р. Учкулан – пос. Учкулан.
День первый. Наш доктор (профессиональный хирург) в ультимативной форме предлагает перед расставанием зайти в магазин…. Пришлось с ним «слегонца подлечиться» коньячком и ещё принять в дар 0,5 л. Я попытался «отмазаться», но не получилось :). В приподнятом настроении распрощался с товарищами и поехал к ущелью Гедейж. Народ, никогда не начинайте так свои маршруты!
Выхожу прямо у потока, пересекающего шоссе. Сразу ухожу в лес. Решаю не искать начала тропинки, которая якобы должна быть по некоторым отчётам, а ломиться сразу вверх по склону «в лоб», типа, «я же щаз танк!». Перехожу речку и, по густому лесу левого по ходу склона, начинаю подъём серпантином по пропадающим еле заметным тропкам. Тропки все подходят к обрывам и заканчиваются. Обхожу их снизу, в результате чего выхожу к речке. Попробовав пару сотен метров продраться сквозь сплошные завалы из глыб, брёвен и густой колючей травы, принимаю решение снова лезть выше и искать проход по склону. Кое-как полочками поднимаюсь на скалистый левый по ходу борт долины и пробую пройти выше русла метров на 70-100. По отчётам знаю, что скальные склоны сухие до самого расширения и выполаживания долины, потому набираю 1,5 л воды перед уходом от русла. Выбор пути у меня в том месте был не большой, так как и снизу и сверху путь преграждали обрывы. Шёл по небольшим полкам примерно на одном уровне. Но, вскоре эти полки сошлись в одну, а потом та стала совсем узкой и, после небольшого скального кулуарчика сузилась до 0,5 м и ограничилась сверху скальным карнизом так, что можно было передвигаться только на четвереньках. Ну, думаю «если козлы здесь смогли проскочить, авось и у меня как-нить получится». Ага, щаЗЗЗ! Пролез по этой нависающей над обрывом полке несколько метров за поворот, а она внезапно кончилась отвесным обрывом этажей на 10! В тот момент я проклял всю эту долину в первый раз, а заодно и себя-дурака, который попёрся в эту «прекрасную» заповедную долину. Цепляясь рюкзаком за верхний карниз, как рак попятился на четвереньках обратно. Выходить назад и искать обход сверху было очень долго, потому я с интересом осмотрел тот маленький скальный кулуарчик, который уходил вверх метров на 50-70, а дальше не просматривался. Следовательно, там есть какая-то площадка или выполаживание. Уклон был градусов 50-60, но зацепы видны, не так уж и страшно. Полез.
Подъём оказался длиннее, чем мне казалось. Понял это, когда посмотрел вниз. Когда вылез за перегиб, то увидел, что никакой площадки там нет, а просто участок выполаживания, а выше снова скальный кулуар ещё большей крутизны, почти отвесный…. Но, в этом месте всё же была возможность выйти из кулуара на склон, что я с трудом, но сделал. Жара, духота, колючки, мошки и постоянное напряжение начинали доставать. Вода в бутылке быстро убывала. Прокарабкавшись снова по скалисто-травянистым полкам с редкими деревьями, но множеством колючек, в очередной раз попадаю в зажимы скал сверху и снизу, подхожу к окончанию полки и вижу почти отвесный обрыв этажей в 15. Возвращаться нет ни малейшего желания. За поворотом обрыва вижу русло какого-то ручья, довольно полноводного (странно, а по отчётам воды нет). Понимаю, что иду совсем не там, где ходят другие («мы не ищем неприятностей, они сами нас находят!»). Действие «анаболика» давно кончилось, потому на героизм не тянет, особенно, когда смотришь вниз…. Снова в голове одни проклятия долины и себя, но надо идти дальше. По мизерным выбоинам и зацепкам пролезаю отвесный участок в несколько метров («Главное, не смотреть вниз и не думать о том, что будет, если оступлюсь! Нафиг эти мысли! Всё будет покайфу!»), добравшись до приемлемой полки, скидываю рюкзак, достаю подаренный коньяк и делаю глоток. «Вах, полегчало», напряжение снято! Глядя на этот большой кулуар, сплошь заросший карликовыми берёзами вперемешку с папоротником, понимаю, почему этот ручей никто не встречал…. Он стекает водопадиком с верхнего обрыва, вытикая из-под нависающего куска дёрна и уходит ниже в обрыв и под осыпь, которая под обрывом. Вероятно, все проходят этот участок гораздо выше. Продираюсь через этот карликовый лес к руслу, с трудом добираюсь до воды и напиваюсь вдоволь, набирая полную бутылку «ну, теперь до выхода из зоны леса должно хватить». После пересечения этого кулуара полки стали чуть положе, лес гуще, трава выше, уже начали попадаться осыпи. Скоро в просветах начало показываться и выполаживание, расширение долины. Высокотравье всё вдоль и поперёк изрезано медвежьими тропами, со свежими следами пребывания и лежанками. Умотанный до предела, прорываюсь сквозь высоченную траву и валуны к руслу и вдоль него выхожу, наконец, к древним моренам, из-под которых вытекают истоки речки Гедейж. Забираюсь на морену, где нахожу прекрасные места под палатку и бросаю рюкзак. «Ох, ЯМАН!!! Ну и каньончик! 9 часов мощного ломилова в скальных лабиринтах!». Немного отдохнув, вынимаю котелок, беру бутылку и за водой. Поставив палатку и приготовив ужин, уже в сумерках, наконец, замечаю окружающие красоты, «Ляпота! А вот интересно, медведь ночью в гости придёт? Если придёт, то коньяком его угощу :)».
День второй. Спал хорошо, никто ночью в гости не пришёл. Утро было солнечным, пейзажи чудесны! Жизнь налаживалась :). Сбегав за водой, позавтракавши и собравшись, выхожу. После вчерашних 10-ти часовых непрерывных боёв с обрывами, скальными тисками, буреломами, высокотравьем, сегодняшний моренный рельеф показался мне сказкой! Прыгать по камням и альпийским лужайкам, это же так классненько! Скоро впереди показалась осыпная долина перевала Гедейж. Легко захожу на него, кидаю рюкзак и фотографирую окрестности.
Спускаюсь к озеру, нахожу прекрасные стоянки, где и располагаюсь. Первоначально думал сразу спуститься в долину Уллу-Муруджу, но красота озера меня пленила, потому сказал спуску «танунафик, успею». Решаю сделать пару радиалок на близлежащие перевалы. Сначала сбегал на Межозёрный, полюбовался вторым Муруджинским озером, пофоткал, а потом и на пер. Панорама Западный, откуда полюбовался вершинами и ледниками ГКХ.
Остаток дня отдыхал, купался, загорал, отгонял туров, которые толпой окружили лагерь.
День третий. Погода с утра снова радует солнцем. Собираюсь, напоследок ещё раз любуюсь красотой озера и по травянисто-осыпному склону спускаюсь к нижним маленьким двум озерцам с изумрудной водой. От них по «бараньим лбам», ниже по осыпи, кустам и высокотравью, до тропинки, которая идёт вдоль реки. В этом месте речка довольно глубокая, но не бурная, прозрачная. Выбираю место глубиной по пояс и переправляюсь.
После поднимаюсь на перевал Назалыкол по травянисто-осыпному с островками леса склону вдоль ручья. На этом перевале ещё есть связь «Мегафон». Любуюсь панорамами, фотографирую и вниз, в долину Назалыкол.
По снежнику спускаюсь на осыпь, потом на мощные «бараньи лбы», на которых и ставлю палатку. Немного прогулялся по окрестностям, понаблюдал за стадом туров, подумал «о вечном» и лёг спать.
День четвёртый. Солнечно. «Ну, что, первый перевал с закрытым ледником меня уже заждался, наверное? А раз так, то надо скорее на него ломиться!». Спускаюсь со «лбов» на морены и подхожу к языку ледника Назалыкол. Захожу на открытый язык, усеянный обломками скальной породы. В месте выполаживания ледника начинают попадаться трещины, а ледник из открытого переходит в закрытый. Мне эти трещины на вид совсем не понравились (ну, не воспылал я к ним любовью, что же поделаешь?), потому решил по дуге подойти к правому по ходу склону, где толщина снежного покрова была значительно толще, а вероятность провалиться стремилась к нолю. Без проблем дошёл до осыпной седловины перевала Назлы-Рынджи, сфотографировал окрестности и начал спуск по осыпи в долину Даут, к большому, красивому озеру.
Искупавшись в нём и перекусив, спустился почти до слияния речек Рынджи и Даут. Здесь уже пасутся стада коров и табуны лошадей. Перехожу чистую, прозрачную Рынджи и подхожу к бурной, мутной Даут. «Танки грязи не боятся!» Найдя место, где русло раздваивается, с трудом переправляюсь и останавливаюсь на ровной травянистой поляне, вблизи ручья, спускающегося из-под перевала Искровцев.
День пятый. Снова ясно. Поднимаюсь вдоль ручья по тропе до морен, по ним до осыпного перевального взлёта. По осыпи до седловины, откуда открывается прекрасная панорама. Верховья долины Даут, на мой взгляд, вообще одно из красивейших мест на Кавказе.
Спускаюсь на остатки ледничка, после по «бараньим лбам» и моренам до северного озера в долине Трёхозёрной, забежав по пути на перевал Уллукёль Западный («да, классненький обрывчик в сторону озера Уллу-кёль, фиг спустишься с рюкзаком без верёвки»).
Времени до темноты остаётся ещё много, потому сходил посмотреть на среднее озеро, а потом на перевал Длинная осыпь для разведки («ха, не такая она уж и длинная, по сравнению с осыпью перевала Юность со стороны дол. р. Каярта, вот там, это да!»).
День шестой. Удивительно, но снова ясно! Повторяю вчерашний подъём на перевал длинная осыпь, но уже с рюкзаком, делаю траверс склона до перевала Уллукёль Восточный, через который осуществляю спуск по снегу, а потом по осыпи к большому и красивому озеру. На небе начинают кучковаться облака. Обойдя его до места вытекания речки Кичкинекол Уллукёльский, скидываю рюкзак и ставлю палатку на ровной травянистой поляне. Вид замечательный.
Ощущаю себя, как на курорте. Вдруг вижу поднимающуюся из долины к озеру группу туристов, человек 8-9. Это первые люди, которых я увидел за время своего похода. «О! Надо скорей ломиться знакомиться! А может они и остановиться здесь хотят? Тогда будет ваще весело, а-то уже одичал один бродить. И коньяк подарочный будет с кем выпить, а-то задолбал он уже просто так в рюкзаке валяться». Перепрыгиваю поток, подхожу к группе и начинаю расспрашивать «кто, откуда, куда, а не хотите ли коньячку?» :). Видимо я слишком дружелюбно и навязчиво предложил свою компанию, так как они с неохотой общались и от угощения, а так же от стоянки отказались. Узнав, что они после перекуса собрались идти на перевал Дырявый, решаю сбегать на него перед ними на разведку, так как всё-равно на него сегодня собирался. Огибаю озеро и по травянистому склону поднимаюсь до морен.
Погода внезапно портится. Из-за хребта, со стороны ГКХ надвигается гроза. Думаю, что успею до её начала залезть на перевал и вернуться в лагерь. Только успел долезть до седловины, как начался дождь, когда слез и шёл по моренам, то шёл уже мощный ливень, перешедший в крупный град. За несколько минут я промок насквозь. Видимость снизилась до 20-30 метров. Добежав до палатки, дрожа от холода, быстро переоделся и достал коньяк. Град колотил по палатке, а порывы ветра её шатали так, что думал, что она не выдержит, но, к моему счастью, она прекрасно пережила этот шторм. Группа туристов уже давно ушла, потому я в одиночестве, вспоминая самыми добрыми словами доктора начал «сэйшн», «не ради пьянки, а здоровья для! Ну, за доктора-Андрюху, пусть всё у него будет выЗЗЗше! Ну, за кавказские горы! Ну, за удачную погоду! Эх, ща спою! Ой, мороз, мороз….!». Через часок град с ливнем закончился, через два и дождь кончился, через три я лёг спать, полюбовавшись на озеро, покрытое туманом.
День седьмой. С утра пасмурно. Хоть какое-то разнообразие в погоде :). На сегодня у меня по плану радиалки на близлежащие перевалы. После завтрака начинается небольшой моросящий дождь. Одеваюсь соответственно погоде, беру с собой воду, перекус и в путь. Сначала спускаюсь по тропе с «бараньих лбов» к нижним маленьким озерцам, далее поднимаюсь на «бараньи лбы» к западу от них. Попадаю в висячую долинку, сплошь заполненную моренами. Дохожу до её окончания и поднимаюсь на перевал Локомотивцев. Со всех сторон налетает туман, начинается сильный дождь, скоро переходящий в изморось. Спускаюсь с перевала и траверсирую западный и северный склоны долинки. Вскоре видимость становится чуть лучше, появляются разрывы в тучах.
Обойдя и увидев всё, что меня интересовало, спускаюсь снова на морены и возвращаюсь в лагерь по тому же пути, по которому пришёл в эту мини долинку.
День восьмой, последний. «В горах хорошо, но надо знать меру, чё-то по дому начал скучать, пора сваливать….». Погода с утра ясная. Собираюсь и сускаюсь по тропе сначала до нижних озёр, потом по второму поясу «бараньих лбов» до выполаживания долины Кичкинекол Уллукёльский, где на прибрежных лугах пасутся стада коров и табуны лошадей. У начала зоны леса и спуска в долину Учкулан прохожу пустой кош.
В лесной зоне объедаюсь спелой малины («не, ну как можно так издеваться над человеком?! Нафига центнерами нависать со всех сторон и иметь сказочный вкус?! Так ведь можно и на лишние сутки в таком раю зависнуть!» :)). Из последних сил собираю волю в кулак и заставляю себя не обращать внимания на спелые грозди, нагло свисающие передо мной. Выйдя в широкую долину Учкулан, поворачиваю на север и вдоль реки дохожу до дороги, ведущей в посёлок Учкулан. За несколько километров до села остановился на часок перекусить, искупаться, переодеться в парадное и напоследок насладиться видами гор. Проходя по посёлку поздоровался с каким-то местным мужиком, сказав, что они все тут счастливые люди, потому, что живут в таком прекрасном месте. Через несколько минут этот джигит догнал меня на машине со словами: «Куда путь держишь, дАрАгой? Давай подвезу хоть до Карачаевска, хоть до Черкесска!». Я попытался скромно отказаться, но он не оставил мне выбора фразой: «Э, зачем так о наших горах и людях хорошо говоришь, а от дружеской помощи отказываешься?!». «Хорошо, тогда до Карачаевска, если не напряжно». «Конечно не напряжно! Нам с товарищем всё-равно туда надо, садись!».
По дороге узнаю, что это его кош стоит в долине Кичкинекол Уллукёльский и лошади там его. Довёз меня до Карачаевска, высадил на остановке маршрутки. Обменялись телефонами. Прощаясь, я предложил ему денег, на всякий случай, а он обиделся «Э, не порти наши отношения деньгами! Если будешь в наших краях, обязательно звони, всегда помогу, если что». Я извинился, поблагодарил и мы распрощались. Очень жаль, что его телефон у меня исчез из списка из-за проблем с телефоном :(. Потом на маршрутке добрался до Кисловодска и сел в поезд….
До встречи, Кавказ!
Июль 2012 г.
108
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Горе одному, один - не воин.
(С) Маяковский
готов я выиграть всегда.
Настроить только себя нужно:
"Не отступать, за мной Москва!"
В стране не любят москвичей.
Ходить в горах, и быть в разлуке,
с семьёй, друзьями... Где же руки
Любимых Свет моих Очей !..
Кстати, это описание вчера-позавчера написал после прочтения твоих скитаний по Шумке ;)) Давай тоже свои мытарства выкладывай, очень у тебя захватывающее описание получилось :))