Горнолыжный курорт "Сковородка" или Несерьезный взгляд на серьезную Гору
У меня есть друг. Каждым летом он делится со мной приоритетными направлениями трат своей неуемной энергии и денег. Он очень умный и утверждает, что физическая нагрузка стимулирует клетки головного мозга и помогает плодотворно заниматься научной деятельностью. Его можно простить за это заблуждение – он не испорчен спортивной школой. Взаимосвязь сомнительна хотя бы потому, что после лета проведенного нами в Каравшине моему другу не вручили Нобелевскую премию, а поднимание баулов по стене для того чтобы лезть, есть и пить стимулирует не клетки головного мозга, а выделение желудочного сока в огромных количествах.
Приняв во внимание мою любовь к теплу и комфорту, и не меньшую любовь к горным лыжам, мы стали решать, как бы совместить эти привязанности, не перемещаясь в Южное полушарие. И тут неожиданно возник гражданин Франции, Жан-Поль Кризан и пригласил нас провести с ним лето на пике Ленина. -Давай поедем - сказал Илья - заодно и на лыжах покатаемся.
-А у нас нет мотивации, чтобы ехать на пик Ленина.
-А давай поедем без всякой мотивации - и моя мечта о том «чтобы тепло и сухо и не сильно напрягаться» превратилась в загадочный «малый пакет» услуг от «Аксай тревел», гарантирующий трансфер «Ош - Ачик-таш – Ош» и пользование лагерным сортиром в любое удобное для вас время.
Торжественно объявив друзьям и знакомым, что едем кататься на больших и широких лыжах в район пика Ленина, и в наши планы не входит «восхождать», мы встретили полное непонимание. «Так вы не на гору идете?» - недоверчиво переспрашивали они. «Нет, мы едем кататься на лыжах!», и это «нет» снимало всякую ответственность за конечный результат нашего сомнительного мероприятия. Что-то подсказывало, что «катание на горных лыжах в районе пика Ленина» будет несколько отличаться от нашего предыдущего опыта высотных восхождений и тем более пребывания на горнолыжных курортах мира.
Кто-то очень умный посоветовал: «А вы в Арче акклиматизируйтесь, хоть есть нормально будете в базовом лагере. Так многие делают…» В ущелье Ак-сай мы провели 5 дней. Из них 3 дня ушло на переход от альплагеря «Ала-арча» до хижины «Корона», день катания и день спуска. Нам сказочно повезло со снегом - он был. . Похожий на топленое масло, и очень быстрый. Съезжать удавалось до моренного вала «коронских ночевок» В нижней части спуска канты резали склон до льда, но во второй половине дня под слоем снега лед «отпаривался»Варианты проездов: с перемычек между 1 и 2 башнями Короны, вдоль пика Изыскатель, выезжая на Ак-сайский ледник по левой (по ходу) стороне «лысины» А вообще, для того, кто тащит сюда лыжи, бессмысленно рассказывать про «варианты», так как их всего два. Первый: где хочу, там и еду. Второй: как могу, так и спускаюсь. Жан-Поль ехать в Арчу отказался, сославшись на то, что дважды в месяц он вывозит свой парижский ски-тур-клуб в район Монблана и послал к нам для безоговорочной и полной акклиматизации юношу Гийома. Гийом до 17 лет играл на виолончели и целых три уикенда посвятил ски-туру в родных Альпах. Он стойко выдержал экспресс-акклиматизацию и почти не отставал от нас на спуске с Короны, несмотря на отсутствие лыж, и отторжение гастрономических изысков киргизской кухни. Вообще, к концу нашей вылазки в Ак-сайское ущелье он выглядел как типичный второразрядник – сильный и мужественный, заросший щетиной – он быстро освоил способ поедания water-melon столовой ложкой, и почти без акцента мог произнести «спасибо» и « полная ж…» Вернувшись в Бишкек, мы нашли Жан-Поля, который в гостинице пытаясь выбить плечом заклинившую дверь, с чувством произнес «…putain kirghiz system…», и этой вполне конкретной фразой, такой простой и созвучной душе русского альпиниста он сразу расположил нас к себе. А когда в аэропорту, спасаясь от перевеса, надел пластиковые ботинки и 40 минут перелета «Бишкек-Ош» поддерживал непринужденную беседу одновременно со всеми пассажирами рейса, наша симпатия переросла в глубокое уважение.
Базовый лагерь. 3600 Для тех, кто едет за снегом, Ачик-таш (травка, эдельвейсы, и относительное тепло) – перевалочный пункт, здесь стоит задержаться на пару дней, подышать.
Переход через «перевал Путешественников», 12 км, лучше делать налегке, а перевес доверить вьючному транспорту (два евро за кило). «Волшебные весы» местных перевозчиков прибавят на 4-5 кг, но мелочиться не в ваших интересах.
ABC……Дождь плавно перешел в снег и АВС встретил нас хорошим Домбайским снегопадом, под которым мы ставили свои роскошные трехместные апартаменты, поспешно запихивая «все включено» под тент.Проснувшись утром, обнаружили, что снега на Горе «аномально» много. Нас это вполне устраивало, так как по рассказам опытных товарищей до АВС в это время года на лыжах ехать нельзя. У всех окружавших нас людей была цель – совершить восхождение на семитысячник. Мы же люди совершенно безответственные, недисциплинированные и ленивые с формулировкой «идем докуда дойдется» прицепили лыжи на рюкзаки и пошли. Дошлось до отметки 5000 м.
Катание по закрытому леднику летом сродни спринтерскому бегу по минному полю – быстро и почти не касаясь рельефа. Забавно со стороны было наблюдать, как мы подтягивали коленки, пытаясь прыгать через трещины практически не имеющие перепада между верхним и нижним краем. Илья ломал снежные мосты как Бог, демонстрируя агрессивность катания, а я ничего не демонстрировала – не могла.
«Сковородка» 5300.Цитата: « Когда я увидел последний взлет перед лагерем на 5300, то понял почему люди умирают в 50-ти метрах от палаток»
Мы тоже поняли, когда увидели. Также стало понятно, что если сейчас наши рюкзаки самостоятельно не пойдут вперед организовывать бивак, мы умрем раньше. Крылья выросли в тот момент когда, я догадалась отстегнуть лыжи. Илья пошел значительно дальше: он не только избавился от лыж, он еще сменил горнолыжные ботинки с кошками на какие-то драные тапочки позиционируемые как «обувь для бивака».
Дошли, сели, сидим, из снега на плато торчат брошенные лыжи, люди, идущие вверх, устраивают около них массовые привалы…..
Ничего не болит, мышцы не устали, просто нет сил. «Электролитов не хватает» - сказал умный Илья и испортил вскипевшую воду регидроном- «Сейчас напьюсь и пойду за лыжами» Я отказалась пить, а заодно и за лыжами не пошла. А он, молодец – принес две пары.
Жан-Поль и Гийом полностью растворились в графиках пилообразной акклиматизации, крепко привязанной ко времени завтраков, обедов и ужинов в АБС, но мы так хаотично перемещались между лагерями, что постоянно виделись с ними. Первая ночевка на 5300 напрочь отбила охоту не только подниматься выше, но и «весело мчаться вниз». Утром, посмотрев друг на друга, мы диагностировали, что мое опухшее лицо находится в пределах нормы, а сине-зеленый цвет лица товарища говорит о том, что необходим быстрый сброс высоты и общество юных восторженных девушек.
Илья поехал вниз восстанавливать здоровье, а я потащила лыжи на плато Узбекистан.
Плато Узбекистан 5600Спуск вдоль тропы горовосходителей занял 10 минут и закончился около палатки. Снег отпускает после 12 часов, но если включают ветер, то «ждать не стоит-надо ехать-не отпустит».
Из под лыж уходят мокрые лавинки – засыпать не засыпет, но протащить может и не только тебя, но и тех, кто поднимается наверх - целеустремленный и мотивированный. Поэтому лучше держаться от тропы подальше.
Есть интересный съезд между шрундами справа по ходу от тропы. Поднимаясь на плато во второй раз, мы увидели лыжный след, лавирующий между трещинами, воспользовались им и получили огромное удовольствие – спасибо Славе Тополю за наводку.
Раздельная 6150Опять проезд вдоль тропы. Ехать вниз с перемычки между Раздельной и вершиной имени какого-то партсъезда мы не решились – во второй половине дня нередки ледовые обвалы. Если подняться чуть выше до отметки 6400, можно съехать по левому краю Северной стены. Снег там не отпускает, много сбросов, Но если твой спуск ведут по рации со «сковородки» - все не так страшно.
В результате бесконечных хождений вверх-вниз, акклиматизация перешла в хроническую стадию. Воздух в Базовом лагере можно было есть ложками, но наши измученные многочисленными быстрыми сбросами высоты организмы хотели есть воздух в теплых и сухих предгорьях Средней Азии. Туда мы и переместились, предварительно продав и раздав половину снаряжения из соображений экономии веса при перелете и просто потому - что хотелось кушать.
Полезная информация для «отдыхающих»:
Сезон: июль- август.
Район катания: Киргизия, Алайский хребет, ледник Ленина
Перепад высот: 3500м
Зона катания: Много километров очень разного и совсем не летнего снега
Где жить: Проживание в палатках базового лагеря входит в полный пакет услуг любой компании, у которой этот лагерь установлен. Можно ставить свои палатки и самим готовить, но это не очень удобно – много времени уходит на быт.
С кем связываться: все хороши и цены примерно одни и те же. Мы связались с «Аксай тревел», в целом остались довольны, отдельным сотрудникам благодарны, в частности Маше, встречающей и провожающей клиентов в Оше, Наталье Александровне угостившей нас изумительным оромо-кебабом (прости Господи, не знаю: оно склоняется или нет?). А еще Андрею Шевцову из конкурирующей «Тянь-Шань-тревел», который составил нам компанию на заключительном спуске и совершенно бескорыстно подарил очень красивый проезд по леднику.
126
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
*подозрительно знакомый слог*
Держите в "Риск" курсе, пожалуйста
На этой "перемычке" (между Раздельной и 19-го партсъезда) имеет место быть небольшое возвышение. Пик Ленина называется... :)