"Шатни" между 55°46' и 51°29' с.ш.
От нашего командира Павла Конюхова, в декабре 1994 года, пришло письмо. Письмо как всегда было коротким: куда добираться, с кем идти, и что взять с собой. Павел и Фарид Абдулин будут ждать нас с Мишей Тумаевым на Байкале, в поселке Листвянка. Михаилу добираться из Таллина, мне с Алтая. В Иркутск я приехал последним, пришлось делать крюк и ехать на север Тюменской области за великом, который мерз на балконе в городе Когалыме. Велосипед хоть и не новый, но надежный. До приезда в Листвянку я не предполагал, что озеро такое длинное, широкое и глубокое. Одно знал точно, Байкал со всех сторон окружен горами.
Утром второго февраля 1995 года, пока поселок спал, мы ушли из Листвянки. До мыса Покойники, нам идти рядом с Приморским хребтом, максимальная высота которого 1700 метров (Трехголовый голец).
Ближе к обеду, за мысом Сытый, лед стал быстро становиться рыхлым, это было видно по следу велосипеда, он на глазах становился темным, что заставило нас быстро повернуть к берегу. Миша с Павлом успели выскочить на берег, я и Фарид-нет. Фарид сразу ушел под лед вместе с велосипедом, я успел встать на каремат, который у меня был на переднем багажнике, но пока ждал своей очереди, присмотрел вверху на склоне несколько сухих лиственниц. В начале вытащили велосипед Фарида, ну а затем и хозяина велика. А потом пришла и моя очередь искупаться. К вечеру все мокрое просушили у костра.
Четвертого февраля зашли на кордон Средние Хомуты (Нижние, средние, верхние) - мысы, пади. Здесь отроги Приморского хребта напоминают форму хомутов. С кордона уходили с пополнением в команде, к нам присоединилась Белка-настоящая лайка. Она все время шла впереди нас. Опасные места мы обходили по ее следу. Прошли бухту Песчаная, своеобразие бухты завершают экзотические скалы, острыми зубцами выделяющиеся среди хвойного леса. Утесы Большая Колокольня (с севера) и Малая Колокольня (с юга).
Седьмого февраля, от мыса Крестовский до мыса Улан-Нур, мы шли рядом с открытой водой. И только к вечеру смогли выбраться на берег.
Нерпу первый раз увидели у мыса Крест. У Креста (в старину рыбаки здесь поставили большой деревянный крест) мы достали из рюкзаков теплые вещи, так как предстояло входить в Ольхонские ворота, а там настоящая "чукотка". Ветер в районе Малого Моря называют еще Сармой. Малое Море по бурятски-Нарин-Далай (Узкое море).
Одиннадцатого февраля обогнули мыс Рытый. По старинным бурятским приданиям долина речки Рытой, является "Странным и Священным" местом, где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, всегда посылающие сильные ветры. Бурханить не стали, оставив на льду карамель и печенье богам, ушли к мысу Анютха, по бурятски Анюлха-закрывать глаза. Речки Анютха и Хейрем, в старину служили границей священного места, перешагнуть и видеть которые не имело права ни одна бурятка. У мыса Шартлай нас окружили бурятские рыбаки на мотоциклах и предупредили, что бурханить на святых местах дело обязательное. Узнав от нас, что мы оставляем сладости на святых местах, они согласились и умчались к своим палаткам стоящим недалеко на льду. Далее от мыса Шартлай, нам идти рядом с Байкальским хребтом. На его северо-западных склонах берет начало река Лена. Ее верховья лежат вблизи Байкала (всего в девяти км) против мыса Саган-Морян. Наибольшая высота Байкальского хребта 2572 метра (гора Черского).
Тринадцатое февраля. Мыс Заворотный. Эта коса имеет форму рога, завернутого острием к берегу. Здесь на Заворотном наша Белка нашла себе новых хозяев.
Четырнадцатого февраля у мыса Кедровый у нас начали появляться технические проблемы, в основном, это проколы шин.
Семнадцатого февраля на мысе Котельниковский, мы искупались в горячих источниках. В Северо-Байкальске подлатали велосипеды, подкупили риса и гречки, и ушли к побережью Баргузинского хребта.
По хорошему зимнику двадцать восьмого февраля пришли на полуостров Святой Нос. Мимо поселка Катунь, через озеро Арангатуй, вышли к Усть-Баргузину. Далее наш пусть шел по берегу. Гримяченск, Селегинск, Бабушкин. Мурино-поселок стоящий на реке Хара-Мурин. Прорезая глубокое ущелье в отрогах Хамар-Дабана, река Хара-Мурин (Черная река) впадает в Байкал. По реке Хара-Мурин и ее притоку Лангатую проходит старый, полуразрушенный Кяхтинский тракт, чрез хребет Хамар-Дабан. Далее маршрут: Байкальск, Слюдянка, Култук. От Култука по старой железной дороге, мимо лазающих по скалам иркутских альпинистов, прибыли в поселок Листвянка десятого марта. Последний алтайский пряник.
182
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Хороший рассказ и отличный велопоход.
сильны мужики! и я так хочу!
Добавил ссылку на твою страничку в "Риске" на сайт КЛБ "Восток" в статью о кроссе "Горный король" для полноты информации о твоих приключениях.