Описание трагических событий на Эвересте от Дениса Урубко

Пишет Vixit, 29.05.2013 02:06

Было желание пройти новый маршрут по Юго-Западной стене Эвереста, начав от Базового Лагеря.
К середине мая команда накопила достаточную акклиматизацию. Мы переболели по два раза ангинами. Зато отдыхали после высотных ночевок в зоне леса, полностью восстановившись. Самочувствие было великолепным. Состояние маршрута, по нашим оценкам, было очень хорошим, выше среднего
Описание трагических событий на Эвересте от Дениса Урубко (Альпинизм, алексей болотов)

В 02.00 часа ночи 15 мая 2013 года Алексей Болотов и я вышли из Базового Лагеря. К 04.00 двойка поднялась по осыпному кулуару на один из гребней Нупце южней системы ледопадов Кхумбу. Наступил рассвет. Дальнейший путь проходил по скалам крутизной около 45 градусов, а затем осыпной полке. На этой полке лежала чужая веревка – витая «корейка», которую мы взяли с собой. У конца террасы в 05.00 мы остановились для спуска по крутой двадцатиметровой стенке.
Описание трагических событий на Эвересте от Дениса Урубко (Альпинизм, алексей болотов)

Здесь закрепили «корейскую» веревку, что мы собрали на полке. Алексей Болотов начал движение первым, используя узел (УИАА). Веревка сильно крутилась, при том, что ее верхний конец находился на три метра выше полки. Это кручение привело к тому, что на перегибе веревка сильно терлась о скалу. И после того, как Болотов спустился десяток метров, она лопнула.
Я был занят тем, что надевал «беседку». Услышал крик Алексея, увидел падающее тело – на глубине около 30 метров оно исчезло за поворотом скального кулуара. Тогда я закрепил на станции другую веревку, спустился с аптекой за пазухой на всю длину 45 метров. Болотова не нашел.
Описание трагических событий на Эвересте от Дениса Урубко (Альпинизм, алексей болотов)

Вернувшись к началу веревки, я начал спуск к основанию скал, где в 6.30 обнаружил тело Алексея. Он был мертв. Смерть наступила мгновенно в результате травм после падения на расстояние около трехсот метров. Я продолжил спуск в Базовый Лагерь, куда прибыл к 7.30, где доложил о случившемся руководству фирмы «Чо-Ойю треккинг» и офицеру связи.
Светлая память нашему другу и одному из сильнейших альпинистов. Пусть земля тебе будет пухом, Лешка.
Описание трагических событий на Эвересте от Дениса Урубко (Альпинизм, алексей болотов)

710


Комментарии:
43
Как можно доверять не понятно какой верёвке ?

5
Даже новая и хорошая веревка может легко перетереться о острый камень.

46
От этого ни кто не застрахован. Но то что на полке лежала ЧУЖАЯ верёвка,и не зная откуда она, сколько раз на ней срывались, на фиг она сдалась. Притом на столь важном восхождении ещё и этого не хватало.


71
Спасибо Денису.... за правду - подтверждение действительно высокой квалификации и порядочности.

45
Считаю необходимым перенести сюда комментарий П.А.Чочиа из темы "Алексей Болотов погиб на Эвересте..."

Antonych 00:18 29.05.2013

"Спасибо Денису, что хватило сил написать.
Увы, все так, как и сообщал выше Валера 24.05. Эта веревка висела там еще до нашего прохождения в 2011. Т.е. минимум 3(!) года под Солнцем и снегом, зимой и летом. Уже тогда мы особо не рассчитывали на ее прочность, поэтому в кулуаре оставляли другую веревку.
Очень горько, но дай Бог, чтобы хоть для кого-то эта трагедия послужила уроком..."

20
Эта веревка висела там еще до
Висела... Думаете именно эта верёвка?
Веревка сильно крутилась (...) Я был занят тем, что надевал «беседку».
Никто не застрахован от ошибок, а очень опытные, как это ни парадоксально, тем более. И ошибки у опытных чаще всего случаются самые, казалось бы, простые и в простых условиях. Когда кажется, "да чего уж там...!".

11
Почти наверняка это та же верёвка, витая "корейка" без оплётки.
Маловероятно, что кто-либо стал там менять старую такую верёвку на новую такую же, притом, что там никто не ходит.

8
....

25
Спасибо Денису, что нашел силы написать...вечная память Алексею...
Очень жалко, что это так произошло.

-6
Показать комментарий

93
Застрахован тот, кто страхуется...

4
один знакомый рассказывал как приятель шел в гололед неся тюк соломы из сарая в сарай. подскользнулся и удачно упал на солому которую нес, сломал обе руки. хотя и с соломкой вроде подфартило...

43
Эта привычка пользоваться всем что весит начинается еще с Хана
Сколько раз видел как там народ цепляется ко всему что весит, что бы кого нибудь обогнать
А заканчиваются эти веревки иногда тем что вверху полуперетертые или цепануты за вмерший снег
Распространенная практика...

30
Обидно!... В Артуче, в начале 80-х, начуч Олег Шумилов на построении в сердцах бросил на землю систему, висевшую на одном крюке (погиб парень) и сказал: " в девяносто девяти, ста случаях один крюк выдержит, на 101-ый он обязательно вылетит - это закон больших чисел!". На всю жизнь запомнила...

11
Согласен
Но самое забавное, что мы всегда, время от времени эти ошибки повторяем
Психология... или психиатрия...

10
Повторяем, 100%, чего уж скрывать.

-10
Показать комментарий


37
М-да...
Всё оказалось еще глупее, чем предполагалось. Увы.
...
Конечно, спасибо Денису, что нашел в себе силы изложить данную информацию - возможно, хоть кому-нибудь это спасет жизнь.

5
Как глупо!
Теперь эту трагедию будут рассказывать во всех альп- и тур- клубах, как и случай на Эвересте с Мысловским, перилами и рюкзаком.
Так глупо.

11
Я думаю не глупо..
Нужно понять мотивацию двойки, почему была выбранная такая тактика - именно эта веревка?!
И потом уже давать оценки.
Туда шли не новички. И получается, если бы мужики пролезли и где-то в отчетах фигурировала эта веревка, то, что во всех альплагерях рассказывали как надо ходить технические маршруты выше 8-ми тысяч....????

49
Туда шли не новички - именно что.
Новички подобные ошибки (и не только в альпинизме) практически не совершают. Большой опыт безаварийных восхождений замыливает глаза. Сложные маршруты всегда ходятся на грани или за гранью, чувство опасности притупляется...

11
Вернее и не скажешь...
Денису держаться.


5
новичкам не надо экономить каждый грамм
плюс притупилось конечно


49
Какая мотивация? Русское авось...

4
...

16
Спасибо Вам, Денис, за то, что рассказали обо всём. Сил Вам и мужества, чтобы пройти эти испытания.
...Алексею, земля пухом...

14
А почему пошли не через Кхумбу?

5
в каком-то видео было, что, мол, новый маршрут - новый подход. как-то так

13
Подход не сильно новый, тем более, с учетом акклиматизационных выходов, которые были по Кхумбу - логика так себе. Скорее - шерпы, но это область повышенной толерантности... Впрочем, это моя догадка, ничего более.

10
Эх... Какая же ежесекундная глупость и дурь, одна секунда и уже нечего не изменить и не вернуть.. Сколько такого в разных отчётах просматривалось.... Это уже даже слишком чем "Expert Use Only".... Очень жаль что Альпинизм потерял такого профессионала.. =(

140
Давайте вместо обсуждение просто примем очередной урок ...
Двойная веревка это закон в горах написанный кровью наших друзей...
Пусть память об их жертвах даст нам силы и мудрость не нарушать это правило...

43
Спасибо за правильные и нужные слова. Вы абсолютно правы.

25
Саня, ты прекрасно понимаешь, что можно организовывая двойную страховку, упустить момент, который будет стоить жизни. Нас там не было, мы не знаем какая была ситуация, часто сами повинуясь шестому чувству совершаем неосторожные поступки которые спасают жизнь, а иногда всё делая правильно, проигрываем. Это жизнь, многое не предсказуемо...

5
+1 Нечего тут обсуждать.

23
Знаешь, я не поленилась сразу после этой трагедии, поскольку знала, что там случилось, расспросить наших самых-самых элитных альпинистов (фамилии тут называть не буду :), и что мне ответили:
- да что ты? мы никогда не ходим на двойной. мы и на (...следует название одной из крутейших стен пройденных за последние 10 лет) лезли на одинарной...
- дюльферяем всегда без верхней страховки...
- ну что, ты думаешь, мы все по правилам делаем?
Ну, и насчет старых веревок - тоже неоптимистично все.

И стало оооочень грустно. Очень.

Так вот, господа. Учтите, количество пофигизма, отпущенного вам безнаказанно, ограничено.

14
Хорошая иллюстрация темы двойных веревок на сложных стенах:
"Потом камней стало меньше, а на «пузе», так вообще было спокойно, но тот, кто скажет, что было совсем не страшно, пусть первый бросит в меня камень.
Чуть не забыл: вы не пробовали лезть утром первым по одинарной перильной веревке, провешенной накануне, до вечернего камнепада? … Беги, Форест, беги…. "

Владимир Стеценко, Южная стена пика Коммунизма: вид изнутри.

12
а вот ещё секрет: почему гонщики Формулы-1 периодически сталкиваются на трассе ? потому что не включают поворотники . Ага..

4
Идут 2 серьезных дяди, второму полюбому спускаться без верхней страховки по сдвоенной веоевке (считай по одинарной). Ну и зачем ддя первого они будут вешать сртраховку? Время потерять? Если идет группа, то страховка для всех кроме последнего оправдана, для двойки - не знаю.


43
Чисто для поднятия образовательного уровня аудитории.
Перилами называется веревка, закрепленная по концам, т.е. в двух точках.
А то, с чего сорвался Болотов, называется дюльферный конец.
Спускаться по нему следует всегда (!!!!!!) с верхней страховкой. Это азы спуска дюльфером, которым учат (должны учить) на первом этапе обучения.
Урубко должен был страховать Болотова (а сам находиться на самостраховке), причем через независимую точку. А он в это время систему надевал.
За такие фокусы в СССР до новичка раздевали.

Если так ходят мастера, то чего ждать от третьеразрядников?

И еще один интереный момент. Урубко надевал систему когда Болотов начал спуск по стене. Но до этого они шли по:

/////скалам крутизной около 45 градусов, а затем осыпной полке./////

Шли, следовательно, без страховки (если система не была надета). Вот еще одно нарушение.
Называется: "Движение по обективно опасному рельефу без страховки".

Примерно лет пять назад случай был в Безенгах. По пятерочному маршруту шла двойка перворазрядников без страховки. И примерно на аналогичном рельефе один навернулся и упал на 200 метров.
Думаете какие-то выводы кто-нибудь сделал? Нет. Оставшийся в живых сейчас работает инструктором.

Ни чему вас жизнь не учит.

43
Я слышал, некий Райнхольд Месснер в одиночку восхождения совершал.
Скажите, за такие фокусы в СССР до чего раздевали?

64
В СССР тоже совершали, только не "светились". А Месснера как разденешь? У него даже третьего разряда нет, он свободный(от клетки) человек...


-37
Показать комментарий

11
to Dmitri
Вы наверное прекрасно занете как народ ходит на высоте, так что одевание системы вещ субьективная,может они шли просто связавшись поперек пояса тем что было.
А насчет инструктора я не понял,ему что надо было повеситься на ближайшем суку?

12
Masay
//////А насчет инструктора я не понял,ему что надо было повеситься на ближайшем суку//////


В данном случае речь не об инструкторе. Мне до него мало дела. Речь о тех, кого такие инструктора, водят в горы.

Пример. Пару лет назад такой же инструктор похоронил в лавине пятерых начинающих альпинистов (ну и себя естественно). На риске тогда разбирали детали восхождения. Там целый букет нарушений был.
А буквально за пару месяцев до трагедии этот инструктор критиковал П.П. Захарова, за то, что тот книжку выпустил устаревшую. Видимо считал себя большим специалистом восхождений.

-6
Показать комментарий

12
Пруссик + закрепленные концы веревок.


7
Первые да и вообще вся группа проверяют надежность подготовленной спусковой системы, там много точек неопределенности: может станция разрушиться при рывке при остановке, может веревка начать тереться, может участник попасть в непредвиденную ситуацию (не всегда просматривается траектория спуска), на эти случаи и используется верхняя страховка. Когда вся группа съехала вниз, организованная спусковая система скажем так "протестирована" и крайний спускается самостоятельно. Крайний не новичок. Кстати на риске печатном в году так 6м или 7м замечательная статья была именно про организацию спуска.

3
Oven625
//////Ээээ.... А крайний то как должен спускаться?///////


Во-первых, не крайний, а последний.
Последний должен спускаться по двойной веревке, со схватывающим.


4
Dmitri. Это не вы ехали сегодня утром 60 км/ч по скоростному шоссе в левом ряду?

4
Дмитрий, а как на осыпной полке то страховаться? веревку не заложишь, один упадет утянет всю связку вместе с базой и камнепадом, чо делать то там?

-9
Показать комментарий


4
все знают как правильно, и все равно, фактически ВСЕ спускаются без верхней, А ЧАЩЕ - и без самостраховки. Даже первый. Дело то в том, что веревка черте какая

3
Ну вы не правы про "все".

5
На этой веревке не помогло бы закрепление нижней точки, даже в случае если бы это было возможно. В этих условиях обеспечить достаточную безопасность можно только с помощью двух веревок.

И вообще даже если закреплены оба конца, в случае обрыва перил и отсутствия "верхней", практически гарантирован летальный исход, из - за глубины падения, плюс рывок в итоге с большим фактором.

7
Чего уж тут обсуждать и тем более осуждать...ЧЕЛОВЕКА НЕ ВЕРНУТЬ! каждый сделает для себя правильные выводы..

0
... Quod licet Jovi, поп licet bovi.... - .. в этом случае не сработало... горький урок....

5
А почему узел УИАА, а не спусковуха? Он же не предназначен для штатного спуска - сильно крутит и портит веревку. Получается, что старая веревка без оплетки еще и дополнительно этим узлом была ослаблена.

3
может он планировал спускаться скорее придерживаясь за веревку, точный рельеф то неизвестен. Там допустим пришлось в сторону отклониться веревка сместилась на острый край попала, прокрутилась, срезалась. Т.е. возможно не дюльфер с вертикалки.

2
>>Т.е. возможно не дюльфер с вертикалки.

По тексту: "остановились для спуска по крутой двадцатиметровой стенке."


0
в Европе им пользуются не реже, чем спусковухой, и портит веревку он не особо сильнее

6
Реально ? Специально не берут с собой спусковуху ? А в чем выигрыш? Вес? Cкорость встегивания?


22
в 2010-м в Гималаях на спуске с вершины я просохатил спусковуху. Стал спускаться на УИАА. Силы на исходе, контроль слабый. В какой-то момент узел раскручивает муфту и одновременно выщёлкивается из верёвки (!!!). Чуть не улетая вниз по ледовому кулуару (далее - скальные отвесы ~800м) я повисаю на верёвке на руках.
Запоминается (и урок) на всю жизнь.


11
Бред..

4
Андрюха, узел в этом случае не ослабляет верёвку, т.к. она находится под нагрузкой тела человека. Возможно несколько вариантов: спусковое устройство не брали для облегчения веса или диаметр верёвки не позволял спускаться на имеющейся спусковухе с комфортной скоростью. Карабин на обвязке точно был - вот его и использовал Алексей.

59
Почитал комментарии.
Оказывается так много умных и опытных людей на риске.
У каждого, видимо, за плечами по восьмитысячнику в альпийском стиле, а то и не по одному.

7
Те, у кого за плечами действительно по несколько восьмитысячников (пусть и не соло) почему-то молчат, а жаль...

6
Слава, ну во - первых Клёнов выше написал,

во - вторых, наверное, и потому, как ниже написано:
"Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю"

в-третьих - (имхо), наверное информации всё-таки недостаточно

0
Чего тут обсуждать - это официальная версия произошедшего...

167
Горько читать, как многие в этом посте пытаются умничать и донести до всех, что они бы так глупо не погибли, они умеют страховаться и знают как выживать в экстремальных ситуациях((( К сожалению вам в этой жизни уготована роль статистов, вы проживёте долго и хорошо, чему все несомненно рады. Любое занятие чем-то, если это является смыслом твоей жизни, накладывает отпечаток на твои действия и поступки. Лёша был очень хороший альпинист, и страховаться он умел, и многое чего вы не знаете знал как надо выживать. Просто так получилось, поверьте такое в жизни часто бывает. Я думаю, что если следовать все правилам по безопасному хождению в горах, лучше вообще не ходить, всё равно найдётся внештатная незнакомая тебе ситуация и ты можешь погибнуть. Надо идти в горы не остерегаясь смерти, а радуясь встречи с тем незабываемым восторгом который испытываешь чувствуя победу над своими слабостями и страхами, когда поле сражения горы, а ты сам себе противник. Лёша знал толк в технике и тактике безопасности. Не вините его в ошибках, никто от них не застрахован. Лучше порадуйтесь, что вы знали такого замечательного человека и альпиниста. И пусть память о нём всегда напомнит не о том как он погиб, а о том как он жил. Его жизнь была яркая и красивая...

15
Золотые слова!

14
... всегда напомнит не о том как он погиб, а о том как он жил!

+100

28
Здесь неуместны всякие рассуждения о верёвках, узлах и прочем. Всё лежит на поверхности. Огорчён крайне...Опытнейшие альпинисты, элита...Никакой экстремальной ситуации... И так нелепо поддатьтся? Не укладывается в голове! Столько надежд и труда?!
А память об Алексее пусть будет вечно...

21
Всё таки должна быть на риске опция отключения комментов. Мне так кааца.

-2
или отключения комментаторов...

5
Я не знаю, за что и почему у Вас сейчас т.н. "карма" -2,
но когда она у Вас станет -20, Вы как раз и станете одним из этих самых отключенных комментаторов :-)


27
Разумеется Алексей и Денис о правилах, способах безопасности всё знали. Как знали и то, что высшие достижения совершаются только перешагивая эти правила. Ибо существенный фактор безопасности - время. А расположение границы "можно - нельзя" каждый выставляет сообразно своему опыту, умениям и текущему состоянию. У больших мастеров, как эта двойка, очень развито шестое чувство, способное вдруг остановить или наоборот принять решение продолжить подъём в кажется безнадёжной ж-пе, и выжить. Это зона метафизики. Как Он решит.
Но здесь произошёл какой-то чудовищный сбой. Не хочется искать мистические связи, но и эту связку, как многих там, не обошла позорная ситуация с дракой. Энергетика людей-горы разбалансировалась.

28
Поддержу. Вопрос аудитории: На всем кавказе развешена уйма спусковых петель, иногда кстати вполне специально, огромное количество людей по ним съезжает, трет, сбрасывает веревки, приходят следующие, в лучшем случае внешне осмотрят, зацепились поехали. Все все понимают но понимают и вероятность и фактор времени и пр.

Не думаю что вопрос тут был в том, что кто то забыл какие то правила. Думаю что такие проекты в принципе очень рискованы. Пологаю сэкономленное время играет чуть ли не большую роль чем доверие снаряжению. Случаев когда вполне себе мастера мк выходили на шестерочных скалах на веревку без промежуточных точек в очень серьезных горах (а не только любители на соколе) вполне себе известны, возможность людей взвешивать риски и принимать оптимальное решение в том числе и отличает их от нас, мы тут в офисах сидим, а они там границы расширяют.
По экономии времени на подходе использовать чужие перила, дюльферный конец, как хотите - действительно очень заманчивое решение. Подвязал, съехал, даже не сдернул на случай возвращения по пути подъема зажумарить наверх, мало ли. По сравнению с тем что соорудить вторую станцию, организовать верхнюю страховку для спускающегося второй веревкой, далее собрать все это что бы продолжить пеший подъем, ясно что риск меньше но и времени тоже меньше а его не так и дофига, особенно если кислорода нет. Спортсмен принял решение, Оказалось бы правильным - оно бы ему дало выигрыш во времени и как следствие запас прочности наверху. Оказалось иным. Осуждения быть не может. Но ставки слишком велики.

PS. Та же Жанну. перила там хоть и свои но висят же безконтрольно, не факт что камни их не бьют, не факт что ледобуры не вытаивают, не факт что ветер не перетерает, проверять их перед каждым использованием не проверишь и эта стратегия восхождения для тех условий вероятно одна из самых надежных. То что тут неприменимо, там наверное другая система ценностей, рисков, другие условия как следствие другие решения.

63
Да всем всё понятно, сам так на Кавказе дюльферял почти всегда (как вы пишете). Просто Риск - это давно уже какая-то помойная яма, где что не напиши - сразу набегут куча диванных теоретиков вперемешку с какими-то полунеадекватными людьми, которые в сто комментариев будут описывать как плохо и неправильно использовать гнилые верёвки на дюльферах, не страхуя при этом другой верёвкой товарища. Типа Урубко сидит и не может понять где же они ошиблись. Уж поверьте, здесь всем вместе взятым и в страшном сне не снилось как он себя сейчас казнит. Предлагаю всем заткнуться и не добивать человека.


10
Огромное спасибо за рассказ. Будем знать и помнить...

5
В.С.Высоцкий

Я не люблю фатального исхода.

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
.
Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда - наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или - когда все время против шерсти,
Или - когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, -
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово "честь" забыто
И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья -
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье, -
Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя когда я трушу,
Обидно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более - когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены -
Я это никогда не полюблю!

1968

12
...Каждый боец знает как надо, пока не окажется на полу....

Денису спасибо.

29
Не думаю что тут уместны какие-то упрёки и выдержки из умных книг. Ребята сами все знали лучше нас и могли написать таких книг с добрый десяток.
И некого тут упрекать, ведь их было двое и все решения принимались совместно. Тут наверное дело в другом... Мне кажется там по-другому не ходят. Чтобы стать лучшим ты должен перешагнуть через себя и где-то наверное через правила... А потом это накапливается, в психологии это называется "положительный опыт".

В любом случае предлагаю прекратить все спекуляции на тему, и не порочить память... Умный сделает выводы сам, а дураку ничем не поможешь...
Денису спасибо за правдивый рассказ, а Алексею светлая память и Царствие Небесное. В моей памяти он останется одним из величайших русских альпинистов.

13
Мертвые сраму не имут

-8
Показать комментарий

17
Все рискуют помаленьку. Просто когда альпинизм - это жизнь, таких маленьких рисков довольно много. И рано или поздно что-то случается.

73
> aviator18t 22:52 29.05.2013
"Те, у кого за плечами действительно по несколько восьмитысячников (пусть и не соло) почему-то молчат, а жаль..."


Ну, если нужно, чтобы кто-то конкретно написал, то могу я. Много разных слов произнесено. Совершенно ясно, что совершена ошибка, и даже не одна. Попытаюсь сформулировать свое видение. Конечно, сидя за клавиатурой судить легко, однако не обвинения ради, а назидания для.

В больших горах на хоженых маршрутах весьма часто приходится двигаться по чужим, непроверенным, не очень надежным и старым веревкам. К этому привыкаешь. Провешивать свои очень часто не хватает ни времени, ни сил, ни веревок. В таких ситуациях выбор небольшой. Либо не пользоваться ими (ну, может, чуть придерживаться), либо отбросить все мысли о самосохранении и положиться на "авось", как большинство и поступает.
Кроме того, одним из существеннейших факторов безопасности (а в больших горах особенно) является время. Как локально (время суток), так и глобально (погодное окно, сокращение времени нахождения на высоте). Поэтому высокая скорость прохождения, да и вообще стиль fast&light при альпийском варианте восхождения весьма привлекателен.

Итак, какие конкретно ошибки можно отметить.
1. Стратегическая.
Выходя на ЮЗ стену Эвереста, обход ледопада Кхумбу выглядит совершенно лишним, искусственным и только отнимающим силы, которые ой как необходимо экономить. Технически он практически ничего не добавляет к сложности самой стены.
2. Тактическая А.
Намерение в первый день выполнить очень большой объем работы. Выбранный вариант прохода к первому лагерю дествительно заметно более трудоемкий и долгий, чем обычный - через провешенный ледопад. Отсюда и выход в 2 часа ночи, из-за чего, соответственно, прохождение скальной части по темноте.
3. Тактическая Б.
Планируя проход данного участка рано утром, можно было бы в один из свободных дней выбрать часа 3-4 и прогуляться предварительно по скальному участку до льда, чтобы при восхождении не оказалось неожиданностей в виде не найденной веревки в кулуаре.
4. Тактическая В.
Излишне высокая скорость прохождения, когда в жертву ей приносится безопасность. Так, системы надо бы одевать в самом начале скального участка, а не тогда, когда дело уже дошло до дюльфера.
5. Психологическая.
Имея за плечами столько больших гор, а также ситуаций, в которых вероятность удачного исхода заметно меньше единицы, легко убедить себя, что уж на таком-то простом участке ничего страшного произойти попросту не может. Как иногда говорят, "глаз замыливается".
6. Конкретная.
Ну, этот пункт обсосали со всех сторон. Спуск на тонкой старой чужой веревке, которая вдобавок могла быть перебита, неудачное расположение точки закрепления и направления нагрузки, когда веревка трется об острый угол, а также отсутствие страховки.

9
Всё! Лучше не скажешь.
А почему все-таки они пошли в обход айсфола?
Ооочень сильное подозрение, что это прямо связано с тем скандальным бунтом шерпов.

6
Почему пошли - вопрос к Денису. Как я понимаю, "новый маршрут - новый подход".
Про шерпов - вряд ли: Денис с Алексеем уже после этой истории ходили акклиматизироваться на Южное седло, через ледопад. Ну и потом, хоть они и жили с Симоне и Ули в одном лагере, но во время этой истории с шерпами они не на горе были - Денис вообще в Дебоче, Алексей тоже то ли внизу, то ли уже в базовом лагере.

6
>> aviator18t 22:52 29.05.2013
>"Те, у кого за плечами действительно по несколько восьмитысячников (пусть и не соло) почему-то молчат, а жаль..."

>Ну, если нужно, чтобы кто-то конкретно написал, то могу я. Много разных слов произнесено. Совершенно ясно, что >:совершена ошибка, и даже не одна. Попытаюсь сформулировать свое видение. Конечно, сидя за клавиатурой судить >легко, однако не обвинения ради, а назидания для.


понятно, что была допущена трагическая ошибка .....

но рассуждения автора - это, увы, не имеющие смысла тривиальные теоретические измышления.......

С этой точки зрения любые рекордные восхождения будут набором 100% ошибок.....

10
вот я поэтому ничего и не пишу...

24
Николай (и Валера), выше я написал свое видение ситуации, не претендующее на полноту.
Знаете больше - добавьте.
Но если (как это стало обычаем в последние годы) вообще не делать никакой попытки вскрытия причин НС (с тезисом, что мол "знающие понимают, а остальным и не надо"), то это не будет способствовать их предотвращению. Проведите параллель с медициной.


8
Спасибо Урубко за напоминание. Возьму-ка я на Кавказ пару кусков основы для обновления дюльферных петель.

-6
Показать комментарий

15
Армия капитанов очевидность множится. Как же любит народ говорить банальности и лежащие на поверхности очевидные всем ненужные суждения!!!

Светлая память погибшему, сил пережить это и идти дальше Денису.


Будьте добрее и умнее, господа!

8
Как же любит народ говорить банальности и лежащие на поверхности очевидные всем ненужные суждения!!!
****

перед лицом смерти бессильны самые умные слова.

поэтому люди говорят то что говорится.
это психотерапия. чтоб крыша не ехала, живым ведь еще жить.

42
Я не альпинист, только сочувствующий бордер.
Я не могу рассуждать о технике восхождения и допущенных ошибках, но трагедия остается трагедией, и причины уходят на второй план.
Сухие информативные строки поста, как это не похоже на обычную многословную, яркую и образную манеру изложения Дениса, просто физически ощущаешь боль, которая стоит за этой сдержанностью.
Держись, Денис, и пусть Алексей найдет путь к свету!

8
Спишу-ка я веревку провисевшую с ноября на крыше.

11
Сегодня 3 года , как нет Толянчика - младшего сыночка. Немного не дожил до 19. Он не был альпинистом но был Человеком, спортсменом. То же страшная нелепая смерть. И то же была очень тонкая грань между жизнью и смертью. Гибель Алексея Болотова , а равно как и других альпинистов должна заставить всех нас задуматься - а не слишком ли мы высокую цену платим за нашу страсть к горам? Я всегда говорю своим друзьям в походах- ДАЖЕ САМАЯ ВЫСОКАЯ ГОРА НЕ СТОИТ ЖИЗНИ САМОГО МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА!

10
Сил родным Алексея Болотова пережить утрату...
Сил Денису Урубко справиться с психологическим грузом...

8
Спасибо Денису за то, что реально всё описал. Тем, кто ищет ошибки в действиях парней, скажу, что ходить в горах соблюдая все правила изложенные в учебниках на 100 процентов нереально. Судя по восхождениям, Алексей был очень классный альпинист, просто в тот день ему не повезло.

8
Денис, спасибо. Крепости духа.

6
Память и Честь!

1
Поднимаясь раз в 20й..на Эльбрус не делаем мы..тож самое (я про ошибки(я профи все норм))

6
Кстати, в одной из предыдущих тем по этому же поводу был вопрос, а могут ли из этого случая сделать для себя какие-нибудь выводы третьеразрядники.
Могут:
"Если обнаружил на маршруте веревку неизвестного происхождения - проходи мимо.
Тебе она на хрен не сдалась - своими пользуйся!"

31
Не знаю... Денис, держись, это огромная потеря... Спасибо, что описал события...
Про написанное выше - попробую вставить мнение, уже в общем-то высказанное. По старым веревкам, там где есть обработанные маршруты, ходят везде и всегда, и это действительно стало нормой. Хорошо это или плохо - вопрос. Не нравится - пройди там, где этого нет, или параллельно со своим, если рельеф позволяет. Ну, как-то так - я никогда не ходил по старым веревкам без дополнительной своей страховки, если эти веревки висят неизвестно сколько. По свежим - на том же Хане - почему нет? Попадались и перебитые, сообщаешь в лагерь, меняют постепенно.

Выбор маршрута - я как раз воспринял это, как менее трудоемкий вариант прохождения ледопада Кхумбу, исключающего месиловку по снегу между трещинами в ледопаде. И подозреваю, что Денис с Алексеем потому туда и пошли рано утром, чтобы до раскисания снега быть в первом лагере.

Дюльфер по стационарно висящей веревке не предполагает спуск по сдвоенной, если веревка оставляется. Там все по одинарной и спускаются. При организации верхней - без последствий в случае обрыва дюльфера. Схватывающий узел давно не применяю на спусках - часто не работает, и читаем П.П. Захарова по исследованию работы схватывающего узла. Но есть варианты его вменяемого использования, дающего дополнительный фактор безопасности.

На обледенелой веревке годится только восьмерка с большим отверстием. Реверсо, букашки и пр. узкие устройства - нет. На реверсо еще по одинарной можно, по сдвоенной - и никакой схватывающий не нужен.

Любая веревка в снегу и на солнце теряет прочность. Крученная "леска", которую подобрали Денис с Лешей - тем более. Как я понимаю Дениса, она там пару лет лежала? Ее, конечно, брать было нельзя. Организация же верхней страховки своей связочной веревкой для двоих с продергиванием страховки отняла бы не больше 20 мин., вряд ли это глобальная потеря времени для восхождения.

Новая нормальная веревка в принципе не может перетереться через выступы на 2-х чел. - только если там уж совсем лезвие будет.

Учитывая описанные Денисом обстоятельства, в который раз мелькает мысль о неизбежности... Пришло время - и все делается так, чтобы не избежать.

13
Толя, увидев твой комментарий, не удержался...
11 мая чуть выше лагеря 2 г. Ама-Дамблам я улетел вместе с перилами, по которым ехал дюльфером
Причина: перетерлась одна из веревок, из которых была связана станция
И перила, и станция были из точно такой же "лески". Все было новым, провисело от силы дня 3-4, за это время, кроме австрийской группы, которая их вешала, по веревкам проехала еще наша тройка. Примерно 20 человеко-ходок. Веревке этого хватило.
Думаю, дело не столько в возрасте веревки, сколько в ее качестве, - с этой "леской" просто нельзя близко к скалам подходить. Однако, из-за дешевизны (и малого веса) вряд ли экспедиции перестанут ее использовать, а значит, нам еще предстоит не раз услышать о последствиях применения дешевой Непальской веревки
(летал без последствий, - австрийцы, помимо крепления на станции, аккуратно сблокировали нижнюю веревку с верхней)

-2
Если не трудно, опишите, пожалуйста, схему: что такое верхняя веревка, что такое нижняя, сколько летели и за счет чего удержались.
Спасибо!


-2
Существует ли инструкция по ррименению этой веревки? Если да, что там написано?

6
4 мая 2012. мой напарник улетел с дюльфером на Ама-Даблам между 2 и 3 лагерем. Причина та же. Дюльфер новый, около 30 ходок. Та-же леска.
Пролетел 15м, повис на станции - страховка была на паралельной веревке... Без особых последствий...


4
"Леска" это полипропилен или что то другое?
полипропилен очень бысто на солнце сгорает

12
Ах, что за дни такие настают,
Куда приводит вешняя дорога?
Она ведет, не мало и не много,
В запретный сад на улицу твою.
Ах, больше ты не выбежишь ко мне,
По мокрым плитам авиавокзала,
Не скажешь, что в беспамятстве сказала,
Не поцелуешь пальцы на струне.
Как жаль, моя любимая, как жаль,
Что льдистая дорожка так поката,
Что радость не предвидится пока что,
Поскольку не предвидится печаль.
Как тяжелы вериги доброты,
Как вероятен ход невероятный,
Который путь с названием "обратный",
Низводит до глубокой правоты.
Прощай, моя любимая, итак:
Я поджигаю мост на самом деле,
И спички, ты представь, не отсырели,
И легок мой обшарпаный рюкзак.

Урубко! Держись!

4
ИМХО (in my honest opinion)

такая ошибка, профи высочайшего уровня, должна иметь в своей основе психологическую подоплеку....

может быть давление ожиданий было слишком велико....

Как только я прочитал эту первую, совершенно неправильную статью http://www.risk.ru/users/shti/197783/ мне стало не по себе.....
(я ее сейчас перечитал - мне кажется, или она действительно была отредактирована... причесана.... со времени первой публикации...)

12
Спасибо Денису за честный рассказ, это важно. Полагаю, все сделают для себя выводы. Остальные рассуждения излишни. Мы все ходим в горы, значит принимаем правила игры: у каждого из нас есть риск погибнуть, и, скорее всего, это будет следствием какой-либо ошибки.

НС происходит в результате сложения нескольких векторов или факторов. Спасибо Antonychу - детальный расклад !
"Остальные рассуждения излишни" - категорически не согласен. Весь форум полезно прочитать. Полагаю, что таких форумов на сайте ФАР нет хотя бы потому, что одну истину для всех не установишь - это подтвердило многообразие выраженных здесь мнений.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru