О ФОТОГРАФИИ. ЧАСТЬ 3-Я, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
Образовательно-рекламная серия статей от портала Risk.ru и фотошколы Странствующие Фотографы
Образовательная, потому что в течение трёх уроков, мы постараемся поднять понимание процесса фотографии на новую ступень, рекламная – потому что, те, кому это покажется интересным, но недостаточным, смогут освоить главные приёмы и техники фотосъёмки и обработки фотографий на специальных онлайн-курсах со скидкой.
Известно, что многие, особенно пейзажные снимки, получаются более интересными и сильными, если нам удается передать глубину пространства.
Как на плоской картинке передать объём? Как сделать так, чтобы всё было резким?
Об этом мы поговорим в этой статье.
Образовательная, потому что в течение трёх уроков, мы постараемся поднять понимание процесса фотографии на новую ступень, рекламная – потому что, те, кому это покажется интересным, но недостаточным, смогут освоить главные приёмы и техники фотосъёмки и обработки фотографий на специальных онлайн-курсах со скидкой.
Известно, что многие, особенно пейзажные снимки, получаются более интересными и сильными, если нам удается передать глубину пространства.
Как на плоской картинке передать объём? Как сделать так, чтобы всё было резким?
Об этом мы поговорим в этой статье.
Не углубляясь в теорию перспективы, перейдем сразу с практическим приёмам.
Самые действенные:
1.Заполнение планов
Смысл этого приема прост – компонуя снимок, нам нужно кого-то/что-то расположить на переднем плане (близко к нам), что то на среднем и что-то на дальнем (далеко от нас).
Самое главное – заполнить ближний и дальний планы.
2. Использование уходящих вдаль, сходящихся линий.
Если в поле будущего кадра есть коридоры, дороги, кусты, посаженные в ряд и т.п., мы можем использовать их для создания «глубины» изображения.
Также, считается, что светлые предметы стремятся «уйти вглубь», а темные «выйти наружу» снимка. Т.о. располагая темные объекты ближе к нам, а светлые дальше, мы усиливаем эффект перспективы. Если наоборот – разрушаем его.
Для максимальной передачи глубины, мы используем широкоугольный объектив (как правило, от 14 до 24 мм для полной матрицы или от 10 до 15 мм – для кроп-зеркалок) и подходим непосредственно к ближайшему объекту. Т.о. образом, мы визуально раздвигаем расстояние между ближними и дальними объектами.
24 мм
Если мы хотим «сплющить» пространство - используем длиннофокусный объектив и отходим на достаточно большое расстояние.
105 мм
Как сделать так, чтобы и ближние и дальние объекты были резкими? На какой точке фокусироваться? Какие параметры выставлять?
При дневном свете удобнее всего работать в режиме приоритета диафрагмы A (Av) и выставлять значение в районе 11-16. Меньшее значение будет недостаточным, а большее, на многих объективах будет сопровождаться падением резкости. Выставив диафрагму, обязательно следим за выдержкой. Если она становится слишком длинной (длиннее 1/30 при съёмке на широкоугольные объективы), лучше использовать штатив . Другой вариант – повысить ISO, что позволит использовать более короткую выдержку, но может усилить шумы (зернистость) на снимке.
Если есть штатив, используйте его, если нет – повышайте ISO.
На чем же нам фокусироваться? На ближайшем объекте,на среднем или на дальнем?
Для получения МАКСИМАЛЬНОЙ глубины резкости, существует одна точка фокусировки для каждой комбинации камера+объектив+значение диафрагмы.
Например, для камеры с полной матрицей, объективом 24 мм и значением диафрагмы 11, нам нужно фокусироваться на расстоянии 3,5 м, чтобы резкими получились объекты, находящиеся от 1,7 м от нас до бесконечности.
Эта точка называется Гиперфокальное расстояние или сокращенно ГФР.
При фокусировке на ней, резкими получаются объекты, расположенные от половины ГФР до бесконечности.
Рассчитать ГФР очень просто с помощью спец. калькулятора, который можно найти онлайн или скачать себе в смартфон/iPhone.
Разные калькуляторы (особенно для смартфонов) могут показывать несколько различные значения. Для большей надежности, имеет смысл фокусироваться на полметра-метр дальше, чем показывает расчет.
Предлагаю желающим, поделиться снимками, в которых глубина передана максимально сильно.
У кого таких фотографий нет, можно выйти в поля и опробовать рекомендации, данные в этой статье.
Прошу, перед загрузкой проанализировать свои снимки на соответствие ТРЕМ ПРАВИЛАМ, о которых мы говорили в 1-й части и, при необходимости, внести коррекции в изображение (обрезка, осветление, затемнение). Также, не забывать о методах выделения "главного героя", о которых говорили во 2-й части.
Всё нужно задействовать в работе.
Учитывая, что наши обсуждения проходят онлайн, прошу всех следовать следующим правилам:
1. От каждого участника – максимум пять, самых удачных, им созданных фотографий, демонстрирующих глубину пространства.
2. Позитивные высказывания в адрес присланных работ - приветствуются. Негативные высказывания прошу заменять конструктивной критикой – реальными советами, что нужно изменить, чтобы улучшить картинку.
3. Огромная просьба - всё обсуждение проводить в исключительно уважительном и спокойном ключе.
173
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Крым
Красная поляна
Камчатка
Алтай
Третья - красивая, но в ней меньше ощущения глубины.
1. Значения диафрагмы
2. Фокусного расстояния объектива
3. Расстояния до точки фокусировки
Т.е. если бы взяли шире фокусное расстояние, Корженева скорее всего была бы в фокусе. А если бы ещё и фокусировались не по цветам, а чуть за ними ( в идеале, рассчитав ГФР), то и цветы и гора были бы точно в фокусе.
На второй очень красивая зеленая долина, но не хватает переднего плана и чего-то, на чем остановить взгляд.
На 4-й глубина хорошо чувствуется, но некоторая неопределенность с палатками. Можно было попробовать сыграть на схожести дальней палатки и горки за ней (это, конечно, легко заметить сейчас и много труднее во время съёмки).
Фотография сделана на Раздельной.
С дорогами не так просто работать.
Дерево привлекает внимание, но композиции не хватает элементов. Дорога уводит наш взгляд в никуда.
Не хватает человека с чемоданом идущего по обочине из правого нижнего угла и машины, едущей ему навстречу около центра кадра.
Другими словами - заполненного переднего и дальнего планов. Снимок стал бы намного богаче.
А левый край нужно обрезать.
Здесь 2 объекта, привлекающие внимание - цветы и гора, и оба в одной части кадра. При этом правая часть остаётся незадействованной. Нужно было бы сместиться вправо и разнести гору с цветами - цветы -левее, горка - правее.
Также оставить за кадром сухие ветки.
Если бы фотографировали в RAW формате, можно было "вернуть" небо в тех местах, где сейчас белое поле.
В такой компоновке - это должны были быть самые лучшие, самые распустившиеся и благоухающие цветы на этом кусте.
Вы же хотели передать красоту цветов не так ли? А запечатлели то, что только готовится ими стать.
С фонариком хорошо погуляли ))
Вообщем, снимок и так смотриться, но буду занудой и скажу, что если бы в правой нижней части кто-нибудь сидел с фонариком и создавал передний план, было бы ещё интересней.
Пример:
24 мм, полный кадр, F11 - ГФР = 3,5 м
При фокусировке на бесконечность зона резкости от 3,5 м до бесконечности.
При фокусировке на 3,5 м (ГФР) зона резкости от 1,3 м до бесконечности.
Последние метры - Южный Иныльчек
Домбай
Про автомобильные дороги в Карпатах
Возвращение (на луковую поляну)
"Домбай" - тоже очень красивый. Даже не знаю, если бы задний план был совершенно резким стало бы лучше или хуже.
Пожалуй, хорошо, как есть.
Вторая нравится. Диагонали горизонта и склона, фигура человека, тени .
И третья очень нравится. Она вроде простая, но есть в ней что то глубоко ностальгическое - о времени детства моего поколения, о молодости наших пап и мам.
На что смотрели дети, я уже не помню, но тоже - спасибо!
Домбай
На первой коряжки плохо читаются и взгляд за них так сильно цепляется, что до красивого леса на заднем плане ему очень тяжело добраться.
снимок осенний, если сделать в июне-июле, то в самом конце долины г.Аксаут будет ещё белой, и получится именно то,
что Вы бы хотели, и то, что рисует П.Петропавловский, попробую поискать, но кажется тогда не было погоды для такого снимка.
По Кокшаге:
Это река живущая своей естественной жизнью, там коряги везде,
это для столичных людей коряга в реке вызывает реакцию, внимание,
для бывалых коряги, топляк - это как само собой, как воздух, которым дышим, мы их не замечаем,
если увеличить снимок и смотреть чуть дольше, чем 10 секунд всё станет на свои места...
Что скажете о таком варианте:
В центре получился поворот реки.
Гл. героем стала река вне всякого сомнения и иного толкования.
Но это уже как бы другой снимок.
Исчезло призрачное отражение облаков на переднем плане в фиолетовой стремнине
и атмосфера народной мистики с лешими, кикиморами и бабаёгами.
Кокшага - одна из чистейших рек Европы, по берегам несколько заброшенных кордонов и деревень, ни сельхоз, ни пром нет.
Если долго всматриваться в коряги, то коряги начинают всматриваться в тебя. :)
Ну и про главного героя, главный объект - помните? В вашем варианте это именно коряги. К тому же никак не обыгранные. Имхо.
Как я обыграл коряги:
- я не навёл на них вспышку,
- я не выбрал время их максимальной освещённости,
- я их не увеличил.
Но мне самому очень понравился цветовой переход от переднего плана в перспективу и я дал ему столько места,
сколько и было.
Эльбрус, Восточная вершина
Гималаи
Фанские горы
Эльбрус и Гималаи получились слишком контрастными, жесткими. Такие кадры лучше снимать утром и вечером, либо, когда есть дымка. В снегопад потрясные кадры получаются.
В какой то мере, снизить контраст можно при обработке.
В долине Зруг, С.Осетия:
Озеро в долине Ходюка, КЧР:
На массиве Соухаузкая, КБР, зима. Ищем человечка :)
Ночевка над долиной Урух, С.Осетия, зима:
Долина Псыгансу в облаках. КБР, зима:
Очень понравилась!
Кстати, заметьте, как наличие конкретного сильного объекта усиливает снимок. На 3-й и 5-й - замечательные виды, которые мы с удовольствеим рассматриваем, но именно палатка на 4-м, мгновенно втягивает нас в изображение и долго не отпускает взгляд. Поэтому у 4-го точно будет больше поклонников.
Если стремится к ещё большей глубине изображения, о которой мы говорим в этом статье, то кустики или травка на переднем плане могли бы её создать.
Мидаграбинский цирк
Дигорское ущелье
Шау-хох, Джимарай-хох и Тепли(?) с Цейского ущелья мыльницей и немного фотошопа
Нужны люди в кадре, которые внесли бы движение и жизнь.
Для пейзажа - нужны более сильные ракурсы.
Ближе всего к цели - первая, но у неё пустой передний план. Снег, который там есть почему то не работает.
Возможно, потому что, как мы говорили - светлое стремится "уйти вглубь" кадра, а темное - "выйти наружу" . Поэтому светлое ставим на заднем плане, а темное - не переднем.
Т.е., в данном случае, светлый передний план, вместо того чтобы усилить перспективу, наоборот, разрушает её.
Может так:
Ходите на Аксайский ледник по утрам и будет вам счастье в виде отличного света и интересных снимков.
С композицией все хорошо, но если бы догнали товарищей и сфотографировали ближе, получился бы намного более динамичный снимок с сильной перспективой.
и еще Архыз
Лагонаки
Сев. Осетия, рассвет на 3800
В маленьком варианте, правда, их очень сложно разглядеть. Нужно высветлить тени и немного обрезать верх и края кадра.
Если говорить о перспективе и четком сюжете, то, пожалуй первый передаёт её и его лучше всего.
На третьем отвлекает непонятная штука слева, но если бы её не было - кадр завалился бы вправо. Возможно, нужно было включить бОльший кусок этого нечто (скалы) ?
Между Белореченским и Черкесским перевалом
Предлагаю сделать её чуть темнее и немного обрезать сверху:
Мавензи
Монастырь в горах
Гималаи
На первой потрясающий задний план, но - обычный средний. В такой композиции снимок мог бы работать, если бы на на снежном склоне был "герой" - лыжник, альпинист, мохнатый як.
А если "героя" нет, а фон такой, что дух захватывает, так и выкидывайте этот средний план из кадра.
Мой вариант (насколько это возможно сделать обрезкой):
На третьем - слишком много темного внизу. Нужно, либо высветлять тени, либо резать. Я бы предложил второе, т.к. столбы и люди с рюкзаками, на мой взгляд, гасят романтику снимка.
Скажем, так:
Вообщем, вариант номер 2:
Спасибо всем, кто участвовал!!!