О ФОТОГРАФИИ. ЧАСТЬ 3-Я, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Пишет dikovsky, 01.04.2013 11:27

Образовательно-рекламная серия статей от портала Risk.ru и фотошколы Странствующие Фотографы

Образовательная, потому что в течение трёх уроков, мы постараемся поднять понимание процесса фотографии на новую ступень, рекламная – потому что, те, кому это покажется интересным, но недостаточным, смогут освоить главные приёмы и техники фотосъёмки и обработки фотографий на специальных онлайн-курсах со скидкой.

О ФОТОГРАФИИ. ЧАСТЬ 3-Я, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ (странствующие фотографы, диковский, обучение, фотография)


Известно, что многие, особенно пейзажные снимки, получаются более интересными и сильными, если нам удается передать глубину пространства.

Как на плоской картинке передать объём? Как сделать так, чтобы всё было резким?

Об этом мы поговорим в этой статье.



Не углубляясь в теорию перспективы, перейдем сразу с практическим приёмам.

Самые действенные:

1.Заполнение планов
Смысл этого приема прост – компонуя снимок, нам нужно кого-то/что-то расположить на переднем плане (близко к нам), что то на среднем и что-то на дальнем (далеко от нас).
Самое главное – заполнить ближний и дальний планы.

2. Использование уходящих вдаль, сходящихся линий.
Если в поле будущего кадра есть коридоры, дороги, кусты, посаженные в ряд и т.п., мы можем использовать их для создания «глубины» изображения.

Также, считается, что светлые предметы стремятся «уйти вглубь», а темные «выйти наружу» снимка. Т.о. располагая темные объекты ближе к нам, а светлые дальше, мы усиливаем эффект перспективы. Если наоборот – разрушаем его.

Для максимальной передачи глубины, мы используем широкоугольный объектив (как правило, от 14 до 24 мм для полной матрицы или от 10 до 15 мм – для кроп-зеркалок) и подходим непосредственно к ближайшему объекту. Т.о. образом, мы визуально раздвигаем расстояние между ближними и дальними объектами.
24 мм
О ФОТОГРАФИИ. ЧАСТЬ 3-Я, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ (странствующие фотографы, диковский, обучение, фотография)



Если мы хотим «сплющить» пространство - используем длиннофокусный объектив и отходим на достаточно большое расстояние.
105 мм
О ФОТОГРАФИИ. ЧАСТЬ 3-Я, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ (странствующие фотографы, диковский, обучение, фотография)



Как сделать так, чтобы и ближние и дальние объекты были резкими? На какой точке фокусироваться? Какие параметры выставлять?

При дневном свете удобнее всего работать в режиме приоритета диафрагмы A (Av) и выставлять значение в районе 11-16. Меньшее значение будет недостаточным, а большее, на многих объективах будет сопровождаться падением резкости. Выставив диафрагму, обязательно следим за выдержкой. Если она становится слишком длинной (длиннее 1/30 при съёмке на широкоугольные объективы), лучше использовать штатив . Другой вариант – повысить ISO, что позволит использовать более короткую выдержку, но может усилить шумы (зернистость) на снимке.

Если есть штатив, используйте его, если нет – повышайте ISO.


На чем же нам фокусироваться? На ближайшем объекте,на среднем или на дальнем?

Для получения МАКСИМАЛЬНОЙ глубины резкости, существует одна точка фокусировки для каждой комбинации камера+объектив+значение диафрагмы.

Например, для камеры с полной матрицей, объективом 24 мм и значением диафрагмы 11, нам нужно фокусироваться на расстоянии 3,5 м, чтобы резкими получились объекты, находящиеся от 1,7 м от нас до бесконечности.

Эта точка называется Гиперфокальное расстояние или сокращенно ГФР.
При фокусировке на ней, резкими получаются объекты, расположенные от половины ГФР до бесконечности.

Рассчитать ГФР очень просто с помощью спец. калькулятора, который можно найти онлайн или скачать себе в смартфон/iPhone.

Разные калькуляторы (особенно для смартфонов) могут показывать несколько различные значения. Для большей надежности, имеет смысл фокусироваться на полметра-метр дальше, чем показывает расчет.

Предлагаю желающим, поделиться снимками, в которых глубина передана максимально сильно.

У кого таких фотографий нет, можно выйти в поля и опробовать рекомендации, данные в этой статье.

Прошу, перед загрузкой проанализировать свои снимки на соответствие ТРЕМ ПРАВИЛАМ, о которых мы говорили в 1-й части и, при необходимости, внести коррекции в изображение (обрезка, осветление, затемнение). Также, не забывать о методах выделения "главного героя", о которых говорили во 2-й части.
Всё нужно задействовать в работе.

Учитывая, что наши обсуждения проходят онлайн, прошу всех следовать следующим правилам:

1. От каждого участника – максимум пять, самых удачных, им созданных фотографий, демонстрирующих глубину пространства.

2. Позитивные высказывания в адрес присланных работ - приветствуются. Негативные высказывания прошу заменять конструктивной критикой – реальными советами, что нужно изменить, чтобы улучшить картинку.

3. Огромная просьба - всё обсуждение проводить в исключительно уважительном и спокойном ключе.

173


Комментарии:
1
Эльбрус



Крым



Красная поляна



Камчатка



Алтай

0
Первая очень нравится. Там и глубина, и четкая композиция и фактура снежная - почти монохромная голубоватая.

1







1
Первая, на мой взгляд самая интересная. Объём хорошо чувствуется. Взгляд от палаток по тропе проходит до вершины.
Третья - красивая, но в ней меньше ощущения глубины.

0
На третьей я дырку до 29 закрыл, чтобы и Корженева в резкости была - всё равно не хватило...


1







1
Я голосую за третью. Чуть бы больше места слева и блик с неба убрать.

На второй очень красивая зеленая долина, но не хватает переднего плана и чего-то, на чем остановить взгляд.

На 4-й глубина хорошо чувствуется, но некоторая неопределенность с палатками. Можно было попробовать сыграть на схожести дальней палатки и горки за ней (это, конечно, легко заметить сейчас и много труднее во время съёмки).

1
"Горка" за палаткой пик Ленина :)
Фотография сделана на Раздельной.


2

2
Цвета красивые.
С дорогами не так просто работать.
Дерево привлекает внимание, но композиции не хватает элементов. Дорога уводит наш взгляд в никуда.
Не хватает человека с чемоданом идущего по обочине из правого нижнего угла и машины, едущей ему навстречу около центра кадра.
Другими словами - заполненного переднего и дальнего планов. Снимок стал бы намного богаче.
А левый край нужно обрезать.

0
Левый край в смысле дерево обрезать полностью?


1
Очень извиняюсь. Не успела выложить фотку в предыдущих статьях. Да и стесняюсь, потому что половины слов из описания, как снимать, я просто не знаю. Да и про фотошоп только слышала. Если не напрягу, посмотрите, пожалуйста

0
Цветы очень красивые. А компоновка снимка требует коррекции.
Здесь 2 объекта, привлекающие внимание - цветы и гора, и оба в одной части кадра. При этом правая часть остаётся незадействованной. Нужно было бы сместиться вправо и разнести гору с цветами - цветы -левее, горка - правее.
Также оставить за кадром сухие ветки.
Если бы фотографировали в RAW формате, можно было "вернуть" небо в тех местах, где сейчас белое поле.

1

1
Задний план размыли хорошо, тем самым выделив цветы. Но пищи, нашему взгляду не хватает.
В такой компоновке - это должны были быть самые лучшие, самые распустившиеся и благоухающие цветы на этом кусте.
Вы же хотели передать красоту цветов не так ли? А запечатлели то, что только готовится ими стать.

2
Спасибо огромное. Вы написали очень хорошие статьи. Теперь буду внимательнее выбирать ракурс. Снято всё на мыльницу, никакой обработки не было вообще.

1

2
Ала-арча, Рацека что ли? Что то ночью не могу узнать.
С фонариком хорошо погуляли ))
Вообщем, снимок и так смотриться, но буду занудой и скажу, что если бы в правой нижней части кто-нибудь сидел с фонариком и создавал передний план, было бы ещё интересней.

1
Вы упомянули про гиперфокал.Снимок сделан на цифрокроп плёночным объективом,28 мм.Дырка- ровно посередине.Фокус-на бесконечность.ГФР для большинства сюжетов ненужно,ставьте бесконечность и будет вам щастье.Ну,если перелёта нет на неотъюстированном объективе.


5

1
Хорошая фотография. Всё на месте.

2
На мой взгяд, фото разваливается на две независимые части. Чуть больше бы зеркала водоёма - оно бы связало планы.


4
Закат с видом на Хан-Тенгри


Последние метры - Южный Иныльчек


Домбай


Про автомобильные дороги в Карпатах


Возвращение (на луковую поляну)

1
"Закат с видом на Хан-Тенгри" - 5+ - Отличный снимок. Цвета потрясающие. Глубокий коричневый камней, темно-зеленый - веревки, розовато-фиолетовый гор и заката. Всё на месте.

"Домбай" - тоже очень красивый. Даже не знаю, если бы задний план был совершенно резким стало бы лучше или хуже.
Пожалуй, хорошо, как есть.

0
А мне "Ю.Иныльчек" нравится! Статика - а динамично...

0
Передний план - девушка Кристина, средний - дорога, задний план - горы. Карпаты.
На переднем плане - более темное, на заднем -светлое. Эльбрус.
Карпаты.
Байкал, Листвянка.
Карпаты.

3
Старые фотографии просто интересно разглядывать без всякого анализа )). Они обладают своей аурой, настроением, воспоминаниями.
Вторая нравится. Диагонали горизонта и склона, фигура человека, тени .
И третья очень нравится. Она вроде простая, но есть в ней что то глубоко ностальгическое - о времени детства моего поколения, о молодости наших пап и мам.

1
А я за 4ю. В ней все есть: и объект переднего плана и глубина пространства. Единственно, не видно того на что дети смотрят, а хочется :)

0
Спасибо.
На что смотрели дети, я уже не помню, но тоже - спасибо!

2
Кокшага

Домбай

2
Я за вторую. Красивая долина, река уводит взгляд к горам. До идеала не хватает точки фиксации, например, большой белой вершины в хребте замыкающем долину.
На первой коряжки плохо читаются и взгляд за них так сильно цепляется, что до красивого леса на заднем плане ему очень тяжело добраться.

-2
По поводу Домбая:
снимок осенний, если сделать в июне-июле, то в самом конце долины г.Аксаут будет ещё белой, и получится именно то,
что Вы бы хотели, и то, что рисует П.Петропавловский, попробую поискать, но кажется тогда не было погоды для такого снимка.
По Кокшаге:
Это река живущая своей естественной жизнью, там коряги везде,
это для столичных людей коряга в реке вызывает реакцию, внимание,
для бывалых коряги, топляк - это как само собой, как воздух, которым дышим, мы их не замечаем,
если увеличить снимок и смотреть чуть дольше, чем 10 секунд всё станет на свои места...


2

Эльбрус, Восточная вершина


Гималаи


Фанские горы

1
Озеро в Фанских горах просто отменное, само по себе.

0
Мне тоже озеро нравится. Хочется ещё большего пространства для него и чего то, на чем остановить взгляд.
Эльбрус и Гималаи получились слишком контрастными, жесткими. Такие кадры лучше снимать утром и вечером, либо, когда есть дымка. В снегопад потрясные кадры получаются.
В какой то мере, снизить контраст можно при обработке.

3
Мои пять "копеек":

В долине Зруг, С.Осетия:


Озеро в долине Ходюка, КЧР:


На массиве Соухаузкая, КБР, зима. Ищем человечка :)


Ночевка над долиной Урух, С.Осетия, зима:


Долина Псыгансу в облаках. КБР, зима:

0
Я за 3ю! Очень гармонично и величественно.

0
"Ночёвка над долиной Урух" - в гармонии !
Очень понравилась!

0
Мне с цветами не очень - планы между собой получаются не связанные. Взгляд туда не идет. 3я и 4я - хороши!

0
Фото №2 - очень красивые краски! Сочетание потрясающее!

2
3-я, и 5-я - очень хороши, а 4-я - вообще отличная. Очень нравится, как цвет палатки с закатом перекликается. Класс!

Кстати, заметьте, как наличие конкретного сильного объекта усиливает снимок. На 3-й и 5-й - замечательные виды, которые мы с удовольствеим рассматриваем, но именно палатка на 4-м, мгновенно втягивает нас в изображение и долго не отпускает взгляд. Поэтому у 4-го точно будет больше поклонников.

2

2
Облака хорошо разделяют планы и создают фон для человека.
Если стремится к ещё большей глубине изображения, о которой мы говорим в этом статье, то кустики или травка на переднем плане могли бы её создать.

0
Что про такое скажете?

Мидаграбинский цирк

Дигорское ущелье

Шау-хох, Джимарай-хох и Тепли(?) с Цейского ущелья мыльницей и немного фотошопа
цвета там почти не было, убрал совсем, а контрастность добавил

0
Оффтоп - на 3-ей ракурс интересный. Если из Цея, то по карте предпоследний хребет это Дончентыхох и Сырхы-Барзонд, не Тепли.

0
Вы, наверное, правы. Все же я сомневался насчет Тепли. Нашел Сырхы-барзонд, очень похожа. Там одного нашего общего знакомого молнией долбануло. Хребет тоже похож. Вот с какого ракурса я смотрел, севернее, и вот почему Зайгелан не виден... Моя точка была ниже Садона, под смотровой площадкой, 2600 наверное.

2
Все фотографии - хороший фон для действа, которое должно произойти, но не произошло.
Нужны люди в кадре, которые внесли бы движение и жизнь.
Для пейзажа - нужны более сильные ракурсы.

Ближе всего к цели - первая, но у неё пустой передний план. Снег, который там есть почему то не работает.
Возможно, потому что, как мы говорили - светлое стремится "уйти вглубь" кадра, а темное - "выйти наружу" . Поэтому светлое ставим на заднем плане, а темное - не переднем.

Т.е., в данном случае, светлый передний план, вместо того чтобы усилить перспективу, наоборот, разрушает её.

Может так:


0
Спасибо. Ледник встал по центру, где ему и полагается быть, но без левой вершины я чувствую осиротелость :) Ближе топать надо было или выше, но вариантов тогда имелось немного.

0
Ала-арча

3
Днем очень тяжелый свет. Небо получается выцветшим, а снимки очень жесткими и слишком контрастными.
Ходите на Аксайский ледник по утрам и будет вам счастье в виде отличного света и интересных снимков.

С композицией все хорошо, но если бы догнали товарищей и сфотографировали ближе, получился бы намного более динамичный снимок с сильной перспективой.

0
Спасибо !

2
Архыз

и еще Архыз

Лагонаки

Сев. Осетия, рассвет на 3800

0
Мне очень нравится третий - красивый свет и цветы на переднем плане.
В маленьком варианте, правда, их очень сложно разглядеть. Нужно высветлить тени и немного обрезать верх и края кадра.


0
Спасибо, вы правы, так намного лучше!

0
Ну а что комментарий , мои фоты не влезают , пробывал через радикал , а ссылка тоже не проходит . Извиняюсь видимо не судьба .

2
Серия фото с Тон-Сая, Таиланд.




2
Все кадры нравятся.
Если говорить о перспективе и четком сюжете, то, пожалуй первый передаёт её и его лучше всего.
На третьем отвлекает непонятная штука слева, но если бы её не было - кадр завалился бы вправо. Возможно, нужно было включить бОльший кусок этого нечто (скалы) ?

0
Ага, сталактит висит там)) Это я из пещеры снимала.

0
на спуске с Фишта

Между Белореченским и Черкесским перевалом

0
Перспективу лучше перадает снимок с ледорубом, а нравится больше вторая фотография, в которой разноцветные и разнофактурные планы сменяют друг друга.
Предлагаю сделать её чуть темнее и немного обрезать сверху:


0
Да, пожалуй. К тому же под печать 10х15 с обрезкой самое то получается. Спасибо.

1
Вечер в Альпах. (Фото нравится, но чего-то не хватает.)


Мавензи


Монастырь в горах


Гималаи

0
ИМХО, в первом сильно чего-то не хватает, но то, что там есть, прекрасно. Восточным людям бы понравилось.

0
Мне первый снимок понравился именно своей бесконечной глубиной.

0
Первая и третья,по моему, самые удачные.

На первой потрясающий задний план, но - обычный средний. В такой композиции снимок мог бы работать, если бы на на снежном склоне был "герой" - лыжник, альпинист, мохнатый як.
А если "героя" нет, а фон такой, что дух захватывает, так и выкидывайте этот средний план из кадра.

Мой вариант (насколько это возможно сделать обрезкой):



На третьем - слишком много темного внизу. Нужно, либо высветлять тени, либо резать. Я бы предложил второе, т.к. столбы и люди с рюкзаками, на мой взгляд, гасят романтику снимка.

Скажем, так:


4
Написал, посмотрел, подумал. Может все-таки оставить чуток склона ...

Вообщем, вариант номер 2:


0
Спасибо!!!

2
Ну что ж, на этом, отслеживание темы завершаю.

Спасибо всем, кто участвовал!!!

1
Спасибо Вам, давно не было на Риске такой полезной и профессиональной темы.

0
Настоящий мастер-класс! Спасибо Вам огромное. Жалко, что уже закончилось обсуждение(((

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru