Ак-Кая-2013. Несколько интервью по ходу чемпионата
Погоду под Ак-Каей Паша Власенко назвал "погодой Шредингера" - вроде бы она есть, а вроде бы ее и нет.
Ряд команд проводит на спуске больше времени, чем на подъеме.
Я записала интервью с несколькими участниками. Говорили о горе, судействе, чемпионатах в целом.
Игорь и Саша с Валерием Балезиным
Игорь Логинов, Александр Жигалов
Саша: Хороший и плохой милиционер.
Игорь будет за плохого?:)
Игорь: Район, в котором решили проводить чемпионат, мягко говоря, не нравится. Потому что погода фактически первый день. В остальное время выходишь и не видишь стены, не видишь куда лезть. Это очень замедляет тебя на маршруте. И самое ужасное – это спуск. В тумане можно легко куда-нибудь уйти, что мы и делали. Не промаркирована никак тропа. И судьи не могут сориентировать. И влипаешь там. Прогноза погоды ни у кого нет. Описаний нет.
Когда проводят заочный технический класс, я понимаю, что я поеду в конкретный район, возьму описания маршрутов существующих, схемы, всю информацию откопаю, потому что это моя ответственность. А когда проводят очный класс, это ложится на плечи организаторов соревнований. А в итоге есть только фотографии чуть ли не 79-го года, сделанные на ксероксе, на которых ничего не видно.
Вот скальный класс проводили и казалось, что все очень хорошо продумано – это потому что были волонтеры, которые пробили трассы, подготовили маршруты спусков. Здесь же никого не было. Надо было хотя бы спуск продумать, побольше туров наверху поставить, чтобы ориентироваться. Внизу вот девчонки туры чуть ли не через 50 метров наставили. Можно было наверху так же сделать. Камней там хватает. Ну или хотя бы отфотографировать. Это рекомендация организаторам на будущее. Чтобы участники могли выходить на следующие маршруты свеженькими.
Саша: Минусов много, конечно, но с положительной стороны хочу отметить, что для меня такой рельеф впервые. Видишь такие песочные стены и понимаешь, что по ним можно лезть. Перепад высот приличный. Погода не очень здесь. Но это горы, как говорят судьи. Тебя никто не ограничивает. Выбирай: можешь напоследок оставить маршруты, авось распогодится. Или в течение всего отведенного времени выбирать деньки и ходить на маршруты. На спуске есть нюансы. Ориентиров там нет.
А рейтинги?
Саша: Рейтинги, мне кажется, адекватные. И схема интересная. Все зависит от твоей скорости прохождения. Так выявляются сильнейшие. Кто слаженнее и быстрее работает.
Насколько при таком разрушенном рельефе высокая скорость снижает безопасность прохождения?
Саша: Одновременная схема исключает потерю страховки. Там всегда между участниками несколько точек, и они связаны двойной веревкой. Каждая двойка сама обеспечивает свою безопасность.
Игорь: И в то же время иногда приходилось дожидаться второго, чтобы его не завалить.
С первого маршрута – Михайлова – вы спустились...
Игорь: Да, быстро спустились. (Поясняю к вопросу в комментах к предыдущим постам. Это команда Красноярск-3 после срыва на маршруте спустилась в лагерь и продолжила соревнования, уже собирается на второй маршрут, а в команде Красноярск-1 (Ефремов-Вербицкий) заболел участник, так что команда пока без восхождений, но Илья уже тоже чувствует себя лучше - прим. автора).
Саша: Я думаю, что это было знакомство с рельефом и понимание того, что здесь все такие маршруты, и что надо с этим свыкнуться и собраться.
Игорь: Скорее всего, мы сейчас на него и пойдем опять, потому что больше ничего не остается, нужно лезть что-то рейтинговое и быстро.
Саша: Тем более что мы с ним уже знакомы.
Игорь: С одной веревкой.
(В итоге команда выходит на маршрут Хацкевича).
Саша: А в целом вся стена похожа. Низ маршрутов разрушенный, затем часть более монолитна, верх опять разрушенный.
Разбор снаряжения
Денис Веретенин и Евгений Башкирцев
Поделитесь впечатлениями от схоженного маршрута.
Денис: Сначала вертикальное нечто, потом подъем, вершина, туман, другое ущелье – так и было вчера, 17 часов кряду.
Джек: Из 18 питчей только один монолитный, на котором точки классно ставятся.
Это какой вы маршрут ходили?
Джек: Рошко. Но они все здесь такие, насколько я понял по впечатлениям участников.
Спуск имело смысл оборудовать, наверное?
Джек: Как минимум пометить. Флажки какие-нибудь поставить, когда уже Кара-Кая начинается, потому что реально в тумане на 10 метров не видно.
А судейство устраивает?
Да, схема проведения, судейство устраивает. Хотя здесь 10 лет не проводили чемпионат, так что не понятно, какие рейтинги и время ставить.
Денис: Описаний нет, все получается втемную. На основании чего должен рейтинг править? Драка на собрании была за то, чтобы дешевым маршрутам хоть немного поднять рейтинг, чтобы таким как мы можно было отыграться, раз уж в жребий не попал. А так, фиг знает, что там занизили или завысили. Валера расставил все по своей памяти. И к нему нет претензий.
Если бы чемпионат был в Каравшине, о котором мы имеем представление, мы могли бы реально корректировать рейтинги.
Джек: Сейчас-то уже понятно, что лазать, чтобы претендовать хоть на что-то.
Денис: Этого можно избежать, только если какая-то одна команда пройдет до чемпионата все маршруты и проставить все рейтинги. Только в этом случае можно попасть в рейтинги и времена четко. А так получается несколько наобум с 79 по 2003й год. Обычная чемпионатская игра.
Евгений Башкирцев
Консультации по маршруту брали?
Денис: У Балезина нет, потому что когда он здесь был, этого маршрута еще не было. А по спуску проконсультировались и упилили ровно в противоположном направлении.
Джек: Там пока туман не кончится, спуск найти нереально.
Денис: Зато парней спасли из Красноярска. Встретились хотя бы, а то они еще долго нас догоняли бы.
В другую сторону?
Денис: Они были сзади, через час уже впереди, и мы не встретились с ними по пути.
А куда теперь полезете? Некоторые популярные маршруты расписаны до конца чемпионата.
Денис: У нас есть 13 июля. На этот день пока маршруты свободны.
Джек: Это пятница будет?
Денис: Четверг.
А чего лезть хотите?
Денис: Да здесь уже ничего не хотим. Я вообще не представляю, чтобы кто-то приехал сюда в здравом уме делать первопроход.
Зимой, может?
Денис: Разве что плевать на нее предварительно, чтобы прилипло.
Джек: Вертикальный щебень. Если здесь будет еще раз чемпионат, мы не поедем.
Денис: Я вообще сомневаюсь, что я поеду еще раз на чемпионат, если он будет на Кавказе. Погоды нет, горы нет. Есть только общение с чуваками нормальными. А с ними можно и в баре хорошо посидеть.
Женя и Сергей на спуске с маршрута Бершова
Евгений и Сергей Глазуновы
Расскажите о ваших стратегии и тактике на этом чемпионате?
Женя: У нас команда не равнозначная на самом деле. У нас очень разный опыт. Я занимаюсь альпинизмом давно, а Серега только начинает. И для меня это не первый очник, поэтому в нашей команде принимаю решения я. Мы приехали сюда не занимать первые места, не хвастаться. Мы приехали бороться до последнего. Если будет надо, мы пойдем и на третью гору, и на четвертую. И докажем, что мы достойны. Чтобы не было интрижек и т.д. Простая тактика: лезть.
Вы лезете быстро.
Женя: Мы стараемся.
Ты можешь сравнивать с другими чемпионатами нынешний. Есть замечания организаторам?
Женя: Они всегда есть. Но на формате марафона работа судей вообще незаметна. Тебе дали отмашку, ты пролез, время никого не волнует.
В спринте идет игра на минуты, естественно, начинаются интриги, потому что оказалось, что рейтинги расставлены не очень грамотно. Маршруты эти много лет никто не ходил. Нам самим повезло. Мы ткнули пальцем в небо и попали на маршрут, который нам удалось пролезть быстро – оказались в лидерах. А все могло быть совсем по-другому. У нас 13й номер. Так что мы выбирали из того, что осталось.
А качество скалы?
Сережа: Мне сегодня в голову попал камень. Я в тот момент забыл, как маму зовут.
А сейчас как себя чувствуешь?
Сережа: Сейчас все в порядке, спасибо каске. Мне по такой развальне раньше не приходилось лазать.
Женя: Скалы небезопасные. Много острых граней, которые могут перетереть веревку и об которые можно при срыве пораниться. Очень много полок, на которые можно упасть. Сегодня мы ходили маршрут Бершова, так там просто бежит вода по камину, потому что вчера был дождь сильны й. Район мне не понравился, я сюда точно больше не приеду. Марафон здесь делать точно нельзя. Есть много районов более подходящих для соревнований.
А что тебе больше нравится: спринт или марафон?
Женя: Трудно сказать. Я вообще себе обещал, что я больше не поеду на очник. Марафон – это работа на выносливость, более приближено к большой горе, большой стене.
Спринт можно выиграть на другом – например, на умении хорошо лезть. На большой стене этого умения не достаточно. Нужна функциональная выносливость: к примеру, иногда нужно заставить себя надеть мокрую одежду, страховать в снегопад. Поэтому я считаю, что марафон более приближен к работе на стене. 10 восхождений в Ергаках можно сравнить с одним восхождением на Аксу.
В каком районе ты хотел бы участвовать в чемпионате?
Женя: Как ни странно, зимняя Ала-Арча. Это любимый район сибиряков. Зимний чемпионат по прохождению микстовых маршрутов очень хотелось бы.
В одном из постов, посвященных чемпионату, был комментарий Елены Лалетиной, если не ошибаюсь, о том, что участие в чемпионатах подменяет собой творческий альпинизм.
Женя: Я не знаю такую альпинистку. Я знаю таких альпинистов как Павел Шабалин, Александр Ручкин, которые у всех на слуху и тоже начинали с этих очных чемпионатов, когда в Аксу проводился в 90е годы. Всем надо через это пройти. Читаешь отчеты и понимаешь, что каждый из участников соревнований где-то что-то ходил. А для нас сибиряков чемпионат – это возможность прорваться в большие горы, заявить о себе. Возможно, это дальше во что-то выльется, посмотрим.
172
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
____________________________________________________
Участники - елки, солнца вам хотя бы в оставшиеся дни!:)
1) необоснованным эталонным временем прохождения маршрутов;
2) необоснованным рейтингом маршрутов -
ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ:
1) взять за эталон среднее время прохождения маршрута за период этого чемпионата;
2) пересмотреть рейтинги маршрутов с учетом опыта прохождения во время этого чемпионата.
После этого пересчитать результаты.
Сделать это мирно и консенсусно.
Переставлять же местами участников после окончания чемпионата мирно и консенсусно не получится.
Точка отсчета (время и рейтинг маршрута) определена на опыте восходителей 10-ти летней давности и дальше, и мы сейчас видим, что она неактуальна на сегодняшний день. Но...!
Она одинакова для всех команд, все участники находятся в равных условиях.
Ребятам и так хватает проблем с погодой и состоянием маршрута, а вы предлагаете еще и подведение итогов перенести на потом.
А
1) взять за эталон среднее время прохождения маршрута за период этого чемпионата;
2) пересмотреть рейтинги маршрутов с учетом опыта прохождения во время этого чемпионата
это уже для другого чемпионата, в этом месте, но совсем в другое время
Женя: Я не знаю такую альпинистку. Я знаю таких альпинистов как Павел Шабалин, Александр Ручкин,....
Прекрасно сказано:)