Чемпионат России по альпинизму в техническом классе 2013. Мнение участника.

Пишет artyukhin, 09.08.2013 15:48

Хочу поделиться мнением о прошедшем чемпионате России по альпинизму в техническом классе, где я присутствовал в качестве участника. Прошел почти месяц, эмоции поутихли, все плохое забылось, но желание написать пост о мероприятии осталось.

Я участвовал в очном чемпионате России по альпинизму первый раз в моей жизни, занял невысокое шестое место. Мне не с чем сравнивать, поэтому просто хочу описать что было, а чего не было, и что я об этом думаю. Речь пойдет только о техническом классе, не затрагивая скальный.

Нормативные документы
Любые соревнования начинаются с написания положения и регламента. У нас был регламент. Слабенький такой регламент. Не умеет ФАР документы писать. Кто не согласен – кидайте камни. На собрании перед чемпионатом спорные моменты откорректировали, обо всем договорились.

Район
Массив Ак-Кая расположен выше села Безенги. К базовому лагерю без проблем можно доехать на машине. Подходы из базового лагеря под маршруты занимают 0,5-1,5 часа в зависимости от удаленности маршрута. Подходы идут по травянистым склонам и сложности не представляют. Сотовая связь берет без проблем. До альплагеря Безенги ехать 1-1,5 часа. С точки зрения заброски вещей, установки базового лагеря, удобства расположения – район был выбран отличный.

Погода
С погодой не повезло. Ясное утро, туман часам к 11-12, к вечеру дождь. И так каждый день, кроме последнего. На верху периодически шел снег с дождем. Регулярные туманы. Массив практически всегда был затянут дымкой с редкими просветами. Периодически видимость на маршрутах сокращалась до 10-15 метров. Похоже, туманы тут - явление частое.

Маршруты
На Ак-Кае проложено чуть более 10 маршрутов + варианты. Все имеют категорию 5Б. В целом маршруты схожи между собой. Бастион – полка – бастион – полка и так до яйлы. Какие-то ходятся часто (например, Васильева), какие-то крайне редко (Хацкевич, Михайлов). Много траверсов и обходов, по которым зачастую кто-нибудь бурился не туда.

Есть много разрушенных участков с кучей практически вертикального живья. Кое-где порода совсем плохая, например маршрут Михайлова. Со слов красноярцев, там вначале маршрута конгломерат с застывшими в нем камнями. На многих маршрутах первый скидывает вниз камни вне зависимости от его аккуратности.

Также есть три маршрута (Шаров – Корабельников - Васильев), которые сходятся в верхней части у грота. Люди, работающие в верхней части этих маршрутов, могут кидать камни на тех, кто работает ниже на любом из трех маршрутов.
Риски получить камнем или уйти с живьем вполне реальны, что было подтверждено на как на самом чемпионате, так и до его начала.

Все начала маршрутов были отмечены флажками. Тут все четко.

Спуск с маршрутов
Спуск по кулуару. Пара дюльферов, а потом ногами. И все бы ничего, только до кулуара по каменистой яйле от некоторых маршрутов идти долго. Да и кулуар в тумане найти ой как не просто. Были случаи, когда команда полдня гуляла по яйле, как ежики в тумане, потом ночевали и спускались уже утром, пока опять не затянуло.

Спуск не был отмечен, не был провешен. И это огромный прокол ФАР. Типа начало маршрута мы вам показали, а дальше крутитесь, как хотите. Это нежелание обеспечивать должный уровень безопасности для участников.

Вот кто молодец, так это девчонки, которые наставили туриков от выхода из кулуара до тропы. Спасибо вам!!! Вы сэкономили нам кучу сил и времени.

Рейтинги маршрутов и описания
С рейтингами, как мне кажется, случился прокол. Проблема в том, что многие маршруты не ходились давно, их сложность и время прохождения оценивалась на глаз. В итоге сложные маршруты ходить было не выгодно. Гораздо рациональней было ломить на простых. Получили чуть ли не парную гонку =)

Ну если рейтинги – это вопрос тонкий и скользкий, то с описаниями все проще. Они либо детальные, либо общие, либо их нет. Всем командам от организаторов были выданы следующие описания.
Чемпионат России по альпинизму в техническом классе 2013. Мнение участника.

Даже не знаю как отнестись к такой подготовке соревнований. Общие это описания, или считать, что их нет?. В итоге все участники поскребли по сусекам, поговорили со знающими, поискали на компьютере у судей и насобирали достойную пачку описаний. По ним и ходили. Но ряд маршрутов все равно шли по нитке на фото, что ставило в проигрышное положение первую команду, которая этот маршрут лезла.

Тут у организаторов реальный прокол получился.

Безопасность
Оставим вопрос обеспечения безопасности на восхождении на совести у команд. Каждый сам волен решать с одной или двумя веревками ему идти и сколько ставить точек.

На чемпионате дежурили ребята из МЧС. С некоторыми я знаком лично. Хорошие парни, спасатели. Специального спасотряда, состоящего из сильных альпинистов, не было. И все бы ничего, мы бы сами друг друга спасли. Но в финальный день соревнований на стене работали две команды, а почти все остальные люди (включая организаторов) собрались и уехали. Ждать восходителей остались всего несколько человек, и то после разноса, который устроили МЧСовцы.

Я так понял, что из медиков был только фельдшер у МЧС.
Безусловно, никаких забросок, палаток на яйле, маркеров на тропе, перил на спуске для участников не было.

В общем хорошо, что никто не навернулся. Должный уровень безопасности во время чемпионата ФАР не обеспечила.
Хорошо, что все спортсмены опытные и обошлось без серьезных проблем.

Логистика
Логистика была организована на хорошем уровне. Всех увезли из альплагеря Безенги, вернули туда же. Были задержки по времени, спортсменов везли в кузове Камаза (вроде он функцию мусоровоза выполнял), но в целом, все необходимое было сделано.

Радиосвязь
Всем командам на восхождения выдавались исправные заряженные рации. Сеансы радиосвязи происходили вовремя. Был и треш в эфире, но это издержки.

Спортсмены
Вот чем действительно был ценен для меня этот чемпионат, так это знакомствами. Приехали сильные парни из разных регионов. Спасибо всем вам за борьбу на чемпионате. Красноярск, Иркутск, Бурятия просто сделали этот чемпионат для меня. Мое вам уважение. Вы сильные парни и отличные спортсмены.

Судьи и организаторы
Много их было на чемпионате. И все разные. Многим огромное спасибо за консультации по рации, за различного рода помощь. Некоторым желаю научиться уважать спортсменов, читать регламент, знать где какой маршрут расположен и меньше пить.

Спасибо девочкам из судейской палатки, которые всех записывали, регистрировали. Большую работу делали.

Хозяйственная часть
Тут я хочу выразить похвалу Пятницину. Хозяйственные вопросы были решены отлично. Стояли военные палатки, работала полевая кухня, был организован душ, кино показывали. Важный момент – привозили воду. Бытовые условия в базовом лагере были действительно хорошие.

Призовой фонд
Награждали от восьмого места и выше, что приятно. Дарили сертификаты Vento и RedFox. В среднем по больнице, сумма, указанная в сертификате, примерно равнялась стартовому взносу. Призерам дали еще палатки, ну и медали, конечно.

Церемонии – банкеты - атрибутика
Все на уровне. Футболки выдавали (не всем правда). Были открытия, награждения, построения. Глава района приезжал, напутствия давал. Банкет с колбасой и слайдшоу о чемпионате присутствовал. Пятницин в пиджаке тоже радовал глаз.

Итог
На этом чемпионате все было классно. Можно было смотреть кино в судейской палатке, пелись песни под гитару, вкусно кормили. Приехала куча интересного народу, с которым можно было говорить за жизнь до полуночи. Проблемы начинались только когда надо было куда-то лезть. Скала – развалюха, описаний нет, погода плохая, спуск фиг найдешь, спасать непонятно кто будет. В общем, хорошо быть участником чемпионата России по альпинизму, только восхождения мешают…

P.S.
Все написанное выше является только моим личным мнением. Если я где-то неправ, или указал неверные факты, извините, готов исправиться.

Про КАМАЗы, эт ты зря у нас вся армия в таких передвигается.

А вот со спасотрядом в крайний день, нас действительно прокатили по полной. Мы когда с Серёгой вниз пришли, там из мужиков были только Волосатый и Джек(сами за пару часов до нас с маршрута спустились).

Там помимо военных ЗИЛов, был именно КАМАЗ с высоким кузовом. Явно не армейский. Ехали в нем стоя.

C погодой вам просто не повезло - дождливый выдался сезон (а выше - снежный).
На чемпионате, в 2003-м погодный режим был, например, такой: с утра и до 15 часов солнце, одуреваешь от жары , если ветерка нет, с 15 до 18 облака снизу, моросит, после 18 проносит и опять светло , тепло и сухо... На стене было очень жарко.

Боюсь, что не понятный зверь "яйла"- живет только в Крыму )
А в Скалистом хребте Северного Кавказа- это просто плато.

Леха молодец что оформил все тезисно и понятно.
Организаторы сделали очень много и мы это понимаем, но вам есть над чем поработать, и поработать..
Лично у меня самые "яркие впечатления" оставили 2 момента:
1 Ответ судьи ( не буду называть фамилию) по радиостанции на запрос консультации по спуску: "Ты чем думал когда лез на гору" - после этого мы просто выключили станцию и пошли искать спуск сами в тумане.
2 Отсутствие на чемпионате врача при наличии корреспондентов, и кучи "посторонних" на мой взгляд лиц.

Показать комментарий

Скажите, пожалуйста, а какой маршрут Вы ходили в 1979г.?

Судья ответил не правильно.
Регламентом соревнований разрешена консультация при восхождении по нитке маршрута.
И этим пользовались многие команды. Балезин давал консультации, как лезть вверх.
И само собой, никогда никому не отказывали в подсказках по спуску.
Потому что это относится к обеспечению безопасности участников соревнований.
Так было и в Ергаках, и в Замин-Кароре.

Дорогой друг!,не знаю как у вас там в 79 было, но сегодня в горах, если ты сидишь внизу и можешь помочь, а кто-то нуждается в консультации, не подсказать просто западло! Чисто по-человечески.

(А.Толстоусову) В 1979 путь спуска с Ак-Каи заблаговременно был найден и размечен до восх. спасгруппой (З.Мурзаханов и А.Маликов). Вопросов по спуску ни у кого не было, а двойка из Киргизии спускалась в Хулам (?). За все дни восхождений стоял ТУМАН и судьи НИЧЕГО не видели, пользовались графиками радиосвязи по точкам (до 10 шт.), заранее разбитым в марш. листах у команд и схемах у спасотряда.

страно, но в 1979 году на аккае проводился скальный класс - неужели вырождаемся...

До 2010-го, то что сейчас называется техническим, называлось скальным.

Лёха, лучше поздно, чем никогда. Отличный пост!